Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / ЭСТЕТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Наталья Валериевна

Настоящая работа посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы при формировании музыкальных способностей младших школьников. Рассматриваются вопросы организации совместной работы педагогического коллектива и родителей, в том числе, в музыкальном воспитании. Проанализировано понятие и сущность музыкально-эстетического воспитания. Акцентируются возможности организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей, влияние совместной деятельности на формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Представлены пути реализации успешного музыкально-эстетического обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION PRIMARY SCHOOL STUDENTS

This work is devoted to the problem of interaction between family and school in the formation of musical abilities of younger schoolchildren. The issues of organizing the joint work of the teaching staff and parents, including in musical education, are considered. The concept and essence of musical and aesthetic education are analyzed. The possibilities of organizing joint musical activities of children and parents, the influence of joint activities on the formation of spiritual and moral qualities of the personality of younger schoolchildren are emphasized. The ways of realization of successful musical and aesthetic education and upbringing are presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Выводы. В целом, диагностическое исследование, дополненное беседами и классным часом, дали возможность утверждать, что 88,6% обучающихся демонстрируют высокий и средний уровень агрессивности. Во многом это объясняется усталостью в течение учебного дня, утомляемостью в процессе адаптации к требованиям среднего звена, сложностями в понимании учебного материала и снижения успеваемости на этом фоне, хотя большинство респондентов ответили, что положительно относятся к учебе, школе, одноклассникам. Кроме того, подтверждается тот факт, что в этом возрасте начинают проявляться последствия ошибок в семейном воспитании, педагогической запущенности. Также наблюдается влияние социальных сетей, Интернет-ресурсов, компьютерных игр на формирование агрессивного поведения. В данном направлении авторы планируют провести более глубокое исследование. Поэтому именно в период адаптации в 5-м классе чаще проявляется агрессивное поведение.

Агрессия в младшем подростковом возрасте прежде всего проявляется в межличностных отношениях в среде сверстников в форме различных конфликтов. При этом, чем младше возраст ребенка, тем чаще в конфликтах присутствует физическое насилие, дети дерутся, кидаются разными предметами; по мере расширения социального опыта агрессия трансформируется в вербальную форму. При запущенных ситуациях агрессивные проявления могут быть направлены и на взрослых (учителей, родителей), что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка.

В деятельности общеобразовательных организаций необходимо уделять внимание систематической работе психолого-педагогической службы по профилактике агрессивного поведения обучающихся. Важной является грамотная диагностика поведения обучающихся, перешедших в среднее звено, что способствует своевременному выявлению подростков с отклонениями в поведении и повышает эффективность профилактической деятельности. Наиболее эффективными диагностическими методиками являются опросник Басса-Дарка, опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева. Также интерес у обучающихся младшего подросткового возраста вызывают проективные методы, например, тест «Несуществующее животное», вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик. Комплексный сбор информации о «проблемном» обучающемся (сбор анамнеза) определяет эффективность дальнейшей работы.

Хорошо зарекомендовали себя в работе с подростками интерактивные формы проведения встреч, тренингов, занятий. Создание условий для выплескивания негативной (занятия спортом, арт-терапия, индивидуальная беседа) является необходимым компонентом в работе с агрессивными подростками. Также необходимо уделять внимание работе с родителями агрессивных подростков. Оздоровление детско-родительских взаимоотношений, осознание родителями наличия проблемы, мотивация всех членов семьи на разрешение существующих конфликтов является приоритетной в психолого-педагогической работе с семьей. В дальнейшем авторы планируют провести повторное диагностическое исследование в экспериментальной группе с целью выявления динамики коррекции агрессивного поведения, а также определить степень влияния социальных сетей, компьютерных игр и других Интернет-ресурсов на формирование агрессивного поведения подростков.

