Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

В статье исследуются аспекты организации музыкально-творческих праздников с позиций художественно-эстетического воспитания младших школьников, исследованы различные точки зрения на заявленную проблему; определены направления и содержательные характеристики музыкально-творческих праздников. Обоснован деятельностный характер воспитания, обеспечивающий познание младшими школьниками традиционных источников восприятия прекрасного для формирования эстетических установок личности. Подчеркивается, что главная ценность музыкально-творческих праздников состоит в том, что школьник приобретает опыт жизни и ответственного поведения; навыки взаимоотношений с людьми, предметами, явлениями на основе эстетически направленных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND CREATIVE HOLIDAYS AS A MEANS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

The article examines the aspects of organizing musical and creative holidays from the perspective of artistic and aesthetic education of primary school children, examines various points of view on the stated problem, and defines the directions and content characteristics of musical and creative holidays. The author substantiates the activity - based nature of education, which provides younger students with knowledge of traditional sources of perception of beauty for the formation of aesthetic attitudes of the individual. It is emphasized that the main value of musical and creative holidays is that the student gets experience of life and responsible behavior; skills of relationships with people, objects, phenomena based on aesthetically oriented interests.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Выводы. Таким образом, развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования во внеурочной деятельности (кружок по интересам учащихся изобразительно-художественной направленности) возможно при использовании эффективных методов обучения таких как («мастер-класс» с комментариями, методы повтора, вариации и импровизации, метод творческого задания, метод «эксперимента»).

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

2. Бердяев, Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Н.А. Бердяев; [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л.В. Полякова; Журн. «Вопр. Философии» и др.]. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил.

4. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - С. 312.

5. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.

6. Терстоун Л. http://www.unc.edu/depts/quantpsy/thurstone/wood. pdf

7. Кондратьева Н.В. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 9. С. 106-110

8. Мелик-Пашаев, Александр Александрович. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве младших школьников [Текст]: учеб-метод. пособие / под ред. О.В. Коротких. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 320 с.

10. Использование нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству, как средство творческой активности младшего школьника https://cyberienmka.ru/artide/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obucheniihttps://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshego-shkolnikaizobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshegohttps://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-v-obuchenii-izobrazitelnomu-iskusstvu-kak-sredstvo-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshego-shkolnikashkolnika

11. Ниткопись https://trizwayxom/art/primary/шtkopis.html(дата обращения 30 декабря 2020)

12. Граттаж https://yandex.ru/images/ &stype=image&lr=146&source=wiz (дата обращения 30 декабря 2020)

13. Кляксография с трубочкой https:/nsportal.ru/detskiyhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/01/19/klyaksografiya-s-trubochkoysad/risovanie /2020/01/19 /klyaksografiya-s-trubochkoy

14. Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» http://komcos2010.ucoz.ru/avatar/pr/1-4_docizo_i_trud.pdf

15. Флоротипия https://www.freepapers.ru/4/tehnika-florotipii/180833.1083810.list1.html

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье исследуются аспекты организации музыкально-творческих праздников с позиций художественно-эстетического воспитания младших школьников, исследованы различные точки зрения на заявленную проблему; определены направления и содержательные характеристики музыкально-творческих праздников. Обоснован деятельностный характер воспитания, обеспечивающий познание младшими школьниками традиционных источников восприятия прекрасного для формирования эстетических установок личности. Подчеркивается, что главная ценность музыкально-творческих праздников состоит в том, что школьник приобретает опыт жизни и ответственного поведения; навыки взаимоотношений с людьми, предметами, явлениями на основе эстетически направленных интересов.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, художественно-эстетическая установка личности, эстетически направленные интересы, музыкально-творческие праздники.

Annotation. The article examines the aspects of organizing musical and creative holidays from the perspective of artistic and aesthetic education of primary school children, examines various points of view on the stated problem, and defines the directions and content characteristics of musical and creative holidays. The author substantiates the activity - based nature of education, which provides younger students with knowledge of traditional sources of perception of beauty for the formation of aesthetic attitudes of the individual. It is emphasized that the main value of

musical and creative holidays is that the student gets experience of life and responsible behavior; skills of relationships with people, objects, phenomena based on aesthetically oriented interests.

Keywords: artistic and aesthetic education, artistic and aesthetic attitude of the individual, aesthetically oriented interests, musical and creative holidays.

Введение. К настоящему времени проблема воспитания остается актуальной, поскольку востребованным остается создание условий для проявления индивидуальности (непохожести и уникальности) при наличии общепринятых норм и правил.

