Научная статья на тему 'Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема'

Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3508
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС / ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА / MUSICAL PERCEPTION / MUSICAL EDUCATION / ARTISTIC TASTE / TASTE IN MUSIC / EDUCATION OF ARTISTIC TASTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеркаева София Шавкатовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания художественного вкуса детей и юношества средствами музыкального искусства. Основой для размышлений автора стал педагогический потенциал категории «вкус». Особое внимание в статье уделено анализу воззрений ученых-музыковедов и педагогов-практиков на проблему воспитания художественного вкуса в условиях музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема»

ART 15194 УДК 37.036

Умеркаева София Шавкатовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва sofiva333@vandex.ru

Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания художественного вкуса детей и юношества средствами музыкального искусства. Основой для размышлений автора стал педагогический потенциал категории «вкус». Особое внимание в статье уделено анализу воззрений ученых-музыковедов и педагогов-практиков на проблему воспитания художественного вкуса в условиях музыкальной деятельности.

Ключевые слова: художественный вкус, музыкальный вкус, воспитание художественного вкуса, музыкальное восприятие, музыкальное образование. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях серьезных социокультурных преобразований и изменений в развитии российского общества особенно остро стоит вопрос воспитания художественного вкуса подрастающего поколения. Тревожная тенденция отсутствия ценных в художественном отношении образцов современной музыки влечет за собой ложное представление о стилевом и жанровом многообразии музыкального искусства и формирует искаженный вкус у детей и юношества, чья жизнь протекает в условиях засилья продукции массовой культуры.

Художественный вкус представляет собой сложное многокомпонентное образование в структуре эстетического сознания личности, следовательно, не может рассматриваться в отрыве от задач воспитания и обучения. Выявление педагогической функции феномена вкуса связано с представлением о том, как решалась задача воспитания художественного вкуса у детей и юношества в теории и практике отечественного музыкального образования.

Автором первых научных поисков в области воспитания вкуса школьников в научно-теоретическом и практическом аспектах стала В. Н. Шацкая - выдающийся педагог, прекрасный музыкант [1]. Важнейшим условием воспитания художественного вкуса педагог считала повторность музыкальных восприятий. По мнению Шацкой, повторные слушания и систематическое формирование навыков эстетического суждения дают возможность восприятия музыки на качественно ином, более высоком уровне, поэтому применение метода повторных слушаний она связывала с развитием умения не только слушать музыку, но и правильно ее оценивать, что способствует воспитанию художественного вкуса.

Особое значение Шацкая придавала музыкальному репертуару, предназначенному для работы с детьми. К нему предъявлялись самые высокие художественные требования, поэтому его основное содержание составляла русская и зарубежная классическая музыка. Свои репертуарные требования Шацкая определяла характеристикой стилевых и жанровых особенностей произведений, что фактически свидетельствует о применении стилевого педагогического подхода к музыкальному воспитанию школьников [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

В своих работах ученый определяет сущность понятия «вкус», рассматривая в педагогическом ракурсе его основные составляющие компоненты: музыкальное переживание, эстетическую оценку и развитие потребности суждения. В целом педагогическая практика и научные поиски Шацкой сыграли огромную роль в музыкально-просветительной деятельности того времени и во многом предопределили ход ее дальнейшего развития.

Особый вклад в становление и развитие отечественной теории и методики музыкального воспитания внес крупный ученый, музыковед, композитор, академик Б. В. Асафьев. Согласно интонационной теории, ставшей основополагающей концепцией в формировании идей отечественной системы музыкального образования, воспитание художественного вкуса Асафьев связал с восприятием музыки, в процессе которого слушатель не только испытывает определенные чувства и состояния, но и дифференцирует воспринимаемый материал, анализирует и оценивает его, следовательно, мыслит. Ориентация слухового внимания учащихся на интонационную основу музыки, на различение ритмических, ладовых, динамических, темповых, тембровых соотношений способствует развитию интонационно-слуховых навыков, а обобщение воспринятого - усвоению необходимых основ музыкальной грамоты. Таким образом, ученый в контексте интонационной теории рассматривает весь путь воспитания художественного вкуса: от учета индивидуальных способностей, умения воспринимать и дифференцировать воспринимаемый материал к сознательной критической оценке музыкальных восприятий.

Большое значение в воспитании художественного вкуса Асафьев придавал исполнительской деятельности, обосновывая это тем, что «соучастие» в воспроизведении музыки активизирует восприятие, развивает творческие способности учащихся, повышает «уровень музыкального сознания».

В дальнейшем основные положения трудов Асафьева были развиты в педагогических исследованиях Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, Е. Д. Критской и др.