Литература:

1. Агапов, П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа: статья / П.В. Агапов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 21.12.2022)

2. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т.П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 126 с. - (Профессиональная практика). - ISBN 978-5-534-07820-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/515314 (дата обращения: 18.01.2023)

3. Васильева, А.Н. Организация деятельности Управления образования по профилактике правонарушений несовершеннолетних: статья / А.Н. Васильева, А.Ю. Портнягина // Сборник научных трудов: Проблемы современного педагогического образования. - Вып. 76. - Ч. 4. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - С. 54-57

4. Васильева, П.В. Агрессивность подростков и межличностные отношения / П.В. Васильева, Н.М. Ноговицына // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки». - 2018. - С. 86-89

5. Горохов, С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ: статья / С.А. Горохов // Из истории общественно-политической мысли. - 2020. - №4. - С. 147-151

6. Ильина, Г.М. Человек и неблагоприятные условия социализации / Г.М. Ильина, Г.К. Эверстова, А.П. Шамаева. -Якутск, 1999. - 80 с.

7. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 290 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00231-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510628 (дата обращения: 08.01.2023)

8. Сороченко, В. Теория Конрада Лоренца о природе человеческой агрессии: статья / В. Сороченко. - Эл. ресурс. -URL: https://psyfactor.org/ (дата обращения: 10.01.2023)

9. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00489-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/511139 (дата обращения: 10.01.2023)

Педагогика

УДК 370

кандидат педагогических наук Алексеенко Наталья Валериевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы при формировании музыкальных способностей младших школьников. Рассматриваются вопросы организации совместной работы педагогического коллектива и родителей, в том числе, в музыкальном воспитании. Проанализировано понятие и сущность музыкально-эстетического воспитания. Акцентируются возможности организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей, влияние совместной деятельности на формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Представлены пути реализации успешного музыкально-эстетического обучения и воспитания.

Ключевые слова: начальная школа, музыкальный репертуар, эстетика, музыкальное воспитание, младшие школьники.

Annotation. This work is devoted to the problem of interaction between family and school in the formation of musical abilities of younger schoolchildren. The issues of organizing the joint work of the teaching staff and parents, including in musical education, are considered. The concept and essence of musical and aesthetic education are analyzed. The possibilities of organizing joint musical activities of children and parents, the influence of joint activities on the formation of spiritual and moral qualities of the personality of younger schoolchildren are emphasized. The ways of realization of successful musical and aesthetic education and upbringing are presented.

Key words: elementary school, musical repertoire, aesthetics, musical education, junior schoolchildren.

Введение. В младшем школьном возрасте музыка играет важную роль в формировании характера ребёнка, его чувств и мыслей. Через музыкальное искусство дети познают красоту, радость и добро. В этом возрасте, когда закладываются основы личности ребёнка, его отношение к миру, он особенно восприимчив к музыке. Именно поэтому в этот период важно приобщать детей к музыкальным занятиям, погружать в мир музыкального искусства. Ведь музыка воздействует на духовный мир ребёнка, развивает его чувства, эмоциональные переживания. При помощи музыкальных средств можно решать задачи эстетического воспитания.

Музыкальное воспитание в семье - это эффективный путь приобщения детей к музыкальной культуре, это та основа, опираясь на которую, можно воздействовать на формирование музыкальных способностей детей. В семье необходимо уделять большое внимание музыке, которая, как известно, - язык души. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» - Ф. Ницше. Чем раньше ребёнок начнёт приобщаться к миру прекрасного, тем гармоничнее будет его развитие.

Актуальность исследования обусловлена тем, что музыкальное образование сегодня является одним из важнейших средств реализации воспитательного потенциала музыки. В связи с этим, актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения процесса приобщения младших школьников к музыкальному искусству. Одним из важнейших аспектов исследования представляется выявление основ музыкальной политики при выборе репертуара, музыкальных направлений, стилей и жанров, форм музицирования.

