Научная статья на тему 'Эстетическое и эмоциональное воспитание детей средствами восприятия музыкального произведения'

Эстетическое и эмоциональное воспитание детей средствами восприятия музыкального произведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / HOLISTIC DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА И КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / AESTHETIC ENVIRONMENT AND CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Л.И., Ли Хай

В данной статье рассматривается интерес ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния образовательно-культурной среды на процесс эстетического и эмоционального воспитания, поиск эффективных методов и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений, возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся. Чувства людей, воплощенные в музыкальной форме, на протяжении истории культуры становятся предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, и тем самым, развивают и совершенствуют их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION OF MUSIC AS A SPECIAL FORM OF AESTHETIC AND EMOTIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN

The article discusses the interest of scientists and teachers-practitioners to the possibilities of the influence of cultural and educational environment on the process of aesthetic and emotional education, the search for effective methods and further improvement in the educational space of educational institutions, the possibilities of the pedagogy of art in the application of the integrated interaction of all its components, aimed at the achievement of harmonization of students' personality. People's feelings embodied in a musical form throughout history of culture become the subject of the communication contemporaries, enriching their own feelings, thereby developing and improving.

Текст научной работы на тему «Эстетическое и эмоциональное воспитание детей средствами восприятия музыкального произведения»

Библиографический список

1. Шафранова О.Е. Аксиология построения непрерывного образования преподавателя высшей школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Благовещенск, 2011.

2. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

3. Драгомиров М.И. Избранные труды: вопросы обучения и воспитания войск. Москва: Воениздат, 1956.

4. Алехин А.И. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва: ВУ, 2003.

5. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма офицеров высших военных учебных заведениях. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2002.

6. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.

References

1. Shafranova O.E. Aksiologiyapostroeniyanepreryvnogo obrazovaniyaprepodavatelya vysshejshkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Blagoveschensk, 2011.

2. Boeva O.M. Pedagogicheskie usloviya nravstvennogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del v uchrezhdeniyah kul'tury: aksiologicheskijpodhod. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

3. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy: voprosy obucheniya i vospitaniya vojsk. Moskva: Voenizdat, 1956.

4. Alehin A.I. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh SilRossijskojFederacii. Moskva: VU, 2003.

5. Lopuha A.D. Social'no-pedagogicheskie usloviya 'effektivnosti sistemy vospitaniya patriotizma oficerov vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.

6. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: ukolovali@ya.ru

Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: bonjovi7402@yandex.ru

THE PERCEPTION OF MUSIC AS A SPECIAL FORM OF AESTHETIC AND EMOTIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN. The

article discusses the interest of scientists and teachers-practitioners to the possibilities of the influence of cultural and educational environment on the process of aesthetic and emotional education, the search for effective methods and further improvement in the educational space of educational institutions, the possibilities of the pedagogy of art in the application of the integrated interaction of all its components, aimed at the achievement of harmonization of students' personality. People's feelings embodied in a musical form throughout history of culture become the subject of the communication contemporaries, enriching their own feelings, thereby developing and improving.

Key words: emotional sphere, aesthetic education, holistic development of personality, aesthetic environment and culture of personality.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств,

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский

городской педагогический университет», г. Москва, E -mail: bonjovi7402@yandex.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В данной статье рассматривается интерес ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния образовательно-культурной среды на процесс эстетического и эмоционального воспитания, поиск эффективных методов и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений, возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся. Чувства людей, воплощенные в музыкальной форме, на протяжении истории культуры становятся предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, и тем самым, развивают и совершенствуют их.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эстетическое воспитание, целостное развитие личности, эстетическая среда и культура личности.

Современные музыковедческие и эстетические исследования базируются на представлении музыкального произведение как особой формы эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным произведением выражается в специфике эстетического музыкального действия, слушания и исполнения музыки. Оно становится средством эмоционального общения. Важным моментом при этом выступает рефлексия на способ общения.

Исходной деятельностью по формированию эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства у детей является сопереживание художественному произведению и самовыражение в нём посредством элементов художественного языка. В музыке сопереживание и самовыражение проявляются в выразительных движениях детей, в интонационной вокализации, в ритмических движениях. Кроме того, сопереживание и

самовыражение проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства.