Развернутое психологическое обоснование вопросы воспитания художественного вкуса получили в работах известного советского психолога Б. М. Теплова. Ученый актуализирует исследуемую проблему сквозь призму художественного воспитания личности. Так, в своей статье «Психологические вопросы художественного воспитания» Теплов пишет: «Восприятие "красоты" необходимо включает в себя оценочный момент. В этом одно из важных отличий "прекрасного" от просто "приятного", "нравящегося", "доставляющего удовольствие". Воспитание художественного вкуса - а это один из важнейших моментов художественного воспитания в целом - вовсе не сводится к развитию способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества; это - воспитание оценивающего отношения к произведениям искусства, выработка определенной системы эстетических оценок» [3]. Таким образом, Теплов указал на оценочный признак вкуса, подчеркнув при этом, что вкус является неотъемлемым элементом не только художественного восприятия, но и художественного творчества.

Психологический аспект проблемы также нашел освещение в исследованиях Л. С. Выготского, П. М. Якобсона, которые рассматривали вкус как особую способность человека к восприятию, изучению, пониманию, исполнению, переживанию, оценке художественных произведений. По мнению ученых, вкус является показателем чувственно-интеллектуального развития индивида, зависит от его эмоционально-волевой сферы, природных задатков, мыслительной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей, выражает не только личный, но и общественный опыт. При этом психологи отмечают, что вкус является не врожденным, а приобретаемым свойством личности, формирование которого осуществляется в течение всего жизненного пути человека в результате воздействия окружающей среды, в процессе специально организованной системы обучения и воспитания.

научно-методический электронный журнал

Значительный вклад в развитие методики воспитания художественного вкуса детей внесла Н. Л. Гродзенская. Продолжая идеи Асафьева о слушании музыки, Гро-дзенская расширила диапазон художественно-педагогических приемов и методов, способствующих развитию музыкального восприятия учащихся, формированию их слушательской культуры, воспитанию вкусов и интересов.

Среди определяющих факторов, способствующих воспитанию хорошего вкуса, по мнению Гродзенской, на первом месте стоит понимание музыки слушателем, умение ее воспринимать, глубоко переживать. Проникнуть в содержание музыки, глубже осмыслить его помогает разбор (анализ) произведения, который позволяет детям не только услышать, понять произведение, выраженные в нем чувства, идеи, но и «создает почву» для восприятия последующих произведений на более высоком уровне с учетом их жанрово-стилевой направленности.

Особое значение Гродзенская придавала певческой деятельности в воспитании художественного вкуса. Показывая эффективность активизации музыкального восприятия посредством вокализации («метод музыкальных позывных»), педагог устанавливала тесную взаимосвязь между восприятием и воспроизведением музыки: «Учитель не ограничивается тем, что учит детей грамотно и выразительно петь. Он добивается того, чтобы дети осознали, в чем заключаются достоинства, красота пения, чтобы у них выработался правильный критерий художественного исполнения. Это способствует формированию вкуса у детей» [4].

Отдельным вопросам воспитания музыкально-художественного вкуса подрастающего поколения уделяла внимание в своих работах О. А. Апраксина. Большая роль в решении данной проблемы отводилась общеобразовательной школе, именно поэтому Апраксина предъявляла самые строгие требования к содержанию и организации урока музыки как урока искусства.

Вкусовой феномен Апраксина связывала с нравственным становлением личности, ее духовным потенциалом, уточняя содержание исследуемого понятия: «Музыкальный вкус... предполагает наличие восприятия какого-либо явления, "факта" (в данном случае музыкального), его оценку, проявление отношения к нему. В тех случаях, когда оценка, предпочтение отдается подлинно прекрасной музыке, т. е. таким произведениям, которые содействуют воспитанию высоких идеалов, чувств, то налицо высокий музыкальный вкус» [5].

Исследуя проблему воспитания вкуса у детей, Апраксина говорила в своих трудах о важности педагогических приемов и методов, направленных на пробуждение интереса к художественно ценной музыке и овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для развития музыкального восприятия.

Автор программ и методических пособий по эстетическому воспитанию дошкольников Н. А. Ветлугина в своих работах также пишет о необходимости создания условий для развития музыкального вкуса в детские годы. Ученый подчеркивает, что музыкальное развитие ребенка может осуществляться только в условиях системы эстетического воспитания и должно опираться на ту основу, которая закладывается в раннем дошкольном возрасте. Проблему воспитания музыкального вкуса Ветлугина связывает с развитием творческих способностей детей. В частности, автор пишет о том, что в процессе формирования представлений о музыкальном образе в песенном творчестве у детей закладываются «элементы простейшей музыкальной логики и наличие сознательно отбираемых изобразительных средств для выражения именно того или иного явления в жизни» [6].

