ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА КОРОЛЬКОВА,
кандидат юридических наук, доцент, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ДОБРОВОЛЬЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ
Рассмотрены проблемы взаимодействия добровольцев и полиции при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести, в том числе детей; изложены предложения по формированию организационных основ его осуществления.
Ключевые слова: розыск без вести пропавших, добровольцы, волонтеры, сотрудничество, персональные данные.
O.A. Korolkova, PhD (Law), Assistant Professor, Working for DSc degree Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-42-25.
The organizational basis in the interaction of the territorial Russia MI units with volunteer organizations while searching missing persons.
Problems of the interaction of volunteers and the police while searching missing persons, including children, are examined; suggestions on forming organizational basis for it are stated.
Key words: search for missing persons, volunteers, cooperation, personal data.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ «О полиции» розыск лиц определен в качестве одного из основных направлений деятельности полиции (ст. 2). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона одной из основных категорий лиц, розыск которых возложен на полицию, являются лица, пропавшие без вести. По данным официальной статистики, в России ежегодно находится в розыске до 120 тыс. лиц, пропавших без вести. На этом фоне отмечается общая тенденция снижения результативности розыска лиц данной категории1. Особый общественный резонанс рассматриваемому явлению придает тот факт, что порядка 19% (в среднем за последнее десятилетие) от общего числа лиц, пропавших без вести, составляют несовершеннолетние, в том числе малолетние дети.
Не обсуждая в данный момент причины снижения результативности розыскной работы органов внутренних дел, отметим, что одним из резервов повышения ее эффективности, в част-
ности при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести, является использование возможностей сотрудничества с общественными организациями и гражданами, добровольно содействующими полиции. К правовой основе такого сотрудничества можно, в частности, отнести ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами, а также ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с положениями которой должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи, в том числе используя помощь граждан с их согласия.
Следует отметить, что в мире накоплен положительный опыт сотрудничества с добровольцами2 при осуществлении розыска людей. Так, в США более 15 лет существует организация, за-
нимающаяся поиском пропавших детей, - Amber Alert, которую создали родители пропавшей девочки, найденной через несколько дней убитой. В соответствии с Законом о защите прав детей 1996 г. как только становится известно о пропаже ребенка, по сигналу тревоги поднимаются волонтеры, береговая охрана, ФБР, идет бегущая строка на всех информационных табло (на трассах, вокзалах, в аэропортах). В 2002 г подобную систему оповещения создали Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Греция3.
Вместе с тем, в США действует Национальный центр помощи при пропаже и эксплуатации детей, который играет роль общенационального информационного центра и совместно с Министерством юстиции, ФБР, Министерством финансов, Госдепартаментом и другими учреждениями осуществляет поиск пропавших детей и обеспечивает их защиту от издевательства4.
В настоящее время движение добровольцев, готовых помогать в поиске пропавших людей, импульсом для формирования которого в России явились трагедии, связанные с гибелью разыскиваемых детей, происшедшие в последние годы, набирает силу. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»5 добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Вместе с тем, следует отметить, что нормативно-правовая база деятельности таких организаций еще не сформирована.
Широкую известность в настоящее время имеют информационное агентство Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» и Международный центр Содружества волонтеров «Поиск пропавших детей»6. Сайт «Поиск пропавших детей» был открыт 26 мая 2009 г. Д. Второвым и Г Степанян. На сегодня данная организация является одним из основных координаторов добровольческого движения по стране. В сентябре 2010 г. создан Добровольческий поисковый отряд «Лиза Алерт»7, основной задачей которого является оперативное реагирование на факты пропажи детей и гражданское содействие в их поиске. В феврале 2011 г. образована Московская областная общественная организация Поисково-спасательный отряд «Полярная звезда» - добровольческое структурное объединение профессиональных спасателей и добровольцев, прошедших специальное обучение и готовых круглосуточно прийти на помощь8.
