Научная статья на тему 'УЧЕТ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ'

УЧЕТ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповалова М.А., Кириченко А.В.

В статье рассматривается роль таможенных органов как неотъемлемого звена транспортно-логистической системы. Исследованы таможенные операции и формы таможенного контроля. В качестве основных рассмотрены: предварительное информирование, таможенное декларирование, предварительное декларирование, таможенный досмотр и осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов. Выявлено, что участники внешнеэкономической деятельности проявляют негативное отношение ко многим нововведениям, связанных с таможенным администрированием, между государственными органами в пунктах пропуска существуют разногласия при проведении различных видов контроля, а также технологические схемы обработки грузов в морских портах не всегда учитывают особенности деятельности таможенных органов. В работе отмечено, что основными факторами длительного хранения грузов и увеличения расходов в порту являются грузовые операции, связанные с перемещением грузов в зону проведения таможенного досмотра, растаркой и обратной затаркой груза в транспортное средство, в том числе в контейнер, и хранением. Сделаны заключения об использовании предварительного декларирования взамен предварительного информирования и таможенного декларирования для морских грузов, по которым декларант сформировал пакет таможенных документов до прибытия судна в порт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаповалова М.А., Кириченко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR CUSTOMS OPERATIONS IN TRANSPORT LOGISTICS PLANNING

Article discusses the role of customs authorities as an integral part of the transport and logistics system. Customs operations and forms of customs control are investigated. As the main ones, preliminary information, customs declaration, preliminary declaration, customs inspection and inspection using inspection and inspection complexes are considered. It was revealed that participants in foreign economic activity show a negative attitude to many innovations related to customs administration, there are disagreements between state bodies at checkpoints when conducting various types of control, and technological schemes for handling cargo in seaports do not always take into account the specifics of the activities of customs authorities. The paper notes that the main factors for long-term storage of goods and an increase in costs in the port are cargo operations related to the movement of goods to the customs inspection area, unloading and repacking of cargo into a vehicle, including into a container, and storage. Conclusions are made on the use ofpreliminary declaration instead ofpreliminary information and customs declaration for sea cargo, for which the declarant has formed a package of customs documents before the vessel arrives at the port.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ»

УДК: 656.071.35, 656.073.51 DOI 10.52375/20728689_2022_2_208

учет таможенных операций в планировании транспортной

логистики

Шаповалова м.А., старший преподаватель кафедры «Управление транспортными системами», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала

С.О. Макарова», e-mail: mciveleva@mail.ru кириченко А.Б., д.т.н., к.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Порты и грузовые терминалов», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени

адмирала С.О. Макарова», e-mail: kirichenkoav@gumrf.ru

В статье рассматривается роль таможенных органов как неотъемлемого звена транспортно-логистической системы. Исследованы таможенные операции и формы таможенного контроля. В качестве основных рассмотрены: предварительное информирование, таможенное декларирование, предварительное декларирование, таможенный досмотр и осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов. Выявлено, что участники внешнеэкономической деятельности проявляют негативное отношение ко многим нововведениям, связанных с таможенным администрированием, между государственными органами в пунктах пропуска существуют разногласия при проведении различных видов контроля, а также технологические схемы обработки грузов в морских портах не всегда учитывают особенности деятельности таможенных органов. В работе отмечено, что основными факторами длительного хранения грузов и увеличения расходов в порту являются грузовые операции, связанные с перемещением грузов в зону проведения таможенного досмотра, растаркой и обратной затаркой груза в транспортное средство, в том числе в контейнер, и хранением. Сделаны заключения об использовании предварительного декларирования взамен предварительного информирования и таможенного декларирования для морских грузов, по которым декларант сформировал пакет таможенных документов до прибытия судна в порт.

