ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЕЛИСЕЕВ,
профессор кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка ВИПК МВД России,
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемы информационного обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, особое внимание уделено эффективным формам совместной деятельности органов внутренних дел и граждан по охране правопорядка. Рассматриваются и проанализированы цели взаимодействия МВД России с общественными объединениями. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности свидетельствует, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка позволяет органам внутренних дел оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях. Новизна статьи заключается в разработке целей и задач взаимодействия МВД России с общественными объединениями.
Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, общественные объединения правоохранительной направленности, информационное обеспечение, общественный порядок, внештатный сотрудник, добровольная народная дружина.
Abstract. Considers the problems of information support of interaction of internal Affairs bodies with public associations, special attention is given to effective forms of joint activity of internal Affairs bodies and citizens on law enforcement. Reviewed and analyzed the interoperability goals of the MIA of Russia on public associations. The methodological basis of the article formed by the current achievements of the theory of knowledge. In the process of the study were used General philosophical, theoretical, General philosophical methods (dialectics, systemic method, analysis, synthesis, analogy, deduction, observation, modeling), traditionally legal methods (formal logical), and the methods used in specific sociological studies (statistical, expert evaluation, etc.). The main conclusion that emerged from the research is that the experience of interaction of internal Affairs bodies with public associations of law enforcement focus shows that the direct participation of citizens in public order protection allows the police to promptly obtain accurate information about the facts of the committed and the committed crimes. Novelty of article consists in development of the goals and objectives of cooperation of the MIA of Russia on public associations.
Keywords: internal Affairs bodies, police, public associations of law enforcement focus, information security, public order, freelance, voluntary people's Druzhina.
Развитие конструктивного сотрудничества с сти рассматривается политическим руководством общественными формированиями в сфере обеспе- страны, Министерством внутренних дел Россий-чения правопорядка и общественной безопасно- ской Федерации в качестве стратегической задачи
кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции;
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АГАФОНОВ,
помощник начальника университета (по правовой работе) — начальник Правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, подполковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
в укреплении российской государственности, от решения которой во многом зависит ускорение процесса формирования общественных институтов. Общественность, гражданские институты являются важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и заинтересованное противодействие организованной преступности и коррупции, терроризму и экстремизму, наркоэкспансии и незаконной миграции. С активизацией деятельности общественных объединений в сфере правопорядка связывается решение задач укрепления духовно-нравственных ценностей и правовой культуры, создания атмосферы непримиримости граждан к преступности, нарушению их законных прав и свобод, предупреждения распространения преступной идеологии среди граждан, усиления профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Следует отметить, что руководством МВД России в последние годы предпринимались активные усилия по переводу взаимодействия с общественными объединениями из области диалога в область выработки, принятия и реализации конкретных решений по укреплению правопорядка и общественной безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях организации государственной власти. В настоящее время существует и развивается много эффективных организационно-правовых форм совместной деятельности органов внутренних дел и граждан по охране правопорядка: добровольные и казачьи дружины, внештатное сотрудничество и иные формы взаимодействия. Данные формирования насчитывают тысячи человек, что позволяет им помогать органам внутренних дел раскрывать десятки тысячи преступлений, выявлять сотни тысяч административных правонарушений.
Важным шагом в этом направлении было принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N° 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1, в котором, в частности регламентируются вопросы взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
Важнейшей составляющей взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями является информационное обеспечение, позволяющее осуществлять оперативное получение необходимых количественных и качественных
сведений о проблемах в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности, их обмен между заинтересованными сторонами, а также выработку необходимых решений по совершенствованию форм и методов правоохранительной деятельности, стимулированию общественных инициатив в правоохранительной сфере.
Руководством МВД России за последние годы проработан и реализуется целый комплекс организационно-правовых мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения взаимодействия служб и подразделений ведомства с общественными формированиями.
Между тем, в области информационного обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями наблюдаются и определенные проблемы, требующие своего теоретического и практического решения.
При этом следует иметь в виду и проблему готовности граждан к участию в совместной с полицией работе по поддержанию законности и охране общественного порядка, что реализуется в практической плоскости далеко не всегда успешно. В ряде случаев взаимодействие между органам внутренних дел и общественными объединениями отличается формализмом, а в деятельности специализированных подразделений сводится к механическому сбору информации о действующих общественных организациях; изучению их программ, уставов, особенностей работы.