На сегодняшний день добровольческие отряды, способные оказывать содействие подраз-
делениям полиции в поисковых мероприятиях, сформированы на территории 14 субъектов Российской Федерации. Как правило, они не имеют статуса официально зарегистрированных общественных организаций.
К настоящему времени накоплен определенный опыт сотрудничества территориальных органов МВД с добровольцами, такое взаимодействие приносит положительные результаты9. На первый взгляд, показатели, характеризующие деятельность добровольцев, могут показаться незначительными, однако при их рассмотрении необходимо осознавать, что за цифрами стоит жизнь реальных людей, чьих-то близких родственников, детей. Поэтому, если сотрудничество с добровольцами способно принести реальную помощь хотя бы в розыске одного человека, ее необходимо использовать.
Однако, несмотря на несомненную перспективность такого взаимодействия, в настоящее время во взаимоотношениях полиции и добровольцев отмечается целый комплекс проблем. Связаны они не только с отсутствием специальной правовой основы деятельности добровольцев, порядка их взаимоотношений с полицией, предусматривающего тактические основы деятельности, права и обязанности сторон, взаимную ответственность. Изучение опыта сотрудничества добровольцев и полиции показало, что территориальные органы МВД многих регионов недооценивают реальные перспективы сотрудничества, не располагают объективной информацией о возможностях добровольческих организаций, их составе, технической оснащенности.
В связи с этим прежде всего следует подчеркнуть, что сотрудничество полиции с добровольческими организациями должно строиться на принципе взаимного уважения. Взаимодействие с добровольцами не должно восприниматься как противоборство, конкуренция, некий отвлекающий или раздражающий компонент. Сотрудничество в рассматриваемой сфере должно стать согласованной деятельностью единомышленников. Организация сотрудничества должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать помощь добровольцев в целях повышения результативности розыска в целом.
Вместе с тем, в большинстве регионов страны взаимодействие носит эпизодический характер, объекты розыска выбираются добровольцами самостоятельно, мероприятия проводятся бессистемно и хаотично, об их результатах розыскные подразделения не информируются. Несогласованность в розыске без вести пропавших ведет к тому, что действия добровольцев дубли-
руют действия сотрудников розыскных подразделений или способны нарушить план полиции по розыску (что может привести к сокрытию следов преступления, жертвой которого, возможно, стало лицо, пропавшее без вести, утрате доказательственной базы; к гибели лица, пропавшего без вести, в случае розыска убежавшего ребенка такие действия могут «спугнуть» его, спровоцировать дальнейшее сокрытие).
Эффективность сотрудничества снижает и недостаточно ответственное отношение сотрудников территориальных органов МВД к помощи добровольцев, ввиду чего их несвоевременно, с большим опозданием, привлекают к участию в поиске, не в полной мере используют добытую ими информацию.
Необходимо подчеркнуть, что вопросам сотрудничества полиции и добровольцев в настоящее время уделяется большое внимание, их обсуждение неоднократно организовывалось по инициативе комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, руководства МВД России, ГУУР МВД России, общественных организаций, представителей добровольческих организаций, открытых для общения и совместного поиска решения назревших проблем.
Изучение практики взаимодействия добровольческих организаций и полиции при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести, позволило сформулировать некоторые организационные основы такого сотрудничества, учет которых поможет повысить эффективность розыска в целом.
Прежде всего, сотрудникам территориальных органов МВД России следует установить тесные контакты с добровольческими организациями (отрядами), действующими на обслуживаемой территории, получить списки их членов, определить уровень технической оснащенности, физической подготовки. В дежурной части территориального органа МВД должен находиться список членов отряда, доступных для круглосуточной связи.
Сотрудники полиции должны проявить заинтересованность в содействии добровольцев и оказывать им необходимую помощь, в частности посредством организации и проведения обучающих занятий, тренировок. Тематика занятий может затрагивать вопросы правовых и организационных основ взаимодействия с полицией при осуществлении розыска, психологических аспектов выявления очевидцев исчезновения лица, использования радиосвязи, ориентирования на местности и пользования картой и т.д. К проведению занятий могут привлекаться специ-
алисты других служб (МЧС, медицинские работники и др.).
