Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный вкус / дошкольное образование / дошкольники / педагогические условия / кружковая работа / musical taste / preschool education / preschool children / pedagogical conditions / group work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Кобозева, З.В. Яковлева

В современном российском обществе важнейшей задачей образования является формирование музыкальной культуры личности обучающихся различных возрастных групп на основе общечеловеческих и национальных ценностей, один из компонентов которой – музыкальный вкус. Авторы пришли к выводу, что одним из направлений педагогической деятельности в сфере дошкольного образования является формирование музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы. В статье актуализировано содержание понятия «музыкальный вкус», которое представляется совокупностью опыта слушания, исполнения, понимания, эстетической оценки музыкальных произведений и «педагогических условий» как системы мер, всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития человека. В исследовании использовались методы теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме. Полученные результаты показали, что педагогические условия, используемые педагогом-музыкантом в системе, обеспечивают успешное формирование музыкального вкуса детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Кобозева, З.В. Яковлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF MUSICAL TASTE OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GROUP WORK

In modern Russian society, the most important task of education is to form musical culture in students of different age groups on the basis of universal and national values, one of the components of which is musical taste. The authors come to the conclusion that one of the directions of pedagogical activity in the field of preschool education is forming of musical taste of preschoolers in the process of team work. The article actualizes the content of the concepts of “musical taste”, which is represented by the totality of the experience of listening, performing, understanding, aesthetic assessment of musical works, and of “pedagogical conditions”, as a system of measures, all factors and circumstances of the pedagogical process that affect the effectiveness of the learning process, upbringing and personal development of a person. The study uses methods of theoretical analysis of scientific literature on the defined problem. Results show that pedagogical conditions used by the music teacher in the system ensure the successful formation of the musical taste of preschool children in the process of team work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ»

УДК 372.3/4

Kobozeva I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evsevjev (Saransk, Russia),

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Yakovleva Z.V., MA student, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evsevjev (Saransk, Russia), E-mail: zlata-yakovleva@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF MUSICAL TASTE OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GROUP WORK. In modern Russian society, the most important task of education is to form musical culture in students of different age groups on the basis of universal and national values, one of the components of which is musical taste. The authors come to the conclusion that one of the directions of pedagogical activity in the field of preschool education is forming of musical taste of preschoolers in the process of team work. The article actualizes the content of the concepts of "musical taste", which is represented by the totality of the experience of listening, performing, understanding, aesthetic assessment of musical works, and of "pedagogical conditions", as a system of measures, all factors and circumstances of the pedagogical process that affect the effectiveness of the learning process, upbringing and personal development of a person. The study uses methods of theoretical analysis of scientific literature on the defined problem. Results show that pedagogical conditions used by the music teacher in the system ensure the successful formation of the musical taste of preschool children in the process of team work.

Key words: musical taste, preschool education, preschool children, pedagogical conditions, group work.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

З.В. Яковлева, магистрант, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: zlata-yakovleva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

В современном российском обществе важнейшей задачей образования является формирование музыкальной культуры личности обучающихся различных возрастных групп на основе общечеловеческих и национальных ценностей, один из компонентов которой - музыкальный вкус. Авторы пришли к выводу, что одним из направлений педагогической деятельности в сфере дошкольного образования является формирование музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы. В статье актуализировано содержание понятия «музыкальный вкус», которое представляется совокупностью опыта слушания, исполнения, понимания, эстетической оценки музыкальных произведений и «педагогических условий» как системы мер, всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития человека. В исследовании использовались методы теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме. Полученные результаты показали, что педагогические условия, используемые педагогом-музыкантом в системе, обеспечивают успешное формирование музыкального вкуса детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы.

Ключевые слова: музыкальный вкус, дошкольное образование, дошкольники, педагогические условия, кружковая работа.

