6. Попов Ю.В., Лысков Д.М. Модель ускорителя заряженных частиц. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'16. Сборник научных трудов. № 8 (16). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
Reference
1. Kudryavcev N.G., Kudin D.V. Sistemnyj podhod k obucheniyu buduschih robototehnikov. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'13. Sbornik nauchnyh trudov № 5 (13). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2013.
2. Filosofiya: 'Enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Gardariki. Pod redakciej A.A. Ivina. 2004.
3. Bochkarev N.S., Kudin D.V. Pribor dlya avtomaticheskogo podscheta otzhimanij. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
4. Kudryavcev N.G., Kuruskanova A.A. O razrabotke sistemy upravleniya linejnym i psevdosluchajnym dvizheniyami mehanicheskoj telezhki. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov. № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
5. Hejzinga J. Homo Ludens; Stat'ipo istoriikul'tury. Per., sost. i vstup. st. D.V. Sil'vestrova; Komment. D.'E. Haritonovicha. Moskva: Progress-Tradiciya, 1997.
6. Popov Yu.V., Lyskov D.M. Model' uskoritelya zaryazhennyh chastic. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov. № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
Статья поступила в редакцию 18.02.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru
Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vocal and Choral Conducting Department, State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow MCTTU (Moscow, Russia), E-mail: sokerinai@yandex.ru
RUSSIAN TRADITIONS: HISTORICAL BACKGROUND AND SPECIFIC FEATURES OF THEIR FORMATION. The article covers issues, related to the creative development of cultural heritage and folklore culture artifacts. A traditional culture is a key pillar of folk life culture. These are ethical, aesthetic and ideology values determining peoples' identity. Public life of Russian people is widely manifested in calendar rituals, collective festivities and out-of-doors celebrations. Such events have always played a special and honored part in the life of Russian people. The model of customs and traditions important to peoples all over the world is the outcome of its pedagogical efforts throughout many centuries; these are ethical, aesthetic and ideology values determining peoples' identity. The problem of preservation of traditional folk arts and culture needs a serious approach.
Key words: concentrated nation's experience represented in pieces of art, workmanship and daily life, preserving traditional folk life artistic culture, assets of local folk life artistic culture, ideology values, traditional festive and ceremonial culture, spiritual bond of contemporary people with cultural traditions, artistic experience of previous generations.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
И.В. Сокерина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: sokerinai@yandex.ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ
В статье рассматривается вопрос творческого развития культурного наследия и предметов материальной народной культуры. Культура традиционная есть основа народной культуры. Это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа. Общественная жизнь русского человека обширно проявляла себя в календарной обрядности, в коллективных праздничных весельях и гуляний. В жизни русских людей такие события всегда занимали особенное и почетное место. Модель обычаев, традиций народов всех стран - это эффект его педагогических стараний на протяжении многих столетий, это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа. Проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает серьезный характер, и решать эту проблему необходимо.
Ключевые слова: предметы искусства, ремесла и быта, проблема сохранения традиционной народной художественной культуры, достояние местной народной культуры, ценности миросозерцания, традиционная празднично-обрядовая культура, культурные традиции, творческий опыт прошлых поколений.
Народная культура - это многолетний концентрированный опыт народа, олицетворенный в предметах искусства, ремесла и быта: это традиции, обряды, нравы, верования; это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа, ее неповторимость, своеобычность, ее социальную и духовную особенность.
Тем не менее, по ряду различных причин большая часть культурного наследия и предметов материальной народной культуры бесследно пропали. Процесс невосполнимой утраты этого народного достояния и в наши дни остается животрепещущим. Возникает губительная ситуация, при которой мы, спустя короткий промежуток времени, лишим современное и последующее
поколение драгоценнейшего достояния местной народной художественной культуры и тем самым безвозвратно уничтожить духовную нить современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. В связи с этим, хочется сказать, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает серьезный характер и решать эту проблему необходимо, начиная со школ, колледжей и университетов. Ещё в дошкольном учреждении важно прививать детям любовь к народной культуре, так как именно в этом малом возрасте начинается становление и развитие личности ребёнка, а народные традиции характеризуют и формируют будущего гражданина Российской Федерации.
Традиционная празднично-обрядовая культура демонстрирует по-настоящему неповторимые возможности для ее реализации. Народная культура включает в себя: миросозерцание народа, народный опыт, быт, наряды, трудовую деятельность, отдых, ремесла, семейные взаимоотношения, народные праздники, знания и умения, художественное творчество.
Необходимо отметить, что как всякое другое общественное явление, народная культура многогранна и наделена множеством уникальных свойств, среди которых важно отметить следующие: непрерывную и бесконечную связь с природой, и всеми ее обитателями; открытость, педагогический характер народной культуры России; перманентное взаимодействие с культурами других стран; неповторимость; наличие целеустремленного эмоционального импульса; сохранение проявлений языческой и православной культуры.
