Научная статья на тему 'Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения'

Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / AESTHETIC EDUCATION / EMOTIONAL RESPONSE / AESTHETIC IDEAL / INTERPERSONAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Л. И., Сокерина И. В., Цзян Шанжун

В статье рассматриваются современные отечественные и зарубежные музыковедческие и эстетические исследования, которые базируются на представлении эстетического воспитания как особой формы эмоциональной деятельности личности в контексте овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими категориями эстетического воспитания. В статье описана система современного эстетического воспитания, которая нацелена на общее развитие личности, как в эстетическом плане, так и в плане духовном, нравственном и интеллектуальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN TEACHERS TO A PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION

The article studies modern Russian and foreign musicological and aesthetic research, which is based on the idea of aesthetic education as a special form of emotional activity of a personality in the context of knowledge acquisition of artistic and aesthetic culture, of development of an ability to the artistic-aesthetic creativity and of a development of an aesthetic and psychological qualities, which are expressed in aesthetic perception, feeling, evaluation, manner and other categories of aesthetic education. The article describes a system of modern aesthetic education, which is aimed at general personality development, both in aesthetic terms and in terms on spiritual, moral and intellectual levels.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения»

Причина крайне проста - утрата информации, обеспечивающей как образовательные перспективы, так и научный и оборонный потенциал России. В политической сфере бытует мнение, что в кризисный период необходимо развивать как образование, так и его неотъемлемую часть - военное образование, ибо от его качества - системообразующей характеристики, отражающей стиль конкурентоспособности военных образовательных организаций, востребованность и повышение привлекательности системы образования в целом - зависит будущее нашей державы. Современные научные исследования, посвящённые проблемам повышения качества военного образования, занимают одно из центральных мест в военной педагогической науке. Находят отражение в настоящих и грядущих реформах российского военного образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием степени эффективности принимаемых мер. Возрастающая активность действующей педагогической системы требует переориентации на решение значимой комплексной сверхзадачи - подготовку просвещенного контингента военных специалистов высокого уровня, способных быстро и успешно адаптироваться в современных динамичных - конкурентных условиях и

Библиографический список

принимать эффективные решения в любых, самых неординарных и нестандартных ситуациях.

Последние международные события в Европе свидетельствуют о поступках политической элиты иностранных государств, противоречащих нормам международного права, здравому смыслу, обычной человеческой логике, направленных на дестабилизацию, в том числе Российского образовательного пространства. Неаргументированное изменение спектра традиционных общечеловеческих ценностей, разрушение постулатов института семьи и другие неприемлемые действия требуют незамедлительной процедуры переосмысления политическим и педагогическим сообществом роли и архитектуры всего Российского образования в Болонской системе.

В военной сфере, по нашему мнению, необходима незамедлительная инициализация процесса нормотворческой деятельности по концептуализации структуры и смысловой составляющей развития военного образования до 2050 года. Что обусловлено важной ролью военного профессионального образования выступающего важным элементом системы национальной безопасности России.

1. О беженцах. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I (с изменениями и дополнениями) от 22 декабря 2014 г. № 446-ФЗ. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г.; № 12, ст. 425.

2. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2015 г.) (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр - 2976). Российская газета. 30.12.2014; № 298.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683. Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г.; № 1 (часть II) ст. 212.

4. Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник. Росстат. Р76. Москва, 2015.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301. Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г.; № 18 (часть I); ст. 2150.

References

1. O bezhencah. Federal'nyj zakon ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-I (s izmeneniyami i dopolneniyami) ot 22 dekabrya 2014 g. № 446-FZ. Vedomosti S'ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federaciii Verhovnogo Soveta RossijskojFederacii ot 25 marta 1993 g.; № 12, st. 425.

2. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (v redakcii ot 2015 g.) (utverzhdena Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr - 2976). Rossijskaya gazeta. 30.12.2014; № 298.

3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015g. № 683. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 yanvarya 2016 g.; № 1 (chast' II) st. 212.

4. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2015: Statisticheskij sbornik. Rosstat. R76. Moskva, 2015.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie nauki i tehnologij na 2013 - 2020 gody». Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 301. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 maya 2014 g.; № 18 (chast' I); st. 2150.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Jiang Sh., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN TEACHERS TO A PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION. The article studies modern Russian and foreign musicological and aesthetic research, which is based on the idea of aesthetic education as a special form of emotional activity of a personality in the context of knowledge acquisition of artistic and aesthetic culture, of development of an ability to the artistic-aesthetic creativity and of a development of an aesthetic and psychological qualities, which are expressed in aesthetic perception, feeling, evaluation, manner and other categories of aesthetic education. The article describes a system of modern aesthetic education, which is aimed at general personality development, both in aesthetic terms and in terms on spiritual, moral and intellectual levels.

Key words: aesthetic education, emotional response, aesthetic ideal, interpersonal communication, pedagogical process.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

И.В. Сокерина, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

Цзян Шанжун, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматриваются современные отечественные и зарубежные музыковедческие и эстетические исследования, которые базируются на представлении эстетического воспитания как особой формы эмоциональной деятельности личности в контексте овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетиче-

скому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими категориями эстетического воспитания. В статье описана система современного эстетического воспитания, которая нацелена на общее развитие личности, как в эстетическом плане, так и в плане духовном, нравственном и интеллектуальном.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эмоциональный отклик, эстетический идеал, межличностное общение, педагогический процесс.