Статья подготовлена при поддержке сетевого гранта между МГПУ и ЮУрГГПУ по теме «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе»

В настоящее время в обществе сложилась ситуация снижения нравственности и духовности граждан, выражающаяся рядом негативных процессов, таких как утрата ценностных ориентиров, отчуждение детей разных возрастных групп от культуры и искусства. Поэтому важнейшей задачей образования становится формирование музыкальной культуры личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, одним из компонентов которой является музыкальный вкус. В связи с этим актуализируется вопрос о духовно-нравственном начале в музыкальном воспитании детей, развитии музыкальной культуры человека на основе формирования ее важного компонента - музыкального вкуса.

В.Н. Шацкая полагает, что музыкальный вкус - это «определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения» [1, с. 10]. По ее мнению, музыкальный вкус - это уровень внутренних восприятий, способность отмечать идеи и содержание в произведениях, улавливать яркую образность и посыл автора.

В работах Л.И. Разуткиной музыкальный вкус квалифицируется как «формирующаяся система музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений школьника в области музыкального искусства на основе взаимодействия эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала» [2, с. 8]. В свое время Н.Л. Гродзенская подчеркивала, что «развитие музыкального вкуса напрямую связано с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства» [3, с. 7]. Она также утверждала «значимость активного самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности: в пении, игре на музыкальном инструменте, в хореографических зарисовках» [3, с. 7].

Следовательно, под музыкальным вкусом следует понимать интеллектуальную и эмоциональную составляющие человека, уровень его музыкальных предпочтений, позволяющий оценивать общезначимые ценности на основе опыта слушания и творчески-деятельностного воплощения музыкального содержания.

В дошкольных образовательных организациях (ДОО) работа по формированию музыкального вкуса чаще проходит спонтанно. В ДОО проводятся традиционные музыкальные занятия, развлечения, праздники (утренники), самостоятельная и совместная музыкальная деятельность детей и взрослых. Однако в

настоящее время в ДОО достаточное внимание уделяется и созданию системы дополнительного образования, обеспечивающей переход от интересов детей к развитию их способностей. Главной задачей современного дополнительного образования является развитие творческой активности каждого ребёнка. Дополнительное образование в ДОО осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Кружок представляет собой групповое объединение детей для занятий по интересам, поэтому данная работа позволяет каждому ребёнку удовлетворить свои потребности и запросы.

Таким образом, в процессе становления музыкального вкуса дошкольников одной из организационно-педагогических форм деятельности может стать кружковая работа, характеризующаяся «созданием благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также развитием способностей и творческого потенциала детей как субъектов отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром» [4].

Из вышеизложенного становится ясно, что кружковую работу можно отнести как к средствам воспитания, так и к средствам обучения дошкольников. Поэтому кружковая работа может быть использована в процессе формирования музыкального вкуса.

Общеизвестно, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях осуществляется при соблюдении определенных условий, в ходе осуществления которых поставленные перед началом образовательной деятельности задачи будут реализовываться наиболее эффективно. Т.И. Шукшина и О.Е. Янкина в своей работе освещают понятие «условие» с психологической и педагогической точки зрения [5, с. 114]. В психологии условием является «совокупность внешних и внутренних причин, ускоряющих или замедляющих процесс психологического развития человека» (по РС. Немову). В педагогике условия -это «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [6, с. 57]; это «внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [7, с. 232]; это «обстоятельства процесса обучения, являющиеся результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [8; 9]; это «компонент педагогической системы, в качестве которой выступает образовательный процесс, обеспечивающий ее функционирование и развитие, нацеленный на ре-

шение педагогических задач посредством комплекса мер и мероприятий, содержания, организационных форм, методов и средств, способствующих повышению эффективности формирования компетентности субъектов образования» [10, с. 92]. Таким образом, педагогические условия представляют собой систему мер, всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития ребенка.

