Научная статья на тему 'Вопросы внутреннего взаимодействия оперативных подразделений при осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести'

Вопросы внутреннего взаимодействия оперативных подразделений при осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Внутреннее взаимодействие / разыскные подразделения / оперативно-разыскное мероприятие / несовершеннолетний / пропавший без вести / Internal communication / search units / operational search activities / minor / missing person

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д И. Лепехин, Я Г. Ищук

Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, и разыскная работа в целом находятся в прямой зависимости от качества информационно-аналитического обеспечения – доступа сотрудников оперативных подразделений к учетам и базам данных. В связи с чем в статье поднимается вопрос организации и обеспечения внутреннего информационного взаимодействия подразделений по поиску несовершеннолетних, пропавших без вести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д И. Лепехин, Я Г. Ищук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal communication issues of the operational units in the implementation of the search for minors missing

The search of missing minors and search work in general are directly dependent on the quality of information and analytical support – operational units employees access to the records and databases. In this regard, the article raises the question of internal organization and communication units for searching missing minors.

Текст научной работы на тему «Вопросы внутреннего взаимодействия оперативных подразделений при осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести»

Вопросы внутреннего взаимодействия оперативных подразделений при осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести

Д. И. ЛЕПЕХИН,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Я. Г. ИЩУК,

старший преподаватель кафедры уголовной политики, кандидат юридических наук (Академии управления МВД России) E-mail: [email protected]

ORCID ID 0000-0003-4749-8566

Internal communication issues of the operational units in the implementation of the search for minors missing

D. I. LEPYOKHIN,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department of Operative Investigative

Activity Organization

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Ya. G. ISHCHUK,

Candidate of Law,

Senior Lecturer at the Department of the Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 347.172

Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, и разыскная работа в целом находятся в прямой зависимости от качества информационно-аналитического обеспечения - доступа сотрудников оперативных подразделений к учетам и базам данных. В связи с чем в статье поднимается вопрос организации и обеспечения внутреннего информационного взаимодействия подразделений по поиску несовершеннолетних, пропавших без вести.

The search of missing minors and search work in general are directly dependent on the quality of information and analytical support - operational units employees access to the records and databases. In this regard, the article raises the question of internal organization and communication units for searching missing minors.

Внутреннее взаимодействие, разыскные подразделения, оперативно-разыскное мероприятие, несовершеннолетний, пропавший без вести.

Internal communication, search units, operational search activities, minor, missing person.

Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, можно определить как специальную деятельность органов внутренних дел, основанную на правовых нормах и заключающуюся в комплексной реализации криминолого-виктимологических мер, административно-правовых, оперативно-разыскных, криминалистических и иных мероприятий, а также уголовно-процессуальных действий, ориентированных на обнаружение исчезнувших несовершеннолетних и мест их содержания.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних всегда относилась к одному из приоритетных направлений уголовной политики, которому уделялось и уделяется значительное внимание правоохранительных органов как в научном, так и практическом аспектах.

Количество несовершеннолетних, пропавших без вести, находившихся в розыске в 2018 г., составило 6 440 (АППГ - 7 966), из которых было найдено 5 190 (АППГ — 6 902). Статистика [3] и научные исследования [9] свидетельствуют, что уровень не разысканных лиц остается тревожным (около 20 % ежегодно), а в 2018 г. эффективность розыска данной категории снизилась на 3 % при уменьшении их количества объявленных в розыск и, следовательно, уменьшении нагрузки на сотрудника по обозначенному направлению.

Это свидетельствует о существующих проблемах, которые требуют их решения. В нашем исследовании мы остановимся на вопросах организации внутреннего взаимодействия оперативных подразделений с иными структурными подразделениями ОВД при розыске несовершеннолетних, пропавших без вести, уделив внимание разыскиваемым другими государствами — участниками СНГ.

Вопросы взаимодействия подразделений ОВД при организации и осуществлении разыскной работы ранее исследовали такие авторы, как В. М. Атмажитов, Н. Н. Васильев, И. Н. Голубков, Ю. П. Дубягин, А. В. Котяжов, А. М. Качур, В. А. Лукашов, С. В. Харченко, А. Е. Чечетин и др. [1].

Слово «взаимодействие» означает: 1. Взаимная связь явлений. Взаимодействие спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. Взаимодействие войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи) [5].