Между тем, стратегической целью информационного обеспечения должно являться реальное содействие решению волнующих граждан проблем в правоохранительной сфере, создание благоприятных условий для «подключения» в нее гражданских инициатив. Это, в свою очередь, подразумевает разнообразие форм и методов информационной работы, совершенствование самого механизма информационного обеспечения. Важнейшим условием создания полноценного информационного обмена между органами внутренних дел и общественными объединениями должна стать информационная открытость самих органов внутренних дел.
В настоящее время существуют эффективные формы совместной деятельности органов внутренних дел и граждан по охране правопорядка:
добровольные и казачьи дружины, внештатное сотрудничество и иные формы деятельности.
Главными целями взаимодействия МВД России с общественными объединениями являются:
• создание эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями, обеспечивающими успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел задач;
• проведение в органах внутренних дел согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции и создание положительного образа сотрудника органов внутренних дел;
• распространение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел, разъяснение государственной политики в сфере внутренних дел;
• повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел.
Реализация поставленных целей осуществляется решением следующих задач:
• своевременным и объективным информированием граждан о государственной политике в сфере внутренних дел, а также о предпринимаемых МВД России мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью;
• созданием адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции;
• разработкой критериев информационной открытости органов внутренних дел и дальнейшим их совершенствованием;
• разработкой комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровне по организации обратной связи, повышением взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел через общественные объединения;
• участием в разработке организационно-правовых механизмов доступа граждан к открытой информации о деятельности МВД России;
• формированием открытых информационных ресурсов, повышением эффективности их применения;
• использованием возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями;
• воспитанием у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.
Формы взаимодействия с общественностью как внутри системы, так и за ее пределами могут быть самыми разнообразными. Прежде всего необходимо помнить, что взаимодействие как управленческая функция зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой социальные системы.
В нашей стране накоплен достаточно большой опыт взаимодействия органов внутренних дел и общественности. Однако возникают все новые и новые проблемы, требующие совместного разрешения, а именно:
1. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
2. Взаимодействие с различными конфессиями по предотвращению межнациональных конфликтов.
3. Профилактика уличной преступности и роль ДНД.
4. Взаимодействие органов внутренних дели различных политических образований в регионе по обеспечению общественного порядка.
5. Информационное обеспечение — одна из форм взаимодействия МВД России с общественностью.
6. Роль общественности в улучшении социальных условий сотрудников органов внутренних дел.
7. Проблемы кадрового «дефицита» и роль общественности в его уменьшении.
8. Общественные организации в органах внутренних дел. Опыт работы по направлениям: административное, социальное, культурно-массовое, физкультурно-спортивное, клубное и др.
Условиями, необходимыми для установления тесного взаимодействия с общественными органи-
зациями как внутри органа внутренних дел, так и за его пределами, являются:
• определение сфер взаимодействия, проблем, возникающих в них, роли и места органа внутренних дел и общественности в их решении;
• определение целей и задач взаимодействия в этих сферах (областях, направлениях);
• принятие совместных решений по организации взаимодействия, определение форм, методов, средств и т.д.;
• официальное оформление этих решений (подготовка уставов, положений, решений, договоров
и др.);
• подготовка совместных программ, планов работы по взаимодействию;
• совместная работа по реализации плановых мероприятий и участие в проведении внеплановых мероприятий (в случае изменения обстановки в регионе);
• контроль со стороны обеих заинтересованных сторон с анализом всей деятельности;
• широкое освещение результатов взаимодействия в СМИ, пропагандистская работа среди населения;
• постоянное совершенствование форм и методов совместной деятельности.
Участие населения придает подразделениям и службам органов внутренних дел дополнительные силы и возможности в борьбе с преступностью, формирует общественное мнение, которое позитивно влияет на изменение личности правонарушителей и укрепляет взгляды на состояние правопорядка законопослушной части населения. Отечественная история обеспечения правопорядка и опыт зарубежных стран красноречиво свидетельствуют, что эффективное решение задач охраны правопорядка и противодействия преступности невозможно без участия в этой работе общественности. И чем активней граждане и учреждаемые ими общественные институты оказывают содействие специально созданным профессиональным правоохранительным органам, чем разнообразней формы их участия, тем успешнее деятельность последних.
Сегодня стоит задача пробуждения в общественном сознании элементов наблюдательности, соседского присмотра и контроля, своевременного доведения информации до органов внутренних дел.
Общественность должна оказывать помощь полиции в сборе сведений о притонах пьянства и наркомании, проституции, скупщиках краденного, лицах, незаконно хранящих оружие, взрывчатые вещества, иные запрещенные к обороту предметы, угонщиках автомашин, экстремистах и гражданах, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.
