9.7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Наумова Анастасия Валерьевна, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению правовых основ участия граждан в охране общественного порядка в России в форме народных дружин. Основной задачей проведенного исследования было изучение порядка привлечения граждан к охране общественного порядка в форме народных дружин, а также возлагаемые на них функции при осуществлении охраны общественного порядка.
Вопрос участия граждан в охране общественного порядка актуален и показывает зависимость эффективности деятельности правоохранительных органов от участия граждан и общественных объединений к охране общественного порядка.
В результате проведенных исследований сделан вывод, что развитие и становление системы профилактики правонарушений и преступлений не возможно без взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами в целом. Это взаимодействие позволяет стабилизировать криминогенную обстановку и позитивным образом влияет на правосознание населения. Создание четкой правовой базы деятельности членов общественных формирований по охране правопорядка в настоящее время позволяет создать эффективный механизм реализации участия общественности в борьбе с правонарушениями и преступлениями.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, участие граждан, народные дружины, форма участия.
LEGAL BASES OF THE NATIONAL SQUADS' ACTIVITY IN PUBLIC ORDER PROTECTION
Naumova Anastasiya Valerievna, adjunct. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
This article is devoted to the problem of citizens' participation in public order protection in Russia. The main aim of this research was to study legal bases of involving people in public order protection by government, and also functions of national squads during participation in public order protection in Russia.
Nowadays citizens' participation in public order protection is pertinent issue in our country. Effective work of law enforcement agencies is heavily reliant of active promotion of citizens and public associations in maintenance of public order.
As a result of this research was made a conclusion that development of crime prevention system depends of citizens' participation in public order protection. It allows stabilizing the crime situation and positive effects on the sense of justice of citizens. A clear legal basis of citizens' participation in public order protection allows creating implementation system of human rights.
Keywords: public order protection, citizens' participation, national squad, form of participation.
Охрана общественного порядка и законности, защита прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов от противоправных посягательств являются одной из основных обязанностей и задач нашего государства. Данное положение имеет основополагающее значение, что прямо следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» .
Вместе с гарантией государственной защиты прав и свобод граждан Конституция поощряет инициативу самих граждан самостоятельно реализовывать не запрещенных законом активные действия, направленные на защиту своих прав и свобод. Так в соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Анализ норм Конституции позволяет сделать вывод о том, что участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти.
В настоящее время, в период экономического кризиса и социальной напряженности в обществе, в России сложилась ситуация, когда без участия граждан, без поддержки общественности невозможно остановить рост преступлений и правонарушений. В основе конституционных прав и свобод лежат важнейшие для личности и общества блага в экономической, политической, духовной жизни, а значительное число преступлений и иных правонарушений, с которыми ведут борьбу органы внутренних дел, прямо или косвенно посягает на эти блага. От эффективности борьбы во многом зависит возможность пользования ими со стороны личности, реальность прав и свобод, демократизм, стабильность общества, законность и правопорядок.
Вступивший в действие почти два года назад Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" был ожидаем нашей гражданами страны более двадцати лет. Статистические данные показывают, что более 69% россиян поддерживали принятие такого закона, а более 64% граждан изъявляли желание помогать государственным органам охранять общественный порядок, вступив в ряды народных дружинников.2
С принятием указанного закона был создан единый правовой фундамент для социально активных россиян, желающих обеспечивать охрану общественного порядка в рамках единого правового пространства. Принятый Федеральный закон установил, единые правила деятельности граждан, объединяющихся для реализации упомянутой цели. Так до апреля 2014 года в 71 субъекте Российской Федерации существовали свои нормативные акты, устанавливающие правовые основы, принципы и формы участия граждан в охране общественного порядка, что регламентировало дея-
1 Аврутин Ю.Е. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации: монография / Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов - Спб, 1998. - С.34-35
2 См.: материалы круглого стола на тему «Основы привлечения
граждан к охране общественного порядка» от 13.05.2015г. //
www. psj. ru/saver_people/detail. php?ID=82781
тельность более 400 тысяч граждан на территории всей страны.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30) и закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения - принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений.3
Целью Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного по-
4
рядка.
В основе концепции закона лежит инициатива граждан по охране общественного порядка, а не создание новой правоохранительной структуры. Суть закона заключается, в первую очередь, в создании правовых рамок участия граждан в охране общественного порядка, где основная роль отводится органам исполнительной власти и местного самоуправления (как наиболее близкого к гражданам уровня публичной власти), чтобы они оказывали всестороннюю поддержку гражданской инициативе по обеспечению мероприятий правоохранительной направленности.
