Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ'

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Наталья Валериевна

Актуальной учебно-воспитательной задачей в школах сегодня является формирование музыкально-эстетической культуры. В статье анализируются понятия «музыкальный вкус», «музыкальное воспитание». Рассматриваются отдельные ракурсы педагогического репертуара. Народное музыкальное творчество (фольклор) трактуется как средство развития музыкальности и становления национального самосознания детей. Пути развития формирования основ музыкально-эстетического вкуса рассматриваются в тесной взаимосвязи с методами и приёмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND AESTHETIC TASTE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN: DEFINITION, CONCEPT, WAYS OF DEVELOPMENT

An urgent educational task in schools today is the formation of musical and aesthetic culture. The article analyzes the concepts of "musical taste", "musical education". Separate perspectives of the pedagogical repertoire are considered. Folk music (folklore) is interpreted as a means of developing musicality and the formation of national consciousness of children. The ways of development of the formation of the foundations of musical and aesthetic taste are considered in close relationship with methods and techniques.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ»

2. Кучинскас, В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в вузе / В.К. Кучинскас. - Вильнюс, Мокслас, 1987. - 190 с.

3. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. - URL: https://www.mmin-vestnik.ru/jour/article/view/1294 (дата обращения: 19.11.2022)

4. Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 22.12.2022)

5. Сафин, Р.С. Особенности проектирования эргономических технологий обучения в вузе / Р.С. Сафин // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 1. - С. 36-40

6. Федоров, А.А. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. - Н. Новгород: Мининский университет, 2017. - 202 с.

7. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1296 (дата обращения: 20.11.2022)

8. Шумская, Л.И. Качество и эффективность воспитательного процесса в вузе / Л.И. Шумская. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - 263 с.

9. Gedrovics, J. Die Ergonomie im Curriculum der Lehrerbildung / J. Gedrovics // LehrerInnenbildung in Europa: Konferenzband. - Wien 8. - Und 9. - 2008. - P. 71-78

10. Smith, T.J. The ergonomics of learning: educational design and learning performance / T.J. Smith // Ergonomics. - 2007. -Vol. 50, № 10. - P. 1530-1546

Педагогика

УДК 370

кандидат педагогических наук Алексеенко Наталья Валериевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Актуальной учебно-воспитательной задачей в школах сегодня является формирование музыкально-эстетической культуры. В статье анализируются понятия «музыкальный вкус», «музыкальное воспитание». Рассматриваются отдельные ракурсы педагогического репертуара. Народное музыкальное творчество (фольклор) трактуется как средство развития музыкальности и становления национального самосознания детей. Пути развития формирования основ музыкально-эстетического вкуса рассматриваются в тесной взаимосвязи с методами и приёмами.

Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура, музыкальный фольклор, формирование музыкально-эстетического вкуса, музыкальное образование, младшие школьники.

Annotation. An urgent educational task in schools today is the formation of musical and aesthetic culture. The article analyzes the concepts of "musical taste", "musical education". Separate perspectives of the pedagogical repertoire are considered. Folk music (folklore) is interpreted as a means of developing musicality and the formation of national consciousness of children. The ways of development of the formation of the foundations of musical and aesthetic taste are considered in close relationship with methods and techniques.

Key words: musical and aesthetic culture, musical folklore, formation of musical and aesthetic taste, musical education, junior schoolchildren.

Введение. В настоящее время музыкальное образование в школе находится в стадии реформирования. Изменились цели, задачи, содержание образования, формы и методы обучения, а также состав обучающихся и педагогический коллектив. Важно учитывать, что работа в школе не сводится исключительно к обучению. Большая роль принадлежит и воспитанию в том числе.

Эстетическое воспитание в широком смысле слова включает в себя такие понятия как воспитание художественного вкуса, развитие способности воспринимать прекрасное, формирование эстетических идеалов. Актуальность этой проблемы в настоящее время обусловлена тем, что в период стремительного развития информационных технологий, всё чаще и чаще у детей наблюдается отрицательное отношение к музыке, как к виду искусства, и как следствие - равнодушие, а иногда и неуважение к ней.

