Научная статья на тему 'Взаимодействие правоохранительных органов Республики Таджикистан с населением по обеспечению общественного порядка'

Взаимодействие правоохранительных органов Республики Таджикистан с населением по обеспечению общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / CITIZEN PARTICIPATION IN POLICE ACTIVITIES TO ENSURE PUBLIC ORDER / INFORMATION METHODS / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирзохофизиён Мирзоали Мирзохофиз

В данной статье автор обосновывает необходимость, роль, значение и актуальность взаимодействия органов внутренних дел с гражданами в обеспечении общественного порядка. Рассматриваются различные инициативы граждан в сфере обеспечения общественного порядка. Раскрываются методы участия граждан в обеспечении общественного порядка в целях оказания помощи органам внутренних дел в аспекте исполнения ими основных функцией на основе Закона Республики Таджикистан «Об участия граждан в обеспечении общественного порядка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of law enforcement bodies of the Republic of Tajikistan with population to ensure public order

In this article, the author substantiates the need, role, significance and relevance of the interaction of internal affairs bodies with citizens in ensuring public order. Various initiatives of citizens in the field of ensuring public order are considered. Methods of citizen participation in ensuring public order are disclosed, which has an impact through participation and help to fulfill the basic functions of the internal affairs bodies, based on the law of the Republic of Tajikistan «On citizen participation in ensuring public order».

Текст научной работы на тему «Взаимодействие правоохранительных органов Республики Таджикистан с населением по обеспечению общественного порядка»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10223

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Мирзоали Мирзохофиз МИРЗОХОФИЗИЁН,

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД Российской Федерации Е-mail: mirzohafizov81@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В данной статье автор обосновывает необходимость, роль, значение и актуальность взаимодействия органов внутренних дел с гражданами в обеспечении общественного порядка. Рассматриваются различные инициативы граждан в сфере обеспечения общественного порядка. Раскрываются методы участия граждан в обеспечении общественного порядка в целях оказания помощи органам внутренних дел в аспекте исполнения ими основных функцией на основе Закона Республики Таджикистан «Об участия граждан в обеспечении общественного порядка».

Ключевые слова: взаимодействие органов внутренних дел, участие граждан в деятельности милиции по обеспечению общественного порядка, методы информирования, социальные проблемы.

0 беспечение общественного порядка в демократическом обществе подразумевает, что специалисты, профессионально занимающиеся вопросами безопасности, выстраивают отношения с общественностью на основе принципа верховенства права. Права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно. Они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательных, местных органов исполнительной власти1.

Во внутреннем управлении государством, с точки зрения милицейской деятельности, участие граждан в различных формах (в частности, добровольные народные дружины, внештатной сотрудничество) является ключевым вопросом в деятельности органов внутренних дел (ОВД).

Annotation. In this article, the author substantiates the need, role, significance and relevance of the interaction of internal affairs bodies with citizens in ensuring public order. Various initiatives of citizens in the field of ensuring public order are considered. Methods of citizen participation in ensuring public order are disclosed, which has an impact through participation and help to fulfill the basic functions of the internal affairs bodies, based on the law of the Republic of Tajikistan «On citizen participation in ensuring public order».

Keywords: interaction of internal affairs bodies, citizen participation in police activities to ensure public order, information methods, social problems.

В данный момент в Республике Таджикистан идет фундаментальная структурная реформа органов, обеспечивающих общественный порядок (МВД).

Одно из структурных изменений заключается в том, что работа милиции во взаимодействии с гражданами будет осуществляться на уровне органов местного самоуправления, центров взаимодействия ОВД с населением, Джамо-атов республики (джамоат — сельские общины, сельские советы).

Это является попыткой изменить общее функционирование милиции по отношению к обществу в соответствии с такими демократическими принципами, как подотчетность и расширение прав и возможностей граждан по управлению делами государства и обеспечению общественного порядка. Работа милиции с населе-

№ 4/2019

нием включает множество различных инициатив. В наведении порядка и соблюдении законности в сфере взаимодействии с обществом большая роль принадлежит добровольным народным дружинам. Характер этих инициатив обычно отражает особенности истории, традиций милицейской деятельности в Таджикистане2.

Мы принимаем во внимание исторические корни и последние изменения таджикской милицейской традиции для изучения возможностей «реального» участия граждан в обеспечении общественного порядка.

Участие граждан в обеспечении общественного порядка положительно влияет на обеспечение общественной безопасности при исполнении органами внутренних дел своих функций в данной сфере деятельности. Такое участие осуществляется на основе Закона Республики Таджикистан «Об участии граждан в обеспечения общественного порядка».

Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется добровольно путем оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка, в профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний3.

«Участие граждан» на сегодняшний день — это категориальный термин для обозначения гражданской власти. Ориентированная на общины милицейская деятельность представляет собой толкование концепции милицейской деятельности в общинах и является воплощением в жизнь трех принципов (обеспечение общественного порядка, обеспечение безопасности, сохранность жизнь, здоровья и имущества граждан).

Это стратегия, при помощи которой гражданин, участвуя в рассматриваемой деятельности, выполняет определенную функцию в обеспечении общественного порядка методом взаимодействия с органами внутренних дел или как гражданский долг. Методы взаимодействия органов внутренних дел с гражданами построены на основе, например, «информирования», т.е. при помощи средств социальной сети или связи граждане информируют о правонарушении правоохранительные органы.