Модель обычаев традиций народов всех стран - это эффект его педагогических стараний на протяжении многих столетий. Сквозь такую модель каждый народ возрождает себя, духовную культуру, свой нрав и мышление, на протяжении следуемых друг за другом поколений.
Культура традиционная - есть основа народной культуры. Многие этнологи и фольклористы говорят, что традиция является моделью из различных связей настоящего с прошлым, и с помощью такой связи осуществляется уникальная селекция стереотипов; эти стереотипы в последствие снова повторяются. Социум, у которого отсутствуют традиции, не может существовать, равно как и общество, у которого отсутствует культура.
Феномен русской национальной культуры стоит на конкретной полке в модели исторической типологии мировой культуры. Её исконным началом (создателем и носителем) является русский народ - один из самых обширных, сформированных и насыщенных в творческом и культурном отношении народов мира. Народ, по словам Н.Я. Данилевского, смог обрести политическую независимость и удержал её - это фактор, без наличия которого, как показывается мировая и историческая практика, цивилизация никогда не образовывалась, а, следовательно, и не может существовать [1].
Русская культура является «второй природой» исторической и культурной жизни нации, которую он порождает, творит и в которой обитает как социализированная взаимосвязь людей, другими словами, культура - это уникальный феномен, среда и метод культурного заимствования, то есть содержательной деятельности в неограниченном движущемся становлении русского народа.
Русская национальная культура как «вторая природа» означает следующее: физические и культурные ценности народа, которые он создал на протяжении своей бесконечной и многогранной истории; способ жизненного выражения и символизация в образе русских людей; особенность быта и деятельности русских в определенных природно-географических, исторических и этнических условиях; религия, мифология, наука, творчество, политика в их особенном историческом явлении; система русских социальных правил, законов, порядков, традиций; возможности, потребности, знания, умения, культурные и духовные чувства, миросозерцание русских.
Русская культура, как и любая другая, живет и творит во времени и пространстве, и соответственно в развитии, в процессе которого обогащается, дополняется и преобразуется её ощущение и лицо, тем самым, дополняются и обогащаются и русские традиции.
Истоки русских традиций следует относить к истокам славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры считается, как говорят ученые, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья организуют свое «историческое бытие». Они борются за свою независимость; возводят свои первые крепости;
Библиографический список
порождают отрасли хозяйства и на их основе закладывают модель жизнедеятельности; формируют исконные образы славянского героического эпоса. В те далекие времена образовывались начала народных традиций. С течением времени, обособившись из общеславянского этноса, русские, контактируя с другими народами, смогли породить не только всеми известное государство, но и великие традиции.
Уникальность русской культуры и традиций, как физических, так и культурных, в большей мере характеризуются природно-климатическими условиями жизни нации и народа. Следует отметить, что важность этого, по сути главенствующего фактора, определенно была сильно преуменьшена не только в прошлом, но и в настоящее время.
Яркая образность народного искусства способствует концентрации внимания личности на сложных философских - эстетических и этических категориях, таких как красота, истина, справедливость, гармония, миропорядок и пр., которые в пространстве народного фольклора преподносятся детям в понятной, доступной детскому возрасту форме, соответствующей наглядно-образной форме мышления ребёнка.
Столь же востребованной областью современной педагогики становится и область привлечения региональной фольклорной среды к процессу воспитания духовных ценностей молодежи. Исследования в области педагогики, этнографии, музыкального краеведения позволили выявить значимость музыкально-краеведческого материала в общем русле развития современной системы образования.
Русский человек не только сообща трудился и защищал свой народ, но и коллективно отдыхал, веселился. Общественная жизнь русского человека обширно проявляла себя в календарной обрядности, в коллективных праздничных весельях и гуляний. В жизни русских людей такие события всегда занимали особенное и почетное место. В традиционной народной культуре праздник не воспринимался исключительно как простое времяпровождения после труда. Он являлся олицетворением значимых общественных функций (свободное от труда общение с другими членами общины; проявление личности в разнообразных досуговых проявлениях; усиление или доказательства своего социального положения; показ умений, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). Праздники всегда являлись олицетворением морали, воспитания, знаний, миросозерцания, этики и эстетики, зрелищно-художественные составляющих поведения личности и окружающего его социума в целом. Здесь формировался и в то же время проявлял себя характер русского народа как некий социально-культурный феномен [2].
Народ, как одно целое, - это главная творящая, социальная сфера и благоприятная почва для роста всех удач, успехов и достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного создания; морали; этики; народного исцеления и воспитания, и, соответственно, почва для возникновения и подъема любых талантов. И чем богаче эта почва духовными и культурными благами отечественных традиций, которые прошли проверку временем, тем роскошнее и плодотворнее плоды нашей великой культуры [4].
