ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Токач Елена Владимировна
воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: tokach. elena@mail. ru Бобкова Наталья Павловна музыкальный руководитель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ,
г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected] Зотова Ирина Александровна воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
Ершова Елена Сергеевна
воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
Межова Тамара Иосифовна воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
Горлина Ирина Валерьевна воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
Скидан Марина Юрьевна инструктор по физической культуре Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского
района, РФ, г. Санкт-Петербург Менайлова Оксана Васильвевна воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 127 Выборгского района, РФ, г. Санкт-Петербург
THE USE OF SAVING HEALTH FUNDAMENTALS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Elena Tokach
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Natalya Bobkova
music Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten
№ 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Irina Zotova
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Elena Ershova
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Tamara Mezhova
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Irina Gorlina
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Marina Skidan
physical Culture Instructor, State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
Oksana Menaylova
nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Kindergarten № 127, Vyborg district, Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Раскрывая понятие здоровьесберегающей деятельности, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном виде деятельности, а о комплексной системе, направленной на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
ABSTRACT
Preschool age is a bright unique page in the life of every person. In this period the process of socialization begins, connection with the leading spheres of the child's life is established: world of humans, nature, and objective world. Introduction to the culture and universal human values occurs. The foundation for health is laid.
Expanding the concept of health-saving activities, we consider that it is important to emphasize that it is not referring to any particular universal activity, but to the integrated system aimed at personal development of the child and the preservation of his health.
Ключевые слова: система знаний; формирование навыка; антисоциальные привычки; проектная деятельность; активное слушание; экологическая культура; коррегирующая гимнастика; диафрагмальное дыхание; артикуляционная гимнастика; коммуникации; когнетивность.
Keywords: knowledge system; skill formation; antisocial habits; project activity; active listening; environmental culture; resolve gymnastics; diaphragmatic respiration; articulatory gymnastics; communication; cognitiveness.
По определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ) здоровье — это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования культуры здоровья у воспитанников. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества.
Какое понимание здоровья мы будем формировать у дошкольников? Здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье как условие для того, чтобы стать счастливым и сделать счастливыми других? Здоровье как цель или здоровье как ресурс для достижения своих целей?
В настоящее время решение этой воспитательной задачи — одно из важнейших направлений деятельности дошкольной образовательной организации, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС).
Детский сад — это первая ступенька взросления и становления детей. За 5—6 лет, 2—3 летние малыши становятся школьниками. Педагоги прикладывают массу усилий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, окружают их теплотой и вниманием. Но прерывание педагогического процесса, системы адаптации у малышей являются болезнью. Дети, особенно в младших
группах, часто и подолгу болеют. Самые негативное заключаются в том, что прерванная адаптация стимулирует новые заболевания. Так же фактором заболеваемости является плохая экология, несбалансированное питание и генетика. Как с этим бороться?
Ознакомившись с классификацией здоровьесберегающих технологий, предложенной А.М. Сивцовой, мы разработали систему, направленную на сохранение физического, психического, социального, нравственного здоровья воспитанников для нашей дошкольной образовательной организации. В таблице 1 представлены образовательные области ФГОС. В чистом виде эти области трудно выделить в воспитательно-образовательном процессе. Как правило, эти области имеют интеграционную структуру, что дает возможность более гибко подходить к реализации здоровьесберегающей деятельности.
По наблюдению медиков и данным ежегодного обследования (диспанцеризации), дети за период нахождения в детском саду резко снижают процент заболеваемости в подготовительной группе. Мы считаем это небольшой собственной победой и хотим поделиться опытом.