Членов добровольческого отряда следует ознакомить с требованиями действующего законодательства, так или иначе затрагивающего деятельность добровольцев. В частности, необходимо акцентировать внимание добровольцев на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ), в соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Добровольцы обязаны знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Обработка персональных данных в соответствии со ст. 6, допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных, а также в случаях, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия последнего невозможно.
Добровольцы должны быть ориентированы на безусловное соблюдение морально-этических норм поведения, касающихся невмешательства в частную жизнь, неразглашения сведений, которые стали им известны в связи с проведением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Добровольцы должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, и их родственников10.
Добровольцам необходимо разъяснять, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия, а также действия, осуществляемые частными детективами. Добровольцы не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к дей-
ствиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.
Следует обратить внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях. В частности, добровольцы должны знать о том, что ст. 137 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; ст. 138 УК РФ - за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 139 УК РФ - за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. Статья 138.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Следует отметить, что работой добровольческого отряда, как правило, руководит координатор - наиболее сознательный, хорошо подготовленный доброволец-организатор. Для обеспечения должного уровня взаимодействия добровольцев и полиции целесообразно привлекать координаторов к внештатному сотрудничеству, руководствуясь п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции»11.
При получении информации о безвестном исчезновении человека оперативный дежурный должен разъяснить заявителю возможность привлечения в случае необходимости добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий и зафиксировать в заявлении его согласие или отказ. Вместе с тем, заявителю может быть предоставлена контактная информация координатора добровольческого отряда, действующего на данной территории, для самостоятельного обращения.
Решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев в зависимости от обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего должен принимать руководитель следственно-оперативной группы. В случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения12, ре-
шение о привлечении добровольцев также может быть принято руководителем штаба розыска или сотрудником полиции, отвечающим за розыск.
Представляется целесообразным привлекать добровольцев к поисковым мероприятиям во всех случаях исчезновения лица при некриминальных, в том числе очевидных13, обстоятельствах либо в случае, когда на основе первоначальной информации возможно предположить территорию его вероятного нахождения.
В случае возбуждения при исчезновении лица уголовного дела (по ст. 105, 126 УК РФ) решение о необходимости использования помощи добровольцев, а также ее направленности принимается по согласованию со следователем в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае деятельность добровольцев может спровоцировать действия преступников по принятию дополнительных мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, совершение в отношении него преступления.
При принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев об этом незамедлительно информируется координатор отряда добровольцев (или другой член отряда), на которого возлагается организация деятельности добровольцев, участвующих в розыске конкретного лица, осуществляемая в соответствии с рекомендациями руководителя штаба либо сотрудника полиции, отвечающего за розыск.
По прибытии координатора в оперативный штаб руководитель штаба или сотрудник, ответственный за розыск, должен незамедлительно организовать краткий инструктаж, наметить первоначальный план работы добровольцев, определить их цели и задачи, обеспечить их необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, ознакомить с единой картой поиска, выдать ориентировки, снабдить иными материалами, которые необходимо распространить, дать конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, проинструктировать о способах их выполнения. Для корректировки, обновления данных и организации мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч) необходимо установить периодичность связи добровольцев со штабом. Координатора, который, помимо прочего, должен вести учет участвующих в поисковых мероприятиях добровольцев, целесообразно включать во временный оперативный штаб по розыску.
Для упорядочения взаимоотношений полиции и добровольцев, а также в целях соблюдения баланса взаимной ответственности руководите-
лю штаба либо сотруднику полиции, отвечающему за розыск лица, пропавшего без вести, следует давать координатору (в случае необходимости - иным членам отрядов) конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, при необходимости - инструктировать о способах их выполнения и контролировать исполнение.