Изложение основного материала статьи. Анализ понятия «музыкально-эстетическое воспитание» в отечественных исследованиях представлено достаточно широко. Проведённый теоретический анализ источников по проблеме исследования показал интерес авторов к следующим ракурсам проблематики: основные направления взаимодействия семьи и музыкальной школы (Л.М. Кашапова [7], Т.В. Хуторянская [16]), роль психолого-педагогической поддержки семьи в сфере духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства (коллектив авторов: М.М. Заббарова, А.С. Зиннурова и Р.Р. Сагитов [6]), проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства (Т.В. Емелина и Н.Э. Касаткина [5]), функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника [12]. Вопрос музыкально-эстетического эстетического воспитания младших школьников рассматривается и с психолого-педагогического аспекта (О.С. Алейникова [1]), и с точки зрения создания необходимых педагогических условий (М.Г. Семенищева [2]), и собственно процесса формирования эстетической культуры (Т.И. Ланцова и А.В. Писарюк [8], Э.А. Рамазанова [11]), музыкально-эстетического вкуса школьников (С.М. Борисова [3]) и его моделирования (В.Г. Вищаненко (Грошева) [4]). Целый блок исследований составляют работы, посвящённые работе со школьниками с особенностями развития, отдельные положения которых применимы и в работе с традиционными классами (Т.И. Ланцова и А.В. Писарюк [8], Я.Б. Лев, М.М. Акулова [9] и др.). Важным ракурсом являются проблемы музыкально-педагогической подготовки самого педагога начальных классов и формирование его музыкально-эстетического вкуса, способности передать его детям (Э.А. Рамазанова [11], Н.Г. Столярова [13]). Л.К. Фортова и О.А. Горбунова поднимают вопрос о значении эстетического воспитания младших школьников для их социализации [15].

В наше время в связи с переходом на новые формы обучения и воспитания, которые требуют от педагога нового подхода к работе с детьми, возникает необходимость в разработке новых форм взаимодействия педагога и семьи. Семья -это не только родители, но и все те взрослые, которые принимают непосредственное участие в жизни и воспитании ребёнка.

Воспитание детей имеет свою специфику, так как семья оказывает на ребёнка непосредственное влияние, а школа -опосредованное. В то же время оба эти института имеют общие задачи и функции. Семья является источником культуры, в том числе и музыкальной. Музыкальная культура ребёнка складывается под влиянием семейного воспитания, которое осуществляется в процессе общения с родителями, родственниками, друзьями, знакомыми, соседями.

Современная школа должна не только давать своим выпускникам определённый объём знаний, но и сформировать у них личностные качества и способности, которые будут способствовать их успешной социализации в обществе. Среди важнейших качеств личности, обеспечивающих успешность социализации, следует выделить способность к эмпатии, толерантность, способность к сотрудничеству, умению действовать в различных социальных ситуациях, в том числе в семье.

В современном мире, когда в обществе происходят глубокие изменения, возросла роль семьи в воспитании ребёнка. Семья и школа находятся в постоянном взаимодействии. Проблема взаимодействия семьи и школы является актуальной и в наше время. Родители являются активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Признано, что музыка - это один из самых мощных и эффективных инструментов, когда-либо созданных для воспитания детей. Музыкальное воспитание в школе является важной составляющей процесса формирования человека как личности. В настоящее время, когда на первый план вышли проблемы развития личности, формирования духовного мира подрастающего поколения, особенно актуальным становится вопрос о роли музыки в нравственном воспитании и становлении личности младшего школьника.

Семья и школа - две общественные структуры, которые призваны воспитывать детей. И если в семье воспитание осуществляется, как правило, стихийно, то в школе оно происходит в процессе целенаправленной деятельности по организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы соединить усилия в воспитании детей и создать благоприятные условия для их всестороннего развития. В этом и заключается сущность взаимодействия семьи и школы.

В XIX веке французский эссеист и писатель Альфонс де Ламартин отметил, что «музыка - это универсальный язык человечества». Поэтому неудивительно, что музыкальное образование является обязательной практикой в начальной школе по всему миру. Дети изучают основы музыкального языка, музыкальной теории (мелодия, гармония, ритм, темп, метр). Осваиваются основы композиции музыкального исполнительства. Используются формы концертных выступлений (в классе или на сцене). Музыкальное искусство один из наиболее очевидных способов привить детям эстетические и нравственные качества, а также научиться творческому самовыражению. Оно открывает путь к творчеству, которое способствует всестороннему развитию личности. Семья и школа являются важнейшими институтами в формировании личности ребёнка. В процессе взаимодействия с родителями и педагогами у ребёнка формируются навыки общения, умение сотрудничать, работать в команде. Именно эти качества позволяют ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться к условиям жизни в обществе.