Большой вклад в развитие проблемы формирования художественного вкуса детей в рамках массового музыкального воспитания внес композитор, педагог, обще-

научно-методический электронный журнал

ственный деятель, академик Д. Б. Кабалевский. Указывая на необходимость тщательного отбора музыкальных произведений, звучащих на уроке, композитор особое внимание обращал на их художественную ценность: «По возможности каждое сочинение, звучащее в классе, должно отвечать следующим требованиям: оно должно быть художественным и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль (т. е. способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса учащихся)» [7]. Кабалевский утверждал, что развитый вкус поможет учащимся «разобраться в сложном сплетении различных явлений современной музыкальной жизни». Чтобы выработать «иммунитет против пошлости», необходимо в ранние годы пробудить интерес к классической, современной и народной музыке, тогда, став подростками, дети сами начнут понимать «прелесть и красоту большого, серьезного искусства». Отсюда основной ракурс педагогической концепции Кабалевского строится на развитии способности учащихся размышлять о музыке, что проявляется в процессе восприятия, исполнения и анализа художественных произведений.

В практическое решение рассматриваемой проблемы ценный вклад внесли работы известного педагога-музыканта, исследователя Ю. Б. Алиева, который разрабатывает методы музыкального воспитания подростков, формирования у них интереса к занятиям музыкой. Важным аспектом развития высокохудожественного вкуса учащихся Алиев считает необходимость сознательного отношения к произведению, тем самым подчеркивая взаимовлияние процессов восприятия и исполнения музыки.

Алиев одним из первых рассматривал проблему воспитания вкуса в процессе целенаправленного знакомства подростков с явлением исполнительской стилистики, считая, что учащиеся могут и должны для более глубокого и вдумчивого восприятия музыки чувствовать, различать стилистический почерк выдающихся музыкантов-исполнителей.

Одним из действенных методов воспитания художественного вкуса у молодого поколения в сложившейся музыкально-культурной ситуации, когда школьникам буквально навязывается огромное количество бесполезной музыкальной информации, автор считает применение «метода замещения». «Тонкий процесс реобразования заставляет педагогов использовать гибкие методы музыкального воспитания, когда конечный педагогический замысел учителем тщательно камуфлируется, чтобы своей заданностью не "отпугнуть" учащихся» [8]. Под понятием «реобразование» автор подразумевает позитивное преобразование имеющихся у учащихся закрепленных ложных художественных ценностей.

Следует отметить, что в последние десятилетия в теории и практике музыкального образования понимание феномена вкуса расширяется и приобретает многоаспектный характер. В частности, специальную разработку получили процессы воспитания художественного вкуса в различных видах музыкальной деятельности - в процессе восприятия музыки (Л. М. Кузнецова, Д. К. Бусурашвили); на занятиях в самодеятельном ансамбле и оркестре народных инструментов (В. Г. Мозгот, С. Д. Кулиев); в вокально-инструментальном ансамбле (Б. А. Брылин, А. Г. Болгарский); в процессе вокально-хоровой деятельности (И. Г. Димова, О. А. Васильченко); на занятиях художественным движением и ритмикой (Т. С. Бабаджан, С. Л. Руднева, А. В. Пасынкова, Е. Д. Критская); в процессе освоения произведений вокальных жанров эстрадного музыкального искусства (Н. Н. Илларионова).

Проблема воспитания художественного вкуса рассматривается педагогами-исследователями в контексте разных форм музыкального образования - на уроке му-

научно-методический электронный журнал

зыки (Н. М. Черноиваненко); в процессе внеурочных занятий по искусству (С. Б. Ба-рило, Л. Л. Литвиненко, В. И. Волынкин); на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке (Е. Н. Таллин, А. И. Паламарчук). Кроме того, на сегодняшний день исследователями разработаны механизмы развития художественного вкуса у детей 5-6 лет (Н. А. Чичерина); у младших школьников (3. П. Морозова); у подростков (В. А. Щербаков); у студентов - будущих педагогов (Ю. С. Гуров, Л. С. Волобуева, Ф. Х. Макоев, М. Е. Кудрявцева, Е. С. Малыгина, Т. А. Суханова).

