^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 2 АПРЕЛЯ 2014 Г. № 44-ФЗ «ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА,
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: кандидат экономических наук Низаметдинов А.М.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы реализации основных положений Федерального закона от
2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Проводится системный анализ действующего законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего порядок и организацию участия граждан и их объединений в охране общественного порядка. Обосновывается необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны общественного порядка, взаимодействия органов внутренних дел (полиции) с гражданами и их объединениями в сфере охраны общественного порядка в общественных местах.
Ключевые слова: общественный порядок, общественное место, общественное объединение правоохранительной направленности, народная дружина, реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, организация контроля за деятельностью народных дружин.
Annotation. In the article the author considers the problems of realization of the main provisions of the Federal law of 2 April 2014 № 44-FZ «On participation of citizens in the protection of public order». The author, a systematic analysis of the current legislation of subjects of the Russian Federation regulating the order and organization of participation of citizens and their associations in the protection of public order. The author proves the necessity of making amendments in normative legal acts, regulating the issues of protection of public order, the interaction of the internal Affairs bodies (police) with citizens and their associations in the sphere of protection of public order in public places.
Keywords: public order, public place, public Association of law-enforcement orientation, people's guard, the registry of the militias and public associations law-enforcement orientation, organization of control over the activities of the militias.
В целях реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1, который вступает в законную силу 2 июля 2014 г., необходимо исполнить и претворить в жизнь2 основные его положения, закрепляющие административно-правовой статус граждан и их объединений по участию в охране общественного порядка.
В настоящее время на федеральном уровне закреплены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
ф содействие органам внутренних дел (полиции)
и иным правоохранительным органам; ■ф участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» установлена административно-право-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вая форма организации народных дружин, которая представляет собой общественно-государственное объединение, создаваемое по инициативе граждан Российской Федерации с обязательным уведомлением органов местного самоуправления и территориального органа МВД России.
По мнению автора, реализация положений рассматриваемого федерального закона представляет собой комплекс мер, направленных на установление правового соответствия нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан и их объединений в охране общественного порядка.
Во-первых, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» иные федеральные законы, регламентирующие вопросы охраны общественного порядка и участия граждан и их объединений в управлении внутренними делами государства. Например, в ст. 12 Федерального закона № Э-ФЗ «О полиции»3 в качестве обязанности, стоящей перед полицией, предусмотреть осуществление контроля за исполнением основных направлений деятельности народных дружин.
Во-вторых, следует обеспечить соответствие законодательной продукции субъектов Российской Федерации и федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Так, основными задачами народных дружин, в соответствии с принятыми в субъектах Российской Федерации нормативными правовыми актами, явля-ются4:
ф содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; ф распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» ис-
ключил участие народных дружин в обеспечении общественной безопасности, а также сузил перечень субъектов, которым народные дружины оказывают содействие в охране общественного порядка, исключив из него органы местного самоуправления.
Также в законе не раскрываются задачи организации деятельности народных дружин, а лишь делается акцент на тот факт, что стоящие перед ними задачи решаются во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами5; при этом разграничена их компетенция. Так, органы государственной власти оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, а органы местного самоуправления создают условия для деятельности народных дружин.
В качестве основных форм деятельности народной дружины законодательством субъектов Российской Федерации предусматривается:
совместное патрулирование народных дружинников с сотрудниками органов внутренних дел на маршрутах в системе единой дислокации сил и средств в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы; дежурство народных дружинников при дежурных частях территориальных органов МВД России на районном уровне и на стационарных постах дорожно-патрульной службы; дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий; ф участие в работе подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и соответствующих комиссий органов местного самоуправления по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; V индивидуальная профилактическая работа с подростками, склонными к совершению противоправных действий;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
участие народных дружинников в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
использование средств массовой информации в целях пропаганды правовых знаний, профилактики правонарушений, формирования у населения уважительного отношения к закону. В свою очередь, вступающий в законную силу Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», устанавливает основные направления деятельности народных дружин, определяет содействие в охране общественного порядка и участие в предупреждении и пресечении правонарушений.