Ключевые слова: логистические услуги, морской транспорт, транспортная логистика, транспортно-логистическая система, таможенные операции, таможенные органы

ACCOUNTING FOR CUSTOMS OPERATIONS IN TRANSPORT LOGISTICS

PLANNING

Shapovalova M., Lecturer, Transport Systems Management chair, FSBEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping», e-mail: mciveleva@mail.ru Kirichenko A., Doctor of Technical Sciences, Ph.D., Professor, Head of the Ports and Cargo Terminals chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State

University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kirichenkoav@gumrf.ru

Article discusses the role of customs authorities as an integral part of the transport and logistics system. Customs operations and forms of customs control are investigated. As the main ones, preliminary information, customs declaration, preliminary declaration, customs inspection and inspection using inspection and inspection complexes are considered. It was revealed that participants in foreign economic activity show a negative attitude to many innovations related to customs administration, there are disagreements between state bodies at checkpoints when conducting various types of control, and technological schemes for handling cargo in seaports do not always take into account the specifics of the activities of customs authorities. The paper notes that the main factors for long-term storage of goods and an increase in costs in the port are cargo operations related to the movement of goods to the customs inspection area, unloading and repacking of cargo into a vehicle, including into a container, and storage. Conclusions are made on the use ofpreliminary declaration instead ofpreliminary information and customs declaration for sea cargo, for which the declarant has formed a package of customs documents before the vessel arrives at the port.

Keywords: logistics services, maritime transport, transport logistics, transport and logistics system, customs operations, customs authorities,

Введение

Развитие путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств, логистических объектов, взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности, операторов грузовых терминалов, перевозчиков, государственно-контролирующие органы представляет собой целостную транспортно-логистическую систему [1]. Это взаимодополняющее сочетание видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории, в котором значительную часть международных перевозок берет на себя морской вид транспорта. В настоящий момент, стадия развития международных логистических цепей поставок может характеризоваться двумя аспектами - глобализацией международной экономики и глобальным научно-техническим и экономическим переворотом, что создает новые потребности потребителей в логистических услугах [2]. Из-за увеличения количества совершаемых международных перевозок и применения таможенного транзита через иностранные государства роль таможенных органов в логистике при международной транспортировке грузов существенно увеличилась.

Актуальность развития сферы таможенного администрирования и терминального обслуживания грузов в зоне деятельности морских портов Российской Федерации вызвана изменением направления грузовых потоков и высоким потреблением импортных товаров в стране. Правительством РФ активно внедряются и реализовываются стратегии по развитию таможенной и транспортной сфер, в условиях формирования высокого транспортного потенциала за счет таможенных инструментов, внедрения информационно-технологических инноваций, направленных на

развитие системы таможенных услуг и сокращение времени совершения таможенных операций [3].

В научном исследовании проводится анализ влияния деятельности таможенных органов в морских портах как составляющего звена транспортно-логистической системы. Использование предварительного информирования и предварительного декларирования, таможенного декларирования, создание центров электронного декларирования, сокращение сроков выпуска упрощает и ускоряет процесс представления сведений о прибытии товаров, декларирования, проведения таможенного и иных видов государственного контроля [4]. Несмотря на это участники внешнеэкономической деятельности проявляют низкую заинтересованность к перечисленным нововведениям или при их внедрении участвует сравнительно малая доля участников внешнеэкономической деятельности, между государственно-контролирующими органами операторами грузовых терминалов существуют разногласия при взаимодействии в проведении таможенного и иных видов контроля за перемещением товаров, а технологические схемы обработки грузов не всегда учитывают особенности предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морских потов.

Практическая значимость исследования также выражена в установлении особенностей участия таможенных органов РФ в отдельных видах государственного контроля в морских пунктах пропуска, во взаимодействии с оператором грузового терминала и участниками внешнеэкономической деятельности, а также в определении ключевой роли предварительного декларирования как эффективного механизма снижения времени нахождения груза на территории грузового терминала.

Методы и материалы

В каждом порту и на границе в пунктах пропуска импортные товары обязаны быть помещены под таможенные процедуры или размещены на складах временного хранения в ожидании подготовки полного комплекта документов. В типичной транспортно-логистической схеме грузы подвергаются таможенным операциям как минимум дважды - один раз в стране отправления с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта и один раз в стране назначения с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В такой цепочке государственно-контролирующие органы могут применять различные формы контроля, в том числе осмотр, осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК), досмотр, взвешивание, пересчет количества грузовых мест, взятие проб и образцов и пр. Таким образом, порты и приграничные пункты пропуска, где совершаются таможенные операции и проводятся государственные виды контроля являются неотъемлемой частью международных транспортно-логистических цепей.

