Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ И МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Наталия Валерьевна

В статье рассматриваются особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы. Раскрываются возможности различных форм организации вокально-хоровой деятельности учащихся начальных классов во внеучебное время. Описывается опыт работы с детьми младшего школьного возраста в ходе хорового музицирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EXTRACURRICULAR MUSICAL AND AESTHETIC WORK WITH PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article examines the features of the musical and aesthetic education of primary schoolchildren in the process of extracurricular activities. Possibilities of various forms of organization of vocal and choral activity of primary school pupils in extracurricular time are revealed. The experience of working with children of primary school age in the course of choral music-making is described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

SUMMARY

The article reveals the essence of intonation hearing and explicates methods for its development. Music is seen as an objectification of valuable human experience (personal meanings). To comprehend this experience, it is necessary not only to subtly hear sound material, but also to adequately respond to it with a complex of non-auditory sensations. It is proved that relying on non-auditory sensations and representations in the upbringing of musical hearing contributes to its improvement both as a tool for processing musical and sound matter, and as an instrument for entering the sphere of extra-musical (emotions, ideas, objects, etc.).

Key words: ear for music; intonation ear for music; musical ear as an auditory and motor ability; music space; mechanisms of the emotional impact of music; meaning in music.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. - М.: Музыка, 1991. - 320 с.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. -М.: Издательство «Медицина», 1966. - 349 с.

4. Гарипова Н. М. Интонационная природа музыки: монография. - Saabrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. - 560 c.

5. Гарипова Н. М. Развитие креативности в процессе аналитико-слуховой музыкальной деятельности // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - №° 2 (5). - С. 218-221.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -575 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Позитиздат, 1977 -304 с.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. -Т. 2. - 318 с.

9. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. - 263 с.

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Психология музыки и

музыкальных способностей: хрестоматия / сост-ред. А. Е. Тарас. - М.: АСТ; Мн.: Хар-вест, 2005. - С. 16-360.

11. Чистович Л. А., Кожевников В. А. Восприятие речи // Физиология сенсорных систем. - Л.: Наука, 1972. - С. 427-514.

12. Костюк А. Г. Сприймання музики i художня культура слухача. - К., 1965. -С. 75-91.

13. The Origins of Music. - Cambridge, MA: МГГ Press, 2001. - 512 p.

гШн1

Н. В. Алексеенко

УДК 78.087.68

ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О адачи воспитания духовности и культуры подрастающего поколения декларируются приоритетными в государственных программных документах: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования». Одним из методологических оснований обновления отечественного образования является системный подход, закрепленный в новых образовательных стандартах как отражение личностного практико-ориентированного обучения и воспитания, который предполагает, что основным результатом образования должна стать система ключевых компетенций, в основе которых лежит культура самоопределения и готовность личности самореализовываться и саморазвивать-

ся. Наиболее успешно данные компетенции формируются через опыт художественно-эстетического освоения мира.

На современном этапе трансформации системы образования, когда все усилия отечественных ученых и практиков направлены на создание необходимых условий для удовлетворения возрастающих духовных запросов подрастающего поколения, особо проявляется значение музыкального воспитания, целенаправленность которого должна сочетаться с правильной интерпретацией методов эстетического воздействия. За последнее время в связи с развитием внеклассной музыкальной работы в начальной школе особое внимание уделяется созданию в образовательных организациях вокальных ансамблей и хоровых коллективов, которые являются основными видами формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста. Репертуар вновь созданных коллективов включает самые различные жанры - от духовной, классической и современной музыки до эстрадного вокального музицирования. Наряду с подлинно художественными, лирическими и героико-романтическими музыкальными произведениями для исполнения детьми предлагаются шлягеры-однодневки, не имеющими воспитательной и эмоциональной ценности. И чтобы разобраться в обширном музыкально-исполнительском потоке, необходимо подготовить будущего учителя музыки к музыкально-воспитательной деятельности с младшими школьниками во время внеклассной работы.

Проблема подготовки учителей музыки к внеклассному музыкально-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в теории и практике музыкального образования - не новая область. Так, разработке идей развития личности в активной музыкальной деятельности, интереса и любви к музыке через включение ребенка в творческий процесс музицирования, обучения музыкальному языку, направленному на восприятие и накопление музыкально-художественных впечатлений, посвящены труды С. И. Мирополь-ского, А Н. Карасева, А. Л Маслова, В. Н. Шацкой. В их работах были разработаны и обос-

нованы принципы всеобщности и доступности музыкального образования, идеи воспитывающего и развивающего музыкального обучения, всестороннего развитие личности в активной музыкальной деятельности. В трудах отечественных основоположников массового музыкального образования акцентировалось внимание на художественность и эмоциональность музыкальных воздействий, развитие интереса и любви к музыке через включение ребенка в творческий процесс музицирования, обучение музыкальному языку как развитым умениям восприятия музыки в движении от живого процесса музицирования к теоретическим обобщениям и выводам, от устной музыкальной речи к письменной, от накопления музыкально-художественных впечатлений к их осознанию, анализу, нравственно-эстетической оценке.

