Научная статья на тему 'Взаимодействие разыскных подразделений с волонтерскими движениями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести'

Взаимодействие разыскных подразделений с волонтерскими движениями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / разыскные подразделения / оперативно-разыскное мероприятие / пропавший без вести / волонтер / доброволец / общественная организация / поисково-списательные отряды / «Лиза Алерт» / поисковые мероприятия / interaction / search unit / operational-search event / missing person / volunteer / volunteer public organization / search and rescue teams / «Lisa Alert» / search activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Леонидовна Красовская

Раскрываются особенности взаимодействия разыскных подразделений органов внутренних дел с государственными органами и учреждениями Российской Федерации, общественными организациями России, а также с гражданами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести. В организации межведомственного взаимодействия акцент ставится на следование нормативным правовым актам. При работе с гражданами и поисковыми отрядами рекомендуется использовать технические средства информирования и оповещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Леонидовна Красовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of search units with volunteer movements in the search for missing persons

The article reveals the peculiarities of interaction of investigative units of the internal affairs agencies with State bodies and institutions of the Russian Federation, public organizations of Russia, as well as with citizens in implementation of the search for missing persons. In the organization of inter-agency cooperation emphasis on adherence to normative legal acts. We recommend using the phalange technical means of informing and alerting when dealing with citizens and search teams.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие разыскных подразделений с волонтерскими движениями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-132-137 NIION: 2003-0059-3/22-293 MOSURED: 77/27-003-2022-03-492

Взаимодействие разыскных подразделений с волонтерскими движениями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести

Елена Леонидовна Красовская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

elena.krasovskaya94@maiLru

Аннотация. Раскрываются особенности взаимодействия разыскных подразделений органов внутренних дел с государственными органами и учреждениями Российской Федерации, общественными организациями России, а также с гражданами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести. В организации межведомственного взаимодействия акцент ставится на следование нормативным правовым актам. При работе с гражданами и поисковыми отрядами рекомендуется использовать технические средства информирования и оповещения.

Ключевые слова: взаимодействие, разыскные подразделения, оперативно-разыскное мероприятие, пропавший без вести, волонтер, доброволец, общественная организация, поисково-списательные отряды, «Лиза Алерт», поисковые мероприятия

Для цитирования: Красовская Е. Л. Взаимодействие разыскных подразделений с волонтерскими движениями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 132-137. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-132-137.

Original article

Interaction of search units with volunteer movements in the search for missing persons

Elena L. Krasovskaya

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

elena.krasovskaya94@mail.m

Abstract. The article reveals the peculiarities of interaction of investigative units of the internal affairs agencies with State bodies and institutions of the Russian Federation, public organizations of Russia, as well as with citizens in implementation of the search for missing persons. In the organization of inter-agency cooperation emphasis on adherence to normative legal acts. We recommend using the phalange technical means of informing and alerting when dealing with citizens and search teams.

Keywords: interaction, search unit, operational-search event, missing person, volunteer, volunteer public organization, search and rescue teams, «Lisa Alert», search activities

For citation: Krasovskaya E. L. Interaction of search units with volunteer movements in the search for missing persons. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):132-137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-132-137.

Статистические данные МВД России указывают на то, что в стране катастрофически растет число людей, которые исчезли без следа. Они пропадают внезапно, без объяснимых причин, многие — навсегда. Ежегодно в России регистрируется более 120 тыс. сообщений о пропавших без вести граждан1.

Одним из резервов повышения эффективности работы по розыску без вести пропавших следует назвать сотрудничество с общественными организациями и гражданами, добровольно содействующими полиции.

1 Данные ГИАЦ МВД России по сост. на 10 января 2022 г.

© Красовская Е. Л., 2022

Волонтерское движение в нашей стране имеет давнюю историю и зародилось несколько веков назад. Тогда оно было связано с благотворительностью и взаимопомощью. Сегодня добровольчество основано на безвозмездном участии граждан в реализации все тех же социально значимых проектов и охватывает различные стороны общественной жизни. Волонтеры оказывают содействие при ликвидации последствий стихийных бедствий, помогают людям с ограниченными физическими возможностями, а также в поисках без вести пропавших.