Длительное нахождение груза на терминале морского порта может значительно повлиять на торговые отношения между участниками различных государств, а также увеличить стоимость и время международных грузовых перевозок. В статье рассматриваются возможные варианты таможенных операций, при которых груз может задерживаться в морском порту. К таким операциям относятся принятие решения о выгрузке при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, декларирование с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита, проведение государственных видов контроля с применением досмотра, осмотра и прочих форм контроля. При длительном нахождении груза в порту, которое связано с вышеперечисленными факторами, грузовладельцы сталкиваются с дополнительными расходами по перемещению грузов в зону проведения таможенного досмотра, растаркой и обратной затаркой груза в транспортное средство, в том числе в контейнер, и хранением.

Таможенные органы - это звено правоохранительных структур, которое осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета страны, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные сборы, пошлины и налоги. Система таможенных органов - это

централизированная система, в которую входят Федеральная таможенная служба Российской Федерации, таможенные управления в регионах Российской Федерации, учреждения для обеспечения таможенной деятельности, таможни и таможенные посты [5]. В данной системе также присутствуют лаборатории, научные и исследовательские центры, образовательные учреждения и другие организации. Под контролем таможенных органов находятся склады временного хранения, постоянные и временные зоны таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют свою деятельность в определенных точках транспортного пути, в целом формируя единую транспортно-логистическую систему вместе с другими участниками. Для обозначения места таможенных органов в международной транспортно-логистической системе, обратимся к рис. 1.

Таможенные органы принимают решение о ввозе товаров и об их выгрузке на основании предварительной информации, поданной перевозчиком до прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза [6]. Сегодня предварительная информация содержит объем данных, практически равный сведениям, заявляемых при таможенном декларировании товаров. В предварительном информировании таможенных органов о прибытии морских судов и товаров содержится информация о морском грузовом судне в соответствие с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства и ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) о рейсе транспортного средства, портах отправления и назначения, грузах, размещенных на борту морского судна, отправителе и получателе товаров, признаки животного или растительного происхождения в целях проведения ветеринарного и фитосанитарного контроля, номерах коносаментов, количество грузовых мест, вес брутто и нетто, код товара на уровне шести знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), количество и номера контейнеров, место выгрузки товаров [6].

Однако существуют сведения о товаре, которые не обязательны для представления в таможенный орган при подаче предварительного информирования. К примеру, такими сведениями являются стоимость товаров, код товара, превышающий шестизначный код согласно ТН ВЭД ЕАЭС, количество товаров в дополнительных единицах, наименование товаров в соответствие с коммерческими документами, номера и даты составления коммерческих документов,

Рис.1 Таможенные операции в планировании транспортной логистики

Проведение таможенного досмотра

Запрос документов н сведений

Результаты проверки декларации на товары системой управления рисками

Проведение таможенного осмотра с примененне ннсиехционно-досмотрояым комплексом

Таможенная экспертиза

Взвешивание

Пересчет грузовых мест

Запрос документов и сведений

Рис. 2. Возможные решения таможенных органов при проверке декларации на товары системой управления рисками

Предварительное ш ¡формирование (ст.] I ТК ЕАЭС)

- сведения о перевозчике товаров;

- название судна;

- номер рейса;

- планируемые дата и время прихода судна;

- сведения о регистрации судна;

- номер и дата составления коносамента;

- идентификационные номера контейнеров, номера пломб;

-количество грузовых мест и вид их у паковки;

- вес брутто товаров;

- количество и описание грузов, подлежащих выгрузке;

- коды товаров (6 знаков);

- отправитель товаров;

- получатель товаров;

- страна отправления;

- страна назначения.