В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Мы обратили внимание на то, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М. Рукавицын, который считает: «Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек... образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [1, с. 8]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Во-первых, это создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Разносторонность и богатство знаний является основой формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель ведет себя как эстетически творящая личность.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Эта задача говорит о том, что случается, что многие интересуются, например, живописью лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо рассматривают картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Проблема необходимости обращения каждого индивида к глубокому духовному переживанию эстетических сторон окружающего мира стала объектом изучения в исследованиях и программах художественного образования.

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно с развитием способности эстетического суждения, то есть, с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Таким образом, высвечивается одна из задач - задача формирования таких качеств личности, которые позволили бы дать самостоятельную (с учетом возрастных возможностей), критическую оценку любому произведению искусства или явлению природы с эстетической точки зрения, высказать суждение по поводу него и своего собственного душевного состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Суть этой задачи заключается в том, что человек должен не только распознавать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Ещё одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует начинать воспитывать именно в этом возрасте. Напротив, эстетическая информация в данном возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, интересы, симпатии.

Из сказанного выше можно сделать вывод: система эстетического воспитания нацелена на общее развитие личности, как в эстетическом плане, так и в плане духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими категориями эстетического воспитания.

Дать глубокую и убедительную, построенную на обобщении «жизненных фактов» оценку или выразить ярко выраженную неповторимую оценку жизненных событий, представить эту оценку ценой развёртывания её в процессе творчества на суд слушателей, зрителей, читателей - основное назначение творческой деятельности художника, реализуемое в произведениях искусства.

Эстетическая основа художественного произведения, согласно экспрессивной концепции искусства, понимается как эстетическое переживание. При таком подходе музыкальная форма, как любая другая художественная форма, выступает выражением особого типа эмоциональных отношений личности к миру.

Следовательно, произведение искусства может быть представлено как содержательная форма - не только причина, вызывающая у личности эстетические чувства, но источник и исходная форма начального эстетического чувства, его материальное выражение. Иными словами, содержательной художественную форму делает способ деятельности творца произведения - способ эмоционально-эстетического самовыражения.

Современные музыковедческие и эстетические исследования базируются на представлении музыкального произведения как особой формы эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным произведением выражается в

Библиографический список

специфике эстетического музыкального действия, слушания и исполнения музыки. Кроме того, сопереживание и самовыражение проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства. Эмоциональное общение предполагает способность к сопереживанию и самовыражению людей. Эстетическое эмоциональное общение опосредуется художественным предметом (музыкой) и имеет выработанные культурой формы (пение, исполнение, слушание).

Эстетическое чувство как способ деятельности. Способы художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для человека формами выражения его сопереживания (слушание) и самовыражения (пение, исполнение).

1. Рукавицын М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Москва: Просвещение 1980.

2. Сокерина И.В. Становлениеличностно-профессиональныхкачеств будущего педагога-музыканта. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. МГПУ, Москва, 2011.

3. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования. Москва: Издательство АС-Траст, 2007.

4. Уколова Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности. Материалы Международной научно-практической конференции: Москва: РУДН, 2010.

5. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация . доктора педагогических наук. Москва, 2008.

References

1. Rukavicyn M.N. Shkola i vsestoronnee razvitie detej. Moskva: Prosveschenie 1980.

2. Sokerina I.V. Stanovlenie lichnostno-professional'nyh kachestvbuduschego pedagoga-muzykanta. Avtoreferat dissertacii... kandidata ped-agogicheskih nauk. MGPU, Moskva, 2011.

3. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury buduschih uchitelej muzyki v processe muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo ASTrast, 2007.

4. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Moskva: RUDN, 2010.

5. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 28.01.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Jiang Sh., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

AESTHETIC EDUCATION AS A MAIN CONDITION OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL CULTURE OF A GROWING PERSON. The work is research on an aesthetic component of education in its resumptive meaning, uniting all parts of physical, intellectual and emotional development of younger generation. Aesthetic environment is understood as a single whole of a creative process necessary for artistic-aesthetic dialogic personal development, and serves as a catalyst for spiritual culture. As a consequence, the totality of theoretical conceptions of aesthetic education looks at the specific area of scientific knowledge, certain provisions of which have foundations in philosophy, aesthetics, pedagogy, psychology, cultural studies, art history and study of literature.

Key words: cultural component, aesthetic consciousness, pedagogically organized environment, aesthetic environment, aesthetic perception, aesthetic manner, spiritual culture.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

И.В. Сокерина, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

Цзян Шанжун, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ГЕНЕРАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается эстетический компонент воспитания в его суммирующем значении, объединяющий все стороны физического, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения. Эстетическая среда рассматривается как единое целое творческого процесса, необходимого для художественно-творческого диалогического развития личности и служит катализатором духовной культуры. Вследствие этого совокупность теоретических представлений об эстетическом образовании и воспитании рассматривает особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении.

Ключевые слова: культурологический компонент, эстетическое сознание, педагогически организованная среда, эстетическая среда, эстетическое восприятие, эстетический вкус, духовная культура.

Формирование эстетических взглядов растущего человека теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, так как «невозможно себе представить человеческое обще-

ство без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» [1, с. 26].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.