Музыка является неотъемлемой частью образования любой ступени и уровня. Это также и часть семейной жизни и как форма общения и самовыражения. Музыкальное воспитание в семье начинается с выбора музыкального репертуара, который родители слушают, а ещё лучше - исполняют дома вместе с ребенком. Важен и концертный репертуар тех учреждений, которые посещают родители с детьми. Он должен быть разнообразным по формам, жанрам и стилям, но необходимо учитывать эстетическую направленность и возрастные категории. В последнее время стала обязательным возрастная «маркировка» анонсов и афиш, что помогает семье сориентироваться в этом вопросе.

Всегда актуальным будет являться прослушивание классической музыки. Так, например, симфоническая сказка для детей «Петя и волк» С.С. Прокофьева поможет узнать в лёгкой игровой форме, на понятном детям языке музыкальные инструменты симфонического оркестра, традиционные группы инструментов и их характерные запоминающиеся тембры. Многие композиторы писали произведения академических жанров специально для детей, на что и стоит обратить пристальное внимание родителям («Детский альбом» П.И. Чайковского, детская опера «Курочка ряба» Ж. Металлиди и многие другие). Знакомство с музыкальным фольклором развивает патриотические чувства, погружает в быт и культуру ушедших эпох. Эстрадные жанры также полезны для восприятия; они легче всего воспринимаются детьми, поэтому особенно важно внимательно и тщательно отслеживать эстрадный репертуар, с которым знакомится ребёнок. Необходимо опираться на музыкальный материал, способствующий развитию вкуса.

Неотъемлемой частью музыкального воспитания, элементами обязательного приобщения школьников к музыкально-творческой деятельности являются следующие формы (как индивидуальные, так и групповые, ансамблевые или, по возможности, - оркестровые, хоровые):

- прослушивание музыкальных произведений (слушание музыки);

- сочинение (композиция);

- исполнение музыкальных образцов (музицирование).

Эти виды деятельности инициируют более качественное формирование важнейших качеств психики - художественное восприятие и воображение. Родители должны сами владеть информацией о музыке, её жанрах, особенностях исполнения и восприятия, уметь передать чувство прекрасного своим детям. Педагоги должны поощрять обучающихся развивать свои художественные и музыкальные способности, поручая им различные творческие проекты и задания, такие как, например, сочинение небольших музыкальных композиций (отрывков в форме не больше периода или простой двухчастной формы), игра на музыкальных инструментах, другие формы музицирования, прослушивание и анализ произведений, движение под музыку. Такие проекты помогают развивать творческие способности обучающихся и их эстетическое восприятие окружающей действительности.

В последнее время проблема взаимодействия семьи и школы становится все более актуальной. Это связано с тем, что система образования претерпевает существенные изменения: от воспитания «человека обучающегося» - к воспитанию «человека воспитывающегося». Таким образом, в педагогическом процессе происходит сдвиг акцента в сторону воспитательных функций школы. Воспитание становится главной целью, а обучение - средством, с помощью которого оно осуществляется.

Так, С.М. Борисова выделяет следующие формы воспитательной работы с детьми [3, С. 317]:

- массовые;

- кружковые;

- студийные.

Тем не менее исследователями выявляется «противоречие между музыкальными потребностями школьников и предлагаемыми школьной жизнью условиями. Причем разрешить данное противоречие могут сами школьники, педагоги и родители, выразив готовность к использованию в обычной жизни более серьёзной, глубокой для понимания классической музыки и более частого, лучше систематического посещения концертов всей семьёй. Процесс развития музыкальной культуры современных школьников будет эффективным, если родители и педагоги выступят активными участниками формирования модели как собственной музыкальной культуры, так и музыкальной культуры обучающихся, так как в музыкальной деятельности ребёнок осознает личную пространственною реальность, в которой открывает мир для себя по-своему и себя миру» [5, С. 29].

В последние годы происходят существенные изменения в жизни общества, связанные с необходимостью формирования у подрастающего поколения гуманистического отношения к природе, к людям, к самому себе. На этом фоне большое значение приобретает музыкально-эстетическое воспитание детей, в процессе которого формируются основы гуманистической личности. В связи с тем, что в процессе становления личности ребёнка происходит его знакомство с миром музыки, возникает необходимость в тесном взаимодействии семьи и образовательного учреждения. Родители являются первыми педагогами своих детей. Организация совместной музыкальной деятельности детей и родителей представляется чрезвычайно важной. Именно семья является той средой, где ребёнок проводит большую часть своего времени, именно в семье он получает первые впечатления об окружающем мире. Семья для ребёнка - это и есть мир. И от того, каким будет мир, в котором растёт и воспитывается ребёнок, зависит его будущее.