Изложение основного материала статьи. В последнее время увеличилось количество публикаций, посвящённых проблемам музыкального образования детей. Так, проектирование педагогических условий формирования культурно-эстетических потребностей у младших школьников рассматривается в исследовании И.В. Арябкиной и Л.А. Саломатиной [1]. В работе Н.В. Галушкиной и Н.В. Ипполитовой представлен историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников, выделены основные периоды, позволяющие дать целостное представление об изучаемом феномене (с древнейших времён до конца X века, с XI до XIX века, с XX века по настоящее время) [2]. Поликультурная эстетическая среда общеобразовательной школы как поле музыкально-эстетического воспитания младших школьников изучают В.Д. Гатауллина и Н.В. Соколова [3]. Концептуальные основы формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации освещает А.Н. Ларин [4].

Формирование эстетических вкусов младших школьников как педагогическую проблему рассматривает А.И. Моисеенко [5]. В работе М.А. Петруниной исследуются аспекты организации музыкально-творческих праздников с позиций художественно-эстетического воспитания младших школьников, определены направления и содержательные характеристики музыкально-творческих праздников [6]. Этот же исследователь в соавторстве А.Б. Чуйковой оценивает педагогические условия формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста [7]. Процесс слушания музыки как важнейший компонент развития творческого воображения младших школьников рассматривают А.С. Сакердонова и Н.В. Назарова [8].

В рамках процесса дополнительного образования Т.С. Скоморохова [9] анализирует формирование музыкальной культуры младших школьников. Формирование основ музыкального вкуса рассматривается в статье Р.И. Удаловой [10] в аспекте эстетического воспитания; как музыкально-педагогическая проблема - в работе С.Ш. Умеркаевой [11]; в процессе воспитательной работы - Э.А. Юнусова [12].

В настоящее время в связи с изменениями в системе образования, в частности в структуре и содержании образования в начальной школе, в России появился новый тип общеобразовательной школы. Это школа, основанная на личностно-ориентированной модели обучения и воспитания. Для такого типа школы характерна гуманизация, т.е. ориентация на личность ребёнка, его интересы, возможности, на формирование у него таких качеств, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка. С самого начала обучения ребёнка в школе педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети полюбили музыку, поняли её красоту и учились жить в её мире.

Понятие музыкального воспитания заключается не столько в собственно процессе обучения, но, скорее, в развитии правильного эмоционального отношения, формирование творческих способностей. В процессе обучения музыке формируется эстетический вкус детей, воспитывается любовь к прекрасному, формируется художественный подход к музыке.

В наше время, когда всё больше и больше внимания уделяется вопросам формирования личности ребёнка, особенно важно уделять внимание музыке. Музыка способна передавать эмоции, чувства, настроение, вызвать у слушателя чувство радости, грусти, восхищения, любви: «Музыкальный вкус - это способность человека понимать смысл и содержание музыкальных произведений, чувствовать и слышать красоту музыкального языка. Умение выбирать из разнообразного количества музыкального репертуара, полезный и содержательный музыкальный материал высокого качества» [10].

В.А. Сухомлинский считал, что «без музыки нет, и не может быть ни подлинного познания жизни, ни цельного воспитания личности». Для того чтобы музыка (как инструментальная, так и вокальная) стала для детей средством эстетического воспитания, необходимо, чтобы она была понятна им, интересна и доступна. В процессе музыкального воспитания на уроках музыки происходит обогащение обучающихся знаниями о музыке, развивается их эстетический вкус, воспитывается любовь к прекрасному. При этом важно, чтобы содержание обучения не было оторвано от жизни, а, напротив, учитывало её течение. Следовательно, одним из основных компонентов в содержании музыкального образования младших школьников является их эстетическое воспитание. Именно оно является предпосылкой для формирования эстетического чувства, без которого невозможно полноценное восприятие музыки.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому важно, чтобы уроки музыки были не только уроками обучения музыке, но и уроками воспитания.

При этом учитель музыки должен обладать следующими личностными качествами:

- знание отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- владение детским педагогическим репертуаром;

- владение инструментальным исполнительством;

- владение чистым интонированием;

- владение музыкальным слухом;

- умение рассказывать доступно о музыке;

- умение демонстрировать детский педагогический репертуар;

- владение искусством аккомпанемента и его подбора: играть гармонические схемы простейших каденций в различных тональностях, используя плавное соединение аккордов, их обращения;

- навыки дирижирования и руководства детским хором;

- навыки руководства детским ансамблем;

- навык подбора вокального, хорового и инструментального репертуара.

