Научная статья на тему 'Музыкально-эстетическое воспитание в современной школе'

Музыкально-эстетическое воспитание в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1628
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / воспитание / эстетика / культура / школа / эмоции / влияние / music / education / aesthetics / culture / school / emotions / influence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. О. Асриева

Музыкально-эстетическое воспитание – историко-педагогическое явление, которое на различных этапах развития российской педагогики использовалось для решения широких воспитательных задач. Современная постановка проблемы музыкально-эстетического воспитания связана с задачами воспитания, возвращенными в школу Федеральными государственными образовательными стандартами, а также активным поиском решений, повышающих эффективность воспитательной работы. В статье музыкальное воспитание связано с эстетическим и рассматривается как его органичная часть, цели музыкально-эстетического воспитания раскрываются через музыкально-эстетическую культуру личности. Изучена связь музыкально-эстетической культуры личности с традиционными результатами воспитания школьников. Рассмотрены условия переноса эстетических критериев, сформированных в музыкальной деятельности, на широкий круг социальных явлений окружающей действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN MODERN SCHOOL.

Musical and aesthetic education is a historical phenomenon of Russian pedagogy, which at different times was used to solve educational problems. The modern significance of the problem of musical and aesthetic education is related to the tasks defined by the state standards of education, as well as innovations by pedagogical theories and experience. Musical and aesthetic education is one of the pedagogical ways to increase the efficiency of educational work in school. In the article, musical education is related to aesthetic education and is studied as part of it. The goals of musical and aesthetic education are defined through the musical and aesthetic culture of the individual. The influence of musical and aesthetic culture of a schoolboy on other traditional results of education in school has been studied. The paper reveals the conditions under which the aesthetic criteria form in music and how they are applied to phenomena of social life.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетическое воспитание в современной школе»

среда также содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который важно совершенствовать и внедрять в практику. И в этой же работе Е.А. Пугачева дает собственное определение толерантности: «Толерантность студентов представляет собой спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого, проявление доброжелательности и эмпатии» [8, с. 100]. Из данной дефиниции следует, что толерантность как личностная черта представляет собой сложное интегративное образование, многообразное проявление уважения к окружающем людям, их мнению, несовпадающему с большинством, безусловное принятие их культуры и традиции, восприятие чужого языка.

Один из главных тезисов педагогического базиса термина «толерантность» заключается в том, что терпимый человек, уважающий и принимающих других людей с их инаковостью, не получает эту толерантность с рождения, он ее приобретает в течение всей жизни. Потому что по природе человек, скорее, настороженный, чем открытый, а при первой опасности проявит, вероятнее всего, защитные свойства, а не агрессивность.

Отечественные педагоги отмечают аксиологическую основу словосочетания «толерантное восприятие инаковости» и его тесную связь с этикой, моралью и развитием человека. К примеру, С.М. Алютин говорит о толерантности как о «нравственной общечеловеческой ценности, которая существует столетиями и сохраняется до нашего времени» [9, с. 46 - 64].

Анализ педагогической деятельности, ее продуктивности позволил сделать вывод о том, что образовательная деятельность должна быть спланирована так, чтобы каждый обучаемый мог проявить себя, свою активность, реализовав свой потенциал, выступая с творческими инициативами, творческими предложениями. Но при этом каждый участник педагогической деятельности должен чувствовать уважение к своим инициативам, он должен быть уверен, что его не высмеют в

Библиографический список

коллективе. Итак, педагогическая толерантность представляет собой осознание педагогом содержания своего толерантного поведения, суть которого в том, что педагог овладел умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Педагогическая толерантность как качество личности воспитателя представляет собой главный компонент педагогической этики. Она и социальная категория, установка на принятие инаковости, эмпатия, и сочувствие, соучастие в судьбе других людей, направленное на открытые и доверительные отношения [10].

Педагогическая толерантность как качество личности педагога проявляется в единстве двух видов профессиональной деятельности педагога - обучающей и воспитательной. Оба вида деятельности требуют от педагога определенной терпимости, уважения друг к другу, которые направлены на развитие у учащихся умений к самоорганизации и осуществлению разнообразной совместной деятельности. В этой совместной деятельности часто принимают участие люди разных национальностей, культур, языка, что также требует определенной толерантности от всех участников.

