Научная статья на тему 'Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка'

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

В статье анализируются положения Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», связанные с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка. Рассматриваются также некоторые существующие вопросы системы организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка»

2. Васильев С.А. Основные формы взаимодействия полиции с общественностью: проблемы и перспективы развития // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. № 12. С. 20-22.

3. Гутиева И.Г. Характеристика объективных признаков неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего//«Черные дыры» в российском законодательстве, 2008. № 4. С. 114.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Гутиева И.Г.

Гутиева Ирина Генриховна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик

Аннотация: в статье анализируются положения Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», связанные с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка. Рассматриваются также некоторые существующие вопросы системы организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях.

Ключевые слова: охрана общественного порядка; органы государственной власти; участие граждан в охране.

Согласно Конституции РФ охрана общественного порядка отнесена к ведению органов местного самоуправления (ст. 132) и полномочиям Правительства РФ (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Как следует из ст. 72 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, в связи с чем в новых условиях деятельности правоохранительных органов с учетом имеющейся нормативной правовой базы на федеральном и областном уровнях мы вправе ожидать и требовать от органов государственной власти области поиска и применения новых форм профилактики преступности в регионе, доработки и эффективной реализации областных законов по профилактике правонарушений и преступлений, а от органов местного самоуправления - действенной реализации с помощью средств областного бюджета соответствующих законов и иных нормативных актов на территориях муниципальных образований.

В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» указано, что органы государственной власти оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.

Статьей 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Органы государственной власти субъектов РФ могут:

- выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»);

- осуществлять материальное стимулирование народных дружинников и внештатных сотрудников полиции, предоставлять им льготы и компенсации (ст. 26 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»).

14 ноября 2013 г. была утверждена Концепция общественной безопасности, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции наряду с противодействием организации незаконной миграции Концепцией предусмотрено привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения.

В Концепции общественной безопасности на органы государственной власти возлагается задача по выработке новых мер профилактики криминализации общественных отношений.

В отличие от органов государственной власти органы местного самоуправления не только осуществляют поддержку гражданам и объединениям, но и создают условия для деятельности народных дружин. Народные дружины при регистрации обязаны уведомить органы местного самоуправления о своей регистрации в качестве юридического лица.

В целях оказания содействия в поиске пропавших без вести они размещают на своих сайтах в сети Интернет и в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по их поиску и иную информацию, необходимую для эффективного поиска пропавших без вести.

Таким образом, с точки зрения федерального законодательства существующая система организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях представляется весьма неоднозначной [3, с. 45-48].

Сегодня в России насчитывается более 24,2 тыс. муниципальных образований, и не каждое из них готово к формированию и содержанию собственной полиции. В этой связи разработчики Концепции предлагают создавать муниципальную полицию поэтапно. На первом этапе проводятся эксперименты в разных муниципальных образованиях, в результате которых отбираются наиболее удачные варианты, устраняются выявленные недостатки первоначальных проектов. На втором этапе муниципалитеты имеют возможность создания полиции по собственной инициативе. В случае если муниципалитеты не готовы к этому, они - до третьего этапа - остаются в ведении региональной полиции. На третьем этапе формирование полиции станет обязательным. Такая стратегия позволит реализовать задуманное, избегая провалов и используя на третьем этапе уже отработанные схемы передачи функций и бюджетных средств.

В мае 2014 г. ряд депутатов Госдумы от партии «Справедливая Россия» представили своей проект Федерального закона о создании муниципальной милиции. В пояснительной записке к нему говорится, что реформа правоохранительных органов, проведенная в 2011 г. и создавшая вертикальную структуру полиции, привела к монополизации ею охраны общественного порядка. Это снизило степень ответственности блюстителей закона перед населением за состояние общественного порядка и общественной безопасности на соответствующих территориях. Поэтому депутаты считают необходимым передоверить поддержание общественного порядка

на местах муниципальной милиции. Тем более что создание муниципальных органов правопорядка предусмотрено Конституцией.

