- Youku.com - представляет собой китайский аналог привычного нам Ютьюба.
- Tudou.com - данный сайт дает возможность просматривать видеоконтент на китайском языке.
- LaRadioFm.ru -китайские онлайн-радиостанции.
- Piranya.com - китайское онлайн-телевидение.
Группы «ВКонтакте»:
- «Китайский язык» - крупнейшее сообщество для пользователей, которые изучают китайский язык независимо от уровня подготовки.
- «Китайский язык для лентяев» - содержит наглядный материал для запоминания новой лексики на китайском языке.
- «Китайский язык / Китай» - содержит огромное количество информации разной тематической направленности, которая будет полезна для пользователей, изучающих китайский язык.
Проведенный анализ современных интернет-технологий, которые используются в методике преподавания иностранных языков, в частности китайского, позволил сформулировать некоторые выводы. Во-первых, активно набирающие обороты образовательные платформы, онлайн-программы и другие интернет-технологии, являясь в большинстве случаев вспомогательными средствами наряду с учебными печатными материалами, также обладают высокими дидактическими возможностями. Во-вторых, студенты получают широкие возможности поиска и использования всего необходимого им учебного материала, решения коммуникационных задач обучения. В-третьих, образовательные платформы и другие интернет-технологии являются мощным вспомогательным ресурсом для преподавателей при построении методологии занятий и эффективного решения стоящих перед ними учебных задач. Все это позволяет рассматривать онлайн-ре-сурсы в качестве потенциального источника для преподавания китайского языка, направленного на высокие образовательные результаты.
Библиографический список
1. Махракова А.В. Возможности инструментов e-learning на уроках японского языка в средней школе. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019; № 10-2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole
2. Нелепко Е.П. Виртуальные образовательные платформы в обучении иностранному языку The Scientific Heritage. 2020; № 53-4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/virtualnye-obrazovatelnye-platformy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku
3. Сазонова А.В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения. Наука и образование сегодня. 2018; № 1 (12). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-zaochnoy-formy-obucheniya
4. Плиева А.О. Применение интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-internet-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-inostrannomu-yazyku
5. Шаламова О.О. Проектная деятельность как эффективное условие профессионального развития студентов гуманитарных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 398-400.
References
1. Mahrakova A.V. Vozmozhnosti instrumentov e-learning na urokah yaponskogo yazyka v srednej shkole. Nauka isocium: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019; № 10-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole
2. Nelepko E.P. Virtual'nye obrazovatel'nye platformy v obuchenii inostrannomu yazyku. The Scientific Heritage. 2020; № 53-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ virtualnye-obrazovatelnye-platformy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku
3. Sazonova A.V. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov zaochnoj formy obucheniya. Nauka i obrazovanie segodnya. 2018; № 1 (12). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-zaochnoy-formy-obucheniya
4. Plieva A.O. Primenenie internet-tehnologij v obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/primenenie-internet-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-inostrannomu-yazyku
5. Shalamova O.O. Proektnaya deyatel'nost' kak 'effektivnoe uslovie professional'nogo razvitiya studentov gumanitarnyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 398-400.
Статья поступила в редакцию 31.01.23
УДК 378
Alekseenko N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
MUSICAL AND PRACTICAL ACTIVITY AS AN ENVIRONMENT OF PERSONAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN.
Aesthetic development of children in primary school is one of the important aspects of personal development. Such qualities as imagination, creativity, emotional responsiveness, empathy allow us to talk about the upbringing of the foundations of a spiritual personality in children. Emotionality of children finds a vivid reflection in the musical and practical sphere and gives an opportunity to show their aesthetic inclinations. In the process of musical and practical activity, the teacher develops musical perception of works in younger schoolchildren, imagination, the ability to hear and understand aesthetic fragments of works, lays the foundations of musical creativity. Music, along with other subjects of the artistic and aesthetic cycle, serves as an adequate environment for aesthetic development for a child, which makes it possible to talk about its importance for the purposes of educating younger schoolchildren.
Key word: musical and practical activity, aesthetic development, primary school students, education, music.
Н.В. Алексеенко, канд. пед. наук, Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДА ЛИЧНОСТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Эстетическое развитие детей в начальной школе - один из важных аспектов личностного развития. Такие качества, как воображение, творчество, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, позволяют говорить о воспитании в детях основ духовной личности. Эмоциональность детей находит в музыкально-практической сфере яркое отражение и дает возможность проявить свои эстетические наклонности. В процессе музыкально-практической деятельности педагог развивает в младших школьниках музыкальное восприятие произведений, воображение, умения слышать и понимать эстетические фрагменты произведений, закладывает начала музыкального творчества. Музыка, наряду с другими предметами художественно-эстетического цикла, служит адекватной для ребенка средой эстетического развития, что позволяет говорить о ее важности для целей воспитания младших школьников.