Таблица 1.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной _деятельности дошкольников ГБДОУ детского сада № 127_
^Образовательные области Элементы ЗСД \ Физическое развитие Познание Социально-коммуникативно е развитие Речевое развитие Художест в-енноо эстетичес кое развитие
Музыка Продуктивная деятельность
Специально организованная физическая деятельность +
Подвижные, спортивные игры + +
Стрейчинг +
Ритмопластика + +
Динамическая пауза + + + +
Физкультминутки + + + +
Коммуникативные игры + + + + + +
Система знаний из
серии «Уроки +
здоровья»
Игротерапия, +
игротренинг
Гимнастика
(дыхательная, пальчиковая, + + + + + +
зрительная)
Арт-терапия + + +
Музыкальное +
воздействие
Сказкотерапия + + + + + +
Воздействие + +
цветом
Коррекция +
поведения
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Работа по здоровьесбережению в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В нашем дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал совместно с музыкальным, спортивная площадка на улице. Они оснащены всем необходимым для совместной деятельности с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению, возможности развития индивидуальных свойств и качеств.
В самих группах созданы условия, учитывающие основные принципы здоровьесбережения: воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями,
обустроены спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников с учётом гендерного подхода. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, включающая гимнастику под музыку; индивидуальная работа с детьми (включая детей с ослабленным здоровьем), физкультминутки, подвижные и спортивные игры (в спортивном зале и на площадке ДОУ). В нашем дошкольном учреждении используются технологии: ритмопластика А.И. Бурениной; стретчинг А.Г. Назаровой; включенные в систему совместной деятельности — гимнастика для глаз, упражнения на укрепление осанки, и профилактика плоскостопия, ситбол — гимнастику, релаксацию.
Здоровьесберегающая деятельность педагогов ДОУ включается в общую систему физического развития и воспитания детей. Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям используются как традиционные занятия, так и другие виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами спортивных игр. Применяется и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, которые проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально). Спортивные праздники и развлечения оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают
двигательные качества (быстроту, ловкость), способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Правильно организованная здоровьесберегающая среда, созданная в условиях дошкольных образовательных учреждений, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни является закономерным результатом эффективной педагогической работы коллектива.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с формирования системы знаний об организме человека, о некоторых доступных для понимания механизмах физиологических процессов, о нормах и правилах, поддержание своего здоровья, о способах улучшения своего физического, психического, эмоционального состояния. Особенностью дошкольного возраста является неутомимая деятельность ребенка с целью познания и проявления себя в окружающем пространстве. Процесс познания мира у дошкольника становится результативным, если ребёнок является активным участником этого процесса. Деятельная природа дошкольника подчеркнута в девизе образовательной программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить». Применительно к формированию навыка здорового образа жизни, этот девиз можно понимать так: чувствую интерес-получаю знания-притворяю их в жизнь.
Первой ступенью в формировании багажа знаний становятся детские вопросы, с помощью которых ребёнок старается постигнуть суть сложных процессов окружающей действительности. Поддержать пытливость детского ума, активизировать любознательность, стимулировать инициативу детей призваны взрослые, в частности работники ДОУ и родителей. Нужно дать понять ребёнку, что он является полноценным, самостоятельным, уважаемым участником познавательного процесса.
В дошкольном возрасте необходимо сформировать представление о составляющих компонентах здорового образа жизни: духовно-эмоциональное благополучие, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, неприятие антисоциальных привычек.
Все виды деятельности направленные на решение этих задач можно объединить в одну группу — здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Формирование системы знаний происходит как в ходе организованной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.
Форма организации детей достаточно разнообразна. Самая распространенная — это беседа, в ходе которой воспитатель в доверительной, неназидательной, а часто и игровой форме излагает довольно серьезные вопросы: строение и функции организма человека, полезные и вредные факторы жизнедеятельности, болезни и способы их предупреждения, примеры безопасного поведения и способы различных действий в непредвиденных ситуациях. Дети очень живо реагируют на примеры, приводимые из жизни взрослого человека, воспитателя, т. к. зачастую он является образцом для подражания.
Широко в работе с детьми используется проектная деятельность. Темы проектов выбираются, исходя из интересов детей. Проблема проекта направляет поисковую деятельность детского коллектива. В ходе проектной деятельности дети учатся быть не только активными слушателями, но и деятельными исследователями. Проекты носят познавательно -исследовательскую направленность. Воспитатель организует выставки детских или совместно подготовленных с родителями газет, плакатов, моделей, проводят тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей.
