Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перспективная модель совершения таможенных операций / Единая автоматизированная информационная система таможенных органов / деятельность таможенных органов / пост фактического контроля / центр электронного декларирования / «интеллектуальный» пункт пропуска / «единое окно» / прослеживаемость / автоматическая и автоматизированная регистрация / автоматический и автоматизированный выпуск / prospective model of customs operations performance / Unified Automated Information System of Customs Authorities / customs authorities’ activity / physical inspection office / electronic declaration center / “Smart Border Crossing Point” / “Single Window” / traceability / automatic and automated registration / automatic and automated release

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович

В статье рассмотрена перспективная модель совершения таможенных операций, основанная на цифровой трансформации технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта, интеллектуальной системы управления рисками, электронных документов на всех этапах контроля. Предложены подходы к автоматизации деятельности пунктов пропуска, таможенных постов фактического контроля, центров электронного декларирования. Рассмотрена возможность полного автоматического совершения таможенных операций для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. При этом учтена необходимость реализации принципа «единого окна» и технологий, применяемых в рамках концепции «интеллектуального» пункта пропуска. Определены дальнейшие направления автоматизации деятельности таможенных органов при совершении таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF A PROMISING MODEL OF CUSTOMS OPERATIONS

This article focuses on prospective model of customs operations performance based on digital transformation of technologies of customs clearance and customs control before and after the release of goods using artificial intelligence methods, smart risk management system, the use of electronic documents at all stages of control. The approaches to automation of operation of border crossing points, customs offices of physical inspection and electronic declaration centers are proposed in the article. Possibility of full automatic customs operations for law-abiding participants of the foreign economic activity is considered in the article. At the same time, it takes into account the need for implementation of ";Single Window" and technologies used in the framework of concept ";Smart Border Crossing Point". It defines further areas of automation of customs authorities’ activity.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN CUSTOMS

УДК 339.543

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Д. Б. Жуков1

1 Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена перспективная модель совершения таможенных операций, основанная на цифровой трансформации технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта, интеллектуальной системы управления рисками, электронных документов на всех этапах контроля. Предложены подходы к автоматизации деятельности пунктов пропуска, таможенных постов фактического контроля, центров электронного декларирования. Рассмотрена возможность полного автоматического совершения таможенных операций для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. При этом учтена необходимость реализации принципа «единого окна» и технологий, применяемых в рамках концепции «интеллектуального» пункта пропуска. Определены дальнейшие направления автоматизации деятельности таможенных органов при совершении таможенных операций.

Ключевые слова: перспективная модель совершения таможенных операций, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, деятельность таможенных органов, пост фактического контроля, центр электронного декларирования, «интеллектуальный» пункт пропуска, «единое окно», прослеживаемость, автоматическая и автоматизированная регистрация, автоматический и автоматизированный выпуск.

AUTOMATION OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF A PROMISING MODEL OF CUSTOMS OPERATIONS

D. B. Zhukov1

1 The Main Directorate of the Organization of Customs Clearance and Customs Control of the Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. This article focuses on prospective model of customs operations performance based on digital transformation of technologies of customs clearance and customs control before and after the release of goods using artificial intelligence methods, smart risk management system, the use of electronic documents at all stages of control. The approaches to automation of operation of border crossing points, customs offices of physical inspection and electronic declaration centers are proposed in the article. Possibility of full automatic customs operations for

law-abiding participants of the foreign economic activity is considered in the article. At the same time, it takes into account the need for implementation of "Single Window" and technologies used in the framework of concept "Smart Border Crossing Point". It defines further areas of automation of customs authorities' activity.

Keywords: prospective model of customs operations performance, Unified Automated Information System of Customs Authorities, customs authorities' activity, physical inspection office, electronic declaration center, "Smart Border Crossing Point", "Single Window", traceability, automatic and automated registration, automatic and automated release.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) является формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [1].