Кроме того необходима любовь к детям, организаторские способности, ораторские качества, умение организовать работу в классе, умение работать с родителями, умение ладить с коллегами, способность к сопереживанию, умение владеть собой, проявлять гибкость, устанавливать контакт, умение владеть аудиторией, вести урок. Педагогический репертуар должен включать произведения для детей, например: Гречанинов «Бусинки», Майкапар «Пьесы», Кабалевский «Альбом пьес», Шостакович «Танцы кукол», Барток «Микрокосмос», Клементи «Сонатины», Чимароза «Сонаты», Кулау «Сонатины», Бетховен «Сонатины», Моцарт «Фантазия ре-минор», Чайковский «Детский альбом», «Ноктюрн», «Времена года» и др.

Рассматриваемый процесс должен быть построен на взаимосвязи направлений образовательной деятельности со средой, которая включает:

- образовательную среду (обучение, воспитание, развитие);

- социальную среду (люди, которые окружают, общение, семья);

- предметная среда (условия жизни, обучения, предметы, вещи, которые окружают ребёнка) [10].

Современные дети выросли в мире, окружённом технологиями, которые привели к созданию новых форм искусства. Музыкальные вкусы также стали более разнообразными, появились новые жанры в ответ на глобальные события и формирование современной высокотехнологичной окружающей среды. Новая музыка и современное искусство стали частью нашей жизни. Дети растут в эпоху, когда формируются новые формы искусства, вплоть до появления нейросетей и искусственного интеллекта в нём. Это, безусловно, влияет на отношение младших школьников к музыке и искусству в целом.

У современных детей гораздо больший доступ к технологиям, чем у предыдущих поколений, и поэтому они способны воспринимать искусство несколько иначе. Музыкальный вкус у современного поколения стал более развитым. Им доступен широкий спектр жанров, стилей и форм через современные интернет-платформы с разнообразным репертуаром. Отдельный вопрос - музыкальный фольклор как средство развития музыкальности детей. Безусловно доказано влияние фольклора на развитие музыкальности ребёнка. Фольклор знаком ребёнку с младенчества, через пение матери простейших песенок-попевок, колыбельных. Поэтому его роль в музыкальном воспитании детей неоценима. Методика работы с детским фольклором включает работу в ансамбле простейших народных инструментов (духовых, ударных, струнных). Игра на русских народных инструментах - это и развлечение, и развитие, и обучение. Все музыкальные инструменты классифицируются по разным признакам: по возрасту, виду, типу. Следует начинать с самых простых - дудки, бубен, ложки, трещотки, колокольчики. Играть на них легко и интересно. Это и песни, и пляски, и игры. Всё это поможет детям полюбить музыку и приобщиться к русским национальным традициям. Так, например, балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент (хордофон) с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом или простейшее звуковое орудие (идиофон) - деревянные ложки, свистулька - народный музыкальный аэрофон. Это инструменты, ставшие музыкальным символом российского народа.

Важно исполнение и прослушивание обрядовых, бытовых (приуроченных и неприуроченных) вокальных жанров. Могут использоваться самые различные формы работы с фольклорным материалом, так как воспитание детей на музыкальных традициях родного края является органичным и эффективным. Кроме того, поддержка традиций игры на русских народных инструментах, инструментах народов России и мира поддерживает развитие национального

самосознания. Воспитание любви к своей Родине и уважения к другим народам, сохранение и развитие национальных культур, взаимообогащение традиций - вот приоритетные направления музыкально-эстетического воспитания.

Пути развития формирования основ музыкально-эстетического вкуса в младшей школе должны опираться на следующие основные принципы:

- доступности;

- наглядности;

- последовательности;

- систематичности;

- содержательности;

- преемственности;

- предметности;

- сознательности и активности;

- связи теории с практикой.

Среди главных методов и приёмов основными должны являться:

- рассказ;

- убеждение;

- дискуссия;

- пример;

- поручение;

- упражнение;

- демонстрация;

- иллюстрация;

- мультимедийный метод;

- практический метод;

- познавательная игра;

- дидактическая игра и т.д.

Музыкальный и эстетический вкус считается важным качеством одарённого человека, способного творчески выражать себя. Такие люди не могут быть равнодушны к музыке, так как она способна затронуть самые потаённые струны души. Эти качества формируются в раннем возрасте, и впоследствии нуждаются в постоянном развитии. Поэтому необходимо прилагать усилия для развития музыкально-эстетического вкуса обучающихся в раннем возрасте.

