Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фактический контроль / удаленный выпуск / таможенный пост фактического контроля / центр электронного декларирования / цифровизация / автоматизация таможенных органов / actual control / remote release / customs post of actual control / electronic declaration center / digitalization / automation of customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снапкова Олеся Владимировна, Кулешов Александр Викторович

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия постов фактического контроля, расположенных в автомобильных пунктах пропуска с центрам и электронного декларирования и государственными контролирующими органами. При создании интеллектуального пункта пропуска отмечены проблемные вопросы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF ACTUAL CONTROL POSTS AT THE INTELLIGENT» CHECKPOINT

The article examines the issues of interaction of actual control posts located at automobile checkpoints with electronic declaration centers and state regulatory authorities. When creating an intelligent checkpoint, problematic issues are noted and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА»

УДК 339

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА

Снапкова Олеся Владимировна

Северо-Западное таможенное управление, начальник отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами службы организации таможенного контроля; ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», аспирант, e-mail:pavlovskaya-a@yandex.ru

Кулешов Александр Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, канд. техн. наук, доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия постов фактического контроля, расположенных в автомобильных пунктах пропуска с центрам и электронного декларирования и государственными контролирующими органами. При создании интеллектуального пункта пропуска отмечены проблемные вопросы и предложены пути их решения

Ключевые слова: фактический контроль; удаленный выпуск; таможенный пост фактического контроля; центр электронного декларирования; цифровизация, автоматизация таможенных органов

INTERACTION OF ACTUAL CONTROL POSTS AT THE INTELLIGENT» CHECKPOINT

Snapkova Olesya V.

North-West Customs Administration, Head of the Department for the Organization of the Functioning of Checkpoints and Interaction with Control Bodies of the Customs Control Organization Service; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «The Herzen State Pedagogical University of Russia Herzen University», Postgraduate Student, e-mail:pavlovskaya-a@yandex.ru

Kuleshov Alexander V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

The article examines the issues of interaction of actual control posts located at automobile checkpoints with electronic declaration centers and state regulatory authorities. When creating an intelligent checkpoint, problematic issues are noted and ways to solve them are proposed

Keywords: actual control; remote release; customs post of actual control; electronic declaration center; digitalization, automation of customs authorities

Для цитирования: Снапкова О.В., Кулешов А.В. Взаимодействие постов фактического контроля в интеллектуальном пункте пропуска // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 2(90). С. 56-59.

Согласно Стратегии развития таможенных органов до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, [1] автоматизация и цифровизация процессов перемещения товаров и взаимодействие между участниками ВЭД должны найти свое отражение в модели интеллектуального пункта пропуска.

Модель интеллектуального пункта пропуска предполагает непрерывный сквозной процесс перемещения товаров и транспортных средств через пункт пропуска. Для этой цели технологические элементы интеллектуального пункта пропуска должны позволять проводить операции и осуществлять все виды государственного контроля в короткие сроки и с высокой эффективностью.

В основе интеллектуальной модели пункта пропуска лежит максимальная автоматизация

процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта.

Ряд процессов, которые в настоящее время не автоматизированы либо автоматизированы не в полном объеме, будут реализовываться без участия должностных лиц государственных контролирующих органов, например, получение данных с весогабаритных комплексов и систем считывания и распознавания регистрационных номеров при прохождении транспортного контроля, анализ снимков инспекционных досмотровых комплексов (ИДК) (потокового портального типа) с использованием элементов искусственного интеллекта (рис. 1).

Из представленной модели видно, что в интеллектуальном пункте пропуска

Рис. 1. Модель «интеллектуального автомобильного пункта пропуска», разработанная ФТС России [2]

в автоматическом режиме должно происходить помещение товаров не только под таможенную процедуру транзита, но и под таможенные процедуры, избранные декларантом. Это предполагает, что в автоматическом режиме должна применяться технология удаленного выпуска, т.е. должно происходить взаимодействие интеллектуального пункта пропуска с центром электронного декларирования (далее - ЦЭД) тоже в автоматическом режиме.