Итак, проблема толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий, отношение к людям как к равным, как к самому себе не является новой проблемой. Быть толерантным - это умение жить в поликультурной, поликонфессиональной среде, не мешая при этом другим, иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. Нетерпимость как оппозиция толерантности всегда порождала противостояния и конфликты, что было замечено еще древними историками и просвещенцами. А конфликты - это порождение войн, военных столкновений и несовпадение интересов враждующих сторон, когда одни стремятся занять свою территорию и подчинить население, другие - пытаются защититься, отстоять собственное право на жизнь и независимость.

1. Асмолов А.Г Толерантность от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва, 2000: 5 - 7.

2. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией А.В. Игишева. Москва: Прайм-Еврознак, 2007.

3. Кравцов Г Г, Таебех Н. Психологическое содержание понятия толерантности. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010; № 17 (60): 110 - 112.

4. Выготский Л.С. Психология. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.; перевод с английского. Москва: Вече, АСТ, 2000; Т. 2.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Москва: Педагогика, 2000.

7. Луповицкая Е.Г Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1998.

8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

9. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2008.

10. Алютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности? Человек, его ценности и жизненный путь. Барнаул: Изд-во Барнаульского ВВАУЛ, 2000.

11. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 117 - 119.

References

1. Asmolov A.G. Tolerantnost ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000: 5 - 7.

2. Kratkij tolkovyjpsihologo-psihiatricheskij slovar'. Pod redakciej A.V. Igisheva. Moskva: Prajm-Evroznak, 2007.

3. Kravcov G.G., Taebeh N. Psihologicheskoe soderzhanie ponyatiya tolerantnosti. VestnikRGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie». 2010; № 17 (60): 110 - 112.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Reber A. Bol'shoj tolkovyj psihologicheskij slovar': v 2 t.; perevod s anglijskogo. Moskva: Veche, AST, 2000; T. 2.

6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 2000.

7. Lupovickaya E.G. Social'no-psihologicheskoeznachenie tolerantnostikneopredelennosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.

8. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002.

9. Pugacheva E.A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.

10. Alyutin S.M. Chto takoe obschechelovecheskie cennosti? Chelovek, ego cennosti izhiznennyjput'. Barnaul: Izd-vo Barnaul'skogo VVAUL, 2000.

11. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.

Статья поступила в редакцию 28.10.19

УДК 371.486 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10021

Asrieva O.O., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: olga_asrieva@mail.ru

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN MODERN SCHOOL. Musical and aesthetic education is a historical phenomenon of Russian pedagogy, which at different times was used to solve educational problems. The modern significance of the problem of musical and aesthetic education is related to the tasks defined by the state standards of education, as well as innovations by pedagogical theories and experience. Musical and aesthetic education is one of the pedagogical ways to increase the efficiency of educational work in school. In the article, musical education is related to aesthetic education and is studied as part of it. The goals of musical and aesthetic education are defined through the musical and aesthetic culture of the individual. The influence of musical and aesthetic culture of a schoolboy on other traditional results of education in school has been studied. The paper reveals the conditions under which the aesthetic criteria form in music and how they are applied to phenomena of social life.

Key words: music, education, aesthetics, culture, school, emotions, influence.

О.О. Асриева, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: olga_asrieva@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Музыкально-эстетическое воспитание - историко-педагогическое явление, которое на различных этапах развития российской педагогики использовалось для решения широких воспитательных задач. Современная постановка проблемы музыкально-эстетического воспитания связана с задачами воспитания, возвращенными в школу Федеральными государственными образовательными стандартами, а также активным поиском решений, повышающих

эффективность воспитательной работы. В статье музыкальное воспитание связано с эстетическим и рассматривается как его органичная часть, цели музыкально-эстетического воспитания раскрываются через музыкально-эстетическую культуру личности. Изучена связь музыкально-эстетической культуры личности с традиционными результатами воспитания школьников. Рассмотрены условия переноса эстетических критериев, сформированных в музыкальной деятельности, на широкий круг социальных явлений окружающей действительности.