Достижение указанной стратегической цели предусматривается в том числе за счет:

а) цифровой трансформации технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта путем создания и реализации перспективной модели совершения таможенных операций от пунктов пропуска до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, получения товара конечным получателем и передачи информации на этап контроля после выпуска;

б) применения интеллектуальной системы управления рисками (СУР);

в) использования при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, изначально созданных и применяемых в деловом обороте в виде электронных документов (сейчас в основном используется электронный образ бумажного документа) [2].

В статье предлагается к рассмотрению перспективная модель совершения таможенных операций и дается анализ проводимых мероприятий по динамичному расширению практики применения действующих технологий автоматического совершения таможенных операций и внедрению новых цифровых технологий работы таможенных органов Российской Федерации (РФ).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Перспективная модель совершения таможенных операций (рис. 1) предполагает максимальную автоматизацию деятельности таможенных постов различного типа (пунктов пропуска; таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены места временного хранения товаров (таможенные посты фактического контроля вне пунктов пропуска); центров электронного декларирования - ЦЭД) в целях реализации для законопослушных участников внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) технологии безостановочного движения товаров и транспортных средств за счет полностью автоматического совершения таможенных операций [3].

ПУНКТ ПРОПУСКА

таможенный пост

ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ТУ

ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Документы и сведения; результаты таможенного контроля

Совокупность сведений о товарной партии \

ч>

Непрерывность получения и использования сведений и документов на всех этапах

Максимальная автоматизация контроля с использованием искусственного интеллекта Однократное представление и многократное использование документов и сведений

1 1

Автоматическое совершение всех таможенных операций с момента прибытия товаров в пункт пропуска до момента их выпуска

Рис. 1. Перспективная модель совершения таможенных операций

При этом участие непосредственно должностного лица таможенного органа предусматривается только в отношении тех таможенных операций, по которым информационная система не смогла самостоятельно принять решение, или когда такие операции не могут быть выполнены в автоматическом режиме, например, проведение таможенного досмотра, взятие проб и образцов.

Важным элементом модели является обеспечение однократного представления документов и сведений на всем пути жизненного цикла движения товара. Представленный в пункт пропуска электронный (в том числе и транспортный) документ в момент прибытия товара должен использоваться при помещении товара под процедуру транзита, размещении товара на временном хранении, декларировании товаров, постконтроле.

В модели приоритет отдается получению электронного документа от источника, его сформировавшего, что, в свою очередь, исключает возможность его подмены или необходимость требования от участника ВЭД.

Реализация принципа «единого окна» также обеспечит формирование сквозного контроля и цифровую преемственность таможенных операций, использование при совершении каждой последующей таможенной операции результатов предшествующей, а также повысит эффективность анализа в целях выявления потенциально рисковых поставок [4].

Фактически идет непрерывное формирование досье товарной партии, которое постоянно дополняется документами, информацией о прохождении различных этапов таможенного контроля и их результатами.

Обеспечение механизма прослеживаемости возможно при сквозном использовании уникального идентификатора. В качестве данного идентификатора может быть использован регистрационный номер уведомления о прибытии товаров,

формируемый при ввозе товаров на этапе прибытия и являющийся уникальным. Формирование номера уведомления реализуется на основе применения Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов [5]. При этом необходимо провести доработку программных средств, используемых при совершении таможенных операций в отношении ввозимых товаров, чтобы данный регистрационный номер уведомления о прибытии товаров, сформированный в пунктах пропуска, также использовался как идентификатор при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита, при размещении товара на временном хранении, при регистрации и выпуске декларации на товар, а впоследствии и на этапе постконтроля.

РАЗВИТИЕ ПУНКТОВ ПРОПУСКА И ЭЛЕКТРОННОГО ТРАНЗИТА

Основные подходы к цифровизации деятельности пунктов пропуска и внедрению технологий безостановочного движения товаров и транспортных средств ранее сформированы в рамках работы над концепцией «интеллектуального» пункта пропуска [6]. Его архитектура состоит из взаимно интегрированных информационных и технологических элементов, настройка которых может быть выстроена и адаптирована для оптимального функционирования каждого конкретного пункта пропуска.