Для функционирования предложенной модели в максимальной степени автоматизации должны быть подвергнуты следующие, существующие этапы перемещения транспортных средств международной перевозки товаров:

- этап до прибытия транспортного средства в пункт пропуска;

- этап прибытия транспортного средства в пункт пропуска;

- этап регистрации уведомления о прибытии транспортного средства в пункт пропуска;

- этап декларирования с применением технологии удаленного выпуска;

- этап убытия из пункта пропуска.

Учитывая вышеуказанные этапы автоматизации, перспективная модель автомобильного пункта пропуска должна, в том числе обеспечивать реализацию и технологии удаленного выпуска товаров из пункта пропуска.

Для этой цели целесообразно уже сейчас начинать прорабатывать изменения в законодательстве ЕАЭС. В частности, рассмотреть закрепление на законодательном уровне возможность указания в предварительной информации как кода таможенной процедуры, так и кода ЦЭД. Так, например, данное предложение закрепить в п.5 решения коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 56 [3]. Наличие такой предварительной информации позволит на этапе регистрации уведомления о прибытии товаров информировать соответствующий ЦЭД о факте прибытия товаров в пункт пропуска. В результате положительного обмена информацией с ЦЭД товар

выпускается с заявленной таможенной процедурой (кроме таможенного транзита) и в ЦЭД направляется информационное сообщение, подтверждающее выпуск товара.

В результате автоматизации таких этапов с применением искусственного интеллекта безрисковые поставки товаров могут перемещаться транспортными средствами практически без остановки в пункте пропуска.

В случае выявления рисковой ситуации такая информация с указанием «срабатывания» профиля или профилей риска в автоматическом режиме направляется в комплекс программных средств таможенного поста фактического контроля (далее -ТПФК), расположенного в пункте пропуска. ТПФК будет применять формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые содержатся в профиле или профилях риска.

В комплекс программных средств ТПФК из интеллектуального пункта должна также поступить информация о таможенной процедуре, под которую должен быть помещен товар, и код ЦЭД, куда после проведения диспетчеризации поданной декларантом электронной декларации на товар поступит электронная декларация. Если заявлена таможенная процедура отличная от таможенной процедуры таможенного транзита, то реализуется взаимодействие таможенного поста фактического контроля и ЦЭД по технологии удаленного выпуска товаров.

В настоящее время ЦЭД и ТПФК осуществляется по четырем основным направлениям [3]:

Подтверждение размещения товаров, ввезенных на территорию РФ, на СВХ, в ином месте временного хранения или прилегающей к СВХ зоне или иному месту временного хранения (зоне таможенного контроля) (ЗТК), в целях принятия решения о регистрации декларации на товар.

2. Проведение проверки документов и сведений, заявленных в графе 44 ДТ, путем сопоставления

Рис. 2. Взаимодействие ТПФК в интеллектуальном пункте пропуска

информации, заявленной в ЭДТ, и информации, содержащейся в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных сопроводительных документах.

3. Применение в отношении декларируемых товаров фактического таможенного контроля (досмотра/осмотра, отбора проб и (или) образцов).

4. Представление оригинала сертификата о происхождении товаров на бумажном носителе (при необходимости).

В перспективной модели автомобильного пункта пропуска взаимодействие ТПФК и ЦЭД будет происходить только тогда, когда интеллектуальным пунктом пропуска будут выявлены рисковые поставки товаров. В общем плане схема такого взаимодействия представлена на рис. 2.

В случае срабатывания рисковой поставки «интеллектуальный» пункт пропуска передает эту информацию на ТПФК. При взаимодействии ТПФК и ЦЭДа, в котором размещена электронная декларация на товар, нет необходимости заниматься подтверждением размещения товаров в зоне таможенного контроля, т.к. эти операции были совершены «интеллектуальным» пунктом пропуска.

