Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан'

К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
627
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / БЕЗВЕСТНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ГРАЖДАН / DISAPPEARANCE OF CITIZENS / РАЗЫСКНАЯ РАБОТА / INVESTIGATION WORK / УМЫШЛЕННОЕ УБИЙСТВО / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS / PREMEDITATED MURDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенов A. В.

В статье рассматриваются особенности раскрытия убийств и вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парфенов A. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of interaction of operative and investigatory divisions during the disclosure of the murders connected with disappearance of citizens

The characteristic features of the disclosure of murders and the questions of interaction of operative and investigatory divisions when disclosing the murders connected with disappearance of citizens are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан»

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

17. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.

18. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 277 // Законность. 2011. № 12.

19. Об утверждении статистического инструментария для организации статистического

наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении: приказ Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 26 февраля 2009 г. № 34.

20. Об утверждении формы статистической отчетности № 4-Е: приказ МВД России от 9 января 2008 г. № 3 (в ред. приказа МВД России от 22 декабря 2010 г. № 876).

21. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.

E-mail: [email protected]

А.В. ПАРФЕНОВ,

преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

(Академия управления МВД России)

К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан

В статье рассматриваются особенности раскрытия убийств и вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, органы внутренних дел, безвестное исчезновение граждан, разыскная работа, умышленное убийство.

Одной из основных задач полиции Российской Федерации является организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1, 2].

В современных условиях состояние разыскной деятельности органов внутренних дел оказывает существенное влияние на оперативную обстановку в России. Конечные результаты работы предопределяются степенью взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел и полнотой реализации нормативных актов, регламентирующих

организацию и тактику данного направления оперативно-служебной деятельности.

Ежегодно органами внутренних дел Российской Федерации разыскивается и идентифицируется около полумиллиона граждан [12, 13].

За последние годы количество неразыскан-ных без вести пропавших граждан значительно уменьшилось. Многие из граждан указанной категории стали жертвами преступных посягательств, среди которых наиболее распространены убийства. Поэтому установление судьбы лиц без вести пропавших имеет большое значение для обеспечения эффективной охраны личности от преступных посягательств и является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод граждан.

Розыск лиц, пропавших без вести, — одна из задач оперативно-разыскной деятельности [2, ст. 2], решение которой возложено на подразделения уголовного розыска. Ежегодно в розыск объявляется более 60 тыс. граждан, пропавших без вести. В 12—15 % случаев в среднем по России обстоятельства их исчезновения квалифицируются как криминальные, в результате чего следует возбуждение уголовных дел. В 2010 г. с возбуждением уго-

ловного дела разыскивалось 12 678 лиц [10], в 2011 г. - 13 218 лиц [11].

На фоне значительного количества тяжких преступлений число умышленных убийств за последние пять лет фактически не уменьшилось, только за 2011 г. зарегистрировано 14 305 убийств и покушений на убийства [11].

Следует отметить, что указанные данные не отражают реальной картины совершенных противоправных действий, связанных с безвестным исчезновением граждан. Во-первых, после выставления статистических и опознавательных карт на лиц без вести пропавших в информационные центры системы МВД России данная категория разыскиваемых учитывается в течение 15 лет. Во-вторых, необходимо обратить внимание, что население нашей страны ежегодно сокращается.

Так, по предварительным данным переписи населения 2010 г., всего учтено 142 905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 г., население России сократилось с 145 166,7 тыс. человек до 142 905,2 тыс. человек, или на 2,2 млн человек (1,6 %) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода [6].

Анализируя оперативную обстановку по линии борьбы с убийствами, связанными с безвестным исчезновением граждан в России, отметим, что в 2002 г. разыскивалось всего 117 904 человек, с возбуждением уголовного дела - 6 654 человек, из числа разыскиваемых в 2002 г. в розыске осталось 38 906 человек [9].

Для сравнения, в 2010 г. разыскивалось всего 115 037 человек, с возбуждением уголовного дела - 12 678 человек, из числа разыскиваемых в 2010 г., осталось в розыске 47 830 человек [12].

Из выше приведенных данных видно, что с 2002 по 2010 гг. остаток без вести пропавших лиц вырос на 18,7 %, число разыскиваемых с возбуждением уголовного дела лиц увеличилось почти в два раза (с 6 654 до 12 678 человек).

Эффективность раскрытия данного вида преступлений во многом зависит от согласованности планируемых оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий, причем планируемых только в соответствии с тактическими целями и задачами, с использованием научно-технических средств.

Практика раскрытия подобных преступлений показывает, что лица, совершившие их, устанавливаются и несут заслуженное наказание тогда, когда работа следствия, оперативных подразделений и различного рода специ-

алистов четко организовывается в первые дни как на доследственном этапе работы, так и после возбуждения уголовного дела [7, с. 90].