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы и в начальной школе[5]. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Институт русской цивилизации. Москва: Терра-Книжный клуб, 2008.
2. Сокерина И.В. Определение педагогических условий становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов на занятиях вокальной подготовкой в вузе. Педагогика искусства. 2011; 4: 113 - 118.
3. Сокерина И.В. Педагогические условия эффективного становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов. Внешкольник. 2011; 6 (147): 61 - 62.
4. Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека. Педагогика искусства. 2006; 1: 27 - 30.
5. Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства. Педагогика искусства. 2007; 1: 78 - 80.
6. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Педагогика искусства. 2012; 4: 40 - 49.
7. Уколова Л.И. Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 43 - 44.
References
1. Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa. Institut russkoj civilizacii. Moskva: Terra-Knizhnyj klub, 2008.
2. Sokerina I.V. Opredelenie pedagogicheskih uslovij stanovleniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagogov-muzykantov na zanyatiyah vokal'noj podgotovkoj v vuze. Pedagogika iskusstva. 2011; 4: 113 - 118.
3. Sokerina I.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo stanovleniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagogov-muzykantov. Vneshkol'nik. 2011; 6 (147): 61 - 62.
4. Ukolova L.I. Vospitanie duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2006; 1: 27 - 30.
5. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78 - 80.
6. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2012; 4: 40 - 49.
7. Ukolova L.I. Sovremennye koncepcii sozdaniya kul'turnoj sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 43 - 44.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru
Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vocal and Choral Conducting Department, State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow MCTTU (Moscow, Russia), E-mail: sokerinai@yandex.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS, CRITERIA AND LEVELS OF CO-CREATION REVEALED AT THE LESSONS HELD AT MUSIC TEACHERS' TRAINING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The research has an objective to give a more detailed consideration to key components of a pedagogical model, related to co-creation of a teacher and students in the context of training a music teacher, namely pedagogical conditions of applying this model in practice, as well as the criteria and levels of manifestation of co-creation at lessons, held at music teachers' training higher educational institutions. The researchers analyze the data obtained in the result of their experimental work. The authors analyze specific features of music and pedagogic education during the lessons held at the Pedagogical Institute at Shandong Women's University in the context of co-creative pedagogy.
Key words: ^-creation of teachers and students, pedagogical conditions of teaching music teachers, balanced organization of study time, 'productive authoritarianism', ensemble music making, European traditions of music education, old national traditions, popularity of profession of music teacher.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
И.В. Сокерина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: sokerinai@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной статье предпринята попытка более детального рассмотрения важнейших составляющих педагогической модели сотворчества педагога и учащихся в условиях подготовки педагога-музыканта, таких, как педагогические условия осуществления внедрения данной модели в практику, а также критерии и уровни проявления сотворчества на занятиях в музыкально-педагогическом вузе, с помощью которых происходил анализ полученных в результате экспериментальной работы данных. Авторами были проанализированы особенности музыкально-педагогического образования на занятиях в Педагогическом институте при Шаньдунском женском университете в контексте педагогики сотворчества.
Ключевые слова: сотворчество педагога и учащихся, педагогические условия подготовки студента-музыканта, сбалансированная организация учебного времени, ансамблевое музицирование, европейские традиции музыкального образования; национальные традиции, выработанные на протяжении веков, популярность профессии «учитель музыки» в КНР.
Необходимо отметить, что педагогические условия, о которых говорится, являются существенной частью педагогической модели сотворчества педагога и учащихся в условиях подготовки педагога-музыканта, построенной на основе выявленных в процессе практической работы фактов и в результате теоретического анализа педагогических идей, теорий и концепций.
Сформулированные авторами педагогические условия являются результатом, к достижению которого следует стремиться. Такие педагогические условия, как показывают экспериментальные данные, будут способствовать более уверенному и яркому проявлению сотворчества педагога и учащихся на более высоком уровне по сравнению с тем, как это происходит в настоящее время в подразделениях университета, где не осуществлялась
целенаправленная планомерная работа с целью создания подобных педагогических условий.
Для более отчетливого понимания данного различия разберем более подробно те педагогические условия, которые естественным образом сложились в Шаньдунском женском университете.
Авторами были проанализированы особенности музыкально-педагогического образования на занятиях в Педагогическом институте при Шаньдунском женском университете в контексте педагогики сотворчества. Было выявлено, что педагогические условия в этом вузе в своей совокупности характеризуются следующими параметрами:
1. Увеличивающееся год от года количество поступающих на направление «музыкальная педагогика», связанное с нехват-