Раннее знакомство с музыкой и литературой помогает обучающимся развивать чувство эстетики. Большинство детей слушают детскую музыку и сказки дома. Родители и педагоги знакомят детей с этими формами на раннем этапе. Со временем знакомство с новыми формами ещё больше формирует музыкально-эстетический вкус. Дети в начальной школе изучают композиторское творчество разных эпох. Они узнают, какие произведения им следует слушать, а каких следует избегать, учатся понимать смысл музыкальных произведений и видеть прекрасное. В это же время начинают формироваться и эстетические суждения.

Музыка как часть искусства считается одной из самых возвышенных и чувственных форм самовыражения людей. Кроме того, она оказывает сильнейшее влияние на эмоции и убеждения человека. Следовательно, дети должны быть приобщены к этим формам самовыражения как можно раньше, чтобы развить эстетический вкус и чувство прекрасного. Начальная школа - это образовательное пространство, последовательно продолжающее музыкально-эстетическое развитие вкуса предыдущего уровня образования - детского сада; это идеальное место для развития как музыкального, так и художественного вкуса.

В начальной школе дети учатся ценить музыку, литературу и изобразительное искусство. Учебная программа включает в себя широкий спектр художественных форм, таких как живопись, лепка, рисунок, музыкальное развитие. Обучающиеся узнают об основных понятиях искусства, таких как форма, цвет, линия и текстура, а в музыке - звук, тембр, динамика, длительность, форма, жанр, стиль. Они также учатся определять различные элементы искусства, такие как фигуры, формы, текстуры; фактура в музыке, получая фундаментальную базу знаний, на основе которой они могут строить свои представления о различных формах художественного самовыражения. В основе работы над музыкальным произведением лежит знание общих закономерностей музыкального искусства и основных художественных принципов исполнения. Они заключаются в стремлении точно передавать авторский замысел.

С особо одарёнными и заинтересованными детьми на внеклассных занятиях можно изучать закономерности более сложных музыкальных форм (сонатной, полифонических форм, строение сонатно-симфонического цикла), знакомить с выдающимися деятелями мировой музыкальной культуры (композиторами, исполнителями), электронной/цифровой и компьютерной музыкой, изучать различные приёмы звукоизвлечения и звуковедения, приёмы динамики, аппликатуры, штрихи.

Учитель музыки должен иметь в своём репертуаре произведения из специальных сборников фортепианных пьес для младших классов, полифонических пьес для младших и средних классов, инструктивных этюдов для младших и средник классов. Необходимо знать ансамблевый репертуар для младших школьников, материал для творческих заданий (сочинение и импровизация). Также полезно создавать необычные ансамбли, соединяя, например, акустическое и электронное звучание. В целом такие внеклассные занятия зависят от компетентности педагога.

Приоритетным направлением в школе является развитие у детей школьного возраста потребности в постижении музыкального искусства. Школа должна стать местом приобщения ребёнка к музыке, дать ему первоначальные представления о музыке и ее жанрах, об инструментах, о музыкальных профессиях. Приоритеты современного музыкального образования в школе связаны с музыкальным искусством как средством формирования целостной личности, способной к творческой самореализации, необходимостью интеграции обучения музыке и искусству в целостный образовательный процесс.

Выводы. Таким образом, воспитание у обучающихся способности воспринимать, чувствовать и понимать произведения классической и современной музыки, музыкального фольклора является важнейшей составляющей образовательного процесса в младшей школе. В процессе исследования мы пришли к выводу о необходимости рассмотренных путей развития музыкально-эстетического вкуса младших школьников для реализации следующих задач:

- создание творческой атмосферы и стремления к самооценке, саморазвитию, самореализации, самовоспитанию;

- формирование умения слушать и слышать друг друга;

- формирование коммуникативных навыков и культуры общения;

- формирование интереса к различным видам социально-культурной деятельности, художественному самовыражению.

Итак, формирование нравственно-эстетических взглядов младших школьников, развитие их эмоционально-ценностного отношения к искусству, к жизни, труду, природе, другим людям, формирование у них умений и навыков художественного творчества являются главными приоритетами современного музыкального образования в школе и определяют современные педагогические подходы.