При применении технологии удаленного выпуска может возникнуть ситуация, когда ЦЭД отказывает в выпуске товара, например, по причине проведения экспертизы товара для определения кода товара в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС.

На период подготовки и подачи новой ДТ и устранения причин отказа в выпуске товар должен быть размещен на временное хранение. В автомобильных пунктах пропуска склады временного хранения, как правило, отсутствуют. Следовательно, такой товар надо поместить под таможенную процедуру таможенного транзита для его доставки во внутренний таможенный орган или ближайший СВХ, расположенный в регионе деятельности пункта прибытия, что значительно увеличивает время выпуска товара.

Для того чтобы технология удаленного выпуска работала в «потоковом» порядке целесообразно рассмотреть вопрос о создании СВХ в автомобильных пунктах пропуска. Наличие СВХ в автомобильных пунктах пропуска позволит минимизировать простои транспортного средства при отказе выпуска декларации на товар ЦЭД и реализовывать технологии удаленного выпуска с СВХ, расположенного в пункте пропуска.

Кроме того, в настоящее время ряд разрешительных документов на перемещаемые товары представляется перевозчиком на ТПФК в бумажном виде. В перспективной модели интеллектуальный пункт пропуска работает только с электронными документами. В связи с чем уже сейчас необходимо обратить внимание на перевод бумажных документов в электронный образ.

Целесообразно разрешительные документы на перемещаемые товары в виде сканов размещать в единой информационной системе «интеллектуального» пункта пропуска.

В случае срабатывания риска по разрешительным документам на перемещаемый товар дальнейшее совершение таможенных операций, связанных с помещением товара под избранную таможенную процедуру, будет производить ТПФК совместно с ЦЭД. В случае получения из ЦЭД запроса по подтверждению, например достоверности сертификата страны происхождения ТПФК будет запрашивать оригинал этого документа у перевозчика и после его сверки с электронным сканом отправит результат сверки в ЦЭД.

Перспективная модель автомобильного пункта пропуска с применением искусственного интеллекта направлена на ускорение прохождения таможенного контроля в пункте пропуска, но если будут выявляться рисковые товары, то дальнейшее совершение таможенных опе-

раций и проведение таможенного контроля возлагается на ТПФК. В данной ситуации прохождение таможенного контроля товаров в пункте пропуска будет зависеть от отлаженного взаимодействия ТПФК и ЦЭД.

Стоит отметить, что подготовленные ФТС России в целях реализации Стратегии предложения по разработке перспективных моделей интеллектуального автомобильного, железнодорожного и морского пунктов пропуска были направлены в Минтранс России и распоряжением Минтранса России от 21.10.2022 № ВС-270-р [5] такие модели были утверждены. Реализация на практике «интеллектуальных» моделей должна была начаться в 2025 г., однако в распоряжение внесены изменения и их реализация перенесена на 2027 г.

В переносе даты реализации модели можно отметить и положительный момент. Сегодня в ряде автомобильных пунктов пропуска уже начата апробация разных элементов «интеллектуального» пункта пропуска - это и эксперимент по применению портальных ИДК, электронная очередь, система управления пунктом пропуска.

Таким образом, возможно именно результаты применения этих элементов в разных пунктах пропуска, с разными особенностями позволят выявить проблемные вопросы, в том числе по взаимодействию ТПФК с интеллектуальным пунктом пропуска и ЦЭД, которые будут учтены при реализации на практике «интеллектуального» пункта пропуска в 2027 году.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

2. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне. Стенограмма выступления В.Ю. Скибы на Международном таможенном фору-ме-2021. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/

3. Решение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом» // СПС «Консультант Плюс».

4. Муратов P.A., Александров Д.Л. Взаимодействие центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в условиях разделения документального и фактического таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 81-90.

5. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2022 № BC-270-p «О перспективных моделях автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, используемых в качестве стандарта при строительстве, реконструкции, оборудовании и техническом оснащении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.