Впоследствии в работах Б. В. Асафьева рассматривалась специфика музыкального познания, восприятия музыки, роль педагога в процессе активного соинтонирования в исполнительских и композиторских опытах детей. Методам взаимосвязи искусств, выполнению творческих заданий, включающих импровизацию, и инструментальному музицированию в педагогической деятельности посвящены статьи Б. Л. Яворского.

В период 50-70-х гг. XX столетия различным аспектам подготовки учителей музыки для дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных организаций уделили особое внимание Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, исследующие закономерности музыкального развития дошкольников и учащихся начальной школы.

Разработанная, обоснованная и внедренная в систему общего музыкального воспитания педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского в 80-90-е гг. прошлого столетия определила качественно новый этап развития музыкальной педагогики. В данной концепции были определены цель, задачи, направленные на освоение детьми дошкольного, младшего и подросткового возраста фундаментальных основ музыкального искусства, развитие художественного мышления детей, связанного с содержанием различных видов искусства [1].

В последующие годы проблема внеклассного музыкально-эстетического развития младших школьников в общей педагогике и методике музыкального воспитания рассматривалась в научных трудах Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, Л. Г. Арчажниковой, Б. А Брылина, Е. Д Критской, М. С. Осенне-вой, В. И. Петрушина, Н. Ф. Фурсенко, Е. И. Юдиной. В методологии и теории внеклассного музыкально-эстетического воспитания дошкольников и учащихся начальных классов подчеркивается, что основной целью эстетического воспитания средствами музыки является развитие основ музыкальной культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период жизни музыкально-эстетическое воспитание детей является важнейшим средством, направленным на развитие духовно-нравственного потенциала личности [2].

Современная отечественная педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения детей к музыкальному искусству и художественной деятельности, что обеспечивает основу для дальнейших исследований в области эстетического воспитания младших школьников. В то же время следует отметить, что в изменившихся социально-экономических условиях возникает необходимость разработки новых педагогических подходов к осуществлению эстетического воспитания школьников средствами музыкального искусства.

Для разрешения проблем художественно-эстетического и музыкального образования школьников коллективом ведущих педагогов, музыкантов, искусствоведов Института художественного образования Российской академии образования разработана Концепция образовательной области «Искусство», в которой определяются основные цели и задачи предметов искусства в общеобразовательной школе. В ней подчеркивается, что полноценное художественно-эстетическое воспитание (в т. ч. музыкально -эстетическое) невозможно без разработки целостной системы, включающей в себя образовательный минимум (урок) и внеурочную развивающую дея-

тельность, максимально обеспечивающую самостоятельность, исследовательско-поиско-вую и творчески-продуктивную деятельность детей, интегрированную с системой общего образования.

Отечественной музыкальной педагогикой накоплены разнообразные формы, методы и приемы музыкальной работы с детьми. Одними из повсеместно реализуемых форм массового музыкально-эстетического воспитания являются сольное и хоровое пение на уроках музыки и во время внеклассной работы, музыкальные театрализованные праздники, кружковые музыкальные занятия, обучение игре на музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание во время внеклассной работы с младшими школьниками включает интеграцию содержания начального музыкального воспитания в синкретической программе «Искусство» и новой программе по музыке для общеобразовательных школ. Одной из важнейших задач музыкально-художественного развития учащихся начальной школы является развитие мотивации и музыкального мышления детей, речевого, вокального, инструментального и пластического интонирования, погружение их в различные виды самостоятельной художественно-познавательной деятельности.