Ключевые слова: музыкально-практическая деятельность, эстетическое развитие, младшие школьники, воспитание, музыка.
Музыкальное искусство служит для младших школьников сферой получения положительных эмоций, активизирует процессы формирования образного мышления, воображения. Кроме воспитания и развития, занятия музыкой позволяют ребенку эмоционально расслабиться, помогают почувствовать и, при дальнейшем воспитании, понять музыкальное творчество, побуждает к собственному творческому развитию.
Музыка через творчество известных композиторов открывает пути к восприятию общечеловеческих нравственных ценностей. Поэтому специалисты в сфере музыкального воспитания пишут, что «активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней» [1-7].
Этап обучения детей в начальной школе создает благоприятную почву для формирования мироощущения детей, основ их мировоззренческой культуры. Этот этап в значительной степени определяет эстетическое развитие личности в будущем. Ключевой задачей педагогов на музыкальных часах с детьми младшего школьного возраста становится воспитание основ культуры музыкального восприятия.
Под комплексом воспитания музыкальной культуры понимается система обучения, направленная на установление художественно-эстетических контактов обучающихся с образным содержанием музыки. Эффективным оно становится, если учитываются субъективные факторы обучающихся - их потребности, предпочтения, наклонности, восприятие, художественная фантазия и творческое воображение.
Цель данной статьи - изучить сущность, средства и методы музыкально-практической деятельности как среды личностно-эстетического развития младших школьников.
Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить особенности музыкально-практической деятельности как среды личностно-эстетического развития младших школьников; рассмотреть пути и средства музыкально-эстетического становления младшего школьника.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.
Научная новизна статьи заключается в том, что на основе культурологической концепции личностно ориентированного образования и субъектно-деятель-ностного подхода обоснованы и показаны пути освоения обучающимися личност-но-эстетического развития посредством музыкально-практической деятельности.
Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости музыкально-практической деятельности как среды личностно-эстетического развития младших школьников. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию обучающихся в рамках урока музыки.
Федеральным государственным стандартом НОО одной из ключевых образовательных задач устанавливается формирование у детей «умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению» [8]. В качестве практического применения умения оказывается, что ребенок должен учиться использовать музыкальные образы в процессе «создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации» [3].
Педагогическая среда для музыкального и эстетического развития детей на уроках музыки реализуется в трёх основных формах деятельности: знакомство с музыкальными фрагментами (навыки слушания); музыкальная грамота; пение (хоровое). Однако все эти формы музыкальных занятий с детьми в рамках общеобразовательной школы в основном направлены на усвоение знаний, умений и навыков, т. е. на репродуктивное мышление. Пространства для творческой самореализации в рамках учебных часов однозначно недостаточно для развития творческих способностей обучающихся. Этим объясняется и сложность их музыкально-эстетического развития.
Поэтому стоит согласиться с мнением С.М. Каргапольцева, что знакомство с музыкой в начальной школе целесообразно начинать с приобщения детей к миру музыки через ее слушание, и развития умения слушать и слышать музыкальную красоту произведения [4].
Важно сохранять в детях образное отношение к произведению, поскольку образное мышление детей остается базовым для младших школьников способом познания окружающего мира. Образность помогает ребенку развиваться эмоционально: сопереживать героям, интонации, научиться улавливать ритмику музыки, ее центральную идею, приобщает к размышлению о музыке и осознанности ее восприятия.
Великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал сложность познания музыки и писал, что «слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств» [5].
Это очень важная педагогическая ремарка: изначально ребенок нуждается в вербальном сопровождении музыкальных композиций, что становится своеобразным маяком в музыкальном мире искусства. Постановка «правильных» вопросов, т. е. соответствующих психолого-возрастным особенностям детей, позволяет выяснить отношение детей к музыкальному произведению. Что, в свою очередь, поможет понять степень эстетической готовности ребенка к музыкальному творчеству в форме музицирования, слушания или пения.
При достижении отклика ребенка на музыку задачи можно и нужно усложнять. Интересный вариант приобщения к музыке предлагает практикующий педагог С.А. Воробьева. Если ребенок выражает свое отношение, понимает музыкальную композицию, то можно предложить ему попробовать выразить созвучность музыке в форме рифмы, которая созвучна произведению. Автор статьи пишет, что «умение учеников сложить стихотворение на уроке музыки играет роль стимулятора воображения, воспитывает вкус к красоте и приучает к наблюдательности» [6].
Восприятию музыки как элементу эстетического личностного развития необходимо обучать. Чтобы восприятие музыкальных произведений стало аналитическим процессом для обучающихся, необходимо давать понятные для ребенка аналогии, образы и вводить термины для усвоения ими основ музыки.