Эстетическое чувство у детей выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание собственного сопереживания. Перевод непосредственного сопереживания ребёнка в опосредованное происходит благодаря символизации, которая превращает чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку.

В процессе восприятия музыки ребёнок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению, причем предметом общения становится его собственное чувство. Устанавливается связь между музыкой композитора и детским чувством, связь между чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными компонентами воспроизведения музыкальной формы.

Эмоциональное общение - это «обмен энергиями». Оно характеризуется особой потребностью в человеке как личности.

Эта нужда в универсальности, богатстве и уникальности другого выступает как любовь, нежность, тревога, сомнения, ласка, радость и другие чувства в их собственно человеческом выражении. Форма выражения делает чувства, возникающие в процессе общения, эстетическими.

Чувства людей, воплощенные в музыкальной форме, на протяжении истории культуры становятся предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, и тем самым, развивают и совершенствуют их.

Эмоциональное общение предполагает способность к сопереживанию и самовыражению людей. Эстетическое эмоциональное общение опосредуется художественным предметом (в данном случае музыкой) и имеет выработанные культурой формы (пение, исполнение, слушание, т. е. способы художественной деятельности).

Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге в момент звучания музыки. Психологическим обоснованием связи музыки и цвета в жесте послужило явление синестезии.

Использование движения при восприятии музыки достаточно широко распространенный в музыкальной педагогике прием. Он активно применяется при формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами эмоционально-эстетической деятельности.

Нахождение ребёнка в культурной среде - в русле данной статьи - в педагогически организованной музыкальной среде отвечает его глубинной потребности, которая имеется в каждом растущем человеке, но развивается и проявляется в зависимости от того, насколько полно эта потребность удовлетворяется в процессе его взросления [1].

Эстетические потребности как часть потребностей духовных изучали такие ученые, как А.И. Берг, М.С. Каган, Т.Н. Каптан, В.Н. Скатерщиков, Г.С. Тарасова и др. Все ученые подчеркивают динамичный характер эстетической потребности, который обуславливает её способность к развитию и трансформации. Так, «эстетическая потребность ребёнка в радостном, интересном, веселом, добром стимулирует его развитие, превращаясь в мотив», считает В.Н. Скатерщиков [2].

Развиваясь, усложняясь и совершенствуясь эстетические потребности выступают как потребности в созерцании, восприятии эстетических ценностей и в созидании, творчестве. Под влиянием яркого эстетического переживания происходит совершенствование, возвышение потребности, в результате чего эстетическая потребность эволюционирует в потребность творческую, цель которой состоит в переводе эстетического на уровень действительности [3].

Эстетическая потребность тесно связана с эстетическим интересом, так как в основе эстетического интереса лежит потребность в эстетическом наслаждении. Причем необходимо помнить о том, что эстетический интерес всегда направлен на конкретный объект и является, таким образом, определенным ориентиром, маяком для человека в его стремлении к удовлетворению эстетической потребности.

«Эстетический интерес и эстетическая потребность являются категориями духовной жизни индивида... Они связаны с эстетически значимыми объектами реального мира и могут быть направлены на один и тот же объект. Эстетическая потребность и интерес связаны с эстетическим переживанием и являются движущей силой практической деятельности» [4]. И.В. Логинова рассматривает эстетическую потребность как специфическое отношение человека к миру, обусловленное социальной средой, культурой общества и индивидуальными особенностями личности. Эстетическая потребность проявляется как состояние, пробуждающее личность к присвоению эстетических ценностей и к творческой деятельности «по законам красоты» [5].

Таким образом, для нашей статьи особенно значимо, что эстетическая среда, объединяющая все компоненты эстетического сознания является неотъемлемым компонентом образовательного пространства. Это не только его составная часть, это и основополагающий принцип.

В условиях эстетической среды воспитания осуществляется уникальное сочетание компонентов атмосферы и среды, отражающих роль учителя в её действенном влиянии на школьников:

- мастерства, вдохновения, творческой интуиции, индивидуальности учителя;

- значимости эстетических ценностей в теме занятия;

- установки в акцентах содержания и методического творчества, находках учителя;

- создания на занятиях особой личностно-ориентированной атмосферы, которая позволяет выходить на высокие уровни общения, такие, как отклик, обсуждение, эмоциональная вовлеченность, то есть, эстетическое общение;

- создание межличностного культурно-эстетического общения, диалога, который является одним из важнейших форм образования.