Ключевые слова: музыка, воспитание, эстетика, культура, школа, эмоции, влияние

Воспитательная система современной школы не так давно приобрела достаточно четкие ориентиры, выраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах. Внедрение стандартов в практику - до сих пор противоречивая и трудная деятельность перехода от деклараций к реальным изменениям в воспитательной практике. Масштабы воспитательных целей и задач, выполнение которых теперь обязательно, определяют необходимость поиска новых путей и очередной актуализации традиционных форм, методов и средств воспитания обучающихся. В этой связи весьма уместно обращение воспитателей к массиву «... художественного наследия народов России и мира» [1], эмоционально насыщенному и вполне отвечающему возрастным психологическим и социальным особенностям обучающихся. Вместе с тем эффективность воспитания на художественном наследии имеет субъективное условие - личную, индивидуальную способность обучающегося воспринимать художественный материал, осмысливать и эмоционально переживать его, уровень развития его эстетической культуры, что в очередной раз выдвигает проблему эстетического воспитания на передний план проблематики развития воспитательной системы современной школы. В настоящей статье решается задача обоснования необходимости музыкально-эстетического воспитания современных школьников как одного из способов повышения эффективности воспитательной системы, а также как условие использования в воспитательных целях мирового и отечественного художественного наследия. Для ее решения применен метод исторической ретроспекции и анализ научной литературы (монографий, статей и диссертационных исследований) по проблеме музыкально-эстетического воспитания.

Формирование эстетической культуры личности как целенаправленный процесс, имеющий собственную позицию в стандартах и определяющий эффективность достижения многих других позиций, предполагает комплекс эстетического воспитания, множество его видов, объединенных целью, но различающихся по содержанию, формам и методам. Так, фундаментальной основой эстетического воспитания выступает не только любой вид искусства, но и вообще человеческой деятельности. Отечественная педагогика традиционно выделяла в этом плане музыку - «. искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков и тонов» [2, с. 463]. Следует предположить, что очередное обращение к истории и современности музыкально-эстетического воспитания есть часть научного поиска в педагогическом наследии перспективных путей реализации современных школьных образовательных стандартов, социального заказа образованию с его сильной воспитательной составляющей.

Проблематика музыкально-эстетического воспитания в отечественной науке почти всегда велась параллельно и вместе с проблематикой социального воспитания, развитием личности социально значимого типа. Одна из главных идей, рожденных такой связью, - это идея о том, что «чувство прекрасного» в человеке во многом определяет критерии оценки социальных явлений, оценочную систему, с которой строится социальное поведение человека. Эта закономерность выделяет отечественную практику музыкально-эстетического воспитания из ряда зарубежных аналогов и до сих пор определяет подходы к разработке инструментов музыкально-эстетического воспитания школьников. Вместе с тем российская традиция наложила определенный отпечаток и на зарубежные практики. В некоторых работах, например, в исследовании Г Солеаб и Э. Спелкеб утверждается, что музыка способна определять социальные предпочтения ребенка и обусловливать выбор им социальных норм [3].

Эстетическое в целом и музыкально-эстетическое воспитание в частности в дореволюционной России рассматривалось как инструмент всеобщего просвещения, массового воспитания народа. Различия в теориях заметны только в итоговых целях социального воспитания. В гуманитарных теориях, принадлежащих К.Д. Ушинскому, В.Я. Стоюнину, В.П. Острогорскому, М.И. Демкову и др., -это единение личности с природой, обществом, другими людьми, воспитание самосознания. В революционно-демократических воззрениях Н.А. Добролюбова, Г.В. Плеханова и др. - создание новых форм общественного сознания, исправление социальных недостатков. Объединяет эти, казалось бы, противоположные подходы то, что субъект музыкально-эстетического воспитания рассматривается в них как субъект общественных отношений.

Эта мысль в значительной степени была развита сразу после революции в так называемом «пролетарском воспитании». В трудах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т Щацкого и В.Н. Щацкой, др. авторов пролетарская эстетика предполагала активное эмоционально-оценочное отношение человека к окружающему миру, а эстетическая культура - критическое отношение к «старому» искусству, не имеющему классового содержания. Несомненная заслуга ранней советской педагогики в утверждении роли искусства в эстетическом воспитании советского человека, которая заключалась в « . расширении культурного кругозора ребенка, сколько в .. обогащении его интеллекта, познании мира, развитии органов чувств и творческих способностей» [4, с. 131].

В середине XX века теорию и практику музыкально-эстетического воспитания характеризовал конфликт художественного (ГП. Бурса, ГИ. Щукина и

др.) и социального (Ю.В. Изюмский, Е.П Савченко и Ю.И. Рубина, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая) направлений. Художественное направление предполагало развитие отвлеченного «чувства прекрасного», подготовку «ценителей высокого искусства» [5]. В рамках социального была определена триединая цель эстетического воспитания:

- восприятие и понимание красоты;

- стремление к красоте и потребность в ней;

- реализация красоты в творческом созидательном труде. В настоящее время эта цель составляет суть отечественного музыкально-эстетического воспитания, образует основу разработки различных его инструментов.