Формирование музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы служит альтернативой нерегулируемому влиянию массовой музыкальной культуры на подрастающее поколение и становится оптимизирующим фактором его личностного культурного становления при соблюдении конкретных педагогических условий.

Первостепенное значение при формировании музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы приобретает такое условие, как учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.

Педагогический процесс, по мнению ГА. Урунтаевой, должен строиться с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей ребенка той или иной возрастной группы, поскольку «каждый возрастной период - это новый этап развития ребенка, который имеет свою структуру и динамику» [11, с. 175].

В.С. Мухина указывает, что дошкольный возраст представляет собой качественно важный этап развития в жизни ребенка [12, с. 356]. Для данного возрастного периода характерны активизация самостоятельности мышления, развитие познавательного интереса, а также любознательность детей. Психологические исследования А.В. Запорожца показывают, что дошкольное детство является периодом интенсивного формирования познавательных способностей ребенка [13, с. 101]. По мере взросления «ребенок становится более активным во всех отношениях, в том числе и в музыкальном: он способен различать тембры голоса, а также высокие и низкие звуки» [14, с. 15]. Важным в развитии ребенка является период 3 - 4 лет, поскольку этот период характеризуется кризисом «Я сам», подразумевающим стремление детей к самостоятельности: ребенок проявляет активность и интерес к слушанию музыки, ее разнообразной ритмике.

Еще одной важнейшей характеристикой дошкольного детства является взаимосвязь мышления и речи в развитии ребенка. Работы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева подтверждают, что «мыслительные процессы, подготавливающие возникновение музыкальных оценок, образуют ассоциативный «фонд» ребенка и в достаточной степени могут совершенствоваться в эмоционально-оценочной деятельности в процессе музыкального обучения и воспитания» [15; 14].

Такая особенность дошкольного возраста, как эмоциональная отзывчивость, по свидетельству Л.С. Выготского, способствует формированию «положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках» [15, с. 73]. По мнению психолога, одним из важнейших направлений деятельности педагога-музыканта является эмоциональное развитие детей.

Таким образом, основными возрастными особенностями дошкольников являются: эмоциональная отзывчивость, любознательность и интерес к познанию. Если учитывать данные психолого-педагогических особенностей дошкольников, процесс формирования музыкального вкуса будет реализовываться успешнее.

Следующим педагогическим условием формирования музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы является систематическая работа по организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Восприятие является ведущей познавательной деятельностью детей дошкольного возраста, поскольку «уже в раннем возрасте закладываются основные принципы восприятия и исполнения музыки» [16, с. 89].

Восприятие музыки согласно В.К. Белобородовой трактует это как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа» [17, с. 57]. По мнению С. Н. Беляевой-Экземплярской восприятие музыки связано с одним из процессов музыкального мышления, ориентированного на изучение смысла музыки [18, с. 80].

По свидетельству исследователей (В.К. Белобородова, А. Костюк, В.В. Ме-душевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов), развитие навыков музыкального восприятия помогает воспитанникам адекватно воспринимать чувства и настроения, выраженных в музыке, и сопереживать им. Музыкальное восприятие благоприятно влияет на развитие музыкального вкуса, поскольку затрагивает все его компоненты: эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение, ценностный анализ, оценка этого произведения и его интеллектуальный разбор. У детей в процессе систематического восприятия музыки появляется интерес к музыкальному искусству, развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение анализировать музыку: ее характер, содержание, средства музыкальной выразительности, с помощью которых передан музыкальный образ произведения и т. д. Однако чтобы добиться необходимого «развивающего» эффекта при организации восприятия музыки, важно уделять внимание содержанию материала, который предлагается прослушать детям.

Ценностно-смысловое содержание учебного музыкального материала также является важным педагогическим условием при формировании и музыкального вкуса детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы. В настоящее время на личность ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации и информация из сети Интернет. Это способствует снижению роли общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры в

жизнедеятельности подрастающего человека, который находится во многом под влиянием поп-культурных «ценностей».