Эти и многие другие авторы исследуют, главным образом, принципы, формы, методы и средства воспитания художественного вкуса детей с помощью разных видов искусства, отмечая при этом огромную силу воздействия музыки на структурные элементы музыкально-эстетического сознания личности. Большую роль в воспитании художественного вкуса, по мнению исследователей, играет непосредственное вовлечение детей и юношества в процесс художественно-творческой деятельности. Ведь вкус проявляется не только в способности к созерцанию, выявлению и оценке прекрасного в природе и высокохудожественного в искусстве, но, прежде всего, в способности к «преобразованию» полученного эстетического опыта, т. е. к творчеству. В процессе работы над музыкальным произведением художественный вкус в одном случае формируется, в другом - совершенствуется, но неизменным остается тот факт, что на практике учащиеся познают «законы искусства», приобретают умения и навыки, связанные с художественным воплощением и «подражанием» прекрасному. Таким образом, вкус исполнителя, постоянно привлекаемый к оценке достоинств и недостатков творческой работы, более активен, чем при слушании музыки.

Важным аспектом изучения проблематики вкуса является обращение ученых и педагогов к социологическим исследованиям, раскрывающим вопросы типологии и критериев оценки вкуса в зависимости от уровня общего и художественного развития личности. Проблема типологии вкусов актуальна не только в области музыкальной педагогики, но и музыкальной социологии. Так, отдельным вопросам исследуемой проблемы в разные годы уделяли внимание в своих трудах А. Н. Сохор, Р. А. Тельчарова, Л. С. Волобуева, Ф. Х. Макоев, О. А. Буракова, М. Е. Кудрявцева, Е. Е. Демченко и др. [9-15].

Особый интерес у авторов музыкально-педагогических исследований последних десятилетий вызывает разработка вопросов, связанных с поиском эффективных методов воспитания художественного вкуса. Обобщение теоретико-методического опыта организации образовательного процесса в современной музыкально-педагогической науке позволило нам выяснить, что в воспитании художественного вкуса личности используются как общедидактические, так и специальные методы и приемы. В процессе нашего исследования было установлено, что активизировать процесс воспитания вкуса может комплексное использование следующих специальных методов, взятых из опыта работы с детской аудиторией: метод сравнения и метод сопоставительного анализа (Н. Л. Гродзенская); метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин); метод «звучащей анкеты» (Ю. Б. Алиев); метод музыкальных собеседований (Л. А. Без-бородова); метод анализа музыкальных произведений (разбор высокохудожественных аранжировок) (Б. А. Брылин); метод «лекция-беседа» (Л. М. Кузнецова); метод «эмоционально-смыслового анализа» (О. А. Буракова).

Специфика применения того или иного метода обусловлена формой музыкального образования. Так, основными формами воспитания художественного вкуса детей и молодежи сегодня выступают: уроки музыки в школе (как основная форма общего музыкального образования); факультативные занятия по музыке и другим видам искусства; элективные курсы; лекции-концерты; конференции; музыковедческие кружки; музыкальные клубы; любительские объединения художественно-эстетической

научно-методический электронный журнал

направленности; различные формы дополнительного образования; экскурсии; самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность и многое другое.

Большое значение в вопросах воспитания художественного вкуса следует отводить разнообразным формам самообразования. К формам самообразования можно отнести изучение искусствоведческой литературы, самостоятельное прослушивание музыкальных композиций и доступное музыкальное исполнительство. В связи с этим А. П. Мохонько актуализирует проблему самовоспитания художественного вкуса, которое, по мнению автора, осуществляется на основе самопознания и активной творческой деятельности, когда человек осознает свой художественный интерес, достигает определенного уровня эстетического самосознания, приобретает практические навыки [16].

Особенно остро сегодня звучит вопрос, касающийся поиска средств воспитания художественного вкуса и художественной культуры личности в целом. К ним относятся: искусство; любительское творчество; музыкальные теле- и радиопередачи; аудио- и видеоинформация; интернет-ресурсы; различные виды зрелищ и развлечений; печатные издания (журналы, книги, брошюры), в которых освещаются вопросы музыкального и других видов искусства, описываются жизнь и творчество композиторов, отдельных исполнителей и коллективов, история создания музыкальных произведений и мн. др.

Итак, проблеме воспитания художественного вкуса в теории и практике отечественного музыкального образования всегда уделялось достаточно серьезное внимание. На основании теоретического анализа воззрений отечественных психологов, педагогов-музыкантов, ученых-музыковедов можно утверждать, что в центре научных поисков и практических решений проблемы воспитания вкуса всегда стояла личность, ее духовное, нравственное, эстетическое, творческое развитие, что определяет воспитательную функцию вкуса и характеризует ее как важнейшую педагогическую категорию.