Декларирование товаров (ст. 104 ТК ЕАЭС)

- сведения о перевозчике товаров;

- название судна;

- номер рейса;

- планируемые дата и время прихода судна;

- сведения о регистрации судна; -номер и дата составления

коносамента;

- идентификационные номера контейнеров, номера пломб;

- количество грузовых мест и вид их упаковки;

- вес брутто товаров;

- количество и описание грузов, подлежащих выгрузке;

- коды товаров (6 знаков);

- отправитель товаров;

■ получатель товаров; -таможенная процедура;

- торгующая страна;

- таможенная стоимость;

- декларант;

- страна отправления;

- страна назначения;

- страна происхождения;

■ условия поставки;

- валюта;

■ курс валют;

- пункт пропуска въезда;

- преференции;

- платежи.

Предварительное декларирование (ст. 114 ТК ЕЛЭС) при морских перевозках

- сведения о перевозчике товаров;

- название судна;

- номер рейса;

- планируемые дата и время прихода судна;

- сведения о регистрации судна;

- номер и дата составления коносамента;

- идентификационные номера контейнеров, номера пломб;

- количество грузовых мест и вид их упаковки;

- вес брутго товаров;

- количество и описание грузов, подлежащих выгрузке;

- коды товаров (6 знаков);

- отправитель товаров;

- получатель товаров;

- таможенная процедура;

- торгующая страна;

- таможенная стоимость;

- декларант;

- страна отправления;

- страна назначения;

- страна происхождения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- условия поставки;

- валюта;

- курс валют;

- пун кг пропуска въезда;

- преференции;

- платежи.

Рис. 3. Использование предварительного декларирования товаров при морских перевозках

страна отправления и назначения, информация о месте регистрации отправителя и получателя, планируемое место временного хранения.

Далее таможенные органы регистрируют прибытие транспортного средства международной перевозки и принимают решение о выгрузке товаров в зону таможенного контроля. Оператором осуществляется выгрузка груза на специализированную площадку.

Следующим этапом деятельности таможенных органов в пункте пропуска является проведение санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного видов контроля [7]. Таможенные органы исполняют функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Возложение на таможенные органы ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного надзора в полном объеме внесло изменения в схему государственного контроля морских судов и грузов, а также сократило количество этапов внутренней транспортной логистики в морских портах и снизило время нахождения груза на территории морского терминала [8].

Далее участник внешнеэкономической деятельности или перевозчик в течение трех часов после регистрации о прибытии транспортного средства и товаров, а также их фактической выгрузки может подать декларацию на товары, транзитную декларацию или поместить товары в зону таможенного контроля на временное хранение до подготовки таможенной документации.

Следующим шагом является декларирование товаров и помещение их под таможенную процедуру таможенного транзита или выпуска для внутреннего потребления. В случае, если в пункте пропуска открыта процедура таможенного транзита, перевозчику необходимо после вывоза груза с территории морского порта доставить товар в таможенный орган назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита и декларирования товаров с последующим выпуском в свободное обращение. При помещении груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант подает декларацию в центр электронного декларирования. По результатам проверки системой управления рисками инспектор центра электронного декларирования должен или выпустить товар в течение четырех часов после регистрации декларации или оформить поручение на таможенный досмотр или осмотр, как представлено на рис. 2.

В этом случае декларант самостоятельно на сайте оператора грузового терминала выбирает время проведения таможенного досмотра. Минимальный срок проведения таможенного досмотра составляет 36 часов с момента регистрации декларации на товары. При получении оператором грузового терминала от таможенных органов решения о проведении таможенного досмотра и осмотра, оператор формирует суточный план перемещения контейнеров в зону проведения таможенного досмотра, определяет необходимое количество докеров, выполняющих в следующие сутки работу по различным технологическим схемам, связанных с досмотром, осмотром с применением ИДК, растаркой или обратной затаркой груза в контейнер, перемещением грузов из зоны хранения в зону проведения таможенного досмотра, их возвращением. По результатам таможенного досмотра инспектором центра электронного декларирования груз может быть задержан или выпущен. Данная информация направляется оператору грузового терминала, декларанту, после чего груз покидает территорию и доставляется получателю.