Диалог подразумевает создание коммуникативной среды, порождающей и понимание, и открытия, и споры, и эмоциональную вовлеченность и духовное общение. Не случайно, европейская философия личности зародилась именно в динамике диалога - прежде всего, сократического.

Знаменитый диалог Платона «Протагор» содержит в себе модель эстетического воспитания, которое представлено философом не как специальная педагогическая процедура, а как повседневное, «привычное дело», совершаемое в ситуации диалогического накала общения, когда разработка специальной проблемы, в конечном счете, оказывается нюансировкой человеческих отношений.

По логике сократовского анализа, показанного в этом диалоге, у человека остается то, что представляет интерес для всех, собственно человеческое, объединяющее и роднящее. Сократ не увязывал идею общеинтересного непосредственно с предметом искусства, а «усматривал» её в сфере «гражданской доблести»: что представляет интерес для каждого человека, независимо от его «измерений». «Специальное» во времена Сократа еще не проросло органически в человека, как это произойдет позднее в контексте средневековья, когда для ремесленника дело его рук - это породненное с ним дело его жизни.

В рамках данной статьи наиболее значимыми представляются идеи эстетического воспитания, связанные с представлениями о «целостном человеке», который понимается как высший результат культурного созидания.

Эстетическое воспитание - в его нынешней демократической, всенародной форме - является деятельностью, призванной не только поддерживать авторитет гуманистических ценностей культуры, но и обеспечивать их культивирование как на уровне личностных убеждений и предпочтений, так и на уровне поведенческого осуществления в различных областях жизни и культуры.

Так, благодаря эстетическому воспитанию, гуманистический идеал цельной и всесторонне развитой личности оказался включенным в повседневную социальную практику. Различные ценностные составляющие этого идеала - такие, как творческое отношение к жизни; признание ее внутренней осмысленности и ценностной оправданности; широта и открытость мировоззрения; художественно-нравственная или, иначе говоря, духовная развитость; уважение к духовному наследию своей и чужих культур - стали осознаваться как практически достижимые цели художественно-воспитательной работы.

Таким образом, роль эстетики в организации современного образования заключается в ее неоспоримом влиянии на становление исторического и культурного сознания. Среда учреждений культуры и виртуальных, сменяемых эстетических ситуаций (выставок, культурных акций и т. д.) - через восприятие в ней эмоционально насыщенных образов, переживание их, - способствует возникновению устойчивого чувства подлинности культурных ценностей, стремления беречь их.

Поэтому не только отвлеченное знание об искусстве, но и живое ощущение значимого присутствия произведений искусства в жизни должно быть сформировано с детства.

В настоящее время в педагогической науке ставится вопрос о разработке национальных и региональных вариантов систем эстетического воспитания; о включении фольклорного и обрядового материала в процесс воспитания искусством; об использовании в этих целях музейных и внемузейных памятников и т. д. Несомненно, что традиционное искусство «связано с культурной памятью народа, с его этническим самосознанием и благодаря этому имеет прямое жизнеохранительное значение» [6]. Между тем эти усилия признаются уже недостаточными. Очевидно, что существует необходимость создания (а точнее, воссоздания) целостной «этнической педагогики» - дисциплины, занимающейся выявлением и использованием традиционных народных приемов обеспечения связи времён, приобщения подрастающего поколения к трудовым и бытовым, художественным и духовным преданиям народа.

Современный человек должен знать, что он живет в мире искусства (пусть в малой даже степени). Его не должны отталкивать, смущать необходимость специального посещения учреждений культуры, он должен получить навыки обращения со средствами технического репродуцирования произведений, причем на таком уровне естественности и свободы, когда наличие

Библиографический список

посредничества (социального или технического) перестаёт мешать восприятию и пониманию произведения, переживанию его.

Специфическая функция духовной культуры в деле формирования личностных качеств человека, чувства собственного достоинства, ответственности и творческого отношения к жизни -одна из основных тем данной исследовательской работы.