Поисково-спасательные отряды появились около 15 лет назад. До тех пор поиском людей занимались только полиция и МЧС. В настоящее время действующими волонтерскими движениями, оказывающих содействие при поиске пропавших без вести на территории России являются следующие.

1. Волонтерский Центр «Поиск пропавших детей».

Сайт «Поиск пропавших детей» был открыт

23 мая 2009 г., когда в Москве пропала 14-летняя девочка Аня М. Информация о трагедии распространялась слишком долго, поэтому драгоценное время, когда велики шансы на оказание помощи, было упущено. Тем не менее, массовое оповещение пользователей тоже принесло свои плоды: благодаря ему был найден свидетель, который помог следствию выйти на убийцу девочки. Тогда и было принято решение основать сайт poiskdetei.ru2, который начал активную деятельность благодаря вниманию волонтеров. Таким образом, сайт и волонтерская организация «Поиск пропавших детей» — первая в России и на территории СНГ.

2. Добровольческий поисково-спасательные отряд «Лиза Алерт»3.

Самый известный ПСО России называется «Ли-заАлерт». Его отряды есть в каждом регионе. Начало он взял в 2010 г. Тогда Россию взбудоражила история пропажи девочки Лизы Фомкиной и ее тети. Люди несколько дней объединялись в группы, искали пропавших. Но механизмов поиска людей не было, поэтому добровольцы опоздали. Пропавшие были найдены погибшими.

Тогда те, кого сильнее всего поразила эта история, решили сформировать постоянный поисково-спасательный отряд, который назвали в честь маленькой девочки. Теперь у отряда «Лизы Алерт» сложилась разветвленная сеть подразделений по всей стране, накоплен богатый практический опыт проведения

широкомасштабных поисковых операций, взаимодействия в процессе поисков с другими добровольными поисковыми отрядами, полицией, МЧС, СМИ и интернет-сообществом.

3. Московская областная общественная организация Поисково-спасательный отряд «Полярная звезда»4.

Осенью 2010 г., когда пропала 4-летняя Лиза, пять дней круглосуточных поисков изменили мировоззрение добровольцев, именно тогда было образовано добровольческое движение, которое в феврале 2011 г. прошло государственную регистрацию, и образовалась Московская областная Общественная Организация Поисково-спасательный отряд «Полярная звезда».

Сегодня ПСО «Полярная звезда» представляет собой добровольческое структурное объединение профессиональных спасателей и добровольцев, прошедших специальное обучение, и готовых круглосуточно прийти на помощь попавшим в беду. Основной состав отряда — это опытные спасатели, оснащенные специальной техникой и оборудованием. ПСО «Полярная звезда», являясь юридическим лицом, имеет права и обязанности в соответствии с действующим в России законодательством о социально-ориентированных общественных организациях, регулярно проводит учебно-тренировочные сборы и осуществляет поисковые мероприятия в полном взаимодействии с официальными структурами.

4. Вертолетный поисково-спасательный отряд «Ангел»5.

Волонтерское сообщество неравнодушных граждан, частных пилотов, владельцев воздушных судов малой авиации, основанное в 2012 г. на базе многофункционального вертолетного центра «Хелипорт Москва». ВПСО «Ангел» осуществляет поиски пропавших в природной среде людей с использованием вертолетов авиации легкого назначения. «Ангел» — официально зарегистрированное аварийно-спасательное формирование, является подразделением межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов АОПА-Россия. Поисково-спасательные работы осуществляются во взаимодействии с негосударственными поисковыми

2 URL://https://poiskdetei.ru/

3 URL://https://lizaalert.org/

4 URL://https://pol-star.ru/

5 URL://https://angel.aopa.ru/

организациями: «Лиза Алерт», Российский Красный Крест, а также государственными органами (МЧС, полиция, ВС РФ).