Вопросы содержания музыкального образования рассматривались в работах Д.Б. Кабалевского, И.С. Кобозевой, Л.И. Разуткиной, РИ. Удаловой и др. [19; 20; 2; 21]. В своей концепции Д.Б. Кабалевский делает вывод о том, что «последовательное развитие музыкального вкуса детей способствует формированию их музыкальной культуры» [19, с. 9]. Именно поэтому в своей программе по музыке Д.Б. Кабалевский большое внимание уделял подбору репертуара для детей, поскольку ценностное отношение к высокохудожественной музыке необходимо именно с раннего возраста. И.С. Кобозева в своих научных публикациях отмечает, что «становление и развитие личности происходит в зависимости от того, какую музыкальную культуру человек осваивает и на основе каких ценностей он формируется» [20, с. 12].

Поэтому одной из главных задач педагога-музыканта является необходимость подбора высокохудожественного и высоконравственного музыкального материала различных стилей и направлений для работы с детьми дошкольного возраста. Музыкальный репертуар, включающий высокохудожественные произведения, по утверждению Т. Л. Хороших, играет значимую роль и оказывает решающее воздействие на опыт музыкального восприятия дошкольников, а также на формирование музыкального вкуса детей [22, с. 18]. Музыкальному руководителю важно помнить, что формирование ценностно-смысловой сферы дошкольников путем приобщения к культурным ценностям инструментальной и вокальной музыки признанных мастеров разного времени, направлений, стилей и жанров является одним из факторов развития их музыкального вкуса.

Другим значимым педагогическим условием формирования музыкального вкуса дошкольников в процессе кружковой работы является разнообразная музыкально-исполнительская деятельность. Я.А. Пономарев полагает, что эта деятельность более продуктивна именно в дошкольном возрасте, «так как в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память, развивается детский голос, увеличивается диапазон, совершенствуются его подвижность, интонационная гибкость, тембровая красочность» [23, с. 33].

Музыкально-исполнительская деятельность включает в себя вокально-хоровое пение, музыкально-ритмическую деятельность, игру на детских музыкальных инструментах, импровизацию или сочинение музыки детьми. По мнению Э.Б. Абдулина и Е.В. Николаевой, «музыкально-исполнительская деятельность способствует развитию общих и специальных музыкальных способностей, которые являются значимыми для формирования музыкального вкуса» [24, с. 34]. Проявление себя в различных видах музыкально-исполнительской деятельности обеспечивает детям дальнейшее осознание особенностей музыкального языка, что является основой для пополнения музыкальных предпочтений, появления потребности в общении с музыкой и формирования музыкального вкуса.

Использование методов и принципов обучения, активизирующих личностный потенциал, способствующий формированию музыкального вкуса является следующим педагогическим условием формирования музыкального вкуса детей дошкольного возраста.

В ходе музыкальных занятий, а также в процессе кружковой музыкальной деятельности используются все известные в педагогической науке методы: наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские, проектные и методы музыкального обучения, что связано со спецификой и многообразием музыкального искусства [25].

О.П. Радынова, например, выделяет следующие методы музыкального образования:

- наглядные, представленные формами слуховой, двигательной и зрительной наглядности (демонстрация какого-либо музыкального произведения);

- словесные, которые традиционно представляют собой беседы, рассказы, словесные пояснения педагога-музыканта, комментарии и т.п.;

- практические, включающие в себя методы сравнения и сопоставления музыкальных произведений, контраста и тождества, вариативности впечатлений, «перспективы» и «ретроспективы», а также метод обобщения.

Данные методы О.П. Радынова предлагает применять в комплексе, поскольку в процессе формирования музыкального вкуса дошкольников все они имеют большое значение [26].

Все перечисленные методы обучения способствуют активизации музыкального восприятия и деятельности, развитию познавательных возможностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, развитию отдельных музыкальных способностей, развитию музыкального вкуса и эмоционально-ценностного отношения к музыке.