Современные педагогические технологии музыкально-эстетического воспитания «укладываются» в общую отечественную концепцию эстетического воспитания Ю.Б. Бореева [6], Б.Т. Лихачева, Е.В. Квятковского и А.И. Бурова [7], Н.И. Киященко [8], Б.М. Неменского [9] и др. В работах перечисленных авторов эстетическое воспитание личности рассматривается как целенаправленное формирование эмоционально-чувственного и ценностного эстетического сознания, актуализация духовно-эстетических потребностей и организация творческой деятельности, отвечающей эстетическим критериям (совершенное - несовершенное, гармоничное - негармоничное, прекрасное - безобразное). Содержание, так называемую «эстетическую материю» [7], вполне может образовывать музыка.

Искусство, музыка в данной концепции есть один из способов переживания и оценки личностью явлений и процессов окружающего мира посредством художественных образов, а те, в свою очередь, несут в себе отпечаток социальных идеалов, ценностей, культуры. В произведениях искусства в концентрированном виде представлен эстетический идеал, соответствующий социокультурному развитию общества. Как содержание, средство и метод воспитания музыка обладает возможностью воздействовать на личность человека через его чувства, эмоции и переживание. «Музыка, - пишет Е.И. Левит, - занимает особое место в ряду искусств, выступающих средством эстетического развития человека. Музыкальное искусство развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся» [10, с. 4]. Анализ исторического развития теорий музыкально-эстетического воспитания показывает, что оно всегда рассматривалось как вид эстетического воспитания в контексте его основных концепций, в котором содержание образует музыка. В то же время музыкально-эстетическое воспитание является самостоятельным объектом исследования, уникальность которого обусловлена спецификой музыки как эстетического феномена. Отметим, что взгляды на возможности музыки влиять на личность постоянно расширяются. В современных исследованиях эта возможность рассматривается в связи с познавательными и образовательными возможностями ребенка [11], эмоциональным интеллектом [12] и даже состоянием здоровья [13].

Современные взгляды на теории музыкально-эстетического воспитания заложены в трудах Д.Б. Кабалевского, который впервые отошел от предметных возможностей музыки и обратился к тому, что она способна формировать культуру, глубокий внутренний мир личности во всех ее проявлениях и, прежде всего, в эстетике. Действительно, Д.Б. Кабалевский писал о музыкальном воспитании, но определял его предмет - внутренний мир человека - настолько широко, что раскрываются возможности использования музыки в любом из видов воспитания. В развитие представлений о музыке как материале, на котором строится эстетическое воспитание, значительный вклад внесли ученики Д.Б. Кабалевского - О.А. Апраксина и А.Б. Алиев. «Музыка - могущественный и ничем другим незаменимый помощник в воспитании подрастающего поколения, она необходима каждому человеку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным людям» [14, с. 3]. В свою очередь Д.Б. Алиев писал: «Воспринятая ребенком, подростком, юношей и глубоко осмысленная ими высокохудожественная музыка влияет на их отношение к миру, на все сознание. Это - окончательный результат сложного воздействия музыки» [15, с. 76].

Таким образом, возможности музыки в эстетическом воспитании человека, ребенка не вызывают никаких сомнений у отечественных педагогов. Практически эту возможность доказывают в своих исследованиях многие ученые. Так, описаны эксперименты по формированию на музыкальном материале, музыкальными средствами и в музыкальной деятельности:

- эстетически-нравственных критериев в ситуациях морального выбора (Е.А. Давыдова [16]);

- эстетической субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе (С.В. Здорова [17]);

- эстетической ориентации в музыкальной культуре (Е.И. Левит [10]);

- эстетической профессиональной позиции будущего педагога (Л.Ф. Бур-лакова [18]);

- эстетического восприятия, осмысления и переживания искусства (Ж.В. Латышева [19])

- музыкально-эстетической культуры (Хамзина ПР. [20]).