На различных исторических этапах формировалась система гласных, можно сказать, прозрачных отношений сторон в охране правопорядка. Были периоды, когда активность населения в обеспечении безопасности была чрезвычайно высока, что диктовалось требованиями сложившихся жизненных условий. Сегодня у правоохранительных органов и общественных объединений единая задача — создать широкие возможности для реализации стремлений граждан сформировать правовые условия их деятельности, связанной с обеспечением по большому счету национальной безопасности.
Опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности свидетельствует, что непосредственное участие граждан позволяет органам внутренних дел оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях. Активное участие дружины в обеспечения правопорядка является примером «социального партнерства» между властью и населением, свидетельством доверия граждан к органам внутренних дел, поддержки принимаемых ими мер. Так, большинство дежурств дружинников проходят совместно с сотрудниками полиции, что позволяет последним увереннее действовать по пресечению правонарушений, имея надежную свидетельскую базу и не опасаясь необоснованных обвинений со стороны правонарушителей в нарушении законности и превышения полномочий. В конечном итоге участие общественности в охране общественного порядка является одной из форм гражданского контроля за деятельностью полиции.
Между тем, основной проблемой в развитии движения народных дружин, главным препятствием роста их рядов является отсутствие необходимых государственных гарантий его правовой и социальной защиты, что препятствует дальнейшему росту рядов народной дружины, повышению активности
участия населения в оказании содействия органам внутренних дел.
Другой важной проблемой является материально-техническое обеспечение народных дружин. К сожалению, ряд штабов дружин районов не располагают пригодными для работы помещениями, практически полностью отсутствуют средства оперативной радиосвязи, недостаточная обеспеченность средствами оргтехники, форменной одеждой. Не везде успешно решаются вопросы материального поощрения дружинников за активную работу, а ведь в составе дружин работают в основном представители не самых обеспеченных слоев населения: рабочие, студенты, пенсионеры, работники бюджетной сферы, научных учреждений оборонного комплекса и т.д.
Кроме того, в организации взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности имеются определенные сложности.
Прежде всего, необходимо отметить, что наибольшие результаты достигаются в тех районах, где руководителями местного самоуправления уделяется внимание созданию ДНД или аналогичных им организаций, вопросам материального стимулирования членов ДНД, их служебной деятельности и взаимодействия с органами внутренних дел. Отдельные руководители местных органов самоуправления не видят положительного эффекта от работы ДНД и других аналогичных объединений. Сотрудниками органов внутренних дел проводится разъяснительная работа по привлечению к охране общественного порядка и борьбе с преступностью граждан в составе народных дружин, положительный опыт работы общественных объединений правоохранительной направленности изучается и доводится до широкого круга депутатского корпуса и граждан. Однако руководители местного самоуправления подчас не желают рассматривать вопросы материального стимулирования граждан, несущих службу по охране общественного порядка, обеспечения дружинников средствами индивидуальной защиты и активной обороны, выделения помещений для организации работы штабов народной дружины и необходимого имущества, объясняя свое поведение отсутствием денежных средств в местных бюджетах. Отчасти это так, но преступность социальное зло, можно решить про-
блему можно только совместными комплексными мерами всех заинтересованных организаций и служб.
Литература
1. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1536.
2. Овчинникова Л.И. Правовые и организационные основы привлечения негосударственных субъектов правоохранительной направленности к охране общественного порядка. Дис... канд. юрид. наук. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2008.
3. Шкуркип С.И. Админисфативно-правовой статус общественных объединений правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка. Дис... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003.
4. Жеребцов A.B. Правоохранительные органы (история, теория, практика) // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ 2005. № 1. С. 82.
References
1. The Federal law from April 2, 2014. No. 44-FZ «About participation of citizens in public order protection», Collection of legislation of the Russian Federation, 07.04.2014, no. 14, article 1536.
2. Ovchinnikova L.I. Legal and organizational framework for the involvement of non-state actors law enforcement to protect public order. Dis... kand. the faculty of law. Sciences. M.: all-Russian research Institute of MIA of Russia, 2008.
3. Skurky S.I. Administative legal status of public associations of law enforcement focus in the sphere of protection of public order. Dis... kand. the faculty of law. Sciences. M.: Academy of management of MIA of Russia, 2003.
4. Stallions A.B. law Enforcement (history, theory, practice // journal of Ufa law Institute of MIA of the Russian Federation 2005. No. 1. P. 82.
1 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1536.