1. Уколова Л.И., Цзян Вэйцян. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016: 27 - 129.

2. Вопросы теории эстетического воспитания. Москва: МГУ, 1970.

3. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Москва: Наука, 1972.

4. Зубачевская Н.А. Эстетический интерес и условия его интенсификации. Available at: /http://www.lib.csu.rU/vch/5/1996_01/007.pdf

5. Логинова А.И., Ананьев Б.Г. О психологии искусства. Психологический журнал. 1981; 4.

6. Традиции народного художественного творчества и идейно-художественное воспитание детей и молодежи. Новосибирск, 1983: 34.

7. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения. Искусство и образование. 2008; 2: 62 - 67.

8. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 132 - 135.

References

1. Ukolova L.I., Czyan V'ejcyan. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. Cheboksary: Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2016: 27 - 129.

2. Voprosy teorii 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: MGU, 1970.

3. Rappoport S.H. Iskusstvo i 'emocii. Moskva: Nauka, 1972.

4. Zubachevskaya N.A. 'Esteticheskij interes i usloviya ego intensifikacii. Available at: /http://www.lib.csu.rU/vch/5/1996_01/007.pdf

5. Loginova A.I., Anan'ev B.G. O psihologii iskusstva. Psihologicheskij zhurnal. 1981; 4.

6. Tradicii narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva i idejno-hudozhestvennoe vospitanie detej i molodezhi. Novosibirsk, 1983: 34.

7. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury molodogo pokoleniya. Iskusstvo iobrazovanie. 2008; 2: 62 - 67.

8. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: ukolovali@ya.ru

Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: jsryeah@mail.ru

CO-CREATION IN TEACHING ART. The authors of the research have a task to define a role of the pedagogy of co-creation in the educational process, ways of nurturing the spiritual culture of a person in value-semantic comprehension of reality, the process of spiritual development of students of different age groups in Russia and China. The identity of culture of each people stimulates its further development, promotes the preservation of the customs, regulates ethnic relations, forms active interest of students in history of native land through the understanding of national identity and the development of tolerance. The researchers emphasize that co-creation is a kind of interaction between a teacher and students that provides the overcoming of conflicts, tensions and aggression.

Key words: pedagogy of music education, numerical simulation, students exchange study, dialogue of cultures, pedagogy of co-creation, pedagogy of art.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств,

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru

Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский

городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: jsryeah@mail.ru

СОТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА

В данной статье ведутся поиски роли педагогики сотворчества в образовательном процессе, путей воспитания духовной культуры растущего человека, ценностно-смыслового постижения окружающей действительности, процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп в России и КНР Своеобразие культуры каждого народа, стимулирует её дальнейшее развитие, способствует сохранению обычаев, регулирует межнациональные взаимоотношения, формирует активный интерес учащихся к истории родного края через осознание национальной идентичности и развития толерантности. Исследователи подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, метод моделирования, учеба по обмену, диалог культур, педагогика сотворчества.

Среди различных подходов к музыкальному воспитанию и образованию особое место принадлежит сотворчеству педагога и учащихся в процессе занятий музыкой.

Ядром педагогики сотрудничества можно считать особое, глубоко личностное и духовно наполненное отношение педагога к учащимся. Доверие к ученикам, продиктованное собственной убежденностью, верой в идеалы и в то лучшее, что есть в каждом человеке, определяет гуманизм данного направления в педагогике.

При разработке вопросов совместного творчества мы обращались также к концепции «живого знания». Автор данной концепции - В.П. Зинченко отмечает, что «живое знание при всей

своей неизмеримости и концептуальной неопределенности есть жизнь, истина и путь. Не так уж мало людей делают получение и накопление знаний целью и смыслом жизни. Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы» [1].

Это широкое понимание знания не только как получения некоей информации, а как «смысла жизни» близко идеям личностного развития музыканта (В.Г. Асеев, А.К. Марков, Цзинь Тэминь, Цзоу Чанхай), а также личностно ориентированному подходу в профессиональном образовании (И.Я. Лернер, И.С. Якиманская и др.), где ценностное отношение к личности, признание ее не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.