Автоматизация процессов таможенного контроля при реализации модели «интеллектуального» пункта пропуска представлена на рис. 2.

Предварительное информирование

Фиксация прибытия транспортного средства в пункт пропуска и получение сведений с технических средств таможенного контроля:

- автоматическое считывание номеров автомобиля и прицепа, контейнера;

- контроль за обнаружением радиоактивных материалов;

- весогабаритный контроль, прохождение без остановки транспортного средства портального инспекционно-до-смотрового комплекса

Проверка на соответствие сведений, полученных с технических средств таможенного контроля и указанных в документах

Автоматическое помещение товара под процедуру транзита (активация навигационной пломбы)

Фиксация выезда автомобильного транспортного средства из пункта пропуска

Рис. 2. Автоматизация процессов таможенного контроля при реализации модели «интеллектуального» пункта пропуска

Основной информационный элемент - единая информационная система, будет интегрирована не только с информационными системами государственных контрольных органов, но и с программным обеспечением технических средств

объективного контроля, таких как потоковые портальные инспекционно-досмо-тровые комплексы (ИДК), весогабаритные комплексы, системы радиационного контроля. Этот подход уже реализован в деятельности таможенных служб ряда государств (Китайская Народная Республика, Финляндия и др.) и доказал свою эффективность [7].

Обязательным условием перехода к автоматизации операций является использование юридически значимого электронного документооборота при проведении государственного контроля (таможенный, санитарно-карантинный, транспортный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный) и электронных транспортных документов (е-СМИ, электронной железнодорожной накладной, электронной грузовой авианакладной и др.), получаемых непосредственно от перевозчика.

Модель «интеллектуального» пункта пропуска предусматривает автоматизацию всех операций, проводимых в пункте пропуска, в том числе:

- автоматическое считывание в информационных ресурсах номера автомобиля и прицепа, номера контейнера;

- автоматическое обнаружение радиоактивных материалов;

- автоматизированный весогабаритный контроль и портальный ИДК, позволяющий осуществлять контроль товаров без остановки транспортного средства.

После автоматической обработки полученных данных осуществляется оценка уровня риска товарной партии.

Если не принимается решение о необходимости проведения фактического контроля, то производится автоматическое помещение товара под процедуру транзита, активируется навигационная пломба и машина убывает из пункта пропуска. Фактически для безрисковых поставок время прохождения пункта пропуска будет обусловливаться только конструктивными ограничениями технических средств контроля, которые установлены в конкретном пункте пропуска.

В рамках работ по автоматизации пунктов пропуска внедрены и успешно применяются технологии автоматической регистрации и автоматизированного выпуска транзитных деклараций [8, 9] (рис. 3).

Переход на использование автоматизированных технологий централизованной версии АПС «Пункт пропуска»

О

Апробация механизма автоматической регистрации и автоматизированного выпуска ЭТД с использованием АПС «Пункт пропуска» в МАПП Мамоново-2 и МАПП Убылинка

О

Применение автоматизированных технологий при таможенном транзите в АПС «Пункт пропуска» во всех таможенных органах

О

Развитие автоматизации с использованием возможности автоматического получения из электронных навигационных пломб сведений и документов о перемещаемых товарах

Рис. 3. Автоматизация процессов при таможенном транзите

По состоянию на 01.07.2023 автоматически зарегистрировано 94,3% и в автоматизированном режиме выпущено 52,0% транзитных деклараций. До конца 2023 г. планируется реализовать возможность автоматической регистрации уведомлений о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Необходимо отметить, что в настоящее время при автоматическом совершении таможенных операций, связанных с регистрацией транзитных деклараций и выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не завершен переход к использованию централизованной версии автоматизированного программного средства «Пункт пропуска» (АПС ПП).