По мнению разработчиков, муниципальная милиция должна быть самостоятельным органом на уровне муниципального района и города, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Она не должна входить в структуру местной администрации, что обеспечит ее независимость в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею. Принципиальным моментом является установление избираемости начальника милиции и участковых уполномоченных населением муниципального образования и жителями административных участков. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, закрытых административно-территориальных образованиях и на транспорте депутаты предлагают оставить охрану общественного порядка за полицией. Общая численность муниципальной милиции на первом этапе составит 180 - 200 тыс. человек.

Согласно законопроекту муниципальные милиционеры смогут требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять документы, поддерживать порядок во время публичных и массовых мероприятий, проводить задержание правонарушителей и их конвоирование в полицейский участок, заниматься профилактикой правонарушений. Вместе с тем у муниципальной милиции не будет полномочий по осуществлению дознания, предварительного следствия, проведению оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности [4, с. 25].

Тем не менее, опыт создания муниципальной милиции в отдельных городах России свидетельствует о невысокой эффективности ее деятельности. Так, Управление муниципальной милиции было создано в июне 2011 года в структуре Администрации города Ижевска. Главной задачей подразделения является предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений в сфере благоустройства Ижевска. Сегодня в его штате насчитывается 27 сотрудников, 17 из которых занимаются контролем в сфере городского благоустройства. Их обязанность - следить и наказывать за несвоевременную уборку мусора, несоблюдение сроков проведения земляных работ, ненадлежащее состояние фасадов домов и водоотводов, парковку на газонах и т.д. После вступления с 1 июня 2013 г. в силу Закона о курении в зону ответственности милиции входит наказание за курение в неположенных местах. В 2012 г. сотрудниками Управления было составлено 983 протокола об административных правонарушениях, по которым взыскано 7,7 млн руб. [5, с. 23; 2, с. 252].

Управление сотрудничает с различными ведомствами - службой судебных приставов (в части взыскания задолженности в муниципальный бюджет), УФСИН (по вопросам организации исправительных работ как вида наказания), военкоматами (для обеспечения призывной кампании). Непосредственно охрана общественного порядка заключается в следующем:

- во-первых, Управление координирует проведение митингов, публичных мероприятий;

- во-вторых, через него к охране правопорядка привлекаются народные дружины (60 - 70 человек с годовым финансированием примерно 400 тыс. руб.).

Однако констатируемая в отчете о работе Управления за 2012 г. (http://www.izh.rU/i/info/14250.html) положительная динамика по охране правопорядка (снижение числа зарегистрированных преступлений и увеличение раскрытых), очевидно, является достижением работы федеральной полиции, а не муниципальной милиции.

Список литературы

1. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2015.

2. Гутиева И.Г. Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде // Пробелы в Российском законодательстве, 2014. № 3. С. 252-254.

3. Жерновой М.В., Сухаренко А.Н. К вопросу о создании муниципальной милиции в России // Российская юстиция. 2014. № 9. С. 45-48.

4. Подосенов С., Климачева Е. Охрану порядка на улицах доверят избираемым народом «шерифам» // Известия. 14.05.2014.

5. Ходжаева Е. Первые шаги по созданию муниципальной полиции // Ведомости. 29.04.2014.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ Мохов А.И.

Мохов Артем Иванович - магистрант, кафедра юриспруденции, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Международный институт экономики и права, г. Москва

Аннотация: изучение правового регулирования использования баз данных является очень актуальным, поскольку создаваемые и используемые в целях обеспечения безопасности, защиты интересов общества и государства информационные базы данных, содержащие информацию о частной жизни, в связи с пробелами в правовом регулировании влекут неоправданное, чрезмерное ограничение права на частную жизнь.

Ключевые слова: информационные базы данных, информационная система, государственная информационная система, информация.

Развитие информационных технологий в конце XX - начале XXI века повлекло за собой лавинообразное увеличение объема информации в обществе. Как справедливо сказано, «в системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг с другом элементов (отдельных людей, их организаций, сообществ), меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие, переработка и передача информации являются той самой основой, которая формирует на ближнюю и дальнюю перспективу их поведение» [1, с. 53].

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных как объект авторских прав не тождественна совокупности материалов, составляющих ее содержание.

Одной из важнейших задач государственного управления становится задача накопления, обработки и использования информации наиболее эффективными способами. И те же информационные технологии, которые привели к росту объема циркулирующей в обществе информации, дают новые возможности и в регулировании информационных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.