Вкус связан со всем процессом формирования структуры личности. Именно поэтому вкус служит мерилом художественной культуры человека, так как отражает уровень развития ее индивидуальности. В художественном вкусе раскрываются не только эстетические начала, но и идейные, духовно-нравственные стороны личности, которые проявляются в подходах к оценке произведений искусства и способах их художественного осмысления. Таким образом, воспитание вкуса представляет собой гибкий педагогический процесс интегрального воздействия на его структуру и содержание, в результате которого повышается уровень художественного сознания личности.

Ссылки на источники

1. Шацкая В. Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1949.

2. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975.

3. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Отделение педагогики. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - № 11. - C. 24.

4. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения в начальной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1953. - C. 63.

5. Апраксина О. А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1971.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968. - C. 324.

7. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1994. - С. 24.

8. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2005. - С. 25.

9. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Т. 1. - Л.: Советский композитор, 1980.

10. Тельчарова Р. А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. - М., 1979.

11. Волобуева Л. С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.

научно-методический электронный журнал

12. Макоев Ф. Х. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.

13. Буракова О. А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000.

14. Кудрявцева М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000.

15. Демченко Е. Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2001.

16. Мохонько А. П. Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 6(122). - С. 118.

Sofiya Umerkaeva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Social-Cultural Activities, Institute of

Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Moscow

sofiya333@yandex.ru

Education of art taste as a musical-pedagogical problem

Abstract. The paper deals with current issues of artistic taste education of children and youth by means of musical art. The basis for the author's thinking is the pedagogical potential of the category "taste". Particular attention is paid to the analysis of the views of scientists-musicologists and educators-practitioners to the problem of artistic taste education during musical activity.

Key words: artistic taste, taste in music, education of artistic taste, musical perception, musical education. References

1. Shatskaya, V. N. (1949) Ideynoe vospitanie sredstvami muzyikalnogo iskusstva i vospitanie hudozhestvennogo vkusa vsovetskoy shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

2. Shatskaya, V. N. (1975) Muzyikalno-esteticheskoe vospitanie detey iyunoshestva, Moscow (in Russian).

3. Teplov, B. M. (1947) "Psihologicheskie voprosyi hudozhestvennogo vospitaniya", Izvestiya APN RSFSR. Otdelenie pedagogiki, vyp. 11, Moscow, Leningrad, p. 24 (in Russian).

4. Grodzenskaya, N. L. (1953) Vospitatelnaya rabota na urokah peniya v nachalnoy shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

5. Apraksina, O. A. (1971) Stanovlenie i razvitie muzyikalnogo vospitaniya vsovetskoy shkole: dis. ... doc. ped. nauk, Moscow, p. 63 (in Russian).

6. Vetlugina, N. A. (1968) Muzyikalnoe razvitie rebenka, Moscow, p. 324 (in Russian).

7. Kabalevskiy, D. B. (1994) "Osnovnyie printsipyi i metodyi programmyi po muzyike dlya obscheobrazovatelnoy shkolyi", Programmyi dlya obscheobrazovatelnyih uchebnyih zavedeniy, Moscow, p. 24 (in Russian).

8. Aliev, Yu. B. (2005) Penie na urokah muzyiki:konspektyi urokov, repertuar, metodika, Moscow, p. 25 (in Russian).

9. Sohor, A. N. (1980) Voprosyisotsiologii i estetiki muzyiki, T. 1, Moscow (in Russian).

10. Telcharova, R. A. (1979) Muzyikalnyiy vkus kak ob'ekt esteticheskogo analiza: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk, Moscow (in Russian).

11. Volobueva, L. S. (1984) Vospitanie muzyikalno-esteticheskogo vkusa uchaschihsya kulturno-prosvetitel-nyih uchilisch: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

12. Makoev, F. H. (1995) Pedagogicheskie osnovyi formirovaniya muzyikalno-esteticheskogo vkusa u uchaschihsya muzyikalnyih uchilisch: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

13. Burakova, O. A. (2000) Vospitanie muzyikalnogo vkusa u shkolnikov v istorii otechestvennoy pedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

14. Kudryavtseva, M. E. (2000) Psihologo-pedagogicheskie osnovyideyatelnosti uchitelyapo vospitaniyu esteticheskogo vkusa uchaschihsya:dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

15. Demchenko, E. N. (2001) Vospitanie hudozhestvennogo vkusa mladshih shkolnikov na urokah izo-brazitelnoy deyatelnosti: dis. ... kand. ped. nauk, Moscow (in Russian).

16. Mohonko, A. P. (2013) "Samovospitanie vkusa kak vazhnyiy faktor vsestoronnego razvitiya tvorcheskoy lich-nosti", Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki, № 6(122), Tambov, 118 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 01.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.06.15

Принята к публикации Accepted for publication 03.06.15 Опубликована Published

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Умеркаева С. Ш., 2015

5779343120359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.