Развивающей целью музыкально-практической работы является получение эмоциональной отзывчивости детей на произведение. Если дети осознают свои впечатления от музыки, могут говорить о фрагментах, которые им больше понравились, способны вербально передать содержание произведения, то можно говорить о качественной педагогической музыкальной среде. Практическая способность к пониманию музыки в этом случае служит коротким мостиком к развитию творческого воображения и способности получать наслаждение от музыки.
Видами музыкальной практически ориентированной деятельности для эстетической среды являются [7]:
- информирование (музыкально-образовательная деятельность, обучение восприятию музыки);
- музыкально-практическая деятельность (пение, ритмические музыкальные занятия, игра на инструментах);
- творчество (собственное сочинение и исполнение, исследования по музыкальному искусству).
Можно сказать, что все перечисленные виды музыкальной активности отображают суть формы музыкального воспитания. Если музыкальное информирование обязательная форма приобщения к миру эстетики, то музыкально-практическая деятельность невозможна без инициативы самих учеников, а творческое развитие - без специальных задатков к этой форме искусства. Музыкальная деятельность влияет на все сферы жизни человека. Все они в разной степени доступны для младших школьников, однако, несомненно, имеют значение для эстетического развития личности. Музыкальная деятельность, таким образом, -это различные способы музыкально-эстетического воспитания и развития детей.
Эстетическое развитие детей неразрывно связано с развитием эмоциональной отзывчивости обучающегося. Эмоциональная отзывчивость ребёнка младшего школьного возраста проявляется в формах эстетических эмоций, интересов, вкуса, основанных на них эстетических суждениях.
Специалисты в своих исследованиях однозначно говорят, что эмоциональный отклик ребенка на музыкальное произведение - это показатель его индивидуальной оценки, важности композиции для личностного эстетического восприятия. В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость ребенка рассматривается в качестве переживания им выразительности музыкальных образов, обладает эстетическим содержанием. Музыка - это яркое, эмоциональное средство воздействия на детей. Благодаря ему открывается сущность прекрасного не только в окружающем мире, но и в личном мировосприятии обучающегося. В качестве показателя эмоционального отклика ребенка в нем проявляются внимание, интерес, влечение к определенному виду музыкально-практической деятельности.
Хоровое пение - одна из форм музыкально-практической деятельности, специфично значима именно в начальной школе. Благодаря вербальному выражению песня становится максимально доступной по содержанию для восприятия детьми. Она создает условия для эмоционального коллективного сопереживания сюжету, развивает их духовно, творчески, позволяет проявить способности и таланты на раннем этапе развития.
Игра на музыкальных инструментах создает среду эстетико-трудового развития. Дети получают возможность проявить инициативу, соревновательный потенциал, утверждаясь в творческих формах самореализации через позитивные формы соперничества. В инструментальной музыке реализуется потребность ребенка проявить свой творческий потенциал. Единственное важное условие -желание самого ребенка. Для него со стороны педагогов и родителей требуется создать атмосферу удовольствия и праздника, в которой труд - это форма достижения успеха. Ритмические занятия под музыку - еще одна из значимых для развития музыкальности детей форма практической деятельности. Ритмические движения под музыку, занятия танцами - все это создает эстетическую среду, адекватную возрасту младших школьников. Эта среда способствует формированию эмоциональной отзывчивости детей на музыку, становится способом активного освоения музыкального содержания.
Многие авторы, например, О.С. Богданова, В.А. Панферова, А.Ж. Тобага-былова, Н.А. Каргапольцева, пишут в исследованиях, что сфера гуманных чувств ребенка выступает как своего рода «механизм интеграции нравственных знаний в переживаемую целостность личностного поступка [7].
Таким образом, занятия музыкой с педагогической точки зрения должны рассматриваться в качестве фактора гуманистического и эстетического развития личности, так как стимулируют духовную сферу, ориентируют на восприятие общекультурных гуманистических идей, выходящих далеко за пределы собственно музыки.
Дети младшего школьного возраста находятся в социально значимой фазе личностного развития. От того, в какой мере будут сформированы основы эстетически развитой, нравственной личности, во многом зависит траектория их личностного дальнейшего развития.
Важной педагогической задачей этого периода для педагогов и родителей является приобщение ребенка к прекрасному, реализация энергии и потенциала на духовные ориентиры развития. Занятия музыкальной практикой в этом процессе играют важную роль, т. к. созвучны как нравственному, так и психолого-физиологическому этапу развития ребенка. Укрепление позитивного восприятия окружающего мира через искусство, музыку, движение отвечает в полной мере вопросам гуманистической педагогики и запросам самого ребенка.