По мнению И. Ю. Захватова, «взаимодействие в правоохранительной сфере — это согласованная по месту и времени, основанная на законах и подзаконных актах, совместная комплексная деятельность субъектов правоох-раны, осуществляемая в пределах их компетенции, в определенных формах, с использовани-

ем имеющихся сил, средств и методов, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполнения совместных общих задач, стоящих перед взаимодействующими сторонами» [8, 6].

Вопросы взаимодействия в системе МВД России урегулированы различными нормативными правовыми актами в зависимости от направления оперативно-служебной деятельности и субъектов взаимодействия.

В ст. 10 № З-ФЗ «О полиции» взаимодействие закреплено в качестве одного из основных принципов деятельности подразделений полиции. А в ст. 21 и 23 ФЗ № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается четкое указание подразделениям органов внутренних дел на необходимость участия в розыске несовершеннолетних, пропавших без вести [4].

Внутреннее взаимодействие оперативных подразделений ОВД при осуществлении розыска (межгосударственного розыска) несовершеннолетних, пропавших без вести, имеет ряд своих особенностей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на выбор форм и субъектов взаимодействия.

Взаимодействие разыскных подразделений с подразделениями полиции осуществляется, как правило, в трех направлениях: предупреждение безвестного исчезновения; привлечение подразделений к спасательно-поисковым, разыскным или оперативно-разыскным мероприятиям; включение сотрудников заинтересованных подразделений в состав сил, задействованных при проведении комплекс -ной оперативно-профилактической операции «РОЗЫСК».

С подразделениями по делам несовершеннолетних разыскные подразделения в рамках розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, осуществляют взаимодействия по следующим направлениям:

— обмен информацией, которая заключается в предоставлении разыскными подразделениями в ПДН сведений о разыскиваемых несовершеннолетних, а они в свою очередь предоставляют информацию о несовершеннолетних или их семьях, состоящих на учете в ПДН ОВД или помещенных в специальные учебно-воспитательные организации закрытого типа, а также о лицах, которые причаст-ны или, возможно, причастны к вовлечению несовершеннолетних в преступную, иную антиобщественную деятельность или к преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних;

— планирование и проведение совместных мероприятий по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, а также их самовольного ухода из семей (дома) или специализированных образовательных организаций;

— привлечение сотрудников ПДН к проведению спасательно-поисковых, разыскных и оперативно-разыскных мероприятий при проведении розыска пропавших детей, в том числе и при создании совместных оперативных групп, когда известно, что несовершеннолетний — гражданин государства — участника СНГ пропал (мог пропасть) на территории Российской Федерации;

— привлечение сотрудников ПДН при проведении комплексной оперативно-профилактической операции «РОЗЫСК», в рамках которой разыскиваются все категории разыскиваемых, в том числе и несовершеннолетние, объявленные в межгосударственный розыск, как пропавшие без вести.

Кроме того, необходимо заметить, что ПДН должны осуществлять в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск [1], на своих административных участках при повседневном несении службы.

Взаимодействие разыскных подразделений при межгосударственном розыске несовершеннолетних, пропавших без вести, с подразделениями по организации деятельности участковых уполномоченных полиции заключается в следующем:

— обмен информацией, а именно: предоставление разыскными подразделениями в подразделения ОДУУП сведений о разыскиваемых несовершеннолетних, пропавших без вести, в том числе объявленных в межгосударственный розыск, а подразделения ОДУУП, в свою очередь, при необходимости предоставляют информацию о лицах, проживающих на обслуживаемом административном участке, которые причастны или возможно причастны к вовлечению несовершеннолетних в преступную, иную антиобщественную деятельность или к преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних, лицах, освобожденных из мест лишения свободы, состоящих на административном надзоре, а также иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации с несовершеннолетними;

— планирование и проведение совместных мероприятий по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, в том числе и при криминальных обстоятельствах;

— привлечение сотрудников подразделений ОДУУП к проведению спасательно-поисковых, разыскных и оперативно--разыскных меропри-

ятий по установлению местонахождения исчезнувшего несовершеннолетнего, в том числе создание оперативных групп, в которые включаются участковые уполномоченные полиции по проведению разыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения несовершеннолетних — граждан стран — участниц СНГ, объявленных в межгосударственный розыск и в отношении которых имеется информация о выезде или намерении выехать на территорию Российской Федерации;

— привлечение сотрудников ОДУУП в качестве сил ОВД при проведении комплексной оперативно-профилактической операции «РОЗЫСК», в период которой разыскиваются различные категории лиц, в том числе и несовершеннолетние, пропавшие без вести.