Тактика раскрытия преступлений, предусматривающая согласование деятельности оперативного подразделения со следователем, получила повсеместное распространение, существенное развитие и перспективу, при том что такое сотрудничество не означает их служебного соподчинения, слияния процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Каждый из этих органов, несмотря на общность задач в борьбе с преступностью и на объединение усилий для их решения, действует в пределах своей компетенции, выполняет свои функции [5].

Следователь несет единолично полную ответственность за результаты расследования дела, находящегося у него в производстве. Однако задачи расследования решаются не только путем производства процессуальных действий, но и в результате осуществления системы действий как процессуального, так и непроцессуального характера, причем часть из них может быть выполнена и оперативными подразделениями [7, с. 29].

Организационное начало сотрудничества следователей и оперативных подразделений по рассматриваемой категории мало отличается от сотрудничества в расследовании иных преступлений; положения о сотрудничестве следователя и должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность при расследовании указанных дел в общем виде регламентированы уголовно-процессуальным законодательством.

Взаимодействие следователя с органами дознания осуществляется в различных формах, под которыми подразумеваются способы и порядок связей между ними, обеспечивающие согласованность деятельности и правильное сочетание присущих каждому из этих органов полномочий, методов и средств работы [15, с. 31].

Особое внимание следует уделить некоторым особенностям форм взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений при раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

1. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

2. Совместное обсуждение информации, полученной процессуальным и непроцессуальным путем.

3. Создание следственно-оперативных и аналитических групп.

4. Привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную де-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

ятельность, для расследования сложных преступлений.

Необходимость согласованного планирования вызвана тем, что вся информация о расследуемом событии концентрируется у следователя. Сотрудники оперативного подразделения, как правило, располагают информацией оперативно-разыскного характера, и в ходе совместного планирования есть возможность учесть всю информацию и составить более качественный и реальный план.

Следователи при участии сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обсуждают результаты производства первоначальных следственных действий с тем, чтобы по каждому уголовному делу был разработан конкретный план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, были своевременно выявлены и изъяты следы преступления, вещественные доказательства, установлены возможные очевидцы, свидетели [4, п. 1.4].

При составлении плана следователь совместно с оперативным сотрудником обсуждают данные, полученные не только процессуальным путем, но и выявленные в ходе оперативно-разыскной деятельности. Положительная сторона этой формы взаимодействия - согласованность деятельности при выполнении следственных действий: следователь зачастую выезжает для их проведения совместно с оперуполномоченным (в основном это объемные следственные действия, такие как осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте).

Иногда по уголовным делам, требующим большого объема работы, в состав специализированной следственно-оперативной группы включаются сотрудники уголовного розыска, которые под руководством следователя выполняют отдельные следственные действия, обеспечивают явку свидетелей, проводят комплекс оперативно--разыскных мероприятий.

При поступлении сообщения о безвестном исчезновении гражданина с признаками совершения в отношении него преступления следователь Следственного комитета производит согласно требованиям ст. 176, 177, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов. Одновременно в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь поручает сотрудникам оперативных подразделений проведение оперативно-разыскных мероприятий [3].

Отметим, что для раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, создаются постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагается на наиболее опытных сотрудников органов внутренних дел [4, п. 1.8].

Для производства предварительного расследования по наиболее сложным уголовным делам и предполагаемого большого объема следственных и иных процессуальных действий незамедлительно создаются следственные группы из числа наиболее квалифицированных следователей с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность [4, п. 1.10].

Совместная деятельность следователя и органа дознания осуществляется на основании планов, где определяется роль каждого участника на всех этапах раскрытия. На органы дознания возлагается выполнение в пределах своей компетенции действий в соответствии с поручениями, которые они получают непосредственно от следователя. Основные методы, которые позволяют при этом достигнуть согласованности в сотрудничестве следователя и оперативных подразделений, это согласованное планирование, проверка версий, планирование отдельных разыскных тактических операций, своевременная полная взаимная информация о работе и полученных результатах на всем протяжении сотрудничества, соответствующая коррекция совместных планов работы с учетом вновь полученных следственных и оперативных данных.

Указанная практика в целом позволяет повысить эффективность взаимодействия оперативных и следственных подразделений при раскрытии преступлений рассматриваемой категории. Полагаем, что она приемлема для создания оптимальных условий планирования и осуществления разыскных тактических операций, направленных на достижение любых, самых сложных задач, которые могут возникнуть в процессе раскрытия конкретных дел.

Разыскная тактическая операция является управляемой системой, и этот фактор определяет необходимость самостоятельно разрабатывать порядок управления ею, она осуществляется путем взаимодействия следователя и оперативных подразделений. Следственные действия сочетаются с оперативно-разыскными мероприятиями подразделений уголовного розыска.

Необходимо практиковать обсуждение хода и результатов расследования по конкретным уголовным делам на оперативных совещаниях с участием должностных лиц,

осуществляющих контроль за выполнением следственных и иных процессуальных действий (решений), а также должностных лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность [4, п. 1.29].