Практически в каждом регионе России есть свои волонтерские поисково-спасательные отряды, например, ярославский волонтерский отряд «ЯрСпас», Ленинградское Объединение добровольных спасателей «Экстремум», сахалинский поисково-спасательный отряд «СОВА», читинские волонтерские движения «Клуб «Диверсант» и «Поисковый отряд им. Кости Долгова» и др. Многие из них входят в более крупные волонтерские объединения по розыску пропавших людей.

Все поисково-спасательные отряды действуют по единой схеме. Как только появляется информация о пропаже ребенка или взрослого, волонтеры собирают всю имеющуюся информацию, которая может оказаться полезной в поисках, распространяют сведения о пропавших детях в Интернете и в СМИ, расклеивают листовки с приметами пропавшего, проводят опросы жителей той местности, где пропал человек, и незамедлительно начинают поиск с привлечением профессиональных спасателей и кинологов. Среди волонтеров есть и психологи, которые при необходимости оказывают профессиональную помощь родственникам пропавших.

В своей нелегкой работе волонтеры-поисковики не могут не взаимодействовать с местными властями, прежде всего, с правоохранительными органами и МЧС. Такое взаимодействие является приоритетным. Волонтеры отмечают, что они ни в коей мере не пытаются подменить собой МВД, СК, МЧС и другие специальные государственные службы, а сотрудничают с ними в рамках законодательства Российской Федерации и международных норм права.

Правовой основой такого сотрудничества служит, в частности, ст. 10 ФЗ «О полиции»6, согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»7 добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются:

• привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по предупреждению безвестного исчезновения;

• привлечение добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести.

Добровольцы распространяют информацию о пропавших детях в Интернете, СМИ и, расклеивая листовки, оказывают поддержку в поиске на местности методом прочесывания и опроса местных жителей. В рядах добровольческих групп участвующих, в поиске пропавших без вести: кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы, которые используют имеющую в собственности технику (беспилотные летательные аппараты, лодки, акваланги и т. д.).

Основной задачей добровольческого отряда является оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей.

В этой связи организация сотрудничества должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать помощь добровольцев в целях повышения результативности розыска в целом. Сотрудничество с добровольцами не должно рассматриваться как противоборство, конкуренция, некий отвлекающий или раздражающий компонент, а должно стать согласованной деятельностью единомышленников.

Как правило, работой добровольческого отряда руководит координатор (координаторы) — наиболее сознательный, мотивированный, хорошо подготовленный доброволец-организатор. Для обеспечения должного уровня взаимодействия добровольцев и полиции целесообразно привлекать координаторов к внештатному сотрудничеству, руководствуясь п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции».

В частности, необходимо акцентировать внимание добровольцев на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конститу-

6 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (последняя ред.).

7 Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерст-ва)» (с изм. и доп.).

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

ционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ8). Доброволец обязан знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»9 операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Обработка персональных данных, в соответствии со ст. 6, допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных, а также в случаях, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, касающиеся невмешательства в частную жизнь, неразглашения сведений, которые стали им известны в связи с проведением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Добровольцы должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, и их родственников. Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий разыскиваемых после завершения поисковых мероприятий. Необходимо обратить внимание добровольцев на недопустимость подобных действий.

Добровольцы не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.

Добровольцы должны осознавать, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-разыскные мероприятия10, а также действия, осуществляемые частными детективами.

Следует обратить внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях. Добровольцы, в частности, должны знать о том, что ст. 137 УК РФ11 предусматривает наступление уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; ст. 138 УК РФ — за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 139 УК РФ — за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица.

Для упорядочения взаимоотношений полиции и добровольцев, а также в целях соблюдения баланса взаимной ответственности руководитель штаба либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, пропавшего без вести, дает координатору (в случае необходимости — иным членам отрядов) конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, при необходимости — инструктирует о способах выполнения и контролирует их исполнение.