Также среди направлений деятельности участкового уполномоченного полиции предусмотрен розыск лиц, пропавших без вести, несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства, а также идентификация лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и идентификация неопознанных трупов [2].

Важно также надлежащим образом организованное взаимодействие разыскных подразделений со строевыми подразделениями ОВД, к которым относят: патрульно-постовую службу полиции, государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Основными формами взаимодействия в этом случае являются: проведение совместных поисково-спасательных и разыскных мероприятий, привлечение сотрудников указанных подразделений к проведению оперативно--разыскных мероприятий; реагирование строевыми подразделениями на ориентировки, поступающие из органа внутренних дел; привлечение должностных лиц в качестве сил ОВД — строевых подразделений при проведении комплексной оперативно-профилактической операции «РОЗЫСК».

Также активно разыскные подразделения взаимодействуют с центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, при этом основной формой взаимодействия является обмен информацией о несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП, и о разыски-

ваемых пропавших без вести детях, в том числе объявленных в межгосударственный розыск. Необходимо отметить, что в ЦВСНП помещаются находившиеся в розыске в качестве пропавших без вести разысканные несовершеннолетние, если нет возможности незамедлительно передать их законным представителям (удаленность нахождения инициатора розыска или его проживание в иностранном государстве, в том числе участнике СНГ).

Особое внимание необходимо уделить первоначальному этапу межгосударственного розыска пропавшего без вести несовершеннолетнего, в рамках приграничного сотрудничества особое значение имеет организация взаимодействия разыскных подразделений с дежурными частями органов внутренних дел. Основной формой взаимодействия указанных подразделений является обмен информацией, который осуществляется по следующим направлениям:

— сотрудник дежурной части передает информацию сотрудникам, вошедшим в состав следственно-оперативной или оперативной группы, в том числе и оперуполномоченному (инспектору) разыскного подразделения, которая содержит данные о личности заявителя или лица, сообщившего об исчезновении несовершеннолетнего; о личности исчезнувшего; о месте, времени и ставших известными обстоятельствах исчезновения; о местах возможного появления разыскиваемого на территории Российской Федерации. При выяснении новых данных об исчезнувшем несовершеннолетнем или обстоятельствах его безвестного исчезновения сотрудник дежурной части в обязательном порядке должен сообщать новую или уточненную информацию старшему группы, выехавшей на место происшествия (оперуполномоченному или следователю);

— сотрудник разыскного подразделения при работе на месте происшествия с лицами из числа связи пропавшего несовершеннолетнего должен принять все меры к установлению полных анкетных данных лиц, с которыми разыскиваемый мог контактировать на территории России, опросить их на предмет появления или намерений появиться у данных лиц в адресах проживания, работы, учебы или иной деятельности, а также всю информацию о причинах и условиях, приведших к его безвестному исчезновению с территории сопредельного государства — участника СНГ, и передать уточненную и дополненную информацию в дежурную часть для информирования компетентных иностранных органов.

В связи с этим мы предлагаем для более быстрого реагирования на заявления (сообщения)

о пропавших без вести несовершеннолетних внедрить в практику работы следственно-оперативных и оперативных групп мобильные устройства сотовой связи, которые поддерживали бы связь с дежурной частью по закрытому (шифрованному) каналу доступа, что во многом ускорит и облегчит процесс передачи оперативно-разыскной информации (в том числе и фотоизображений) с места происшествия, а самое главное — уменьшит ее искажение.

Также следует подчеркнуть особую роль начальника смены (оперативного дежурного) дежурной части в принятии решения о формировании временных структур и направлении на место происшествия. Так, сотрудник дежурной части ОВД при получении заявления (сообщения) об исчезновении несовершеннолетнего должен уяснить, проанализировать и оценить поступившую из компетентного органа сопредельного государства информацию (при этом все происходит в ограниченное время — до 5 минут), после чего принять решение о том, какую группу направлять (следственно-оперативную или оперативную), а также какие должностные лица ОВД и (или) СК России должны в нее войти.