Среди перечисленных позиций наиболее глубокой и отвечающей природе музыки нам кажется последняя, определяющая возможные цели музыкально-эстетического воспитания школьников с таким явлением, как музыкально-эстетическая культура личности - основа сознания - одного из интегративных качеств личности, включенных в школьный стандарт. Сущностные характеристики этого явления раскрываются в трех группах работ.

Первая группа объединяет исследования в области эстетической культуры личности. Это уже упомянутые теории, положившие начало наиболее известной концепции воспитания (Ю.Б. Бореев, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Н.И. Киящен-ко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский). Они характеризуют эстетическую культуру как личную характеристику, отражающую способность человека творчески преобразовывать окружающую действительность с использованием эстетических критериев. Такая функциональная трактовка активно принимается большинством педагогов.

Вторая группа включает работы, раскрывающие музыкальную культуру личности как явление, подлежащее целенаправленному развитию, т.е. как педагогическое. К нем можно отнести многие исследования, но, прежде всего, - труды Р.Н. Шафеева [21] и А.П Рубинштейна [22]. Музыкальная культура личности у них - это результат, степень владения личностью музыкальной культурой общества на данной ступени ее развития. Здесь возникают особые, отличные от эстетической культуры, но дополняющие ее оценку критерии: знание, отношение, использование, стремление к развитию культурного массива и пр. Иначе можно говорить не о степени овладения, а о степени соответствия личности музыкальной культуре общества.

Наконец, третья группа работ объединяет авторов, делавших попытки синтезировать общее, объединяющее определение. Среди них выделим исследования Л.И. Арштейна [23], Л.Ф. Бурлаковой [18], Е.И. Левит [10]. Они позволяют определить музыкально-эстетическую культуру как интегративное качество личности, проявление ее эстетической культуры на уровне одного из видов искусств - музыки. Сформированность музыкально-эстетической культуры означает способность личности воспринимать, оценивать, преобразовывать и создавать музыку с использованием эстетических критериев, характерных для общества на данном этапе его социокультурного развития.

Процессы формирования музыкально-эстетической культуры личности не обособлены, они определяют эстетическое отношение к любым видам деятельности, которыми занимается человек. При этом внимание к данному процессу в контексте внедрения воспитательной части стандартов определяется тем, что в конечном итоге обучающийся с развитой музыкально-эстетической культурой более восприимчив к воспитательным воздействиям, потенциал которых заложен в качественном художественном материале.

В современной постановке проблема формирования эстетической культуры личности предполагает наличие самостоятельных воспитательных систем,

Библиографический список

т.к. ее стихийное формирование часто характеризуется отклонениями от нормы. К числу таких инструментов относится музыкально-эстетическое воспитание -вид эстетического воспитания на музыкальном материале и средствами музыки, пока еще реализующийся школами в общей системе воспитательной работы. Однако положительной тенденцией становится расширение задачной часть самих музыкальных занятий, цель которых уже не только в освоении материала, а в одновременном воздействии на когнитивную, эмоционально-аффективную и психомоторную сферы [24]. На практике доказана возможность интеграции музыки и слова в едином воспитательном воздействии, причем именно музыка обеспечивает реализацию в таком занятии личностно ориентированного подхода [25]. Вместе с тем, его распространение позволяет предположить, что эстетическое воспитание наряду с другими видами, возможно, станет самостоятельным направлением, что меняет статус его музыкальных материалов воспитания. Пока же на практике заметны тенденции интеграции музыкально-эстетического и устоявшихся, так называемых традиционных видов воспитания: патриотического, гражданского, физического и др. Используется эффект усиления эмоциональной составляющей воспитательного воздействия.

Собственное воспитательное воздействие в музыкально-эстетическом воспитании основано на механизмах эмоционально-чувственного наслаждения, эмоционального переживания смыслов, удовлетворения эстетических потребностей, творчества и пр. Его организация предполагает специально организованную, постепенно усложняющуюся по музыкальному материалу, средствам и формам музыкальную деятельность школьников в системе воспитательной работы школы. Его прямой целью является формирование музыкально-эстетической культуры личности, косвенной целью - усиление воспитательного воздействия на личность за счет эстетизации учебной и воспитательной деятельности. В его организации важны принципы:

- собственной активности в освоении, использовании и преобразовании музыкального материала на основе эстетических критериев;

- удовлетворение в музыкальной деятельности растущих духовных и эстетических потребностей личности;

- распространение эстетических критериев, усвоенных в музыкально-эстетическом воспитании на другие явления окружающей действительности.

