Научная статья на тему 'Совместная деятельность детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'

Совместная деятельность детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольшанская В. Н.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Что может быть прекраснее здоровья?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Список литературы:

1. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. - М., 1999.

2. Ястребова А.Я, Лазаренко О.Н. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2001.

3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. - М., 2001.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Ольшанская В.Н.*

Детский сад № 245 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Облучье

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Что может быть прекраснее здоровья?

Ощущение здоровья, сознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании - вот где секрет активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья.

Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым.

В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения ухудшается, т.к. на формирование детского организма влияют следующие факторы: окружающая среда, социальный уровень семей, неполноценное питание, малоподвижный образ жизни, нервное перенапряжение, стрессы, малодоступность в медицинских услугах определенных слоев населения.

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

Всем известно, что важная движущая сила в воспитании - авторитет.

Основой успеха в воспитании является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя, воспитателя.

* Воспитатель.

Поэтому очень важно предъявлять единые требования к воспитанию как в ДОУ, так и в семье

Моя тема по самообразованию - «Совместная деятельность детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников».

Свою работу я начала с изучения литературы, посвященной проблеме по формированию знаний о ЗОЖ.

Известно, что дошкольный возраст - решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Целью моей работы стало создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад - семья». Для достижения цели в сфере взаимодействия с родителями были поставлены задачи:

- Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.

- Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

- Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.

Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ (медсестра).

За годы работы по этой теме был накоплен определенный материал, это разнообразные картотеки:

- «Пальчиковые игры»;

- «Опытно-экспериментальная деятельность»;

- «Элементы игрового массажа»;

- «Игры с водой»;

- «Зрительная гимнастика»;

- «Физ. минутки»;

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Полезные продукты»;

- «Осторожность не помешает».

Утренний прием детей я начинаю с беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, его самочувствии, настроении.

Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей считаю утреннюю гимнастику, которую провожу в форме аэробики.

Занятиям в детском саду всегда отводилось особое место. Так как на занятиях мы детей знакомим с тем, как сберечь свое здоровье, знакомим с органами своего тела, органами чувств. Занятия я провожу в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Длительность занятия не превышает 15 минут. Большое внимание уделяю осанке.

Важным звеном в оздоровительной работе с детьми, являются прогулки. Я стараюсь планировать прогулку с учетом подвижности каждого ребенка. Планирую каждый вид деятельности. Отвожу каждому виду движений определенное время. Во время прогулки слежу за самочувствием детей, чтобы они не перегревались, не переутомлялись.

Таким образом, дифференцированно подхожу к каждому ребенку. Стараюсь прогулки проводить интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования. Так довожу двигательную активность детей до нормы. Дети любят соприкоснуться с природой, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотой природы в разное время года.

В зимне-весенний период, когда не хватает витаминов, мы выращиваем в уголке природы зеленый лук и используем его в пищу. Кроме зеленого лука используем такие фитонциды, как чеснок, лук репчатый. Для профилактики ОРЗ смазываем нос оксалиновой мазью, употребляем витамины ревит.

Вся работа в течение дня направлена на удовлетворении всей потребности детей в движении и улучшении психического и физического здоровья.

Для ознакомления родителей с разными формами физкультурно-оздоровительной работы и выполнением двигательного режима детьми, организовываю «День открытых дверей». Здесь родители подробно знакомятся с методикой игровых занятий, прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения и важности здорового образа жизни.

Для проведения данной работы составила перспективный план работы с родителями и детьми по воспитанию здорового образа жизни, который стал частью календарного плана. Разработала систему работы по приобщению к здоровому образу жизни родителей воспитанников.

Вся работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни строилась на основных положениях:

- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни.

- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание возможностей, способностей в воспитании физических качеств.

- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию здорового образа жизни.

- Изучение лучшего опыта семейного воспитания по оздоровлению детей и пропаганда его среди других родителей.

- Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей, их взаимосвязи (анкетирование, беседы, консультации, собрания, вечера вопросов и ответов, спортивные праздники, развлечения и т.д.).

- Привлечение актива родителей (родительского комитета) к деятельности ДОУ по воспитанию здорового образа жизни.

Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, я разработала систему пребывания ребенка в детском саду с утра до вечера.

На протяжении всего учебного года мы тесно взаимодействовали с семьями воспитанников.

Для этого я проводила родительские собрания, консультации, оформляла папки-передвижки. Творчески подходила к проведению собраний. Информацию по актуальным проблемам воспитания детей собирала из разных источников. На последнем собрании самым активным родителям были вручены благодарственные письма.

Неоднократно проводила выставки совместных работ внутри группы, на которых родители с желанием и энтузиазмом принимали в них участие.

Нами были проведены конкурсы среди родителей нашей группы:

- Конкурс газет «Береги свое здоровье».

- Конкурс Д/С «ЗОЖ в моей семье».

- Конкурс на изготовление массажных ковриков.

- Конкурс «Огород на подоконнике».

- Изготовление портфолио «ЗОЖ дошкольника».

Выставки:

- Выставка пособий на развитие мелкой моторики рук.

Участие в проектах:

- Проект «Сочи 2014».

Родители изготовили атрибутику, выпустили тематические газеты, приняли участие в организации и проведении мероприятия «Сохрани свое здоровье».

Так же оформлены сезонные папки - передвижки касающиеся жизни родителей и детей: «Основы безопасности», «Берегите своих детей».

Родители - активные помощники воспитателям. Они изготавливают нестандартное физкультурное оборудование (коврики с пуговицами, различные дорожки, плетут веревочки-косички). На участке нашей группы ремонтируют оборудование, устанавливают новое, производят ремонт и реставрацию пособий. Выступают активно на собраниях, участвуют в развлечениях и спортивных праздниках.

Таким образом, хочется сделать вывод: привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Список литературы:

1. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград: Панорама; М.: Глобус, 2007.

3. Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.

4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методич. пособие. - М, ТЦ Сфера, 2007.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка-Синтез, 2000.

6. Халетова С.С. и др. Основы здорового образа жизни. - Йошкар-Ола, 1997.

7. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников: Пособие для воспитателей и преподавателей физкультуры в ДОУ общего и интернатного типа. - Воронеж, 2007.

8. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 67 лет / Творческий Центр. - М., 2007.

9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.: «ВАКО», 2008.

10. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. - М., 2007.

11. Соловьева Н.И. Чаленко И.А. Здоровый образ жизни. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. - М.: «Школьная Пресса», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.