Процесс познания должен иметь продолжение в практическом применении своих знаний. Поэтому педагоги внедряют различные виды здоровьесберегающих технологий в организованную деятельность детей,
формируя знания и навыки, которые дети могут мотивированно использовать в повседневной жизни.
В нашем дошкольном учреждении реализуются различные формы и методы оздоровления воспитанников, ведется профилактическая работа (хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры, утренняя гимнастика, различные формы прогулок), индивидуальное медицинское сопровождение детей (гипоаллергенная диета, коррекционная работа, коррегирующая гимнастика, гимнастика для глаз). У детей сформирован осознанный подход к соблюдению всех оздоровительных процедур и предписаний врача.
В рамках совместной деятельности с родителями проводятся мероприятия, способствующие повышению валеологической культуры не только у воспитанников, но и у их пап и мам. Пропаганда здорового образа жизни в рамках детского сада должна иметь поддержку дома, в противном случае, она не будет иметь положительного результата и сформирует двойственное отношение к вопросам поддержания своего здоровья. Для детей и родителей организуются тематические экскурсии (например, в музей гигиены), совместные КВНы и различные соревнования («Папа, мама и я — здоровая семья!»), мастер-классы и конкурсы («В гостях у Бабушки Яги», «Лучший рецепт чая», «Здоровая еда — здоровый я!» и др.)
Еще один блок составляют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально-психологический комфорт ребёнка. Так как под понятием здоровья мы понимаем не только физическое, но и эмоциональное благополучие воспитанников, то этот блок здоровьесберегающих технологий является для нас не менее важным.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит
воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В процессе социально - коммуникативного развития дети познают нормы и ценности; принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формируют поведенческий навык саморегуляции собственных действий, стимулируют развитие душевных качеств личности ребёнка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре. Исходя из вышесказанного, работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народа, законы и правила жизнеустройства и культуры общества.
Проблема развития коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Большой эффект в развитии коммуникативных навыков дает театрализованная деятельность, а именно арт-терапия. Оздоровительные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Под «маской» театрального образа ребёнок имеет возможность управлять собственным психоэмоциональным состоянием, совершенствовать коммуникативный и когнитивный опыт.
Коммуникативные способности предполагают также владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения,
умениями искать и находить компромиссы, улаживать разногласия и конфликты. Это позволяет сохранять благоприятный эмоциональный фон в группе. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Многие из этих вопросов имеют прямое отношение к ценностно-смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх. Организация совместного творчества детей в театральной деятельности с преимущественным использованием таких форм работы как коллективное творческое дело, проектно-исследовательская деятельность, методы театральной педагогики должны присутствовать в работе с детьми — это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание театрального пространства , способствующего развитию личности ребенка. В группах нашего учреждения имеются разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков. Изготовлены различные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга. В каждой группе есть ковролин разных размеров для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов, а так же специально изготовленная «Поляна сказок» с набором персонажей. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений. Созданы условия для развития общения между детьми в игре.
В своей работе мы используем игры — драматизации, кукольный театр, ложковый, пальчиковый театр, театр масок, стимулирующие коммуникативную активность детей, побуждающие их к общению со сверстниками, взрослыми, а
так же развивающие мелкую моторику, формирующие положительно-эмоциональный фон (отсутствие страхов, негативных эмоций, отрицательной энергетики).
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используем разнообразные формы работы: анкетирование, консультации, фотовыставки совместных работ детей и родителей, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений, в групповых проектах, в спортивных мероприятиях.
Успешная социально-коммуникативная деятельность не может рассматриваться без коррекционно-развивающей работы. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.
В своей коррекционной работе по развитию речи мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, мяч и речь.
Дети с проблемами речи, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом, поэтому здоровьесберегающие технологии способствуют интегрированному воздействию, достижению стабильного результата.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения. Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движения всех частей артикуляционного аппарата и координировать его работу с органами дыхания и голосообразования.