Подводя итоги, необходимо отметить, что под внутренним взаимодействием разыскных подразделений органов внутренних дел с подразделениями полиции в процессе организации и осуществления межгосударственного розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, следует понимать основанную на общепризнанных принципах и нормах международного права, оперативно-разыскном законодательстве, иных законодательных и подзаконных нормативных актах их согласованную деятельность административного, оперативно-разыскного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов с целью повышения эффективности проводимых мероприятий, направленных на установление местонахождения на территории Российской Федерации лица — гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, исчезнувшего внезапно, без видимых на то причин на территории иностранного государства — участника СНГ и объявленного в межгосударственный розыск.

С учетом проведенного анализа мы предлагаем следующие пути совершенствования и повышения эффективности организации взаимодействия разыскных подразделений в процессе организации розыска пропавших без вести несовершеннолетних с подразделениями ОВД.

1. В качестве обязательных тем занятий в рамках служебной подготовки с сотрудниками подразделений ОВД, являющихся основны-

ми субъектами взаимодействия с разыскными подразделениями при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, с учетом соблюдения режима секретности, предусмотреть темы по изучению приемов и методов разыскной работы с целью формирования у указанных сотрудников необходимых знаний в указанной сфере оперативно-служебной деятельности, а также выработки у них умений и навыков по проведению совместных поисково-спасательных и разыскных мероприятий, осуществляемых в целях скорейшего установления местонахождения пропавшего ребенка.

2. Создать автоматизированные системы, в том числе систему 8М8-оповещений, которые будут способствовать более быстрому и качественному обмену между взаимодействующими подразделениями ОВД информацией, представляющей оперативный интерес, имеющей первостепенное значение для эффективной организации розыска безвестно отсутствующих детей.

3. Предлагаем для более быстрого реагирования на заявления (сообщения) о пропавших без вести несовершеннолетних внедрить в практику работы следственно-оперативных и оперативных групп мобильные устройства сотовой связи, которые поддерживали бы связь с дежурной частью по закрытому (шифрованному) каналу доступа, что во многом ускорит и облегчит процесс

передачи оперативно-разыскной информации (в том числе и фотоизображений) с места происшествия, а самое главное — устранит ее искажение и, в итоге, повысит эффективность работы должностных лиц ОВД на месте происшествия.

Кроме сказанного выше считаем целесообразным заметить, что через «прозрачные границы» между странами — участницами СНГ на территорию России проникают и несовершеннолетние, вовлеченные в деятельность преступных организаций экстремистского или террористического толка, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, порноиндустрию, оказания сексуальных услуг и других преступлений. Эти несовершеннолетние в стране происхождения находятся в розыске как пропавшие без вести и объявляются в межгосударственный розыск, а на территории Российской Федерации не только совершают преступления, но и ведут пропагандистскую работу в молодежной и подростковой среде по вовлечению новых лиц в состав организованных преступных организаций, в том числе и с использованием сети Интернет [10]. Поэтому взаимодействие разыскных подразделений с подразделениями ОВД по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести и находящихся на территории России в межгосударственном розыске, приобретает особую значимость.

Список литературы:

1. Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845.

2. Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166.

3. Форма 3 ГИАЦ МВД РФ.

4. Ищу к Я. Г. Оперативно-разыскная профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: проблемы межотраслевых связей и перспективы совершенствования: сб. статей / под ред. Е. Н. Билоуса, Г. В. Ищука, А. В. Ковалева, Г. С. Шкабина. М., 2017. С. 87-92.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

6. Организация управления органами внутренних дел: учебник / под ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. М., 2012.

7. Атмажитов В. М. О некоторых направлениях развития теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 1 (42). С. 19-27.

8. Захватов И. Ю, Петрова О. В. Проблемы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти // Труды Академии управления МВД России. М., 2009. № 2.

9. Лепехин Д. И. Некоторые особенности организации внутреннего взаимодействия при розыске органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести // Академическая мысль. 2018 № 1. С. 29-35.

10. Яковец Е. Н. Оперативно-розыскные меры полиции по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации / Е. Н. Яковец // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43). С. 127-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.