Результаты

Рассмотрев особенности предварительного информирования и декларирования товаров на морском транспорте, предлагается использовать предварительное декларирование, предусмотренное ТК ЕАЭС, вместо предварительного информирования и декларирования товаров. Организация перевозки морским транспортом за счет длительности морского перехода предусматривает заблаговременную передачу коммерческих и транспортных документов от отправителя получателю, предварительную подготовку документов экспедиторами и таможенными представителями на территории страны ввоза при необходимости проведения государственных видов контроля.

В совокупности обязательные и необязательные сведения предварительного информирования могут служить полноценной декларацией на товары [9]. Но особенностью подачи декларации на товары является условия нахождения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в зоне таможенного контроля. В этом случает декларант может воспользоваться предварительным декларированием, при котором отсутствует требование о нахождении товаров на таможенной территории. Согласно ст. 114

ТК ЕАЭС при подаче предварительной декларации, декларант может не иметь достаточно сведений о товарах и транспортных средствах. Но при осуществлении морских перевозок, как правило, декларант или экспедитор до прихода морского судна уже имеет оригиналы коммерческих, транспортных и иных документов, необходимых для декларирования товаров [10]. В связи с этим, решения, принятые таможенными органами, в рамках предварительного декларирования могут сократить время нахождения контейнеров на грузовом терминале, а также сократить количество перемещений согласно технологическим схемам по проведению различных форм таможенного контроля, как изображено на рис. 3.

Заключение

Следовательно, технологические процессы, обусловленные необходимостью проведения таможенных операций и таможенного контроля, являются определенным барьером грузопотоку, но, вместе с тем, обязательным и прогнозируемым. В этой связи предложенный авторами подход позволяет минимизировать указанное воздействие и выстроить рациональные технологические схемы внутритерми-нального перемещения грузов. Они являются обязательной точкой прохождения на международных путях сообщения при импорте, экспорте и транзите товаров. Так же таможенные органы имеют право на проведение таможенного, ветеринарного, санитарно-карантинного и фитосанитарного видов надзора, в следствие чего на них, а также иных государственно-контролирующих органов, операторов грузовых терминалов, экспедиторов, участников внешнеэкономической деятельности и прочих лиц возлагается солидарная ответственность за скорость осуществления грузовых работ на морских терминалах. Для дальнейших исследований целесообразно использовать предварительное декларирование как замену предварительного информирования и таможенного декларирования. Это позволит снизить общее время нахождения контейнеров в морских портах, сократить расходы участников внешнеэкономической деятельности за хранение, грузовые операции в морском порту, а также повысить конкурентоспособность российских морских портов в целом.

Литература:

1. Кузнецов М.М., Борисов А.В., Тихонов Д.А. Транспортно-логистическое взаимодействие стран в контексте мировой торговли // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2014. №1.

2. Попова, Л. И. Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств : учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 187 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09011-6. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт

3. Раянова Э.Т. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации // Вестник науки. 2019. №4 (13).

4. Стафеева Н.П. Оценка современного состояния и перспективы развития транспортно-логистической системы Российской Федерации в контексте управления рисками. 2018 г. (Том 3) С.157-164.

5. Тимофеева Е.Ю. Таможенные операции и развитие международных смешанных (мультимодальных) перевозок на территории ЕАЭС // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. №1 (74). [Электронный ресурс].

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 (приложение No 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/

7. Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Опыт использования портала Fill-Bill для предварительного информирования морских перевозок // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. №2 (83).

8. А. А. Костин, Ю. В. Малышенко, М. А. Шаповалова, А. В. Кулешов. Совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров : учебное пособие для вузов ; под редакцией А. В. Кулешова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 286 с.

9. Пучков А.М. Вопросы таможенного администрирования при обработке контейнерных грузов в морских портах России // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2008. №2 (15).

10. Юрашевич, А. Е. Современное состояние и перспективы развития логистических систем в глобальной экономике / А. Е. Юрашевич, Е. В. Чирук // Белорусский национальный технический университет; редкол.: Д. В. Капский, Р. Б. Ивуть ; сост. П. И. Лап-ковская. - Минск : БНТУ, 2020. - С. 84-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.