Взаимодействие разыскных подразделений ОВД с организациями и гражданами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести
Е. Е. ГЕРАСИМЕНКО,
слушатель 4 факультета (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Interaction of search divisions of law-enforcement bodies with the organizations and citizens at implementation of the search for missing persons
E. E. GERASIMENKO,
Adjunct of the 4th Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье раскрываются особенности взаимодействия разыскных подразделений органов внутренних дел с государственными органами и учреждениями Российской Федерации, общественными организациями России, а также с гражданами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести. В организации межведомственного взаимодействия акцент ставится на следование нормативным правовым актам. При работе с гражданами и поисковыми отрядами рекомендуется использовать технические средства информирования и оповещения.
УДК 351.74: 347.172
The article reveals the peculiarities of interaction of investigative units of the internal affairs agencies with State bodies and institutions of the Russian Federation, public organizations of Russia, as well as with citizens in implementation of the search for missing persons. In the organization of inter-agency cooperation emphasis on adherence to normative legal acts. We recommend using the phalange technical means of informing and alerting when dealing with citizens and search teams.
Взаимодействие, разыскные подразделения, опера- Interaction, search unit, operational-search event, missing тивно-разыскное мероприятие, пропавший без вести, person, volunteer, volunteer public organization. волонтер, доброволец, общественная организация.
В мире накоплен положительный опыт взаимодействия правоохранительных органов с общественными организациями и гражданами при осуществлении поисковых мероприятий по установлению людей, пропавших без вести, в том числе и несовершеннолетних. При этом любое событие, связанное с преступлениями в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, которые маскируются под их безвестное исчезновение, всегда вызывают большой общественный резонанс, результатом которого становится совместная деятельность органов правопорядка и активных граждан по поиску пропавших без вести. Зачастую
эта деятельность является более успешной, чем изолированная работа общественных поисковых организаций или разыскных подразделений органов внутренних дел. Можно предположить, что подобное взаимодействие может быть так же эффективно в нашей стране, как и в других государствах. Очевидно, что эта совместная деятельность должна осуществляться в правовом поле, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, поэтому в статье изучается не только возможность взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций, но прежде всего правовые аспекты этого взаимодействия.
Анализ зарубежного опыта совместной деятельности органов правопорядка и социально активных граждан показал, что одним из примеров такого взаимодействия может служить Amber Alert (https:// www.amberalert.gov/) — система поиска пропавших детей, действующая в 28 странах. Эта система начала функционировать в США в 1995 г. и получила название по имени похищенной девятилетней девочки Эмбер Хэгерман (к сожалению, найденной убитой). Эффективное функционирование Amber Alert основано на скорейшем оповещении граждан посредством радиосообщений, интернет-ресурсов, плакатов, экранов и т. п. о пропаже ребенка; на помощи правоохранительных органов и добровольцев. Начинающийся активный поиск зачастую дает положительные результаты (по состоянию на январь 2019 г. с помощью Amber Alert успешно обнаружен 941 пропавший ребенок). Курирует работу этой системы Министерство юстиции США.
Изучение состояния дел в нашей стране показало, что в России также существуют общественные организации, занимающиеся розыском пропавших без вести лиц, которые могут взаимодействовать в этом деле с органами правопорядка. Эти организации действуют как на региональном, так и на федеральном уровне. Среди них: поисково-спасательные отряды «Поиск пропавших детей», «Звезда», «Север» и др. Самая известная из такого рода организаций — поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» (ПСО «Лиза Алерт», https://lizaalert.org/). Он был создан осенью 2010 г. и назван в честь 5-летней Лизы Фомкиной (пропавшей девочки, которую в течение 10 дней искали почти 500 добровольцев). Основная задача ПСО «Лиза Алерт» — поиск людей любого возраста, пропавших в городе или в природной среде. На сегодняшний день отряд работает в 47-ми регионах Российской Федерации, члены отряда приняли участие более чем в 40 тыс. поисков, половина из которых закончилась успешно. Одним из ключевых моментов деятельности отряда является разработка и использование уникальных методик поиска пропавших людей (включая использование лошадей и современной техники, например беспилотных летающих аппаратов), обучение им добровольцев и взаимодействие с различными организациями, помогающими в поиске (например, с операторами сотовой связи и т. д.). Деятельность «ПСО «Лиза Алерт» осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. Сформированная структура отряда позволяет максимально эффективно реагировать на все типы исчезновения людей: взрослых, малолетних, несовершеннолетних, престарелых и т. п. Поиски пропавших людей ведутся совместно с ОВД и другими государственными органами и учреждениями Российской Федерации. Порядок данного направления взаимодействия определяется Федеральными законами
Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции») [1], от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») [2], от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее — ФЗ «Об участии граждан в ООП») [3].