На данном этапе проводится апробация механизма автоматической регистрации и автоматизированного выпуска транзитных деклараций в новом программном средстве в ряде многосторонних автомобильных пунктов пропуска.

В случае успешной апробации механизма будет осуществлен плановый переход на автоматическую регистрацию и выпуск транзитных деклараций в АПС ПП всех таможенных органов, благодаря чему будут созданы условия для последующего расширения автоматизированных технологий.

При автоматизации деятельности пункта пропуска мы исходим из того, что навигационная пломба является хранилищем документов и информации о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Загрузка такой информации в навигационную пломбу лицом, имеющим высокий уровень доверия (например, уполномоченным экономическим оператором), может осуществляться за пределами РФ.

Отправной точкой для апробации такой технологии должно стать завершение масштабной работы по подготовке и утверждению 28 проектов решений Евразийской экономической комиссии [10], необходимых для запуска отслеживания перевозок в рамках Соглашения, которые запланированы на февраль 2024 г.

Применение навигационных устройств позволит в дальнейшем автоматизировать в том числе и процесс завершения процедуры транзита. Для этого потребуется оснастить места совершения таможенных операций оборудованием (считывающие рамки), обеспечивающим считывание электронных документов и сведений из навигационной пломбы и их передачу в информационную систему таможенных органов для последующей автоматической обработки.

Таможенные органы уже сейчас предусматривают оснащение пунктов пропуска отдельными элементами «интеллектуального» пункта пропуска, такими как портальные ИДК, первый из которых установлен в МАПП Тагиркент - Казмаляр (в настоящее время проводятся мероприятия по вводу его в эксплуатацию). Также совместно с Минтрансом России ведется работа над новой единой информационной системой пункта пропуска и системой «электронной очереди».

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Одной из наиболее сложных задач является автоматизация деятельности таможенных постов фактического контроля (ТПФК), неразрывно связанная

с повышением уровня технического оснащения мест временного хранения товаров (рис. 4).

Автоматическая регистрация отчетности владельцев складов временного хранения

Снижение нагрузки на таможенные органы

Минимизация коррупционных рисков

Повышение уровня контроля за полнотой и достоверностью

сведений

Досмотр с применением \ \ планшетов ) ) Повышение достоверности декларирования Сокращение сроков составления акта таможенного досмотра Минимизация коррупционных рисков

Удаленный осмотр ^ ^ Минимизация издержек для бизнеса и таможенных органов Сокращение сроков проведения осмотра

Рис. 4. Автоматизация деятельности таможенных постов фактического контроля

Необходимо отметить, что именно на ТПФК сконцентрировано наибольшее количество таможенных операций, требующих непосредственного участия должностных лиц, в частности, проведение таможенного досмотра или осмотра товаров и транспортных средств, взятие проб и образцов, сканирование документов, представляемых декларантами или иными заинтересованными лицами на бумажном носителе.

В целях автоматизации деятельности ТПФК планируется внедрить технологию автоматической регистрации отчетности, представляемой владельцами складов временного хранения (СВХ) при помещении товаров на временное хранение.

В рамках автоматизации процесса проведения фактического контроля проводится работа по использованию планшетных компьютеров для передачи результатов таможенного досмотра непосредственно из места его проведения. Реализация такого функционала позволяет использовать планшетные компьютеры для оформления актов таможенного досмотра, а в перспективе планируется расширить его возможности путем использования голосового ввода текста при его заполнении.

В настоящее время обеспечена возможность подгружать к актам досмотра фотоматериалы, полученные с использованием планшетных компьютеров, посредством физического подключения мобильных устройств к рабочей станции ПЗ «РМ СТО». Передача фотографий к актам досмотра средствами мобильной версии АПС «Личный кабинет» в базу данных ЕАИС таможенных органов без физического подключения мобильных устройств к рабочей станции будет возможна после доработки функциональных возможностей ИСС «Малахит» по их обработке и хранению. В перспективе будет реализована возможность подписания на планшете акта электронной подписью. В качестве направления дальнейшего развития рассматривается дистанционное проведение таможенного осмотра с применением удаленного видеонаблюдения.