При подготовке и проведении оперативных совещаний лицами, непосредственно в них участвующими, должны изучаться материалы уголовного дела, выделяться проблемы, возникающие в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, намечаться возможные пути их разрешения.

Процесс расследования таких преступлений будет успешным только в случае непрекращающегося анализа имеющейся в распоряжении правоохранительных органов информации, в частности, о личности пропавшего в широком смысле, месте и времени обнаружения каких-либо следов [14, с. 90].

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с действующими ведомственными правовыми актами [5] для повышения эффективности деятельности в центральном аппарате Следственного комитета России, аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (включая военные) следственных управлений и следственных отделов СК России на постоянной основе создаются аналитические группы по раскрытию преступлений прошлых лет.

В состав аналитических групп включаются наиболее опытные следователи, работники подразделений процессуального контроля, следователи-криминалисты, руководители постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в условиях неочевидности (кроме военных следственных органов) и, с согласия руководителей территориальных органов внутренних дел, сотрудники органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Возможности сотрудников следственных подразделений существенно повышаются при налаживании тесного взаимодействия с уголовным розыском [8, с. 55].

Считаем, что эта форма взаимодействия следователя с органом дознания самая эффективная и позволяет оперативно решать возникающие вопросы, быстро менять расстановку сил и средств, в кратчайшие сроки проводить следственные мероприятия.

Начинать сотрудничество следователя и оперативного подразделения, а также создавать следственно-оперативную группу целесообразно с момента поступления заявления

об исчезновении потерпевшего. Это вызвано тем, что первоначальные мероприятия содержат большой объем следственных действий и разыскных мероприятий, и задержка в их выполнении приводит к трудно восполнимым потерям доказательств.

При рассмотрении форм взаимодействия возникают вопросы, вызывающие на практике существенные трудности: например, обмен информацией между следователем и оперативным сотрудником. Законодательством эта процедура основательно не проработана. Оперативные сотрудники не могут знакомить следователя с оперативными материалами, они только передают информацию, содержащуюся в них, вследствие чего сведения в какой-то степени подвергаются искажению.

Вызывает сомнение существующая практика ограниченного информирования следователем оперативных сотрудников, потому как при взаимодействии следователя с оперативными подразделениями в форме отдельного поручения на выполнение следственных действий выполнение задания на практике зачастую вызывает затруднение, поскольку непосредственные исполнители отдельного поручения не знают обстоятельств дела, и качественно его выполнить могут не всегда. Даже подробно составленное отдельное поручение не дает всей информации, необходимой для выполнения следственного действия по делу.

Поэтому при даче отдельного поручения сотрудникам оперативных подразделений на выполнение следственных действий следователю необходимо знакомить непосредственных исполнителей с материалами уголовного дела в части, касающейся исполнения поручения.

С учетом существующей практики представляется целесообразным разработать и принять межведомственный нормативный правовой акт, предусматривающий привлечение к работе в аналитических группах, наряду с бывшими работниками следственных органов, имеющими большой опыт практической следственной работы, бывших сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, имеющих опыт оперативной работы по раскрытию преступлений рассматриваемой категории.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ № З-ФЗ

от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Об оперативно-розыскной деятельности:

Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г.

№ 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

3. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан: приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122.

4. Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 2.

5. Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы: приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 10.

Всероссийская перепись населения // Рос. газ. 2011. 28 марта.

Кротов А.А. Расследование убийства, связанного с фактом безвестного отсутствия потерпевшего // Следственная практика. М., 2010. Вып. 180.

Михайлов Б.П., Варшавец Д.Б. Тактико-психологические основы обеспечения первоначального этапа раскрытия убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан: актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятель-

6.

7.

ности органов внутренних дел // Научный журнал. 2008. № 1(5).

9. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших: экспресс-информация за 2002 г. М., 2002.

10. Состояние преступности в России за 2010 год. М., 2011.

11. Состояние преступности в России за 2011 год. М., 2012.

12. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов: Сведения за 2010 г. М., 2011.

13. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов: сведения за 2011 г. М., 2012.

14. Шиканов В.М. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1990.

15. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. М., 1997.

Тел.: 8 (499) 745-82-74

С.Г. ПОЖИДАЕВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Применение программно-целевого планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий

В статье рассматривается применение программно-целевого планирования в органах внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, обосновывается необходимость формирования временной организационной структуры по разработке и реализации мер, направленных на достижение поставленных целей.

Программно-целевое планирование, крупномасштабное массовое мероприятие, правопорядок и общественная безопасность, ресурсное обеспечение.

Актуальность и необходимость применения программно-целевого планирования в деятельности органов внутренних дел продиктована межведомственным характером, разнообразием и сложностью поставленных перед ними задач. В условиях, когда возможности экстенсивного развития системы органов и подразделений МВД России существенно ограничены, именно программно-целевое планирование в сочетании с различными методами управления позволяет сконцентрировать и рационально использовать имеющиеся ресурсы для решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.