Если принято решение о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев, перед ними ставятся следующие задачи: поиск пропавшего лица или следов, указывающих на его возможное местонахождение либо на совершение в отношении лица преступления на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи добровольцам следует рекомендовать обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения); поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица, и т.д.); распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей - в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта, в местах размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должны быть предварительно согласованы со штабом); выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и в других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).
Привлечение добровольцев к решению задач, обозначенных выше, целесообразно при осуществлении розыска лиц, исчезнувших как при криминальных, так и при некриминальных обстоятельствах. При отсутствии необходимости постоянного участия добровольческих отрядов в поисковых мероприятиях по розыску лица, пропавшего без вести (такая ситуация возникает, как правило, при исчезновении лица при криминальных обстоятельствах, когда нет оснований для проведения широкомасштабных, непрерывных поисковых мероприятий), в целях выполнения
разовых поручений может быть определен конкретный доброволец для постоянного взаимодействия с ответственным за розыск сотрудником полиции, поддержания связи с заявителем.
При осуществлении розыска лица, предположительно пропавшего при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах, либо в случае, когда на основе полученной информации возможно определить и ограничить территорию его вероятного нахождения, добровольцы могут привлекаться к решению задачи осуществления поисковых мероприятий на больших участках местности (обследование, «прочесывание» лесных массивов, безлюдных мест, участков городской территории и т.д.).
В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей, координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действует в соответствии с их рекомендациями. Подобный подход является гарантией осуществления розыска в рамках единого тактического замысла согласно плану розыска.
На координатора должна быть возложена обязанность принятия от добровольцев добытой информации и ее немедленной передачи в оперативный штаб. Руководитель штаба или сотрудник, отвечающий за розыск, может рекомендовать координатору завести специальный журнал, в котором фиксировать добытую добровольцами информацию по мере поступления. Руководитель штаба либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, должен быть незамедлительно ознакомлен с информацией, подтверждением чего служит его подпись и проставление времени ознакомления в журнале.
Вместе с тем, в связи с розыском конкретного лица, пропавшего без вести, или вне такой связи добровольцам может быть рекомендовано, осуществляя мониторинг сети Интернет, а также используя данные СМИ, общественных объединений, иных источников, мониторинговых центров и т.д., банков данных о пропавших детях, выявлять информацию о фактах насилия, сексуальной эксплуатации, совершении других преступлений, в том числе в отношении несовершеннолетних.
Помимо привлечения добровольцев к осуществлению розыска лиц, пропавших без вести, их помощь может использоваться и в целях предупреждения безвестного исчезновения. Данное направление сотрудничества чрезвычайно важно, особенно в части предупреждения безвестного исчезновения детей. Следует отметить, что значительная часть пропавших несовершеннолетних составляют воспитанники детских домов,
школ-интернатов, спецшкол, спецучилищ, дети из неблагополучных семей, которые самовольно неоднократно покидают указанные учебные заведения и семьи, после чего объявляются в розыск. Однако руководство, воспитатели таких учреждений, а также родители, дети которых неоднократно убегают из дома, не уделяют проблеме должного внимания. В связи с этим существует определенный резерв снижения числа несовершеннолетних, оказывающихся впоследствии пропавшими без вести.
Направлениями использования помощи добровольцев в предупреждении безвестного исчезновения детей можно назвать социальную рекламу (совместное создание популярных видеороликов, плакатов, их размещение в СМИ, в общественных местах, детских учреждениях и т.д.); привлечение хорошо зарекомендовавших себя при осуществлении содействия розыскным подразделениям добровольцев к проведению просветительских занятий в детских учреждениях; разработку соответствующих памяток, предназначенных как для детей, так и для родителей, и их распространение и т.д. К подготовке и проведению профилактических мероприятий целесообразно подключать сотрудников ПДН, МЧС, медицинских работников, представителей организаций, предоставляющих услуги сотовой связи, специалистов других областей.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что сотрудничество с добровольцами - это дополнительная возможность повышения эффективности розыска. Деятельность добровольцев не должна рассматриваться как компенсация недостаточной оперативности реагирования полиции на сообщения об исчезновении человека, наступательности при осуществлении розыска, заинтересованности в быстром достижении его цели и т.д. Только при условии добросовестной работы полиции такое взаимодействие может стать результативным.