Другой метод — это «консультирование», данный метод позволяет гражданам высказывать свое мнение по поводу обеспечения общественной безопасности, но нельзя гарантировать, что их мнения будут услышаны. Право принимать решения остается за правообладателями. Далее по степени возрастания «взаимодействие» дает гражданам право на опреде-

ленном уровне участвовать в обеспечении общественного порядка.

Целесообразно посмотреть на степень участия граждан в обеспечении общественного порядка и на функционирование таджикской милиции сегодня в рамках концепции организации взаимодействия ОВД с гражданами.

Во-первых, указав на значительную градацию участия граждан, концепция дает возможность пролить свет на многочисленные инициативы в аспекте взаимодействия граждан с милицией в обеспечении общественного порядка.

Во-вторых, концепция заставляет обращать внимание на определенные трудности и парадоксы демократии, которые связаны с участием граждан в обеспечении общественного порядка. Парадокс участия, парадокс профессионализации и вопросы о том, чего на самом деле хотят сами граждане, — это основные трудности, связанные с концепцией гражданского участия. Парадокс участия касается разрыва, который существует между теми, кто участвует в обеспечении общественного порядка, и теми, кто не участвует, и теми, кто исключен из процесса участия в обеспечении общественного порядка по иным основаниям.

Этот парадокс, как правило, часто возникает в отношении граждан, не имеющих возможности участвовать в определенных структурах. Причины могут быть самыми разными и взаимосвязанными. Это отсутствие навыков общения, информации или интереса. Кроме того, эта способность часто определяется культурой исполнения социальных норм, поскольку средства участия являются частью культуры, в результате появляется отчуждение. В связи с этим возникают вопросы о представительстве, которое является одним из основных элементов демократии.

Различия профессионализации относится к процессу, в котором решение социальных проблем возлагается на профессионалов, и это порождает неспособность граждан самостоятельно решать проблемы. Во-первых, у них нет прав и соответствующих полномочий. Во-вторых, нет четко определенных границ их полномочий в обеспечении общественного порядка.

Люди не учатся заботиться о себе сами, в нашем мире много профессионалов; по мнение граждан, их должны охранять правоохранительные органы или государство должно заботиться о них. Последняя проблема связана с тем, чтобы определить, что на самом деле хотят сами граждане, чего они ожидают от участия в обес-

№ 4/2019

печении общественного порядка и могут ли специалисты понять их потребности.

Государство учитывает сложившуюся ситуацию: проводится реформа органов внутренних дел, принимаются другие меры, что дает определенные результаты. Однако это не исключает постановки вопроса об учете и использовании исторического опыта, в том числе и опыта участия населения в охране общественного поряд-ка4.

В связи с этим возникает вопрос о том, ориентированы ли специалисты на решение проблем в том виде, в каком они воспринимаются и ощущаются обществом, которому они служат, и добиваются ли они успеха в решении этих проблем. Это потребность в более качественной и отрегулированной службе, которая подходила бы для любой государственной службы, предоставляемой демократией.

По нашему мнению, взаимодействие органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка с участием граждан выполняет два функции в современном обществе.

Первый функция — «информирование», т.е. при помощи средств социальной сети или связи информировать о правонарушении правоохранительные органы.

Вторая функция — «предупредительная5.

Что касается работы милиции с населением по месту жительства, то в Таджикистане последние десять лет наблюдался бурный рост «информационных сетей для граждан». В последние годы МВД Республики Таджикистан открыл десятки центров работы милиции с населением (в апреле 2019 г. их будет 72).

Мы наблюдаем гражданские инициативы, которые вначале в основном включали профилактический аспект — бдительность в отношении обеспечения безопасности (кражи, драки, ДТП, и. т.п.), но с тех пор многое изменилось. Появились и другие инициативы. Начиная с 90-х годов прошлого столетия Правительство пытается регулировать эти инициативы посредством законодательства.

1 Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. (с изм. и доп. от 26.09.1999 г., 22.06.2003 г. и 22.05. 2016 г.), ст. 14 // Доступ из ЦБПИ «ЛБЫЛ»

2 Совершенствование организации и деятельности таджикской милиции / Под общ ред. Н. Назарова. М.: Академия МВД РТ, 2012. С. 115.

3 Закон Республики Таджикистан «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» // Ахбори Мад-жлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 12. Ст. 4.1.

4 Население и охрана общественного порядка в российской истории: Монография / А.В. Борисов, А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев, И.А. Потёмкин. Под ред. Р.С. Му-лукаева. М.: Академия управления МВД России, 2018. С. 64—65.

5 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топор-нин. М.: Юристъ, 2001.

Библиографический список

1. Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. (с изм. и доп. от 26.09.1999 г., 22.06.2003 г. и 22.05.2016 г.) // Доступ из ЦБПИ «ЛБЫЛ»

2. Закон Республики Таджикистан «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 12.

3. Комментарий к Кодексу Республики Таджикистан об административных правонарушениях / Под общ. ред. М.З. Рахимзода. Душанбе, 2017.

4. Население и охрана общественного порядка в российской истории: Монография / А.В. Борисов, А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев, И.А. Потёмкин. Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Академия управления МВД России, 2018. 148 с.

5. Совершенствование организации и деятельности таджикской милиции / Под общ ред. Н. Назарова. М.: Академия МВД РТ, 2012.

6. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. 1272 с.

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.