Литература:

1. Арябкина, И.В. Проектирование педагогических условий формирования культурно-эстетических потребностей у младших школьников / И.В. Арябкина, Л.А. Саломатина // Эпоха науки. - 2019. - № 18. - С. 105-109

2. Галушкина, Н.В. Историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников / Н.В. Галушкина, Н.В. Ипполитова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN320.pdf. (дата обращения: 06.02.2023 г.)

3. Гатауллина, В.Д. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина, Н.В. Соколова // Вестник ТГГПУ. - 2014. - № 1 (35). - С. 271-276

4. Ларин, А.Н. Концептуальные основы формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации / А.Н. Ларин // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 4. - С.154-160

5. Моисеенко, А.И. Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема / А.И. Моисеенко // Поволжский педагогический вестник. - 2017. - № 3 (16). - С. 66-71

6. Петрунина, М.А. Музыкально-творческие праздники как средство художественно-эстетического воспитания обучающихся / М.А. Петрунина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 110-112

7. Петрунина, М.А. Педагогические условия формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста / М.А. Петрунина, А.Б. Чуйкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 327-330

8. Сакердонова А.С. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе слушании музыкальных произведений / А.С. Сакердонова, Н.В. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 158-160

9. Скоморохова, Т.С. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях дополнительного образования / Т.С. Скоморохова // Мир культуры, науки, образования. - 2013. - № 2 (39). - С.124-125

10. Удалова, Р.И. Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом воспитании младших школьников / Р.И. Удалова // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. - С. 202-205

11. Умеркаева, С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Концепт. - 2015. - № 6. - С. 158-164

12. Юнусова, Э.А. Проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе воспитательной работы / Э.А. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 344-346

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Анкваб Марина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абхазский государственный университет (г. Сухум); исполняющий обязанности заведующего кафедры «Физическое воспитание» Башхаджиев Тамерлан Данельбекович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доктор философских наук, профессор Керимов Махмуд Магомедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. На страницах данной статьи рассмотрены основные черты процесса организации физического воспитания в народной педагогике. Перед этим исследуется роль педагогических традиций в жизни народов. На основании её изучения доказывается важность традиционной педагогики как действенного средства, позволившего обеспечить выживание ряда этнических общностей на протяжении пройденного ими исторического пути. Далее раскрываются основные тенденции, сопровождающие развитие человеческого общества на современном этапе. Демонстрируется, что обращение к опыту физического воспитания, накопленному народной педагогикой, представляет собой одно из необходимых условий для воспитания национальной идентичности его будущих членов. Затем производится анализ традиций физического воспитания. Доказывается эффективность таких форм его организации, как упражнения подвижные игры и различные формы активного отдыха. Уделяется внимание и традиционной педагогической концепции, согласно которой физическое воспитание понимается ка неотъемлемая часть процесса формирования гармонично развитой личности.

Ключевые слова: физическое воспитание, организация физического воспитания, народная педагогика, педагогические традиции, формирование гармонично развитой личности.

Annotation. On the given article's pages the main features of the rganizing physical education in folk pedagogy process are considered. Before that, the role of pedagogical traditions is investigated. Based on its study, the traditional pedagogy importance as an effective mean of ensuring the number of ethnic communities survival throughout their historical path is proved. Further, the main trends accompanying human society development at the present stage are revealed. It is demonstrated that the appeal to the experience of physical education accumulated by folk pedagogy is one of the necessary conditions for its future members national edentity forming. Then the analysis of the physical education traditions is carried out. The effectiveness of such forms of its organization as exercises, outdoor games and various active recreation forms is proved. Attention is also paid to the traditional pedagogical concept, according to which physical education is understood as an integral part of the harmoniously developed personality development process.

Key words: physical education, organization of physical education, folk pedagogy, pedagogical traditions, formation of a harmoniously developed personality.

Введение. На протяжении своей истории большинство этнических общностей испытывали действие разнообразных экономических, социальных, политических и культурных процессов (В.Г. Ардзинба, Б.Х. Бгажноков, Э.В. Екеева, Г.Г. Копешавидзе) [9, С. 127]. Некоторые из этих процессов, в свою очередь, были сопряжены с существенными изменениями условий существования этносов (Ф.Г. Газизова, И.А. Калашникова, М.Б. Кожанова, И.В. Мусханова, Г.В. Нездемковская, З.Б. Цаллагова) [2, С. 201-202].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.