Организация внеклассной музыкально-эстетической деятельности в начальной школе предполагает, прежде всего, создание хоровых и вокальных ансамблей, которые функционируют практически во всех общеобразовательных организациях. Методика вокального развития детей в условиях развития детского хорового коллектива на начальном этапе музыкального обучения включает выявление уровня координации у детей слуха и правильного исполнения музыкальных звуков [3]. На этой основе происходит выявление фальшиво поющих детей и певческого ядра класса. Как правило, в возрасте от 6 до 10 лет большинство детей правильно интонируют музыкальные звуки, поскольку у них уже сформированы первоначальные знания и умения исполнения детских песен, полученные в дошкольном образовательном учреждении. После оценки певческого развития

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

детей и определения уровней владения певческими навыками происходит оптимальная посадка детей в классе. Учителю необходимо учесть два фактора: во-первых, для младших школьников очень важным является то, кто сидит рядом, поскольку им необходима дружеская поддержка одноклассников, и, во-вторых, дети с природными музыкальными способностями будут помогать тем, кто неверно интонирует музыкальные звуки.

Важнейшей основой формирования хорового коллектива является развитие мотива-ционного поля у каждого из участников и стимулирование их интереса к пению и музыкальному искусству в целом. Мотивация, интерес и потребности в освоении вокально-хоровых умений и навыков в большей степени зависят от дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку. Мастерство руководителя детского хорового коллектива, включающее любовь к детям, профессиональное владение приемами управления процессом вокально-хорового исполнения, педагогический такт и коммуникабельность, является основой его деятельности.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста связаны, с одной стороны, с их познавательной активностью, необходимостью в получении и освоении новой информации, с другой - с их подвижностью, невысоким уровнем продуктивного внимания. В связи с этим результативность музыкально-эстетического развития младших школьников повышается при условии активного построения учебно-воспитательного процесса, основанного на принципе «быстрого ведения урока» (Л. В. Занков).

Формирование мотивации и интереса к хоровому пению будет происходить успешно, если школьники будут погружены в атмосферу музыкальной игры, предвосхищающей их участие в будущем празднике или важном для них событии. Известны различные речевые, подвижные, пальчиковые игры, способствующие развитию координации слухового восприятия музыкального материала и его интонирования. Таким образом, игровые элементы при освоении детских песен

предполагают связь речевого и вокального интонирования, пение про себя и с закрытым ртом, начало вокальной и инструментальной импровизации, слуховое внимание учащихся, направленное на преодоление трудностей интонирования.

Основные этапы развития певческого голоса детей в разные периоды музыкально-эстетического образования становились предметом дискуссий. Вместе с тем методисты и практики единодушны в том, что существует два основных пути развития детского голоса и их взаимосвязь: постепенное развитие диапазона голоса от примарных звуков (А Л. Мас-лов, И. П. Пономарьков, В. К. Белобородова) и прием атакирования верхнего регистра (А. Т. Раввинов, А. А. Луканин, Л. М. Жарова и др.).

Начальный этап организации детского хорового коллектива предполагает комплексный характер вокально-хоровой работы во время внеклассной деятельности и включает развитие музыкального восприятия и образного мышления младших школьников, формирование их певческих умений и навыков, а также всех качеств музыкального слуха, внимания, мышления.

В период донотного освоения музыкальной речи младшими школьниками особое внимание акцентируется на развитии их целостного мелодического слуха и ритмического чувства. В этот период широко практикуется использование донотной графики, имеющей особую значимость моделирования музыкально-слуховых представлений детей. У младших школьников развивается способность речевого интонирования, которая является предпосылкой перехода к формированию культуры кантиленного унисонного пения с сопровождением.

На данном этапе особое место при организации работы с детским хоровым коллективом отводится приемам овладения музыкальной речью в процессе перехода к целостной нотной записи.

Несомненно, в младшем школьном возрасте (6-9 лет) особая роль принадлежит механизму голосообразования. Каждому из этапов формирования певческого голоса и ос-

новных певческих умений младших школьников должны соответствовать организационные формы, содержание и методы обучения и воспитания. Подбор вокально-хорового репертуара должен основываться на внимании к слову, интонации, осмысленной выразительности исполнения. Осмысление учащимися собственной певческой деятельности позволит руководителю школьного хорового коллектива развивать звонкость, легкость, полётность детского голоса, которые являются качественным результатом певческого исполнения.

У методистов и практиков в сфере вокально-хорового обучения младших школьников существуют различные точки зрения на время введения двухголосия в учебный процесс. Подготовка к двухголосию основывается на сформированности культуры унисонного пения, развитости полифонического и гармонического слуха, внимания учащихся начальной школы и их умения работать в ансамблях. Начальный этап работы над двух-голосием в детском хоре включает разучивание небольших канонов, а затем включение в содержание музыкального материала, предполагающего исполнение подголосков. Совместно с учителем на уроках музыки руководитель хорового коллектива во время занятий с детским коллективом продолжает использование нотной записи и приемов хорового сольфеджио. Все это способствует развитию композиционного чувства учащихся и последовательность открытия ими способов интонирования и построения музыкальной ткани.