В педагогической науке основными требованиями к организации образования являются педагогические принципы процесса обучения. Эти принципы определяют направленность процесса обучения, его цели, задачи, а также оптимизируют процесс обучения, делая его максимально продуктивным. Исходя из вышесказанного, для успешной работы, направленной на формирование музыкального вкуса дошкольников, мы выделили следующие педагогические принципы:

- принцип наглядности обучения, который реализуется в виде показа и объяснения с целью создания представления о художественном образе, который сопровождается объяснением, т.е. анализом музыкального произведения. Этот

принцип в своих работах указывал Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Э.Б. Абдулин, Е.А. Бодина и др. [24; 27; 28];

- принцип доступности обучения, связанный с необходимостью учета психологических особенностей детей дошкольного возраста и организации обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала. Поэтому знакомить дошкольника будет уместнее с произведениями, которые основаны на темах дружбы, любви к родителям, к Родине и природе, нежели предательства, смерти или неразделенной любви. Этот принцип рассматривался в трудах К.Д. Ушинского, М.А. Данилова, Л В. Занкова [29, с. 3] и является основополагающим в педагогической науке;

- принцип прочного усвоения знаний, характеризующийся последовательным накоплением воспитанниками умения восприятия музыки и навыков исполнительской деятельности (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци, И.Ф. Гербарт) [30].

Как мы видим, можно выделить тесную связь между собой и взаимопроникновение друг в друга педагогических принципов.

Кружковая работа в условиях ДОО выступает как форма дополнительного образования детей и вместе с тем как организационно-педагогическое условие формирования музыкального вкуса детей дошкольного возраста.

Кружковая работа, согласно ФГОС ДО, «даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы» [4]. Целью кружковой работы в ДОО становится «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [4].

Библиографический список

Кружковая работа по музыке проходит по таким направлениям, как вокальное искусство, хореография и инструментально-исполнительская деятельность. Кружки по вокалу в ДОО предполагают не только начальное формирование голосового аппарата детей-дошкольников, но и помогают развивать речь детей, их слух, музыкальную память, чувство ритма, а также способствуют воспитанию музыкальной культуры подрастающего поколения, формируют музыкальный вкус детей посредством вокально-музыкальных ценностей разных веков и народов. Хореографические кружки на базе ДОО также способствуют развитию музыкального вкуса дошкольников, так как при разучивании наипростейших движений под музыкальные произведения различных жанров дети «пропускают через себя» их смысл и выражают свое отношение к ним через выполнение танцевальных движений, которые также имеют свои смыслы.

Кружковая работа является наиболее интересной формой получения знаний для дошкольников, которая способна воздействовать на процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, побуждать его к нравственно-эстетическим переживаниям, активному мышлению, вследствие которого ребенок приобретает навык эмоционально-оценочного суждения.

Таким образом, рассматривая педагогические условия как совокупность всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития ребенка, можно сделать вывод о том, что эффективность процесса формирования музыкального вкуса дошкольников в ходе кружковой работы могут обеспечить правильно подобранные педагогом-музыкантом педагогические условия.

Педагогические условия, используемые педагогом-музыкантом в системе, обеспечат успешное развитие музыкальной культуры, в частности - формирование музыкального вкуса детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы.

1. Боякова Е.В. Взгляды В.Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков. Педагогика искусства. 2017; № 3: 10 - 21. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzglyady-v-n-shackoy-na-vospitanie-muzykalnyh-vkusov-detey-i-podrostkov

2. Разуткина Л.И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2018.

3. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации от 17. 10. 2013. Available at: https://fgos.ru/

5. Шукшина Т.И., Янкина О.Е. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ. Гуманитарные науки и образование. 2020; Т. 11, № 4: 112 - 119. Available at: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/5bb/Tom-11_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf

6. Казиева З.М. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. Вестник ПГГПУ. 2017; № 2: 56 - 60.