Одновременно проводили работу по развитию дыхания, в том числе и дыхательная гимнастика. Сочетание артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируют навыки речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
Учеными и педагогами доказано о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, стать творцом и самое главное, развитая моторика рук способствует развитию речи.
Систематически используемые пальчиковые игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Одной из здоровьесберегающих технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные , дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение. Такие игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка, поскольку содействуют формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств.
Практика и опыт показывают, что одним из эффективных методов работы является логоритмика. Целью проведения занятий по логоритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции неречевых и речевых психических функций через музыку, движение и слово.
Целый комплекс задач позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и оздоровительно, и коррекционные. В этот период совместной деятельности у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Развивается координации движений, закрепляются двигательные навыки и умения, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость, а так же совершенствуется процесс переключаемости движений.
В рамках здоровьесберегающей деятельности художественно-эстетическое развитие имеет особую ценность. Оно формирует базис личностной культуры ребёнка, и не может ограничиваться только специально организованным ситуациям по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства, природы и собственного художественного творчества.
Задачи художественно-эстетического воспитания в образовании сводятся систематическому развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше он заложен, тем шире сфера эстетических потребностей и гармония выражения эмоций личности. Эстетическое чувство важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки и восприимчивы к красоте: это дошкольный возраст.
Целью ознакомления детей с искусством является не только формирования умения понимать прекрасное, но и способности самим творить для украшения повседневной жизни. Система художественно-творческих образовательных ситуаций в нашем учреждении построена с использованием форм, средств и методов которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учётом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
В наше время и при современных условиях для сбережения здоровья детей необходимо строго соблюдать режим чередования продуктивной деятельности и отдыха. Во время проведения образовательных ситуаций мы активно
используем динамические паузы, физкультурные минутки, пластические этюды и т. д.
Создавать соответствующую замыслу атмосферу организованных ситуацией помогает привлечение художественно-образных средств разных искусств: живописи, литературы, музыки. Воспитатель помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый мир. Сформировать художественный вкус, научить жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Реализуются при помощи здоровьесберегающих технологий в искусствотерапии. Например, при рассматривании произведений искусства дети получают полноценный урок духовности, нравственности, толерантности. Посредством общения с предметами искусства у ребёнка снимаются нервные, психические, эмоциональные и мышечные напряжения, разрушаются коммуникативные барьеры.
Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному её усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается. Именно в дошкольном возрасте для ребёнка не представляет особого труда спроектировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук, движение, слово. Наша задача в том, чтобы помочь ему открыть для себя красоту слова, услышать полифонию звуков и увидеть возможности цвета. Получить радость от этих открытий и осознать свои возможности в воплощении своего видения — быть счастливым, а значит здоровым.
Изучая проблему здоровьесбережения в условиях детского дошкольного учреждения, следует особое место уделить музыке. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкальное развитие ребенка как одно из направлений здоровьесбережения, своей эффективностью не вызывает сомнений уже давно. Музыкой, как лечебным средством с самых древних времен пользовались целители для лечения и оздоровления пациентов. Существует целое направление в официальной медицине. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление — музыкотерапию. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П.И. Чайковского
снимают нервное напряжение; музыка В.А. Моцарта и Ж. Бизе повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И.С. Баха стимулирует творческое мышление.
Как самый доступный вид музыкальной деятельности пение занимает одно их ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании и образовании детей, формировании их личностных качеств. Пение развивает эстетическое восприятие, художественно-музыкальный вкус, расширяет кругозор. Совместное пение помогает объединить детский коллектив, решая проблемы коммуникации и психологического раскрепощения детей. Включая в репертуар песни о маме, доме, природе, Петербурге мы формируем у детей определённые нравственные качества, чувство патриотизма. Модель правильного поведения, содержащаяся в тексте, способствует формированию направления правильного поведения детей и в жизни.
Пение используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Вокалотерапия содействует укреплению организма детей. По мнению врачей, вокальное творчество является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляции, укреплению голосового аппарата, формирования правильной осанки.