Есть все основания утверждать, что музыка служит эффективным методом воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. Эмоциональность ребенка - важнейший компонент воспитательной системы, который является элементом нравственного развития личности, формирует основы нравственного убеждения, мотивации к позитивным формам освоения мира, к обучению и познанию.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
- формирование музыкальных основ и привитие интереса к эстетическому познанию ребенка в начальной школе понимается специалистами в качестве системы обучения, цель которой - помочь ребенку установить художественно-эстетические контакты с внешним миром, через понимание образного содержания музыкальных произведений;
- музыкальное развитие детей в начальной школе будет эффективным при условии соблюдения субъективных интересов обучающихся; необходимо ориентироваться на их личные предпочтения в области искусства и музыки, учитывать наклонности детей, помогать им осуществлять твор-
Библиографический список
ческое воображение, фантазийность и вымысел в творческой деятельности;
- использование музыкальных образов, которые освоили в процессе обучения дети, должно получать практическую почву для творческой реализации в театрализованных, хоровых, танцевальных видах искусства;
- чтобы восприятие музыки стало аналитическим процессом, педагогу необходимо помогать младшим школьникам находить понятные аналогии, доступные их возрасту образы и постепенно вводить в их речь термины для точной передачи музыкального содержания;
- музыкальная деятельность при формировании развивающей эстетической среды осуществляется в формах музыкального информирования, музыкально-практического участия и музыкального творчества;
- занятия музыкой с позиции педагогической оценки выступают фактором гуманизации и эстетизации личности, так как стимулируют духовную сферу человека, ориентируют на восприятие общекультурных гуманистических идей, выходящих далеко за пределы собственно музыки.
1. Абдуллин Э.Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки в общеобразовательной школе. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2021; № 2 (6): 41-47.
2. Воробьева С.А. Эстетические чувства как фактор развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки. СОЦИОСФЕР. 2017; № 2: 34-40.
3. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе. Искусство и школа: Книга для учителя: сборник статей. 1981; 112-140.
4. Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия. Диссертация ... доктора педагических наук. Москва, 1997.
5. Рева В.П. Креативная стратегия воспитания культуры музыкального восприятия у младших школьников. Музыкальное искусство и образование. 2018; № 2: 47-58.
6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1979.
7. Тобагабылова А.Ж. Проблемы развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников и пути их решения в процессе обучения. Педагогический журнал. 2019; №1-1: 686-695.
8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Available at: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ References
1. Abdullin 'E.B. Na puti k rozhdeniyu novogo «lika» uroka muzyki v obscheobrazovatel'noj shkole. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2021; № 2 (6): 41-47.
2. Vorob'eva S.A. 'Esteticheskie chuvstva kak faktor razvitiya tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov na urokah muzyki. SOCIOSFER. 2017; № 2: 34-40.
3. Kabalevskij D.B. Muzyka v shkole. Iskusstvo ishkola: Kniga dlya uchitelya: sbornik statej. 1981; 112-140.
4. Kargapol'cev S.M. Teoriya i praktika gumanizacii lichnosti mladshego shkol'nika v processe muzykal'nogo vospriyatiya. Dissertaciya ... doktora pedagicheskih nauk. Moskva, 1997.
5. Reva V.P. Kreativnaya strategiya vospitaniya kul'tury muzykal'nogo vospriyatiya u mladshih shkol'nikov. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 2: 47-58.
6. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1979.
7. Tobagabylova A.Zh. Problemy razvitiya 'emocional'no-nravstvennoj otzyvchivosti mladshih shkol'nikov i puti ih resheniya v processe obucheniya. Pedagogicheskijzhurnal. 2019; №1-1: 686-695.
8. Federal'nyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO). Available at: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
Статья поступила в редакцию 02.02.23
УДК 378
Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
MEDIA CENTER AS A MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF A UNIVERSITY STUDENT. Today, the means of communication are moving from the verbal to the visual mode and entail visualization and mediatization in all areas. Various media centers exist and are being organized, including in universities. University media centers solve problems of technological support of the media educational environment and form communicative competencies of students. It should be borne in mind that today's students are a "digital generation" that exists exclusively in the digital space of bilateral interaction. Currently, this digital space is moving into the media space, in which "new media" are called upon to play a priority role.
Key word: media, media center, digital generation, communications, media space, competencies.
Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
МЕДИАЦЕНТР КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ВУЗА
Сегодня средства коммуникации переходят от вербального способа к визуальному и влекут за собой визуализацию и медиатизацию во всех областях. Существуют и организовываются различные медиацентры, в том числе и в вузах. Вузовские медиацентры решают задачи технологического обеспечения медиаобразовательной среды и формируют коммуникативные компетенции обучающихся. Стоит учитывать, что сегодняшние студенты - это «цифровое поколение», которое существует исключительно в цифровом пространстве двустороннего взаимодействия. В настоящее время это цифровое пространство переходит в медиапространство, в котором приоритетную роль призваны играть «новые медиа».
Ключевые слова: медиа, медиацентр, цифровое поколение, коммуникации, медиа пространство, компетенции.