Что касается средств социальной защиты членов народных дружин, то их перечень должен быть реализован на усмотрение волеизъявления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
До вступления в законную силу Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране правопорядка», законодательством субъектов Российской Федерации6 предусмотрены следующие виды материального стимулирования членов народных дружин:
ф обязательное личное страхование жизни и здоровья гражданина, участвующего в охране общественного порядка, в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка;
в случае гибели в связи с участием в обеспечении правопорядка семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 250 тыс. руб., с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;
при причинении в связи с участием в обеспечении правопорядка тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, за счет средств областного бюджета пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб., а также компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тыс. руб., с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц;
при причинении в связи с участием в обеспечении правопорядка иного вреда здоровью пострадавшему за счет средств областного бюджета компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тыс. руб., с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц; компенсация организациям муниципального пассажирского транспорта затрат по предоставлению льгот в виде бесплатного проезда гражданам, участвующим в охране общественного порядка, в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка; улучшение жилищных условий и содействие в поступлении в образовательные учреждения по юридической специальности для членов дружин и спецотрядов по охране общественного
7
порядка,
внеочередное обеспечение детей граждан, участвующих в охране общественного порядка в детскими дошкольными учреждениями и выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров8. Требуется реализовать такие положения Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», как: ведение регионального реестра территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности; определение административно-правового статуса внештатных сотрудников полиции при участии в охране общественного порядка; осуществление контроля за реализацией основных направлений деятельности народных дружин федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в нормативных правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, в целях реализации положений ст.ст. 7, 12, 13, 22 и 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» необходимо подготовить и принять в установленном порядке приказы МВД России, регламентирующие порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, устанавливающие основания и формы взаимодействия органов
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
внутренних дел (полиции) с общественными объединениями правоохранительной направленности, народными дружинами в сфере охраны общественного порядка.
Реализация положений Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» предусматривает расширенное использование участия граждан и их объединений в охране общественного порядка как одного из важнейших условий эффективной правоохранительной деятельности. Принимаемые меры, направленные на поддержку развития институтов гражданского общества, создание доверительных, партнерских отношений с населением, поддержку гражданских инициатив в области охраны общественного порядка и возрождение общественных формирований правоохранительной направленности способствуют более эффективному участию органов внутренних дел (полиции) в реализации приоритетных государственных задач в области национальной безопасности страны.
1 Собрание законодательства Российской Федерации.
7 апреля 2014 г. № 14. ст. 1536.
2 Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный
словарь русского языка. М.: Дрофа. Русский язык. 2000.
3 Собрание законодательства Российской Федерации 14 февраля 2011 г. № 7. ст. 900.
4 Закон города Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О москов-
ской городской народной дружине»; Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 35 «О народных дружинах в Чувашской Республике»; Закон Республики Саха (Якутия) от
13 июля 2005 г. 260-З № 527-Ш «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)»; Закон Курской области от 22 июля 2005 г.
№ 49-ЗКО «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка»; Закон Забайкальского края от 5 ноября 2009 г. № 232-ЗЗК «О дружинах по охране общественного порядка»; Закон Чеченской Республики от 20 ноября 2009 г. № 67-РЗ «О добровольных народных дружинах» Законом Новгородской области от 12 июля 2007 г. № 139-ОЗ «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Новгородской области»; Закон Костромской области от 1 апреля 2013 г. № 347-5-ЗКО «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Костромской области»; Закон Смоленской области от 30 апреля 2013 г. № 33-з «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области»; Закон Пензенской области от 20 февраля 2003 г. № 440-ЗПО «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области» и многие другие.
5 См.: Ст. 12 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 апреля 2014 г. № 14. ст. 1536.
6 Закон Ростовской области от 16 декабря 2009 г. № 348-ЗС «Об участии жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности» //Наше время. № 446-453. 23 декабря 2009 г.; Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 123 «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатском крае» // Официальные Ведомости, № 152-153, 30 сентября 2008 г.; Закон Республики Хакассия от 5 декабря 2005 г. № 92-ЗРХ «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Республики Хакассия»; Закон Ульяновской области от 1 марта 2007 г. № 23-ЗО «О добровольном участии граждан в охране общественного порядка на территории Ульяновской области» // Ульяновская правда. № 19(22.566). 3 марта 2007 г.
7 Закон Пензенской области от 20 февраля 2003 г. № 440-ЗПО «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. № 3. 12 марта 2003 г.
8 Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. № 69-КЗ «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка» // Ставропольская правда. № 303. 22 декабря 2007 г.
Политология. Схемы, таблицы. Учебно-метод. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИТИ, 2013. 303 с.
В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др. Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.