УДК 343.102(470)
А. С. ИГУМЕНОВ, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
А. S. IGUMENOV, the teacher of the department of operational and investigative activity of law enforcement bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗЫСКА ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ПРИ КРИМИНАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
SINGLE QUESTIONS OF STANDARD LEGAL REGULATION OF SEARCH OF PERSONS, MISSING UNDER CRIMINAL CIRCUMSTANCES
Аннотация. В представленной статье рассматривается сущность нормативного правового регулирования, а также понятие и содержание правовой основы организации оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями органов внутренних дел, по розыску лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах.
Ключевые слова: розыск, разыскная работы, оперативно-разыскная деятельность, без вести пропавший, криминальные обстоятельства.
Annotation. In the submitted article the essence of standard legal regulation, and also a concept and the maintenance of a legal basis of the organization of the operational search activity which is carried out by operational divisions of law-enforcement bodies on search of faces of missing persons is considered under criminal circumstances.
Keywords: search, search work, operational search activity, missing person, criminal circumstances.
Безвестное исчезновение людей не редко сопряжено с каким-либо преступлением, чаще всего с убийством. Статистические данные наглядно свидетельствуют о стабильно высоких показателях преступлений, имеющих отношение к безвестному исчезновению. Особую тревогу вызывает высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений, поскольку даже при получении сведений о пропаже человека могут отсутствовать какие-либо признаки, указывающие на совершение в отношении него преступления, а лица, его совершившие, тщательно их скрывают.
Раскрытие таких преступлений осложняется тем, что отсутствует отправная точка начала работы - нет сведений о месте, времени, орудии совершения преступления и самого трупа, если речь идет об убийстве. Установление данных обстоятельств является весьма кропотливым трудом и требует высочайшего уровня организации деятельности оперативных подразделений и органов внутренних дел (далее - ОВД) в целом.
По данным ГИАЦ МВД России, на территории нашей страны каждый год розыску подлежит более 120 тысяч людей, пропавших без вести, что по ко-
личеству сравнимо с населением небольшого города. Ежегодно объявляется в розыск свыше 70 тысяч человек, в свою очередь устанавливается местонахождение около 65 тысяч [3].
Проведенные исследования и личный опыт автора показывают, что в среднем около 6-8 % случаев безвестного исчезновения рассматриваются как криминальные. По ним возбуждаются уголовные дела по ст. 105 УК РФ. Практика показывает, что своевременное возбуждение уголовного дела по факту безвестного исчезновения человека в 40 % случаев позволяет раскрыть убийство [1].
Рассмотрим статистику на примере Республики Башкортостан. По данным ИЦ МВД по РБ, обстановка по данной линии работы представляется следующим образом:
- в 2012 году розыску подлежало 1 297 без вести пропавших, прекращено 364 разыскных дела (из них по сроку -23), разыскано - 341, остаток неразыс-канных - 933. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 11 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 6, направлено в суд - 3;
- в 2013 году розыску подлежало 1 295 без вести пропавших, прекращено 413 разыскных дел (из них по сроку -0), разыскано - 413, остаток неразыс-канных - 882. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 26 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 11, направлено в суд - 1;
- в 2014 году розыску подлежало 1 119 без вести пропавших, прекращено 239 разыскных дел (из них по сроку - 0), разыскано - 239, остаток неразыскан-ных - 880. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 30 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 5, направлено в суд - 7;
- в 2015 году розыску подлежало 1 135 без вести пропавших, прекращено 282 разыскных дела (из них по сроку -32), разыскано 250, остаток неразыс-
канных - 853. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 25 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 11, направлено в суд - 8;
- в 2016 году розыску подлежало 1 049 без вести пропавших, прекращено - 251 разыскное дело (из них по сроку - 37), разыскано - 214, остаток неразысканных - 798. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 12 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 6, направлено в суд - 6;
- в 2017 году розыску подлежало 1 117 без вести пропавших, прекращено 263 разыскное дело (из них по сроку -28), разыскано - 235, остаток неразыс-канных - 854. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 17 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, приостановлено - 8, направлено в суд - 4.