Принципы, на основе которых осуществляется участие граждан в охране общественного порядка, также закреплены законом на федеральном уровне, к ним относятся: добровольность; законность; приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина; право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законом Российской Федерации предусмотрены различные организационно-правовые формы объединения граждан для совместной деятельности. Отличие таких объединений друг от друга обусловлено различием целей, в интересах которых осуществляется совместная деятельность граждан, составом участников объединения, наличием членства объединения или отсутствием такового и рядом других параметров. В Федеральном законе закреплены основные формы участия граждан в охране общественного порядка -индивидуальные и коллективные: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в т.ч. участие в деятельности народных дружин.
В решении задач укрепления законности и правопорядка наряду с государственными органами важная роль принадлежит общественным организациям. Наиболее распространенной и положительно зарекомендовавшей себя формой сотрудничества правоохранительных органов и общественных объединений является совместная работа с добровольными народными
дружинами и казачьими войсковыми обществами. Деятельность народных дружин, объединяющих в своих рядах тысячи сознательных граждан, служит ярким примером демократизма, свидетельством широкого участия граждан в управлении делами государства и общества.
Такая форма участия граждан в охране общественного порядка во взаимодействии с территориальными подразделениями МВД России уже подтвердила свою эффективность и востребованность. Так, на пример, в 2014 году с помощью народных дружинников на территории г. Москвы было выявлено и пресечено более 42 тысяч административных правонарушений и задержано свыше 230 человек.5
Следует отметить, что Федеральный закон № 44-ФЗ нормативно закрепил положения о систематизации сведений о добровольных народных дружинах и общественных объединениях правоохранительной направленности, что позволяет более четко оценивать их вклад в обеспечение правопорядка.
Закон на федеральном уровне определил статус народных дружин и возможности их организации. Согласно ст. 12 анализируемого федерального закона: «Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования..., территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел»6.
Правовой статус народных дружин заключается в том, что они, с одной стороны, самостоятельны в организации, выборе командира и приеме новых членов, а с другой - действуют в рамках взаимодействия и координации с органами местного самоуправления и территориальными подразделениями внутренних дел.
Народные дружины создаются по инициативе граждан, а органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.
Важное значение для определения правового статуса граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, имеют и их права. В Федеральном законе №44-ФЗ от 02.04.2014г. «Об участии граждан в охране общест-
Терентьев С.А.. Правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 15.
4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант плюс.
См.: материалы круглого стола на тему «Основы привлечения граждан к охране общественного порядка» от 13.05.2015г. // www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=82781
6 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант плюс.
венного порядка» прописаны и закреплены права, обязанности и определены направления деятельности отдельно для всех форм участия. Права и обязанности народных дружинников закреплены в ст.17 и 18 рассматриваемого Федерального закона. Следует отметить, что в Федеральном законе предусмотрено, что исключительно народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют также право применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом.7
Основными направлениями деятельности добровольной народной дружины являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.8
В целях реализации ст.15 рассматриваемого Федерального закона, был принят Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи», который утверждает порядок подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи. Согласно положениям данного приказа целью подготовки народных дружинников является получение знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников. Для реализации данной цели в приказе обозначены следующие задачи: «ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дружинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка; формирование, закрепление, развитие у народных дружинников практических навыков к действиям при участии в охране общественного порядка; ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты при участии в охране общественного порядка; поддержание у народных дружинников постоянной готовности участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений; формирование навыков оказания первой помощи». 9
Также в соответствии с данным приказом - на инструктаже народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, быть одетыми в форменную одежду и (или) иметь отличительную символику народного дружинника, иметь опрятный внешний вид.
Организационную, материальную и иные формы помощи и поддержки деятельности народных дружин по охране общественного порядка могут осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические и физические ли-
7 См. подробнее: ст.19 Федерального закона Российской Федерации от 02.04.2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант плюс.
8 См. подробнее: ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 02.04.2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант плюс.
9 Приказ МВД «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической
силы, и по оказанию первой помощи» № 696 от 18.08.2014 г. (по
состоянию на 07.04.2015 г.) // Консультант плюс.