Так, в упомянутом выше ФЗ «О полиции» определены обязанности полиции по розыску лиц, пропавших без вести (ст. 12 «Обязанности полиции», п. 12). При выполнении своих обязанностей полиция взаимодействует с общественными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4]. Согласно тому же Федеральному закону полиция использует возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций и оказывает им содействие в обеспечении защиты прав и свобод граждан (ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество»).
ФЗ «Об ОРД» в ст. 2 определил, что одной из основных задач оперативно-служебной деятельности ОВД является осуществление розыска без вести пропавших. Указанный федеральный закон содержит положения, касающиеся не только общих положений осуществления ОРД, но и ее организации [5. С. 50-54].
Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» является документом, определяющим возможности взаимодействия граждан нашей страны и органов внутренних дел (полиции), других правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 5 ст. 4) (далее — ОГВ и ОМСУ). Один из вариантов такого взаимодействия (в соответствии со ст. 9 этого закона) — это участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, как помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам. Органы внутренних дел при этом дают гражданам рекомендации по вопросам формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска и т. п. (ч. 2 ст. 9). Граждане, в свою очередь, имеют право «получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления... общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести» (п. 2 ч. 3 ст. 9). Ч. 3 ст. 6 упомянутого закона определяет размещение органами государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся пропавших лиц (прежде всего, сведения и контактную информацию о том, кто координирует проведение поиска, место его предполагаемого проведения и т. п.). Указанная информация может быть доведена до сведения граждан,
участвующих в поиске пропавших лиц, с помощью официальных интернет-сайтов государственных учреждений, программ теле- и (или) радиовещания, печатных средств массовой информации и т. д. Распространение этой информации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, проведенное изучение положения дел с поиском без вести пропавших граждан в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
— во-первых, в России имеется значительное количество общественных организаций, которые занимаются поиском пропавших без вести граждан и которые могут взаимодействовать с органами правопорядка в этом деле;
— во-вторых, правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций в нашей стране определено соответствующими действующими нормативными правовыми актами;
— в-третьих, несмотря на вышесказанное, не во всех территориальных ОВД в полной мере осуществляется взаимодействие с общественными организациями по поиску пропавших без вести;
— в четвертых, подразделения ОВД, на которые возложена обязанность разыскивать пропавших без вести, имеют недостаточный уровень теоретических знаний и практического опыта в сфере розыска в природной среде, что вызвано отсутствием у них методики этого поиска, а следовательно, не позволяет эффективно решать задачи оперативно-служебной деятельности по установлению местонахождения разыскиваемых.
Сделанные автором выводы и его вклад в изучение проблематики взаимодействия разыскных подразделений органов внутренних дел с государственными органами и учреждениями Российской Федерации, общественными организациями Рос-
сии, а также с гражданами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести, наглядно показали, что имеются пути повышения эффективности указанного взаимодействия. Для этого необходимо предпринять следующее:
— правоохранительным органам утвердить соответствующим межведомственным нормативным правовым актом и активно использовать в практической деятельности «Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних» (рекомендован МЧС России);
— для отработки взаимодействия между организациями и получения необходимых навыков «новичками» необходимо регулярно проводить совместные учения сотрудников правоохранительных органов, граждан, участвующих в розыске пропавших без вести, и представителей других ведомств.
В заключение можно сказать, что исход поиска пропавшего человека во многом определяется организацией этого процесса. Практика показывает, что, несмотря на важность наличия и эффективности использования различных ресурсов (технических устройств, собак, задействованных людей и их подготовленности), ключевым моментом, определяющим успех поисковых мероприятий, является совместная работа. Положительного результата можно достигнуть лишь при взаимодействии органов внутренних дел с государственными органами и учреждениями, общественными организациями, а также с гражданами при выполнении необходимых действий, которые позволяют установить местонахождение пропавших без вести лиц. И самое главное, действия указанных субъектов взаимодействия должны быть четкими и скоординированными, ведь от них зависит жизнь и здоровье исчезнувшего или попавшего в сложную ситуацию человека.
Список литературы:
1. О полиции: федер. закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации
2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации
3. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации
4. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5.
5. Лепёхин Д. И. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 50-54.