7. Вашкевич Н.Н., Бычкова Н.В. Сущность понятия «педагогические условия» в специальной научной литературе. Эстетическое образование. 2017; № 51: 231 - 234. Available at: https://elib.bspu.by/handle/doc/36928

8. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2016.

9. Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника. Теория и практика образования в современном мире. Санкт-Петербург: Реноме, 2013: 47 - 49. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/

10. Рябова Н.В., Барцаева Е.В. Реализация педагогических условий формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организации дополнительного образования. Гуманитарные науки и образование. 2020; Т. 11, № 3: 91 - 96. Available at: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/a26/Tom-11_-_3-_iyul_ sentyabr_.pdf

11. Урунтаева ГА. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр Академия, 2001.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва: Академия, 2006.

13. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Москва: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Москва: Смысл: Академия, 2005.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург: Союз, 2009.

16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. Москва: Планета музыки, 2020.

17. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Музыкальное воспитание в школе. Москва: Музыка, 1978; № 13: 54 - 66.

18. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия в музыке. Проблемы музыкального мышления. Москва: Музыка, 1974: 78 - 83.

19. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Москва: Музыка, 2018.

20. Кобозева И.С. Музыкальное образование в современном поликультурном контексте. Ярославский педагогический вестник. 2012; № 3: 10 - 13. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-obrazovanie-v-sovremennom-polikulturnom-kontekste

21. Удалова РИ. Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом развитии младших школьников. Начальная школа. 2013; № 10: 46 - 52. Available at: https://n-shkola.ru/storage/archive/1405936534-2022171476.pdf

22. Хороших Т.Л. Условия формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Академия педагогических идей «Новация». 2015; № 6. Available at: http:// akademnova.ru/page/875548

23. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н., Устин П.Н. Концепция психологии творчества Я. А. Пономарева и ее применение в изучении саморазвития. Психологический журнал. 2016; № 1: 31 - 47.

24. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.Н. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: МПГУ, 2016.

25. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педагогических училищ. Москва: Просвещение, 1989.

26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей, воспитателей детского сада. Москва: Просвещение: Владос, 1994.

27. Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2019. Available at: https://urait.ru/ bcode/438494

28. Медведева Т.В. Принцип наглядности и его значение в обучении у младших дошкольников в историко-педагогических исследованиях различных ученых и педагогов. Образовательный портал ИНФОУРОК. Available at: https://infourok.ru/statya-princip-naglyadnosti-i-ego-znachenie-v-obuchenii-u-mladshih-doshkolnikov-v-istoriko-pedagogicheskih-issledovaniyah-razlic-4203792.html

29. Петров И.Л. Принцип доступности в педагогике: история, требования к учителю и методике. Учебный сайт ВЫУЧИТwork. Available at: https://vyuchit.work/samorazvitie/ sekretyi/printsip-dostupnosti-v-pedagogike.html#:~:text=Принцип%20доступности%20в%20педагогике%20-,Ушинский%2C%20М.%20Данилов%2C%20Л.%20Занков

30. Митрофанова А.А. принципы обучения и их развитие в истории и современной педагогике. Образовательный портал ИНФОУРОК. Available at: https://infourok.ru/ principy-obucheniya-i-ih-razvitie-v-istorii-i-sovremennoj-pedagogike-4988120.html

References

1. Boyakova E.V. Vzglyady V.N. Shackoj na vospitanie muzykal'nyh vkusov detej i podrostkov. Pedagogika iskusstva. 2017; № 3: 10 - 21. Available at: http://www.art-education.ru/ electronic-journal/vzglyady-v-n-shackoy-na-vospitanie-muzykalnyh-vkusov-detey-i-podrostkov

2. Razutkina L.I. Formirovanie muzykal'nogo vkusa u Shkolnikov mladshego i srednego vozrasta v detskoj shkole iskusstv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2018.