Вот в таком аспекте художественно-эстетическое воспитание представляет собой процесс активизации эстетических идеалов обучающегося, в том числе основанных на традициях и обычаях народов РФ, региона, села. Не менее важно учитывать, что определение базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, искусство и литература, природа и, конечно же, человек в многообразии культур) создает условия для обращения к традиционным источникам нравственности (музыкально-творческим праздникам в том числе), которые лежат в основе развития художественно-эстетических установок личности.

Изложение основного материала статьи. Потребовалось обоснование подготовки и проведения музыкально-творческих праздников для младших школьников, организация которых в определенной мере зависит от интересов обучающихся и, конечно, сложившейся социально-культурной ситуации. Вполне оправданным, на наш взгляд, является обращение к художественно-эстетическому потенциалу семейных традиций, знание и осмысление которых, несомненно, способствует пониманию школьниками прекрасного в жизни и окружающей действительности.

Позиция 1. Подчеркнем деятельностный характер музыкально-творческих праздников, поскольку именно они позволяют активизировать способы творческой деятельности, направленной на повышение уровня художественно-эстетического воспитания младшего школьника. Но при этом следует подчеркнуть двусторонний характер деятельности: педагогическая поддержка и усилия самого ребенка на пути познания культуры.

Позиция 2. Успешность развития младшего школьника зависит от выбора целей и механизмов формирования отношений, объединяющих или разъединяющих мир взрослых и мир детей. Ведь эстетический опыт накапливается во впечатлениях об окружающей действительности, о людях, в этих условиях рождаются эстетические оценки, вкусы, проявляющиеся и в оценке явлений культуры.

Позиция 3. Направленность на приобретение субъектного опыта ребенка, как в отношении самого себя, так и применительно к другим, делает востребованным создание позитивно-ориентированной среды жизнедеятельности детей. Кроме того, чтобы осмыслить роль музыкально-творческих праздников в познании школьниками самих себя, мира, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

Позиция 4. Развитие растущего человека происходит во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, то есть усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм следует воспринимать как вхождение ребенка в мир социальных связей, освоение ребенком достижений общества (традиций в том числе). При этом познание и осмысление того, что воспринимается, у каждого происходит неодинаково на разных возрастных ступенях.

Позиция 5. Определив цели, мотивы, направления художественно-эстетического воспитания детей, следует обосновать собственно музыкально-творческие праздники, поскольку именно они могут приобщить младшего школьника к быту, обычаям, нравам страны, региона, села. При этом праздник как явление культуры вполне может помочь школьнику вписаться в окружающий мир на основе разнообразных способов поддержки детей для проявления индивидуальности.

Позиция 6. Необходимы в заявленном аспекте обоснование путей и средств организации музыкально-творческих праздников, главная ценность которых состоит в том, что школьник приобретает опыт жизни и поведения; навыки взаимоотношений с людьми, предметами и явлениями окружающей действительности.

Важно учитывать и такую особенность, как происходящее в настоящее время переосмысление ценностных ориентаций в жизни детей и взрослых (негативного характера в том числе). А вот обращение к музыкально-творческим праздникам, на наш взгляд, позволяет поддержать особое творческое состояние ребенка - воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.

В заявленном ключе требуется целенаправленная подготовка и проведение музыкально-творческих праздников: особенности состоят в том, что следует учитывать не только возраст и пол воспитуемых, но и уровень их социально-культурной адаптации, способствующих (или не способствующих) восприятию искусства во всем его многообразии.

Необходимо учитывать, что музыкально-творческие праздники не могут являться постоянно организованной формой работы, потому что изменяющиеся возрастные особенности, усложнение социальных функций, требуют пересмотра содержания и форм художественно-эстетического воспитания. При этом включение обучающихся в организацию и проведение музыкально-творческих праздников обеспечивает приобщение к культуре общества в целом и собственно национальной культуре, что создает условия для развития детей в соответствии с их личностными запросами.

Праздник - это комплекс словесных, музыкальных, изобразительных видов творчества, это не только особая форма общения, но и средство зарождения взаимоотношений между участниками праздника, погружения в мир, который отличается от повседневной жизни.

Если рассматривать драматургию праздника, то режиссерская составляющая не менее важна, так как сюжет, способы включения детей должны быть направлены прежде всего на активизацию их познавательного интереса. По мнению Н.Е. Щурковой, « необходимо (для развития способности «видеть, слышать и понимать» ) определить ракурс (позицию, точку зрения) на явление; выделить в предмете, событии, явлении особо важный элемент, который отражает суть; осмыслить связи и значимость предмета, объекта, явления для жизни (что оно несет людям и мне)». Если это еще сложно младшему школьнику, то на следующих возрастных этапах все это становится более важным и необходимым.

