ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ,
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Бояджи О.А.
Бояджи Ольга Александровна - инструктор по физической культуре, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 «Радуга», г. Туапсе
Аннотация: в статье идет речь о привлечении детей и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическое воспитание в семье, пропаганда ЗОЖ, совместная деятельность семьи и ДОУ.
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома
Н.М. Амосов
Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях когда, большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребенка.
В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Дошкольный период - начало формирования спортивной культуры (жизненно важных базовых, локомоторных навыков и умений), когда создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движений.
Семья и детский сад - два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Изучением организации семейного, оздоровительного досуга дошкольников занимались многие ученые: О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, Д.В. Хухлаева и др. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как никогда актуальна. Ведь все меньше дошкольников могут похвастаться отменным здоровьем. И причин этому много: это и экология, и некачественная еда, и порой неумение родителей правильно организовать свободное время своих чад, нежелание заниматься физическим развитием детей.
Физическое воспитание в семье, по мнению В.П. Дубровой, определяет следующие факторы:
- уровень материального благосостояния;
- структура семьи;
- ее культурный потенциал и традиции;
- характер внутрисемейных отношений и отношений с окружающими;
- гражданская, общественная направленность родителей;
- уровень их педагогических знаний;
- место ребенка в семейном коллективе;
- авторитет родителей в его глазах.
Правильно проводимое физическое семейное воспитание обеспечивает благоприятное психофизическое и духовное состояние. Потому что физическое развитие - это не только своевременное позитивное изменение физиологических характеристик растущего организма, но и интеллектуальное, эмоциональное, духовное совершенствование.
Основная цель организации совместной деятельности: объединять педагогов и родителей для совместной работы по пропаганде ЗОЖ у родителей и формированию знаний о ЗОЖ у детей.
В ходе взаимодействия с семьями воспитанников мы решаем следующие задачи:
- привлекать детей и их родителей к систематическим занятиям физкультурой спортом, сплачивать семьи;
- организовывать досуг дошкольников и их родителей;
- пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней;
- совершенствовать двигательные навыки и физические способности детей;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
Этапы работы по организации спортивной совместной деятельности детей и
взрослых.
Первый этап
- знакомство с родителями, установление доверительных отношений.
С этой целью ежегодно проводим родительское собрание, в ходе которого родители знакомятся с основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы детского сада.
Второй этап
- формирование установки на сотрудничество с помощью:
- анкетирования родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка;
- ознакомление родителей с результатами диагностики: «Вот мы, какие стали» (в начале года и конце);
- индивидуальных и групповых консультаций («Красивая осанка - залог здоровья», «Организация питания дошкольников», «Закаливание» и др.);
- рекомендации в виде буклетов, газеты для родителей, памяток и папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;
- открытых занятий;
- информации на сайте ДОУ (презентации: «Будь здоров», «С физкультурой мы дружны - нам болезни не страшны», консультации: «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз» и др.).
Третий этап
- организация открытых мероприятий, позволяющих получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку по вопросам воспитания.
На этом этапе проводятся:
- семейное творчество: совместные работы детей и родителей - рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные игрушки», «Я здоровым быть мечтаю! » и др.;
- совместная спортивная деятельность с детьми и родителями («Будь здоров», «Папа, мама, я - спортивная семья», «А ну-ка папы!», «Бравые солдаты», «Ай, да мамы!», «Межпланетное космическое путешествие»);
- участие в городском конкурсе «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- консультационные встречи со специалистами.
Таким образом, совместные мероприятия укрепляют взаимоотношение взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют; гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им). Мы пришли к выводу, что совместные занятия родителей с детьми:
- побуждают у родителей интерес к уровню двигательной «зрелости» детей, способствуют развитию двигательных навыков;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность проявить свои физические качества не только детям, но и родителям;
- позволяют родителям с пользой провести свободное время, посвятить его детям.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2004. № 1.
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2005.