Как показывает анализ, для устойчивого развития автоматизации деятельности ТПФК требуется обеспечить автоматическую фиксацию поступления транспортных средств в зону таможенного контроля и считывание информации из навигационных пломб. Это невозможно сделать без оснащения СВХ современными системами контроля и отслеживания товаров. Для реализации этой идеи подготовлены соответствующие изменения таможенного законодательства по уточнению требований к обустройству СВХ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕНТРАХ

ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшая степень автоматизации в настоящее время достигнута в ЦЭДах. Технологии полностью автоматического принятия решения уже стали неотъемлемой частью их функционирования [11] (рис. 5).

Рис. 5. Автоматизация деятельности центров электронного декларирования

За первые шесть месяцев 2023 г. в ЦЭДах в автоматическом режиме зарегистрировано 84,1% и выпущено порядка 27,7% всех деклараций на товары.

В настоящее время данная технология реализована в отношении таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, экспорта и свободной таможенной зоны, проводятся работы по ее распространению на декларации на товары, поданные в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. В конце 2022 г. автоматический выпуск стал возможен при декларировании лицензируемых товаров.

Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров осуществляются с использованием централизованной версии автоматизированной информационной системы (АИС) «АИСТ-М» в круглосуточном режиме.

При обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности ФТС России на протяжении последних лет проводятся мероприятия по автоматизации процессов совершения таможенных операций с одновременным сохранением надлежащего уровня контроля, исключая субъективный подход и минимизируя нагрузку на

должностных лиц таможенных органов. Учитывая, что почти 62% всех деклараций на импортируемые товары и 12% деклараций на экспортируемые товары сопровождается представлением разрешительных документов, автоматизация контроля данных документов является одним из важных элементов общей автоматизации деятельности ЦЭДов.

Стабильный информационный обмен с Минпромторгом России позволил в 2022 г. обеспечить внедрение автоматизированного централизованного контроля в отношении лицензируемых товаров с применением ресурсов ЕАИС таможенных органов. С сентября 2022 г. реализован механизм автоматического учета и контроля лицензируемых товаров, сопровождающихся одной лицензией Минпромторга России без приложения. Дальнейшее развитие данного механизма в РМ СТО планируется путем обеспечения возможности автоматического учета и контроля лицензий Минпромторга России, содержащих приложения, что позволит увеличить долю автовыпущенных деклараций на товары и обеспечить выполнение показателей стратегических задач ФТС России.

Одновременно проведена работа по обеспечению возможности автоматизированного учета товаров, лицензируемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) [12]. Положительный результат работы программных средств позволяет перейти к новому этапу развития процесса автоматизации контроля и учета данной категории товаров, сопровождающихся разрешительным документом без приложения. Формируется заявка на доработку информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, предусматривающая включение в автовыпуск товаров, сопровождаемых лицензиями ФСТЭК России.

ФТС России завершено создание сервисов по передаче в Росаккредитацию сведений о выпущенных таможенными органами пробах (образцах) подконтрольной продукции и деклараций на товар с документами о соответствии. ФТС России предусмотрен механизм оперативного получения информации о статусе документа о соответствии, корректируемого Росаккредитацией по результатам проведения проверочных мероприятий (в том числе на основании данных ФТС России о фактах выпуска проб (образцов) и подконтрольной продукции). Также разработаны и внедрены механизмы автоматической сверки данных из документов о соответствии со сведениями, заявленными в декларации на товар. Это позволяет на сегодняшний день обеспечить высокий уровень автоматизации процессов совершения таможенных операций в отношении товаров, на которые распространяются меры технического регулирования.