По мнению Е.Ю. Тишиной успешность музыкально-эстетического обучения и воспитания характеризуется следующими положениями и путями реализации [14, С. 34-35]:

- развивающие уроки в соответствии с учётом психолого-возрастных особенностей развития детей;

- тесное взаимодействие школы, педагогов системы дополнительного образования и семьи при планировании процесса музыкально-эстетического воспитания;

- гибкое регулирование хода учебного процесса музыкального воспитания, изменение содержания урока;

- создание особого стиля взаимоотношений педагога с каждым обучающимся;

- использование активных форм музыкальной деятельности: музыкальные разминки, театрализованные музыкальные сценки, сюжетно-ролевые игры и пр.;

- расширение возможностей использования разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, логоритмика, музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на музыкальных инструментах, ансамблевое музицирование).

В наше время, когда в обществе происходят изменения, связанные с гуманизацией общества, возрождением духовных традиций, проблемами воспитания подрастающего поколения уделяется большое внимание. И среди них одна из самых актуальных проблем - воспитание музыкальностью, которая является одним из средств развития духовного мира ребёнка, приобщения его к богатствам мировой и отечественной культуры. Музыкальное воспитание - одно из основных средств эстетического воспитания.

Взаимодействие семьи и школы является одним из ключевых факторов эстетического и музыкального воспитания младших школьников. Стоит учитывать, что художественно-музыкальное образование в начальной школе даёт много преимуществ. Это повышает интерес обучающихся к музыке, искусству и литературе. Включение художественных (в

широком смысле) элементов в учебную программу способствует чувству принадлежности к коллективу, обществу, школьной среде.

В процессе занятий музыкой происходит бесценное взаимодействие в семье, формируется художественный вкус. Неслучайно анализ влияния семейного воспитания на формирование эстетических взглядов и навыков обучающихся младших классов находится под пристальным вниманием учёных и педагогов. Музыкальное воспитание - это многогранный процесс формирования музыкального вкуса, развития эстетической культуры, музыкальной чуткости и восприимчивости.

В последнее время в обществе усиливаются тенденции к возрождению духовности, к укреплению семьи. Семья является тем первичным звеном, которое позволяет ребёнку познавать мир, адаптироваться в нем. Музыка - это форма художественного самовыражения, способная вовлекать людей на эмоциональном уровне. Образовательные учреждения должны воспользоваться этим, включив музыкальное обучение или его элементы в свои образовательные программы. Это может помочь обучающимся развить музыкальные и художественные таланты, которые принесут им пользу в повседневной жизни, а в дальнейшем, возможно, - и всему обществу.

Творчество, креативность и талант - ценные качества, присущие человеку. Поэтому неудивительно, что во многих школах есть музыкальные или художественные программы. Эти программы являются частью усилий по предоставлению обучающимся инструментов, необходимых им для достижения успеха в жизни. Обучающимся нужна среда, которая подталкивает их к развитию творческих и эстетических способностей, чтобы преуспеть в жизни.

Семья играет значительную роль в художественном и музыкальном воспитании детей. Школы постоянно продвигают музыкальные представления для обучающихся. Это помогает обучающимся осознать важность музыки в их жизни, может помочь им в дальнейшей жизни и при выборе профессии. В современной школе происходит переоценка ценностей, меняются цели и приоритеты. Сегодня мы живём в условиях информационного общества. Школа, ориентируясь на запросы социума, должна стать центром всестороннего развития личности ребёнка, а семья - основным институтом воспитания. Семья и школа должны работать совместно, чтобы помочь ребёнку стать полноценной личностью.