Большое внимание уделяется формированию певческого дыхания. Помимо овладения навыком традиционного вокального, артикуляционного и диафрагмального дыхания, вокалотерапия предусматривает овладение методиками оздоровительного дыхания: «Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой». Доказано, что профилактическая дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, что является прекрасной защитой от острых респераторных заболеваний, которым так часто подвергаются наши дети.
Музыка содержит в себе ритм, и в координации с движением образует музыкально-ритмическое движение.
Наряду с традиционным использованием движений нас интересуют оздоровительные возможности данного вида деятельности. Музыкально-ритмические движения способны влиять на физиологические процессы детского организма, увеличивать амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, укреплять сердечную мышцу, создавать определённый эмоциональный настрой. Движения под музыку объединяет детей, содействуя развитию коммуникативной сферы, создаёт условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения. Первоочередная задача состоят в том, чтобы музыка вызывала у детей желание двигаться, затем умение двигаться в соответствии с характером и содержанием музыкального произведения, стимулировала детей к творческой импровизации.
Помогая детям проявлять творческое воображение в движениях под музыку, мы тем самым предоставляем им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.
Наиболее адаптированной для детей является «Ритмопластика» А.И. Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой, и композиции педагогов творческой группы «Ку-Ко-Ша». Формирование у детей чувства юмора, умения достойно оценить шутку, найти в шуточной песне важное и значимое для себя, задача сама по себе не простая. Юмор помогает позитивно воспринимать жизненные невзгоды, разочарования, легко разрешать конфликты, межличностные проблемы. Хорошо развитое чувство юмора оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу, остроумие, развитие смекалки, дает ребенку внутреннюю свободу. Поэтому в программу «Музыка» мы включили фольклоротерапию — ведь присущий народный юмор всегда легко усваивается детьми, они с удовольствием поют: потешки, частушки, запевки, заклички, участвуют в хороводных играх, в основе которых лежит народная песня.
Известно, что наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него — на всю структуру личности. Существует несколько видов арт-терапии, которые мы используем в совместной деятельности с детьми. Это, сказкотерапия, цветотерапия , фольклорная арт-терапия, улыбкотерапия.
Положительные эмоции, развитие коммуникативных и когнитивных процессов, погружение ребёнка в атмосферу радости, творчества создают фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям.
Недаром врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между оптимизмом, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека!
Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основы здорового образа жизни. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста. Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ с привлечение специалистов и родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье.
Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности, органично включенные во все образовательные сферы в детском саду, способствуют полноценному развитию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, готовят их к обучению в школе. Неоценима роль родителей, педагогов, их личная приверженность к здоровому образу жизни, а так же профессиональные качества для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Андрющенко Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:сайт.-ГБОУ ДПО ЧИППКРО: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ipk74.ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou( дата обращения: 08.12.2014).
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПБ: Детство Пресс, 2014 г. — С. 352.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: 1997. — с. 3—5.
4. Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. — 2000 г. — № 1 — С. 108—121.
5. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Ж. Дошкольное воспитание. — 1999 г. — № 12 — С. 92—100.
7. Курьевина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М.: Линка Пресс, 2003 г.
8. Очирова О.Д. Использование здровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка» [текст]/ О.Д. Очирова, Г.П. Ананенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.) СПБ. : Реноме, 2013 — С. 72—74.
9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика // Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПБ.: Каро, 2003. — С. 87.
10. Салаватова М.К. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы: диссертация кандидата педагогических наук Махачкала, 2006. Введение.
11. Сивцова А.Н. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребёнка в школе//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2008. — № 51. — с. 289—292.
12. Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду(от 3 до 5 лет). СПб.: Паритет,2008. — 96 с,ил.+цв.в сл.
13. Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.consultant.ru/document/cons doc law 1423041/ (дата обращения: 08.12.2014).
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3(ред.от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (С изм.и доп.,вступ.в силу с 21.10.2014): [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.cohsuitant.ru/document/cons doc IAW166143 (дата обращения : 08.12. 2014).