Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предварительное декларирование / интеллектуальный пункт пропуска / таможенные операции / pre-declaration / smart checkpoint / customs operations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллова Дарья Аркадьевна

В статье рассматривается технология предварительного декларирования. Стратегическая задача внедрения технологии интеллектуального пункта пропуска предполагает на базе автоматизированных технологий таможенного контроля осуществление выпуска товарных партий, отнесенных к низкому уровню риска по результатам таможенного контроля в интеллектуальном пункте пропуска. С точки зрения совершения таможенных операций обеспечить такую возможность может технология предварительного декларирования товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PRE-DECLARATION TECHNOLOGY AT AN SMART CHECKPOINT

The article discusses the technology of preliminary declaration. The strategic task of implementing the technology of an intelligent checkpoint involves, on the basis of automated customs control technologies, the release of consignments of goods classified as low risk based on the results of customs control at an intelligent checkpoint. From the point of view of customs operations, such an opportunity can be provided by the technology of preliminary declaration of goods.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА»

УДК 339.543

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА

Кириллова Дарья Аркадьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, e-mail: kiridaria@yandex.ru

В статье рассматривается технология предварительного декларирования. Стратегическая задача внедрения технологии интеллектуального пункта пропуска предполагает на базе автоматизированных технологий таможенного контроля осуществление выпуска товарных партий, отнесенных к низкому уровню риска по результатам таможенного контроля в интеллектуальном пункте пропуска. С точки зрения совершения таможенных операций обеспечить такую возможность может технология предварительного декларирования товаров

Ключевые слова: предварительное декларирование; интеллектуальный пункт пропуска; таможенные операции

APPLICATION OF PRE-DECLARATION TECHNOLOGY AT AN SMART CHECKPOINT

Kirillova Daria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Operations and Customs Control, e-mail: kiridaria@yandex.ru

The article discusses the technology of preliminary declaration. The strategic task of implementing the technology of an intelligent checkpoint involves, on the basis of automated customs control technologies, the release of consignments of goods classified as low risk based on the results of customs control at an intelligent checkpoint. From the point of view of customs operations, such an opportunity can be provided by the technology of preliminary declaration of goods

Keywords: pre-declaration; smart checkpoint; customs operations

Для цитирования: Кириллова Д. А. Применение технологии предварительного декларирования в интеллектуальном пункте пропуска // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 2(90). С. 30-33.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) предполагает создание цифровой таможни на базе таких современных технологий, как искусственный интеллект, алгоритмы работы с большими данными. Возможности этих технологий позволяют автоматизировать расшифровку снимков, полученных с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), совершение операций по таможенному контролю в пункте пропуска, регистрацию объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, сверку сведений, содержащихся в таможенной декларации, со сведениями в разрешительных документах, оценку уровня риска каждой товарной партии, а также обеспечить реализацию системы прослеживаемости товаров, использование механизма «единого окна», реализацию глобальной системы транзита и организацию пропуска товаров, перемещаемых беспилотным транспортом [1]. Целью внедрения указанных технологий, безусловно, является ускорение и упрощение прохождения таможенного контроля при осуществлении внешнеэкономи-

ческой деятельности.

В Стратегии - 2030 отмечается, что по направлению таможенного администрирования основным сдерживающим фактором развития таможенных технологий на государственной границе России является необустроенность пунктов пропуска. В связи с этим Стратегией - 2030 в качестве приоритетов развития материально-технической составляющей пунктов пропуска, которые должны применяться при строительстве, реконструкции и модернизации пунктов пропуска на границе Российской Федерации, определены стандарты максимальной автоматизации совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта - модель «интеллектуального» пункта пропуска (ИПП). Целью развития указанного направления является создание максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и оптимизация деятельности контрольных органов. Одной из задач, которая должна быть решена с помощью указанных технологий, является создание условий для безостановочного движения транспортных средств при перемещении товаров

низкого уровня риска через пункт пропуска Российской Федерации, в том числе с использованием транспортно-логистической инфраструктуры, находящейся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [1].

Единая информационная система, являющаяся основой функционирования ИПП (ЕИС ИПП) должна обеспечиваться перспективными технологическими решениями и перспективными информационными технологиями: автоматизированные ИДК, весогабаритные комплексы, считывание номеров, автоматизированный анализ снимков ИДК с использованием элементов «искусственного интеллекта» и базы данных эталонных снимков ИДК, возможность удаленного контроля за действиями должностных лиц таможенных органов при проведении таможенных досмотров [1]. Другими словами, модель ИПП предполагает автоматизацию фактических действий по таможенному контролю транспортного средства международной перевозки (ТСМП) и товаров, следующих на этом транспортном средстве. Другой немаловажной составляющей ЕИС ИПП должна являться информационная составляющая - сведения о перемещаемых товарах и ТСМП, загружаемых в информационную систему таможенных органов. В настоящее время сведения о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах поступают в Единую информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО) в составе предварительной информации при декларировании таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе предварительного, а также при предварительном таможенном декларировании товарной партии. Эти сведения присутствуют или могут присутствовать в ЕАИС ТО до фактического прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Далее, в ходе последовательного совершения таможенных операций в ЕАИС ТО, подгружается информация о регистрации прибытия, выпуска в соответствии с процедурой таможенного транзита, а также о помещении товаров на временное хранение и о выпуске (в случае, если подавалась предварительная декларация на товары) или декларировании и выпуске без использования предварительного декларирования.