3. Bulatova E.A. Muzykal'no-'esteticheskoe obrazovanie v sociokul'turnom razvitii lichnosti. Ekaterinburg, 2011.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 17. 10. 2013. Available at: https://fgos.ru/

5. Shukshina T.I., Yankina O.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti buduschego pedagoga k proektirovaniyu vospitatel'nyh programm. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2020; T. 11, № 4: 112 - 119. Available at: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/5bb/Tom-11_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf

6. Kazieva Z.M. Pedagogicheskie usloviya nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik PGGPu. 2017; № 2: 56 - 60.

7. Vashkevich N.N., Bychkova N.V. Suschnost' ponyatiya «pedagogicheskie usloviya» v special'noj nauchnoj literature. 'Esteticheskoe obrazovanie. 2017; № 51: 231 - 234. Available at: https://elib.bspu.by/handle/doc/36928

8. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shalin M.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti starsheklassnika. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Sankt-Peterburg: Renome, 2013: 47 - 49. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/

10. Ryabova N.V., Barcaeva E.V. Realizaciya pedagogicheskih uslovij formirovaniya gotovnosti k social'no-bytovoj orientacii starshih doshkol'nikov v organizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2020; T. 11, № 3: 91 - 96. Available at: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/a26/Tom-11_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf

11. Uruntaeva G.A. Doshkol'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr Akademiya, 2001.

12. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya. Moskva: Akademiya, 2006.

13. Leont'ev A.N., Zaporozhec A.V. Voprosy psihologiirebenka doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj i psihologicheskij kolledzh, 1995.

14. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie. Moskva: Smysl: Akademiya, 2005.

15. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii. Sankt-Peterburg: Soyuz, 2009.

16. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej: uchebnoe posobie. Moskva: Planeta muzyki, 2020.

17. Beloborodova V.K. Razvitie muzykal'nogo vospriyatiya mladshih shkol'nikov. Muzykal'noe vospitanie v shkole. Moskva: Muzyka, 1978; № 13: 54 - 66.

18. Belyaeva-'Ekzemplyarskaya S.N. Zametki o psihologii vospriyatiya v muzyke. Problemy muzykal'nogo myshleniya. Moskva: Muzyka, 1974: 78 - 83.

19. Kabalevskij D.B. Pro treh kitov ipro mnogoe drugoe. Moskva: Muzyka, 2018.

20. Kobozeva I.S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom polikul'turnom kontekste. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2012; № 3: 10 - 13. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/muzykalnoe-obrazovanie-v-sovremennom-polikulturnom-kontekste

21. Udalova R.I. Formirovanie osnov muzykal'nogo vkusa v 'esteticheskom razvitii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2013; № 10: 46 - 52. Available at: https://n-shkola.ru/ storage/archive/1405936534-2022171476.pdf

22. Horoshih T.L. Usloviya formirovaniya muzykal'noj kul'tury detej doshkol'nogo vozrasta. Akademiya pedagogicheskih idej «Novaciya». 2015; № 6. Available at: http://akademnova. ru/page/875548

23. Popov L.M., Ibragimova E.N., Ustin P.N. Koncepciya psihologii tvorchestva Ya. A. Ponomareva i ee primenenie v izuchenii samorazvitiya. Psihologicheskijzhurnal. 2016; № 1: 31 - 47.

24. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.N. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: MPGU, 2016.

25. Vetlugina N.A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v detskom sadu: uchebnik dlya uchaschihsya pedagogicheskih uchilisch. Moskva: Prosveschenie, 1989.

26. Radynova O.P. Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov: posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov, uchaschihsya pedagogicheskih uchilisch i kolledzhej, muzykal'nyh rukovoditelej, vospitatelej detskogo sada. Moskva: Prosveschenie: Vlados, 1994.