Для того чтобы раскрыть важность и необходимость взаимодействия семьи и школы часто проводится анкетирование обучающихся и их родителей. Анкетирование показывает, что в семьях детей существует проблема, связанная с музыкальным развитием детей и, в частности, с выбором музыкальных школ. Родители не знают, куда отдать ребёнка, часто не умеют слушать музыку, не могут научить ребёнка слушать её и понимать. При проведении опросов исследовались собственно процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников; рассматривались основные задачи музыкального воспитания детей; роль семьи в музыкальном воспитании и задачи музыкального воспитания в семье, формирование музыкальности детей. Важным представлялась организация работы с родителями.

Сегодня активно анализируется новый формат педагога, музыкального педагога и их профессиональные качества, необходимые для успешного функционирования в современной образовательной творческой среде. Музыкальная культура и искусство имеют большой образовательный потенциал. Музыкальное развитие младших школьников закладывает фундамент для следующих образовательных ступеней. А сама характеристика музыкальных занятий и специальные психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей признаются важным средством развития детей.

Выводы. Таким образом, в настоящее время в России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на творческий воспитательный образовательный вектор. Как никогда ранее возрастает роль эстетического воспитания, которое должно стать органичной частью общего процесса развития личности ребёнка. В процессе исследования мы пришли к выводу, что взаимодействие семьи и образовательного учреждения будет эффективным, если будут созданы условия для формирования музыкальности детей, как в школе, так и в семье; атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

В связи с этим необходимо искать новые подходы к воспитанию подрастающего поколения, к формированию у них общечеловеческих ценностей, к развитию их творческого потенциала, эстетического вкуса. Когда в обществе происходят социально-экономические и политические перемены, возрастает потребность в воспитании подрастающего поколения на основе общечеловеческой культуры, патриотизма, образцов культуры своего народа и творчества других народов.

Семья и школа - два важных общественных института, которые закладывают в душе ребёнка представление о самом себе, о другом человеке, о взаимоотношениях между ними. Если в семье ребенок видит любовь, понимание, заботу, то у него формируется представление об этих качествах и в школе.

В дальнейшем необходимо продолжать исследования в ракурсе следующих вопросов:

- анализ опыта работы образовательных учреждений;

- выявление роли семьи в формировании эстетических потребностей младших школьников;

- осмысление специфики музыкально-педагогической системы, её основных принципов;

- помощь школы в вопросе формирования музыкальности;

- характеристика взаимосвязи семьи и школы;

- пути взаимосвязи семейного и школьного воспитания;

- рекомендации по работе с родителями.

Таким образом, музыка занимает в жизни детей важное место, формирует их вкусы, интересы, отношение к действительности, а семья становится основным носителем духовных ценностей.

Литература:

1. Алейникова, О.С. Проблема эстетического воспитания младших школьников: психолого-педагогический аспект / О.С. Алейникова // Наука и современность. - 2011. - № 8-2. - С. 34-38

2. Бобоева, М.Р. Педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников / М.Р. Бобоева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2021. -№ 2 (67). - С. 122-126

3. Борисова, С.М. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте преемственности / С.М. Борисова // Вестник ЧГУ. - 2006. - № 4. - С. 317-320

4. Вищаненко (Грошева), В.Г. Моделирование процесса формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки / В.Г. Вищаненко (Грошева) // Kant. - 2020. - № 3 (36). - С. 232-237

5. Емелина, Т.В. Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства / Т.В. Емелина, Н.Э. Касаткина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 27-31

6. Заббарова, М.М. Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства: психолого-педагогическая поддержка семьи / М.М. Заббарова, А.С. Зиннурова, Р.Р. Сагитов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 5 (78). - С. 115-124

7. Кашапова, Л.М. Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей / Л.М. Кашапова // Вестник ОГУ. -2004. - № 9. - С. 34-40

8. Ланцова, Т.И. Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки / Т.И. Ланцова, А.В. Писарюк // Профессиональная ориентация. - 2017. - №1. - С. 130-138

9. Лев, Я.Б. Эмоционально-познавательное развитие младших школьников с лёгкой умственной отсталостью средствами музыки / Я.Б. Лев, М.М. Акулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-3. -С. 183-186

10. Петрунина, М.А. Музыкально-творческие праздники как средство художественно-эстетического воспитания обучающихся / М.А. Петрунина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 110-112

11. Рамазанова, Э.А. Пути совершенствования работы учителя по формированию эстетической культуры школьников / Э.А. Рамазанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 124-127