Модель ИПП представляет интерес с точки зрения влияния на совершение таможенных операций, перечень которых остается неизменным. Таможенные операции прибытия, убытия, временного хранения, декларирования и выпуска составляют основу таможенного оформления. В ходе совершения этих таможенных операций таможенные органы Российской Федерации реализуют свои полномочия по проведению таможенного контроля. На этапе совершения каждой из этих таможенных операций реализована система управления рисками. ИПП, не меняя содержание таможенных операций, может обеспечить автоматиза-

цию их совершения, а также позволит оптимизировать нагрузку на должностных лиц таможенных органов за счет ее перераспределения.

Однако не только ИПП может повлиять на совершение таможенных операций. Существующие особенности совершения таможенных операций, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) могут использоваться в модели ИПП и расширить его возможности в части упрощения и ускорения перемещения товаров через таможенную границу.

ТК ЕАЭС определяет предварительное декларирование как особенность таможенного декларирования, связанную с изменением последовательности совершения таможенных операций. Стандартная последовательность таможенных операций предусматривает совершение таможенных операций после ввоза иностранных товаров, начиная с прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, далее временное хранение, декларирование и выпуск товаров. При предварительном таможенном декларировании таможенной операции прибытия товаров на таможенную территорию этому предшествует таможенное декларирование товаров. Предварительная декларация на товары (ПТД) может быть подана таможенному органу до ввоза товаров или после ввоза на таможенную территорию, но до прибытия в место доставки при перевозке по процедуре таможенного транзита. Предварительное декларирование может применяться только при ввозе иностранных товаров, для товаров ЕАЭС применение предварительного декларирования не предусмотрено. Все особенности таможенного декларирования связаны с возможностью отсутствия некоторых сведений в таможенной декларации. В случае с предварительным декларированием допускается указать в декларации на товары только сведения о виде транспорта (графы 25 и 26 декларации на товары) и не указывать сведений о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, (т.е. могут не заполняться графы 18 и 21 декларации на товары). Также при предварительном таможенном декларировании допускается не указывать сведения об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, т.е. может быть не полностью заполнена графа 44 декларации на товары.

ПТД подается в таможенный орган и регистрируется при соблюдении условий, установленных п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС. Правом ЕАЭС предусмотрено, что при предварительном таможенном декларировании может не соблюдаться требование об обязательном нахождении декларируемых товаров на территории государства ЕАЭС, таможенному органу которого подается ПТД (ст. 109 и 111 ТК ЕАЭС) [2].

Если в течение 30 календарных дней после регистрации ПТД декларантом не совершены

определенные ТК ЕАЭС таможенные операции, таможенный орган принимает решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных в ПТД.

В течение 30 дней после регистрации ПТД декларант должен осуществить ввоз товаров, сведения о которых указаны в ПТД, разместить их в зоне таможенного контроля, указанной в графе 30 ПТД и уведомить таможенный орган о таком размещении товаров. В отношении товаров, перевозимых водным видом транспорта, должно быть обеспечено их размещение в месте прибытия на таможенную территорию, указанном в ПТД. ТК ЕАЭС делегирована возможность государствам ЕАЭС устанавливать правило, по которому товары могут размещаться в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, зарегистрировавшего ПТД. Система таможенных органов, выстроенная в Российской Федерации к 2020 г. в соответствии со Стратегией - 2020, как раз предусматривает размещение товаров в регионе деятельности таможенных постов фактического контроля (ТПФК) и подачу таможенной декларации на таможенный пост - центр электронного декларирования [3]. Это правило применяется не только при предварительном таможенном декларировании. Товары могут быть размещены в регионе деятельности любого ТПФК, декларация на товары регистрируется таможенными постами - центрами электронного декларирования (ТП ЦЭД) в соответствии с правилами диспетчеризации, формализованными в приказе Министерства финансов России от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» [4].

Кроме фактического ввоза товаров, их размещения в зоне таможенного контроля и уведомления об этих таможенных операциях таможенного органа декларант также должен обеспечить внесение изменений или дополнений в ПТД, т.е. представить корректировку декларации на товары на таможенный пост - ЦЭД или уведомить этот таможенный пост об отсутствии необходимости внесения таких изменений и дополнений. Для дополнения сведений, которые не были заявлены в предварительной таможенной декларации, а также для уточнения заявленных сведений применяется порядок, предусмотренный ст. 112 ТК ЕАЭС для внесения изменений в таможенную декларацию.