Выполненный теоретический анализ позволяет определить музыкально-эстетического воспитание в школе как вид эстетического воспитания обучающихся, в котором формирование эмоционально-чувственного и ценностного эстетического сознания, актуализация духовно-эстетических потребностей обучающихся и организация их творческой деятельности, отвечающей эстетическим критериям, происходит через организованное, целенаправленное, управляемое освоение и эмоциональное переживание произведений музыки. Музыкально-эстетическое воспитание - это часть воспитательной системы школы, органично связанная со всеми остальными ее подсистемами. Полученный результат позволяет восстановить отношение педагогов к музыке как важнейшему средству воспитания детей и молодежи, актуализировать проблему музыкально-эстетического воспитания школьников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва: Альта-Принт, 2008.

3. Soleyab G., Spelkeb E. Shared cultural knowledge: Effects of music on young children's social preferences. Cognition. 2016; 148: 106 - 116. Available at: https://doi.org/10.1016/j. cognition.2015.09.01715

4. Арбатская Н.А. Теория и практика эстетического воспитания дошкольников в России: 1917- 1936 гг. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

5. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, методы, формы. Москва: Мысль, 1969.

6. Бореев Ю.Б. Эстетика. Москва: Изд-во политической литературы, 1988: 496.

7. Лихачев Б.Т, Квятковский Е.В., Буров А.И. Система эстетического воспитания школьников. Москва: Педагогика, 1983.

8. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика. Москва: Институт философии РАН, 1998.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1981.

10. Левит Е.И. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2003.

11. Sala G., Gobet F. When the music's over. Does music skill transfer to children's and young adolescents' cognitive and academic skills? A meta-analysis. Educational Research Review. 2017; 20: 55 - 67. Available at: 12. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.11.005

12. Gunkela M., Schlagelb C., Englec R.L. Culture's Influence on Emotional Intelligence. Empirical Study of Nine Countries Journal of International Management. 2014; № 20 (2): 256 - 274. Available at: https://doi.org/10.1016/j.intman.2013.10.002

13. Kim J., Stegemann T. Music listening for children and adolescents in health care contexts: A systematic review. Available at: The Arts in Psychotherapy. 2016; № 51: 72 - 85. Available at: https://doi.org/10.10167j.aip.2016.08.007

14. Алиев Ю.Б. Музыка среди нас (Не бесспорные рассуждения родителя - педагога). Проблемы современного образования. 2010; № 4: 74 - 84.

15. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка. Музыкальное воспитание в школе. Москва: Педагогика, 1985: 57.

16. Давыдова Е.А. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Москва, 2013: 24.

17. Здорова С.В. Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

18. Бурлакова Л.Ф. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

19. Латышева Ж.В. Феноменологические предпосылки музыкально-эстетического образования личности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2000.

20. Хамзина ГР Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2002.

21. Шафеев РН. Музыкальная культура как система. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Казань, 2007.

22. Рубинштейн А. Г. Музыка и ее представители. Разговор о музыке. Москва: Союз художников, 2005.

23. Арштейн Л.И. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2010.

24. Kafola B.S., Denacb O., Znidarsicc J., Zalard K. Analysis of Music Education Objectives in Learning Domains. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 186: 95 - 104. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.069

25. Dyganova E.A., Karkina S.V. Person Oriented Aesthetic Education In the System of Life-long Music Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 191: 1750 - 1753. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.718

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ushakov D.N. Bol'shojtolkovyjslovar'sovremennogorusskogoyazyka. Moskva: Al'ta-Print, 2008.

3. Soleyab G., Spelkeb E. Shared cultural knowledge: Effects of music on young children's social preferences. Cognition. 2016; 148: 106 - 116. Available at: https://doi.org/10.1016/j. cognition.2015.09.01715

4. Arbatskaya N.A. Teoriya ipraktika 'esteticheskogo vospitaniya doshkol'nikov vRossii: 1917- 1936 gg. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

5. Razumnyj V.A. 'Esteticheskoe vospitanie. Suschnost', metody, formy. Moskva: Mysl', 1969.

6. Boreev Yu.B. 'Estetika. Moskva: Izd-vo politicheskoj literatury, 1988: 496.

7. Lihachev B.T., Kvyatkovskij E.V., Burov A.I. Sistema 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 1983.

8. Kiyaschenko N.I. Sovremennye koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya: teoriya ipraktika. Moskva: Institut filosofii RAN, 1998.