Подготовительная работа включает, по мнению Н.Е. Щурковой, «стратегический вектор отношений -аксиологический», который направлен на привнесение в жизнь ребенка ценностей, которые проживаются, осознаются и порождают жизненную позицию [8].

Далее следует уточнить, что понятие «будни» в народном быту употреблялось для характеристики рабочего времени, а нормы поведения можно соотнести с осмыслением понятий «будничный», «обыденный», «ежедневный». Главной составной частью будней был труд, но кроме этого можно обнаружить и важные (жизненно важные) дела: семейные заботы, обучение детей, уход за больными, сватовство, крестины, ритуальные действия в том числе [3].

Другая не менее важная часть жизнедеятельности - это праздники семейные и торжества (к примеру, общинные), особо значимые ритуальные дни, когда работа могла и не прекращаться, а регулятором чередования будничного и праздничного времени было воскресенье.

Выбор ролей каждым участником праздника, осмысление самого художественно-эстетические явления, конечно же, происходит в зависимости от индивидуальных интересов каждого ребенка. При этом вовремя следует обратить внимание на соотнесенность категорий «прекрасное и безобразное», «трагическое и комическое», при этом осмысливается, что именно красота доставляет наслаждение и удовольствие, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками [3].

Так проявляется взаимосвязь художественной, эстетической и нравственной сторон организации музыкально-творческих праздников. В том числе учитывается и положение ребенка в группе сверстников, и уровень развития эстетических взглядов школьника, которые порой имеют ситуативный характер, когда может и не осознаваться эстетическая сущность предметов (ведь известно и стремление к обыкновенному развлечению).

Дальнейшая логика рассуждений выводит на осмысление музыки, а на этом фоне красоты действительности и прекрасного в жизни. Важно, есть ли интерес у ребенка к окружающей жизни, способен ли он познавать мир, слушать и воспринимать музыкальные произведения, а как к этому относятся в семье?

Музыкальная составляющая праздников состоит в том, чтобы выбор музыкальных произведений соответствовал содержанию, интересам, тематике праздников. Ведь со словом «праздник» связывается многообразие ситуаций: это может быть кратковременный отдых в будни, либо несколько дней (то есть выключение из обычной жизни и хозяйственной деятельности). Большими потенциальными возможностями располагает изучение традиционной духовной культуры русского и других народов России, включающий своеобразные обрядовые действия, к которым надо относиться бережно как к национальному достоянию.

Описанные ранее детали позволяют обратиться и к коммуникативной активности ребенка, желанию участвовать в диалоге, который поддерживается и направляется учителем, если этого требует ситуация. К речи педагога также предъявляются особые требования, поскольку востребованными в художественно-эстетическом воспитании обучающегося являются: владение навыками речевого этикета, речевого общения, навыками создания ситуаций и их разрешения в духовно-нравственном ключе [6].

Выводы. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание младшего школьника во многом зависит от выбора путей и средств познания мира по законам красоты, формирования тех отношений, которые углубляют эстетически направленные интересы. В условиях музыкально-творческих праздников проявляется активность обучающихся, реализация эстетико-культурных интересов, происходит осознание ценностей жизни и искусства, что отражается как в общей культуре субъекта, так и в поведении.

Литература:

1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 117 с.

2. Лихачев Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Б.Т. Лихачев, Е.В. Квятковский // Сов. педагогика. М. 1990. № 7. С. 27-37.

3. Петрунина М.А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренбург. гос. пед. ун-т.» - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

4. Петрунина, М.А. Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника / М.А. Петрунина. // Мир науки, культуры, образования. - М., 2014. - № 1 (44). № 1 (44), С. 100-102.

5. Петрунина, М.А. Формирование эстетического вкуса младшего школьника средствами вокально-хорового пения [Электронный ресурс] / М.А. Петрунина. - 2019. - 51 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/701160

6. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 3 - С. 114-116.

7. Русакова, Т.Г. Художественно-эстетическое воспитание в структуре образования: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Т.Г. Русакова. — [Б.и.]. — 8 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/209204

8. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. -Волгоград: Учитель 2016. - С. 42

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания и внедрения инноваций в педагогической практике в высшей школе. Актуальность данной темы обоснована тем, что активно происходящие изменения в самых различных областях не могут не затрагивать и сферу образования. Это связано не только с развитием науки и техники, но и разработкой новых концепций и методик обучения. Автором раскрываются такие понятия, как «инновации», «новшества», «инновационный процесс», «педагогическая инновация» и другие. Отмечается, что инновационным преобразованиям в педагогике наиболее часто подвержены некоторые направления и объекты образовательной деятельности, среди которых работа по проектированию моделей и процессов обучения на разных уровнях подготовки в высшей школе, а также обновление существующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.