Научная статья на тему 'Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие дошкольников'

Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
479
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА / БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ / ЗАКАЛИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пшенкина Ю.А., Миронова О.В., Ромашова Л.И.

В статье описывается опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и как с их помощью сохранить здоровье ребенка и развить его всесторонней гармонично развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пшенкина Ю.А., Миронова О.В., Ромашова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие дошкольников»

2. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. -Ч. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Пшенкина Ю.А.*, Миронова О.В.*, Ромашова Л.И.*

Детский сад «Машенька», г. Абакан

В статье описывается опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и как с их помощью сохранить здоровье ребенка и развить его всесторонней гармонично развитой личности.

Ключевые слова здоровьесберегающие технологии, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, закаливание.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесбере-гающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоро-

* Воспитатель.

вья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Педагогами нашего детского сада разработана и внедрена программа формирования здорового образа жизни воспитанников «Здоровый малыш». Данная программа помогла нам решить ряд поставленных задач, которые были поставлены педагогами ДОУ а именно:

- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;

- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- целенаправленно развивать физические качества.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические, обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, витаминопрофилактика);

- физкультурно-оздоровительные направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников (закаливание, беседы по валеологии, спортивные праздники, развлечения и досуги, недели здоровья, соревнования, прогулки-походы;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образова-

тельном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб: круглый стол, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий - с наблюдения, спокойных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Кроме подвижных игр, в нашей группе мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий. Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры в образовательной деятельности. В нашей группе создан центр «Здо-ровичок». Детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи, проводятся работа по предупреждению вредных привычек и формированию полезных привычек.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

В нашей группе постоянно проводятся физкультминутки. Их цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашей группе проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность для этого педагоги подбирают комплекс дыхательной гимнастики.

Оздоровительная работа в нашей группе усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической куль-

туры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. - М., 2006.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

5. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка // Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М., 2002.

6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2. -С. 21-28.

7. Чаклин А.В., Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду. - М.: «Педагогика», 1987.

8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Рогозина А.О.*, Кириллова А.В.*

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

В статье рассмотрена возможность формирования знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста по-

* Воспитатель МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида N° 93 «Аленушка».

* Доцент кафедры Физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.