9. Nemenskij B.M. Mudrost' krasoty: o problemah 'esteticheskogo vospitaniya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1981.

10. Levit E.I. Formirovanie 'esteticheskojkul'tury udetejmladshego shkol'nogo vozrasta v muzykal'nomdopolnitel'nomobrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2003.

11. Sala G., Gobet F. When the music's over. Does music skill transfer to children's and young adolescents' cognitive and academic skills? A meta-analysis. Educational Research Review. 2017; 20: 55 - 67. Available at: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.11.005

12. Gunkela M., Schlägelb C., Englec R.L. Culture's Influence on Emotional Intelligence. Empirical Study of Nine Countries Journal of International Management. 2014; № 20 (2): 256 - 274. Available at: https://doi.org/10.1016/j.intman.2013.10.002

13. Kim J., Stegemann T. Music listening for children and adolescents in health care contexts: A systematic review. Available at: The Arts in Psychotherapy. 2016; № 51: 72 - 85. Available at: https://doi.org/10.1016/j.aip.2016.08.007

14. Aliev Yu.B. Muzyka sredi nas (Ne besspornye rassuzhdeniya roditelya - pedagoga). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; № 4: 74 - 84.

15. Apraksina O.A. Sovremennyj rebenok i muzyka. Muzykal'noe vospitanie v shkole. Moskva: Pedagogika, 1985: 57.

16. Davydova E.A. Metodika primeneniya sredstv muzykal'noj kul'tury v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii mladshih shkol'nikov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku: avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013: 24.

17. Zdorova S.V. Problema muzykal'no-'esteticheskogo vospitaniya studentov gumanitarnyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

18. Burlakova L.F. Soderzhanie, formy i metody muzykal'no-'esteticheskogo vospitaniya uchaschihsya pedagogicheskogo kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

19. Latysheva Zh.V. Fenomenologicheskie predposylki muzykal'no-'esteticheskogo obrazovaniya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2000.

20. Hamzina G.R. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie studentov nemuzykal'nyh fakul'tetov pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2002.

21. Shafeev R.N. Muzykal'naya kul'tura kaksistema. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Kazan', 2007.

22. Rubinshtejn A. G. Muzyka iee predstaviteli. Razgovor o muzyke. Moskva: Soyuz hudozhnikov, 2005.

23. Arshtejn L.I. Formirovanie muzykal'no-'esteticheskojkul'tury studentov v vospitatel'nom prostranstve vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2010.

24. Kafola B.S., Denacb O., Znidarsicc J., Zalard K. Analysis of Music Education Objectives in Learning Domains. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 186: 95 - 104. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.069

25. Dyganova E.A., Karkina S.V. Person Oriented Aesthetic Education In the System of Life-long Music Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 191: 1750 - 1753. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.718

Статья поступила в редакцию 06.11.19

УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10022

Afanasyeva L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Social Pedagogy, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: fafykbhf@mail.ru

Danilov D.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Pedagogy, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: Danilovda11@gmail.com

Sivtseva K.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Social Pedagogy, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: kira_alekseeva.7@mail.ru

THE PARTNERSHIP OF SCHOOL AND PARENTS OF CHILDREN WITH LEARNING DISABILITIES. In recent decades, the problem of a significant increase in the number of children with mental and somatic development disorders has become particularly acute. The article reveals issues of inclusive education, development of children with disabilities, in particular with learning disabilities. The article also mentions the necessity of cooperation with parents of this category of children, assistance in the organization of educational activities of a student, improving the pedagogical competence of parents, and help families in the adaptation and integration of children with disabilities in society. The necessity of psychological and professional readiness of teachers to work in conditions of inclusive education is emphasized.

Key words: inclusive education, children with disabilities, professional and psychological readiness of teacher.

Л.И. Афанасьева, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: fafykbhf@mail.ru

Д.А. Данилов, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. РАО, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: Danilovda11@gmail.com

К.Н. Сивцева, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail kira_alekseeva.7@mail.ru

ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В представленной статье раскрываются вопросы инклюзивного образования, развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического здоровья. Отмечается необходимость сотрудничества с родителями данной категории детей, помощи в организации учебной деятельности учащегося, повышения педагогической компетентности родителей и помощи семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Акцентируется необходимость психологической и профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, профессиональная и психологическая готовность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.