Использование технологии предварительного декларирования позволит принимать решение о выпуске товарных партий с низким уровнем риска, в отношении которых при проведении таможенного контроля в пункте пропуска не выявлены признаки возможных нарушений или несоответствие заявленных в ПТД сведений фактическим сведениям о ввозимых товарах, непосредственно при нахождении товаров в ИПП. Таким образом, применение технологии предварительного декларирования позволит сократить

количество товарных партий, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита и на временное хранение.

В рамках Международного таможенного форума, проходившего в октябре 2023 в Москве и.о. руководителя ФТС России Р.В. Давыдовым в ходе панельной сессии «Ускорение трансграничных операций - ключ к развитию новой международной торговли России» было отмечено, что процент предварительного декларирования на сегодняшний день составляет незначительную цифру [5]. В этой связи стоит отметить, что современные технологии таможенного контроля, такие как, например, авторегистрация таможенной декларации и технология предварительного декларирования, повышают уровень требований к профессиональным компетенциям участников ВЭД, декларантов и лиц, осуществляющих оказание услуг в сфере таможенного дела, в первую очередь - к таможенным представителям. Так, технология авторегистрации обеспечит ускорение совершения таможенных операций, если таможенная декларация будет заполнена без ошибок. Допущенные при заполнении таможенной декларации ошибки могут являться критическими для алгоритма авторегистрации, и декларация будет направлена на ручной контроль должностного лица таможенного органа, что влечет увеличение времени на проведение данного этапа таможенного контроля.

При предварительном таможенном декларировании опасения декларанта связаны с возможными ошибками, допущенными иностранным контрагентом при отправке товара в Российскую Федерацию, что может повлечь за собой несоответствие сведений, заявленных в ПТД, и сведений о фактически ввезенных на таможенную территорию товарах.

При применении технологии предварительного декларирования в отношении товарных партий, следующих через ИПП, взаимодействие таможенных органов, расположенных в ИПП (ЕИС ИПП), и ТП ЦЭД, зарегистрировавшего ПТД, может быть организовано с использованием технологии удаленного выпуска с учетом особенностей функционирования ИПП. Функции ТПФК будет выполнять ЕИС ИПП, а также таможенный орган, расположенный в пункте пропуска.

Существующая технология удаленного выпуска предполагает взаимодействие ТПФК и ТП ЦЭД на трех этапах: при регистрации декларации на товары; при проведении сверки сведений, заявленных в декларации на товары со сведениями, полученными при фактическом прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС; при выявлении необходимости проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра, таможенного досмотра, а также при принятии решения о назначении таможенной экспертизы.

Если рассматривать взаимодействие ИПП

и ТП ЦЭД при предварительном декларировании с использованием технологии удаленного выпуска, можно сделать вывод об отсутствии необходимости взаимодействия на первом этапе регистрации ПТД. На втором этапе должна осуществляться сверка сведений, заявленных в ПТД, с фактическими сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах на ввозимую товарную партию, и сведениями, полученными в ходе проведения автоматизированного таможенного контроля с использованием технологий ИПП. Такая сверка будет возможной и эффективной при представлении товаросопроводительных документов в электронном формализованном виде. В случае отсутствия расхождений, признаков нарушений, при соблюдении установленных условий (например, отнесение ввозимой товарной партии к низкому уровню риска) в автоматическом режиме может быть принято решение об автовыпуске товаров, находящихся в ИПП. В случае выявления расхождения сведений, при несоблюдении установленных условий, возможно рассмотреть разные варианты. Может быть принято решение о проведении таможенного досмотра в ИПП или с использованием инфраструктуры, распложенной в непосредственной близости от ИПП. Также, вероятным может быть решение о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. В этом случае электронная транзитная декларация может формироваться автоматически, с использованием информации, содержащейся в ПТД, а также в предварительной информации, представленной перевозчиком.

Учитывая особенности функционирования ИПП и принятия решений таможенными и иными государственными контролирующими органами в условиях функционирования ИПП, перспективным представляется рассмотрение вопроса по использованию единого универсального таможенного документа, содержащего необходимые сведения о перемещаемых товарах в объеме, который перекрывает объем информации в декларации на товары, транзитной декларации и предварительной информации. Такой универсальный таможенный документ позволит обеспечить его

однократное представление в таможенные органы, использование для совершения различных таможенных операций (выпуска в соответствии с основной таможенной процедурой, выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, регистрации прибытия, помещения на временное хранение), обеспечит гибкость и сократит время принятия решений таможенным органом, а также позволит избежать многократного представления информации участником ВЭД.

Таким образом можно сказать, что право ЕАЭС содержит технологии совершения таможенных операций, которые могут быть использованы при построении модели ИПП и позволят использовать весь потенциал ИПП для ускорения и упрощения совершения таможенных операций.

Библиографический список:

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rsl388/.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_215315/.

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201809280005.

4. Приказ Минфина России от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций». URL: https://www. alta.ru/tamdoc/21a00051/.

5. Международный таможенный форум 2023. URL: https://mtfprogram.ru/accelerationfcrossrus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.