12. Семенищева, М.Г. Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника / М.Г. Семенищева // Известия ВГПУ. - 2012. - №5. - С. 77-81

13. Столярова, Н.Г. Современные проблемы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов / Н.Г. Столярова // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 2. - С. 259-264

14. Тишина, Е.Ю. Музыкальное воспитание как средство социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития / Е.Ю. Тишина // Вестник ОГУ. - 2007. - № 5. - С. 30-36

15. Фортова, Л.К. Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Символ науки. - 2018. - №3. - С. 86-89

16. Хуторянская, Т.В. Организация сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т.В. Хуторянская // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2009. - № 3-4. - С. 96-99

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Анкваб Марина Фёдоровна

Абхазский государственный университет (г. Сухум);

доктор социологических наук, профессор Курбанова Лида Увайсовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Исследуются наиболее существенные особенности понимания процесса формирования личности в народной педагогике. Перед этим демонстрируются некоторые черты развития современного социума. На этом основании доказывается, что для успешного члена современного общества необходимым является достаточный уровень сформированности системы личностных качеств, в т.ч. средствами народной педагогики. Далее описывается понимание сути данного процесса в рамках этнопедагогической системы. Рассматриваются некоторые понятия, имеющие наибольшее значение с точки зрения традиционных представлений о воспитании детей, подростков и юношества. Предлагаются возможные пути расширения их использования в современной образовательной системе. Внимание при этом уделяется как всей системе, так и отдельным её сегментам.

Ключевые слова: воспитание, развитие личностных качеств, народная педагогика, традиционные представления о развитии личности, духовно-нравственное развитие индивида.

Annotation. The most significant features of understanding the personality formation process in folk pedagogy are investigated. Before this, some features of the modern society development are demonstrated. On this basis, it is proved that for a successful member of modern society, it is necessary to have a sufficient personal qualities level, including by folk pedagogy means. The following describes the understanding of this process essence within the ethnopedagogic system framework. Some concepts that are of the greatest importance from the traditional ideas about the children, adolescents and youth upbringing point of view are considered. Possible ways of expanding their use in the modern educational system are proposed. At the same time, attention is paid to both the entire system and its individual segments.

Key words: education, development of personal qualities, folk pedagogy, traditional ideas about the development of personality, spiritual and moral development of the individual.

Введение. Сегодня, в условиях непредсказуемой динамики большинства процессов, происходящих в обществе, формирование личностных качеств приобретает особую важность (О.В. Афанасьева, А.В. Богданова, А.С. Восковская, Н.Н. Левкина, А.С. Петрова, А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова) [8, С. 220]. Только индивид, характеризующийся достаточным уровнем их развития, может быть конкурентоспособным в социуме, переходящем на постиндустриальную ступень развития (А.В. Богданова, В.Ф. Глазова, А.А. Коростелев, Д.И. Узнадзе) [9, С. 50-51].

Таким образом, в современной педагогике достаточно остро стоят вопросы развития личности (В.П. Борисенков, А.С. Восковская, В.Ф. Глазова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Т.А. Чибисова). С определённой вероятностью они могут быть решены при условии более широкой интеграции элементов народной педагогики в соответствующий процесс (И.С. Данилова, А.П. Игнатьева, М.Д. Олесова, Е.Я. Орехова, Н.Н. Юрьева) [2, С. 38-39]. Для этого, в свою очередь, необходимо выяснить, каков её взгляд на процесс развития личности.

Данная статья посвящена частичному ответу на этот вопрос.

Изложение основного материала статьи. В первую очередь необходимо отметить, что для традиционных педагогических воззрений большинства этнокультурных общностей характерно глубокое понимание того, что сколь-нибудь полное развитие личностных качеств не представляется возможным без усвоения этических ценностей, выработанных народом за долгие века его развития (И.А. Калашникова, О.Н. Малыхина, В.М. Труб) [3, С. 186].

Так происходит, например, в системе воспитания, сформировавшейся у абхазского народа (Табл. 1).

Таблица 1

Цель и основные факторы функционирования системы народного образования абхазов

Цель Факторы

«Дуaюыцвкиoуп» (абх. - сделать человеком) Устремления абхазского народа

Интересы абхазского народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.