ца в виде благотворительных взносов и добровольных пожертвований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Важным вопросом является материальное стимулирование деятельности народных дружинников. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников». Так, на пример, в г. Москве народные дружинники имеют право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта на территории города10, а дружинники Красноярского края освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, находящихся в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, а также получают выплаты вознаграждений за дежурства. На наш взгляд, подобные меры стимулирования, безусловно, являются весьма эффективными для привлечения граждан к охране общественного порядка, однако они недостаточны. К примеру, в Федеральном законе не предусматривается обязательное страхование жизни и здоровья граждан при осуществлении охраны общественного порядка, хотя при совместном патрулировании с сотрудниками полиции они подвергаются не меньшей опасности.
В настоящее время повышение эффективности деятельности правоохранительных органов возможно при активизации участия населения в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Отмечая положительные сдвиги по возрождению участия общественных формирований правоохранительной направленности в охране правопорядка, необходимо отметить практическое отсутствие со стороны государственных и муниципальных органов надлежащей рекламы и пропаганды в отношении освещения деятельности народных дружинников. Просвещение по данной теме находится на низком уровне, достаточно малое число граждан владеют информацией о правах и привилегиях граждан, являющихся дружинниками. Вместе с тем необходимо упомянуть о полном отсутствие случаев привлечения народных дружинников к ответственности за допущенные последними правонарушения на территории г. Москвы, что может свидетельствовать о высоком правосознании и надлежащем уровне самодисциплины у граждан, вступающих в ряды народных дружинников, а также об эффективности отбора граждан, желающих вступить в ряды народной дружины.11
Таким образом, развитие и становление системы профилактики правонарушений и преступлений не возможно без дальнейшего взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами в целом. Такое взаимодействие позволяет стабилизировать криминогенную обстановку и позитивным образом влияет на правосознание населения. Конституционно-правовые особенности деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка, обусловлены регулированием
10 Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. N 36 "О Московской городской народной дружине" (с изменениями и дополнениями) //www.base.garant.ru
11 См.: материалы круглого стола на тему «Основы привлечения граждан к охране общественного порядка» от 13.05.2015г. // www. psj. ru/saver_people/detail. php?ID=82781
данных общественных отношений на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, многообразием их организационно-правовых форм, полномочиями участников объединений в рамках деятельности по охране общественного порядка. Создание четкой правовой базы деятельности членов общественных формирований по охране правопорядка в настоящее время в полной мере позволяет создать эффективный механизм реализации участия общественности в борьбе с правонарушениями, единообразие в правовом статусе общественных объединении правоохранительной направленности, формах членства и методах работы.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант плюс.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант плюс.
3. Приказ МВД «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» № 696 от 18.08.2014 г. (по состоянию на
07.04.2015 г.) // Консультант плюс.
4. Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. N 36 "О Московской городской народной дружине" (с изменениями и дополнениями) // сайт www.base.garant.ru
5. Аврутин Ю.Е. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации: монография / Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов - Спб, 1998.
6. Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право,№ 12, 2007.
7. Сидорова Г.Г. К вопросу о правовом статусе граждан, участвующих в охране общественного порядка // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России . 2010. №1.
8. Терентьев С.А.. Правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2010.
9. Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.
10. Тепляшин И.В. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №3 (21).
11. Материалы круглого стола на тему «Основы привлечения граждан к охране общественного порядка» от 13.05.2015г. // сайт www.psj.ru
Рецензия
на статью «Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка» адъюнкта Академии управления МВД России Наумовой Анастасии Валерьевны
Статья А.В. Наумовой посвящена изучению вопроса участия граждан в охране общественного порядка в России, функций, возлагаемых на представителей общественности, а также их правового регламентирования.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, которые зафиксированы во многих конституционных положениях и распространяется в том числе и на участие граждан в охране общественного порядка.
Автор в своей работе осуществил подробный анализ участия граждан и в охране общественного порядка в форме народных дружин. В результате проведенных исследований сделан вывод, что система профилактики правонарушений и преступлений не может функционировать в полной мере без участия граждан. Создание четкой правовой базы деятельности членов общественных формирований по охране правопорядка необходима для правового государства. Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в охране общественного порядка являются народные дружины.
Статья «Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка» заслуживает внимания, поскольку изучение вопроса об участии граждан в охране общественного порядка свидетельствует о том, что наличие общественных объединений правоохранительной направленности, а также организованное взаимодействие граждан с органами внутренних дел являются эффективной и необходимой мерой, направленной на охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также позитивным образом влияет на правосознание граждан.
Научная статья А.В. Наумовой «Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам подобного рода. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор Гончаров Игорь Владимирович