1 Если в 2002 г. было разыскано 66,3% лиц, пропавших без вести, то в 2011 г. - 55,5% // Состояние преступности в России: Статистический сборник (2005-2011 гг.). - М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2006-2012.
2 Мы используем термины «доброволец», «добровольческий» как равнозначные терминам «волонтер», «волонтерский» в русском языке.
3 Библиодосье к круглому столу на тему «Актуальные вопросы законодательного регулирования деятельности по поиску пропавших детей государственными органами и общественными организациями». - М., 2012. С. 18-19. (Сметанина С. Кто найдет пропавшего ребенка // Известия. 2011. 18 апр. С. 10.).
4 Национальный центр обеспечивает функционирование общенациональной и все в большей степени мировой сети оперативной связи Центра с информационными центрами поиска пропавших детей, расположенными в 50 штатах США, округе Колумбия, Пуэрто-Рико, а также со Скотланд-Ярдом в Великобритании, Королевской конной полицией в Канаде, управлением Интерпола в Лионе (Франция) и другими учреждениями, осуществляя мгновенную передачу изображений и прочей информации о пропавших детях правоохранительным органам США и других стран.
5 Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340; Российская газета. 1995. № 159. 17 авг.
6 URL: http://poiskdetei.info/ и http://poiskdetei.ru/
7 URL: http://lizaalert.org/
8 URL: http://www.polarstar-team.ru/
9 Так, сотрудниками ОВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с участием представителей поисковых отрядов за 11 месяцев 2011 г. установлено 47 лиц, пропавших без вести, и 13 несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома; на территории Московской области добровольцами разыскано 5 лиц, пропавших без вести, из них 4 - несовершеннолетних; на территории Тульской области установлено местонахождение 4 лиц, пропавших без вести, в том числе 1 несовершеннолетний, в Республике Татарстан - 2 без вести пропавших ребенка, в Пензенской области представителями оперативного молодежного отряда дружинников установлено местонахождение 7 человек, в том числе 2 детей, в Свердловской области добровольцы участвовали в розыске 8 детей, пропавших без вести, 5 из которых разысканы, в Новосибирской области с участием добровольцев разыскано 9 несовершеннолетних и т.д.
10 Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий тел погибших детей после завершения поисковых мероприятий.
11 В соответствии с п. 4 Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8, внештатные сотрудники полиции могут привлекаться к сотрудничеству, в том числе для осуществления розыска лиц.
12 Криминальный характер безвестного исчезновения характеризуется предположением о совершении в отношении разыскиваемого лица преступления. К некриминальным причинам исчезновения относят те, которые обусловливаются объективными обстоятельствами, не зависящими от воли людей (возможное влияние сил природы), а также причины субъективного характера, когда лицо становится жертвой несчастного случая в результате недооценки опасной для жизни ситуации или безразличного отношения к возможным трагическим последствиям (возможное утопление, гибель на пожаре, потеря ориентации на местности и др.).
13 Если лицо пропало при очевидных обстоятельствах (стало жертвой несчастного случая, катастрофы природного или техногенного характера), что достоверно подтверждено показаниями очевидцев или соответствующими документами, но его тело не было обнаружено, розыскное дело не заводится; опознавательные карты выставляются в ИЦ с отметкой «без заведения розыскного дела». В таких случаях организуется проведение поисково-спасательных операций (привлекаются поисково-спасательные подразделения МЧС России, водолазы, внутренние войска, работники лесного и водного хозяйства и др.).