Следующий этап автоматизации и один из перспективных аспектов всесторонней защиты национальных интересов в сфере технического регулирования - внедрение механизмов интеллектуального контроля при автоматическом и автоматизированном выпуске ввозимой продукции. В 2022 г. подготовлены предложения по планомерному развитию потенциала интеллектуального контроля, направленные на обнаружение признаков представления таможенным органам недействительных документов о соответствии и (или) сведений о них, а также автоматическое распознавание объектов технического регулирования.

Одним из значимых направлений деятельности ФТС России, как показывает практика, является внедрение алгоритмов автоматического выявления документов о соответствии, не относящихся к ранее задекларированным пробам (образцам), в целях минимизации рисков ввоза в Россию товаров, не прошедших необходимые процедуры оценки безопасности. На сегодняшний день ФТС России и Росаккредитация завершили согласование межведомственной позиции о получении таможенными органами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия данных о реквизитах таможенной декларации на пробы (образцы), заявленной при регистрации документа о соответствии, и сведений из протоколов исследований (испытаний) подконтрольной продукции.

Проведение комплекса указанных мероприятий позволит в значительной степени минимизировать риски несоблюдения обязательных требований, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ в сфере технического регулирования, на различных этапах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. При этом решения о выпуске товаров, являющихся объектами технического регулирования, смогут приниматься информационными системами таможенных органов в кратчайшие сроки с сохранением высокого уровня их обоснованности и прозрачности.

Вместе с тем, как показывает анализ, требуется продолжить работу по совершенствованию технологий полностью автоматического принятия решений, в том числе за счет их распространения на новые таможенные процедуры и особенности декларирования. Сейчас на стадии технической реализации находятся алгоритмы автоматической регистрации деклараций и выпуска при помещении товаров на таможенный склад.

В соответствии с приказом ФТС России от 13.03.2023 № 173 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, перемещаемых в качестве припасов или помещенных под отдельные таможенные процедуры, посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов» [13] предусмотрена возможность применения технологии автоматического выпуска для всех таможенных процедур, кроме уничтожения, отказа в пользу государства и специальной таможенной процедуры.

Устойчивое функционирование перспективной модели неразрывно связано с «чистотой» электронных документов, представляемых таможенному органу заинтересованными лицами. Такие документы должны содержать полный набор достоверной информации для данного документа.

Обеспечение «чистоты» представляемых электронных документов должно осуществляться за счет расширения возможностей форматно-логического контроля и междокументарной сверки, которые в настоящее время применяются в отношении деклараций на товары и транзитных деклараций.

На автоматизацию деятельности ЦЭДов также во многом влияет уровень автоматизации деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. Отдельные разрешительные документы, в том числе подтверждающие заявленные

в декларации льготы или преференции, выдаются на бумажном носителе, что не предусматривает возможность их получения по электронным каналам связи и проведение дальнейшего контроля в автоматическом режиме. Следовательно, возникают ситуации, когда решение принимает инспектор. В связи с этим большое значение приобретает внедрение технологий автоматизированного контроля, когда итоговое решение по таможенной декларации является совокупностью юридически значимых решений должностного лица и информационной системы.

Сокращение количества проверок, проводимых непосредственно должностным лицом, предъявляет повышенные требования к уровню квалификации должностных лиц, участвующих в принятии решения. Такие лица должны выступать в роли экспертов по соответствующим направлениям контроля декларации, при этом физически инспектор может находиться как на посту, так и являться должностным лицом соответствующего профильного подразделения таможни.

Это обеспечит повышение качества контроля декларации при принятии решения, а в перспективе потребует переосмысления структуры электронной таможни и ЦЭДа.

Необходимо обеспечить обучение должностных лиц структурных подразделений ФТС России, ответственных за разработку алгоритмов работы информационной системы, основам и принципам работы новых информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта и нейросетей.