27. Bodina E.A. Muzykal'naya pedagogika i pedagogika iskusstva. Koncepcii XXI veka: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019. Available at: https://urait.ru/ bcode/438494

28. Medvedeva T.V. Princip naglyadnosti i ego znachenie v obuchenii u mladshih doshkol'nikov v istoriko-pedagogicheskih issledovaniyah razlichnyh uchenyh i pedagogov. Obrazovatel'nyj portal INFOUROK. Available at: https://infourok.ru/statya-princip-naglyadnosti-i-ego-znachenie-v-obuchenii-u-mladshih-doshkolnikov-v-istoriko-pedagogicheskih-issledovaniyah-razlic-4203792.html

29. Petrov I.L. Princip dostupnosti v pedagogike: istoriya, trebovaniya k uchitelyu i metodike. Uchebnyj sajt VYUChlTwork. Available at: -https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/ printsip-dostupnosti-v-pedagogike.html#:~:text=Princip%20dostupnosti%20v%20pedagogike%20,Ushinskij%2C%20M.%20Danilov%2C%20L.%

30. Mitrofanova A.A. principy obucheniya i ih razvitie v istorii i sovremennoj pedagogike. Obrazovatel'nyj portal INFOUROK. Available at: https://infourok.ru/principy-obucheniya-i-ih-razvitie-v-istorii-i-sovremennoj-pedagogike-4988120.html

Статья поступила в редакцию 12.07.21

УДК 378.016

Nedosugova A.B., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Russian Language Department, Law Institute, RUDN University (Moscow, Russia),

E-mail: nedosugova-ab@rudn.ru

A SYSTEMATIC APPROACH TO TEACHING VERBAL GOVERNMENT TO FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF INTERNATIONAL LAW AND INTERNATIONAL RELATIONS IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article describes a linguo-methodological system of work on one of the urgent and difficult topics in teaching Russian as a foreign language to future international lawyers - verbal government. Compatibility of the verb and forms of its distributors are due to many factors, including the lexical and semantic features of the verb and the nature of dependent words. Proposed system of working with the verb phrases most often used in oral and written professional speech will help foreign students to avoid unwanted mistakes in the course of professional communication. The novelty of the work is due to the fact that the developed system is based on the professional speech of an international lawyer and the socio-political vocabulary of studied disciplines within the framework of scientific, official-business, and journalistic styles of speech. The article presents a system of methodological work on verbal government when correcting the prepositional-case system based on the materials of studied disciplines - the use of indirect cases as an object with non-prepositional government. The article also considers groups of verbs based on lexico-semantic features.

Key words: Russian as a foreign language, linguodidactics, verbal government, lexico-semantic feature, prepositional-case system, professional speech, international lawyer.

А.Б. Недосугова, канд. филол. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: nedosugova-ab@rudn.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГЛАГОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В статье описывается лингвометодическая система работы над одной из актуальных и трудных тем в преподавании русского языка как иностранного будущим юристам-международникам - глагольным управлением. Сочетаемость глагола, форма его распространителей обусловлена многими факторами, из которых следует назвать прежде всего лексико-семантические признаки глагола и природу зависимых слов, в результате чего предлагаемая система работы с наиболее часто употребляющимися в устной и письменной профессиональной речи глагольными словосочетаниями поможет иностранным учащимся избежать нежелательных ошибок в ходе профессиональной коммуникации. Новизна работы обусловлена тем, что система впервые разработана на материале профессиональной речи юриста-международника и общественно-политической лексики изучаемых дисциплин в рамках научного, официально-делового и публицистического стилей речи. В статье презентуется система методической работы над глагольным управлением при корректировке предложно-падежных форм на материале изучаемых дисциплин - употребление косвенных падежей в роли объекта при беспредложном управлении. Рассматриваются также группы глаголов, в основу компоновки которых положен лексико-семантический признак.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингводидактика, глагольное управление, лексико-семантический признак, предложно-па-дежная система, профессиональная речь, юрист-международник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.