АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_
К ВОПРОСУ О СОДЕЙСТВИИ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) И ИНЫМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
Гутиева И.Г.
Гутиева Ирина Генриховна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик
Аннотация: в статье анализируются положения Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», связанные с содействием органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам со стороны граждан в осуществлении правоохранительной деятельности. В статье рассматриваются основные формы участия граждан в охране общественного порядка.
Ключевые слова: охрана общественного порядка; органы государственной власти; участие граждан в охране.
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» выделяет три формы участия граждан в охране общественного порядка:
- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
- внештатное сотрудничество с полицией.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:
1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку.
На основании ст. 141 УПК РФ заявление как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, а адресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (то есть с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Заявление может поступить от очевидца или лица, пострадавшего в результате преступления, от частного лица или, например, руководителя (представителя) коммерческой организации. В любом случае сообщение информации, содержащей, по мнению заявителя, признаки преступления, должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Особо оговаривается в законе порядок возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения, когда в качестве заявителя может выступать лишь сам потерпевший.
Заявление, сделанное в письменном виде, должно быть подписано заявителем, то есть содержать данные о фамилии заявителя, месте его жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.
Устное заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано:
- лицом, специально для этого обратившимся в соответствующую инстанцию;
51
- участником следственного действия;
- участником судебного разбирательства.
Обращение с устным заявлением в соответствующую инстанцию производится при личной явке либо иным путем, например по телефону. При личной явке заявителя лицо, принимающее устное заявление, составляет соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.
При этом на основании ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В законе, таким образом, закрепляется не только право граждан сообщить о правонарушении, но и обязанность правоохранительных органов принять меры по данным сообщениям;
2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов.
В ходе реализации данного права полиция может привлекать общественность к совместному патрулированию улиц поселений, охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий и в местах большого скопления граждан, также целесообразно привлекать общественность при переходе полиции на усиленный вариант несения службы.
Необходимо отметить, что в советское время такая форма взаимодействия использовалась достаточно активно. Так, в 1930 г. участники общественных объединений, несших службу вместе с сотрудниками милиции, наделялись правом ношения оружия и несли ответственность за свои правонарушения в качестве должностного лица. С 1932 г. данные общества преобразовывались в бригады содействия милиции, содержались они при органах внутренних дел и за их средства. Позже в 1958 г. по инициативе рабочих предприятий города Ленинграда создали новую форму участия населения в охране общественного порядка -добровольные народные дружины (ДНД), которые к 1987 г. насчитывали в своих рядах уже 14 миллионов человек. Реализация данной формы взаимодействия в советское время давала положительные результаты, поэтому активно развивалась и поддерживалась государством. С развалом СССР такая деятельность прекратила свое существование [2, 20-22];
3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов.
По нашему мнению, граждане могут участвовать в охране общественного порядка при проведении крупных международных соревнований, таких, как чемпионаты мира или олимпиады, что усилило бы контроль за ситуацией на спортивных объектах и разгрузило бы работу правоохранительных органов. Полагаем, что необходимо включить такие положения, в частности, в Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного
порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.
Согласно ч. 7 ст. 9 ФЗ «О полиции» при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
- привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
- участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
- проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
- обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
- осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
Еще одной формой взаимодействия полиции с общественностью является участие населения в общественных слушаниях путем обсуждения проектов нормативных актов МВД России, а также участия в экспертизе проектов нормативных правовых документов. Население вместе с полицией может обсуждать проекты ведомственных приказов МВД России, вносить свои предложения в целях их совершенствования, отстаивать интересы, делиться положительным опытом (например, если в обсуждении принимают участие ветеранские общественные организации).
Для реализации данной формы взаимодействия необходимо организовать регулярное общественное обсуждение нормативных документов МВД России, действие которых затрагивает интересы общественности. Кроме того, проекты нормативных документов, не содержащие секретные сведения, можно обсуждать дистанционно посредством сети Интернет с возможностью для заинтересованных пользователей вносить свои предложения. При этом на этих же электронных ресурсах полиция должна информировать участников обсуждения по вопросам принятия или отклонения полученных предложений.
На сегодняшний день такой механизм был использован только в отношении обсуждения проекта закона, остальные проекты законов, подзаконных нормативных правовых актов, в т.ч. ведомственных нормативных документов МВД России, проходят на форумах сотрудников МВД, но юридических последствий такие мероприятия не имеют.
Изменения в порядке проведения данных мероприятий и использование предложений в общественном обсуждении, на наш взгляд, улучшат деятельность полиции, а также помогут полиции в поиске новых идей, требующих своего нормативного закрепления [2, 20-22; 3, 114].
Список литературы
1. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля
2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»
(постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2015.
2. Васильев С.А. Основные формы взаимодействия полиции с общественностью: проблемы и перспективы развития // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. № 12. С. 20-22.
3. Гутиева И.Г. Характеристика объективных признаков неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего//«Черные дыры» в российском законодательстве, 2008. № 4. С. 114.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Гутиева И.Г.
Гутиева Ирина Генриховна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик
Аннотация: в статье анализируются положения Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», связанные с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка. Рассматриваются также некоторые существующие вопросы системы организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях.
Ключевые слова: охрана общественного порядка; органы государственной власти; участие граждан в охране.
Согласно Конституции РФ охрана общественного порядка отнесена к ведению органов местного самоуправления (ст. 132) и полномочиям Правительства РФ (п. «е» ч. 1 ст. 114).
Как следует из ст. 72 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, в связи с чем в новых условиях деятельности правоохранительных органов с учетом имеющейся нормативной правовой базы на федеральном и областном уровнях мы вправе ожидать и требовать от органов государственной власти области поиска и применения новых форм профилактики преступности в регионе, доработки и эффективной реализации областных законов по профилактике правонарушений и преступлений, а от органов местного самоуправления - действенной реализации с помощью средств областного бюджета соответствующих законов и иных нормативных актов на территориях муниципальных образований.
В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» указано, что органы государственной власти оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.
Статьей 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.