Приведенная статистическа вызывает обоснованную обеспокоенность как руководства ОВД, так и общественности. Состояние разыскной работы ОВД, в частности розыска лиц, пропавших без вести, в том числе при криминальных обстоятельствах, не может рассматриваться только лишь по статистическим данным без рассмотрения и анализа правовых норм, позволяющих ОВД надлежащим образом организовать работу по рассматриваемому направлению. В своей совокупности эти нормы образуют правовую основу деятельности правоохранительных органов.
Правовой основой оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) ОВД, в том числе разыскной работы ОВД, осуществляемой подразделениями уголовного розыска, в ходе которой осуществляется розыск без вести пропавших, является система правовых норм, содержащихся в федеральных законах, международных договорах, подзаконных нормативных правовых актах, которая создает необходимые предпосылки и условия для осуществления организационно-управленческих
функций уполномоченными на это ОВД при производстве оперативно-разыскных мероприятий либо непосредственно регламентирующих их проведение [2, с. 18-19].
Под правовой основой организации ОРД подразделений уголовного розыска по розыску лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах, следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в данной сфере деятельности. Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД прежде всего Конституцию РФ, которая закладывает основополагающие принципы рассматриваемых отношений между ОВД и гражданами в правоохранительной деятельности.
Организация ОРД подразделений уголовного розыска по розыску лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах, как и любой вид государственной деятельности, должна осуществляться в строгом соответствии с законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы применения уголовно-процессуальных, оперативно-разыскных, поисковых и иных мер в ходе работы по рассматриваемому направлению.
Совершенствование такой деятельности связано с необходимостью внесения изменений и дополнений в ее правовую основу на законодательном и подзаконном уровнях. В связи с этим целесообразно внести ряд дополнений и изменений в действующее законодательство. Ряд авторов уже рассматривали некоторые вопросы изменения законодательства относительно розыска без вести пропавших. Так, например, в связи с возникающими препятствиями в
виде отказа собственников в проведении осмотра места происшествия (последнего места пребывания пропавшего или места его жительства) А. В. Парфенов предлагает определенные изменения и дополнения в уголовно-процессуальном кодексе, а именно в ст. 176 УПК РФ «Основания производства осмотра» и ч. 5 ст. 177 УПК РФ «Порядок производства осмотра».
В ходе проведенного исследования выявлен ряд пробелов действующего законодательства, которые мы постараемся разобрать. Так, в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона «О геномной регистрации в РФ» обязательной государственной геномной регистрации подлежат:
- лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий;
- неопознанные трупы [4].
Лица, пропавшие без вести, в перечень объектов обязательной геномной регистрации не входят и учету не подлежат. Разовое сравнительное исследование ДНК без вести пропавших, биологический материал для выделения которого был получен при осмотре места происшествия (последнего места пребывания или места жительства), а также от близких родственников, всегда является инициативой сотрудников подразделений уголовного розыска или следственного комитета, в связи с этим имеет место множество упущений. Учитывая данное обстоятельство, считаем необходимым дополнить ст. 7 Федерального закона «О геномной регистрации в РФ» четвертой категорией объектов, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации:
«геномная информация лиц, пропавших без вести, полученная от близких родственников, а также при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий».
Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одним из таковых оснований закрепляет «сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов». В свою очередь ст. 2 данного Федерального закона «Задачи оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает установление личности неопознанных трупов. В связи с этим следует дополнить п. 2 рассматриваемой статьи и изложить его в следующей редакции: «Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и установление личности неопознанных трупов».
Учитывая различную трактовку положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ОВД и надзорных инстанциях возникают разногласия в отношении проведения оперативно-разыскных ме-
роприятий, ограничивающих конституционные права и свободы, при отсутствии возбужденного уголовного дела по факту безвестного исчезновения гражданина. С целью совершенствования правовой основы организации ОРД по рассматриваемому направлению необходимо дополнить п. 1 ч. 2 ст. 8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» после предложения: «Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно» словами «а также в случаях вероятности совершения такого деяния в отношении лица, пропавшего без вести, при отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела».
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Панфилов В. В., Скосарев В. В. О розыске лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах // Оперативно-розыскная работа. 2003. № 3.
2. Парфенов А. В. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2016.
3. Тамбовцев А. И. Проблемы ведомственного регулирования розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: межвузовский сборник научных трудов. Омск: Омская академия МВД России, 2012. № 3.
4. О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ (в ред. ФЗ от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 49. Ст. 5740.
© Игуменов А. С.