В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей, координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действуют в соответствии с их рекомендациями.

Добровольцам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-разыскных меро-

8 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

9 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (последняя ред.).

10 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (последняя ред.).

11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.).

приятий. Запрещается также привлекать добровольцев к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иной информацией ограниченного пользования.

Координатор принимает от добровольцев добытую информацию, немедленно передает ее сотруднику, отвечающему за розыск или в оперативный штаб.

При принятии решения о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев, перед ними ставятся следующие задачи:

а) поиск пропавшего лица или следов, указывающих на возможное преступление, на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи рекомендуется обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения (чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший), место, где пропавшего без вести видели в последний раз, места, которые обычно посещал разыскиваемый; осмотреть контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора, пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, лесные массивы, болота, заросли кустарника, овраги по маршруту направления движения пропавшего без вести). При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица либо на совершение в отношении него преступления, добровольцы принимают меры к их сохранению, и незамедлительно сообщают об обнаруженном в штаб розыска. Рекомендуется составить опись всех обнаруженных предметов в том числе с использованием видеофотосъемки, при этом, не трогая обнаруженные предметы. В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-разыск-ной собакой необходимо ориентировать добровольцев на недопустимость изъятия, порчи следов, самовольного проведения каких-либо действий при их обнаружении. Добровольцы, в том числе журналисты, которые могут среди них находиться, должны быть ориентированы на недопустимость разглашения информации об обнаруженных следах;

б) поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и об-

стоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица, и т. д.).

Добровольцы должны быть нацелены на незамедлительную передачу в штаб розыска добытой информации, в том числе об обнаруженных очевидцах, для последующей организации следственных и оперативно-разыскных мероприятий;

в) распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом); выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т. д.).

В соответствии с ФЗ «О полиции», в целях розыска лиц, полиции предоставлено право использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения соответствующей информации. Наряду с использованием полицией данной возможности, добровольцы могут размещать соответствующую информацию доступными им способами. Ответственные за данную линию работы добровольцы должны своевременно получать из штаба розыска актуальную информацию для обновления объявлений.

Координация работы различных подразделений осуществляется в целях повышения эффективности поиска. Поисково-спасательные работы для всех участников поиска заканчиваются по решению руководителя поисково-спасательных работ. В состав отрядов добровольцев при обследовании больших участков местности («прочесывании») целесообразно включать сотрудников полиции (в том числе УУП), МЧС, местных жителей, хорошо знающих

-^pr-

JURISPRUDENCE

особенности обследуемой территории. При наличии возможности следует оснащать отряды навигаторами. Рекомендуемая численность отрядов — 10-12 человек, находящихся в зоне видимости друг друга. При этом, прежде всего, следует обращать внимание на обеспечение безопасности добровольцев, поддержание с ними постоянной связи через ответственные группы. Для наиболее эффективного поиска следует по карте локализовать территорию поиска, исключив участки, ограниченные непреодолимыми преградами (река, болото, обрыв и т. д.), обозначить маршруты, удобные для движения пропавшего, а также места возможного отклонения от маршрута (где пропавший мог заблудиться), потенциально опасные участки.

Координатор поддерживает постоянную связь с добровольцами, регистрирует добытую информацию в журнале, незамедлительно передает ее в штаб розыска ОВД или сотруднику, отвечающему за розыск12.

В заключение можно сказать, что сотрудничество с добровольцами — это дополнительная возможность повышения эффективности розыска. Помощь добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, — это проявление активной гражданской позиции, самоотверженная работа, к которой надо относиться бережно.

12 Выдержки из методических рекомендаций по взаимодействию ОВД с волонтерскими организациями // URL://https://-52.мвд.рфМоситеП/3553422.

Е. Л. Красовская

Информация об авторе

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author E. L. Krasovskaya — Adjunct of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Зиборов О. В. и др.

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административная деятельность полиции

Учебник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.