Особое внимание необходимо обратить на самодеятельные формы эстрадного музицирования, все более завоевывающие симпатии младших школьников. Однако необходимо помнить, что участие в вокальных и хоровых коллективах - это, прежде всего, центр творческого досуга, рациональное использование которого может служить одним из направлений духовной ориентации личности младшего школьника. Результатом данного этапа становления и развития детского хорового коллектива является музыкальное разви-

тие и воспитание чувства музыкального стиля у младших школьников, коллекционирование их впечатлений от любимых музыкальных произведений, открытие нравственно-эстетических ценностей музыки. Одной из действенных форм формирования мотивацион-но-ценностного компонента личности младших школьников является ведение обучающимися дневников музыкальных впечатлений, результатом чего является развитие способности оценочного суждения, стимулирование детской активности, самостоятельности и творчества.

Педагогические наблюдения, многолетний опыт работы со школьными вокально-хоровыми коллективами и подготовка студентов в вузах к музыкально -эстетической внеклассной работе позволяют сделать некоторые выводы. Так, для детей младшего школьного возраста хоровая музыка является активным средством формирования эмоционального, художественно-эстетического и духовного развития. Здесь отмечаются два пути -репродуктивно -продуктивный и активно -творческий, которые связаны с использованием вокально-хорового материала в повседневной жизни: в процессе игровой деятельности со сверстниками, при выполнении социальных ролей, в ходе подготовки к различным праздникам и событиям, окружающим школьника.

Потребность в вокально-хоровой музыке также связана с необходимостью и возможностью в овладении жизненным опытом. Освоение духовно-нравственных норм, правил социальной жизни происходит более успешно, если перед началом жизни в младшем школьном возрасте дети смогут освоить заранее предлагаемые им личностные роли через восприятие произведений музыкального искусства. Именно в начальной школе учащиеся ищут свои идеалы, своих индивидуально значимых кумиров, стараясь быть похожими на них, сверяя по ним свои первые самостоятельные шаги.

Освоение вокально-хоровой музыки органично связано с такой важной потребностью, как общение. В младшем школьном возрасте,

кроме родителей и учителей, значимыми людьми становятся сверстники, которые по тем или иным причинам ярче и активней проявляют себя в различных видах жизнедеятельности. Чтобы не чувствовать себя в изоляции, младший школьник стремится быть принятым в определенную референтную группу. Для этого он должен разделять со сверстниками общие, в том числе и музыкальные ценности. Таким образом, вокально-хоровая музыка расширяет горизонты познания, является важнейшим источником информации, положительных эмоций, снятия внутриличностного напряжения, которое характерно для младшего школьного возраста.

Итак, рассмотренный в статье важнейший вопрос музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы является актуальным. В настоящее время в образовательных организациях младшим школьникам предоставлена возможность овладеть системой знаний и умений в различных видах и жанрах музыкальной деятельности. Несомненно, первостепенное значение для учащихся начальной школы в этот период жизнедеятельности занимает формирование у них возможности и способности сопереживать, понимать и осваивать музыкальные образы, заключенные в вокально-хоровом искусстве.

Будущий учитель начальной школы должен получить целостное представление об арсенале современных методов и приемов музыкальной внеклассной работы с детьми. Кроме того, задача воспитания творческих качеств педагогического мышления учителя требует формирования у обучающихся умения находить несколько вариантов решения одной методической задачи и выбирать наиболее оптимальный из них.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы. Раскрываются возможности различных форм организации вокально-хоровой деятельности учащихся начальных классов во внеучебное время. Описывается опыт работы

с детьми младшего школьного возраста в ходе хорового музицирования.

Ключевые слова: музыкально -эстетическое воспитание, внеклассная музыкально -творческая деятельность, учащиеся начальной школы, хоровое пение и музицирование.

SUMMARY

The article examines the features of the musical and aesthetic education of primary schoolchildren in the process of extracurricular activities. Possibilities of various forms of organization of vocal and choral activity of primary school pupils in extracurricular time are revealed. The experience of working with children of primary school age in the course of choral music-making is described.

Key words: musical and aesthetic education, extracurricular musical and creative active-ties, primary school students, choral singing and playing music.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

2. Кулиева Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства // Молодой ученый. -2018. - № 47 (233). - С. 363-365.

3. Гатауллина В. Д., Соколова Н. В. Му-зы-кально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы // Филология и культура. Серия: Психолого-педагогические науки. Педагогика. - 2014. - № 1 (35). - С. 271-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.