Также важнейшим вопросом является автоматизация таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в отношении товаров, выпущенных в автоматическом режиме. В 2023 г. в информационно-программных средствах ЕАИС таможенных органов планируется реализация перспективной модели выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров на основе технологии «цифровых двойников» [14]. Технология предполагает формирование гибких (нерегламентированных) запросов, анализ полученных данных и построение на их основе прогнозной компоненты проекта модели выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что предложенная перспективная модель совершения таможенных операций, основанная на цифровой трансформации технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта, интеллектуальной системы управления рисками, электронных документов на всех этапах контроля, и проводимые мероприятия по динамичному расширению практики применения действующих технологий автоматического совершения таможенных операций и внедрению новых цифровых технологий работы таможенных органов создают устойчивую основу для создания нового облика таможенной службы РФ.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р). Разд. III «Целевые ориентиры развития таможенной службы Российской Федерации».

2. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник / П. Н. Башлы, С. Н. Гамидуллаев, В. И. Дьяков [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2020. 415 с.

3. Жуков Д. Б. Перспективные технологии совершения таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 9-21.

4. Автоматизация процессов таможенного и иных видов государственного контроля в морских портах. Принципы «одного окна», реализованные в КПС «Портал Морской порт» / Д. Б. Жуков, А. Ю. Шубин, Г. А. Боярский, Д. А. Терновых // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб.: СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2022.

5. Жуков Д. Б., Боярский Г. А. Подход к диспетчеризации деклараций на товары: технология единого регистрационного кода // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 71-80.

6. Давыдов Р. В. Модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 32-38.

7. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / В. Б. Мантусов, Е. В. Лобас, О. Г. Карпович [и др.]; Российская таможенная академия. М.: Юнити-Дана, 2018. 294 с.

8. Приказ Министерства финансов РФ от 20.09.2019 № 150н «Об утверждении порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо отказом в такой регистрации посредством информационной системы таможенных органов» (зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2019 № 56365).

9. Приказ Министерства финансов РФ от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров».

11. Решение коллегии ФТС России от 19.12.2019 «О развитии программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях обеспечения деятельности центров электронного декларирования и их взаимодействия с таможенными постами фактического контроля» (приказ ФТС России от 07.02.2020 № 144).

12. Жуков Д. Б. Информационное взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в системе государственного экспортного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 20-29.

13. Приказ ФТС России от 13.03.2023 № 173 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, перемещаемых в качестве припасов или помещенных под отдельные таможенные процедуры, посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов» (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2023, регистрационный № 73278).

14. Давыдов Р. В. Технология «цифрового двойника» как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 25-32.

Информация об авторе

Жуков Дмитрий Борисович - генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля,

Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8(499) 449-88-42, e-mail: dbzh70@mail.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Жуков Д. Б. Автоматизация деятельности таможенных органов при реализации перспективной модели совершения таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 35-47.

УДК 339.543

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

С. В. Шкляев1

1 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Важность и необходимость цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов определяют актуальность данной статьи, в которой проанализировано состояние автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на исключение субъективного подхода и минимизацию нагрузки на должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением надлежащего уровня таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности, а также определены (уточнены) направления дальнейшего развития механизмов автоматизации совершения таможенных операций. Основное внимание уделено развитию механизмов межведомственного электронного информационного взаимодействия с Минпромторгом России и ФСТЭК России при реализации разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров, с Росаккредита-цией - при реализации процедур оценки соответствия продукции установленным требованиям в области технического регулирования. В качестве перспективных предложены механизмы развития интеллектуального контроля в сфере технического регулирования, взаимодействия ФТС России с ФНС России, Банком России и Федеральным казначейством как инструмента противодействия сомнительным валютным операциям, реинжиниринга системы взаимодействия с правообладателями, целью которого является повышение эффективности принимаемых решений в сфере борьбы с контрафактом. Реализация предложенных механизмов автоматизации позволит повысить качество таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, эффективность противодействия сомнительным валютным операциям во внешнеторговой деятельности, результативность таможенного администрирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: таможенные операции, автоматизация, технологии автоматического контроля товаров, обеспечение соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.