Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ'

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный пост фактического контроля / центр электронного декларирования / электронное декларирование / инструмент сверки / целевой профиль риска / автоматизация проверки сведений / customs post of actual control / Electronic Declaration Centre / electronic declaration / reconciliation tool / target risk profile / Automate information validation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотов Сергей Борисович, Кулешов Александр Викторович

В статье рассмотрены особенности функционирования таможенных постов фактического контроля, показано информационное взаимодействие постов фактического контроля и центров электронного декларирования в процессе электронного декларирования товаров, отмечены проблемные вопросы такого функционирования и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болотов Сергей Борисович, Кулешов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FUNCTIONING OF THE ACTUAL CONTROL POSTS

The article discusses the features of the functioning of customs posts of actual control, shows the information interaction of posts of actual control and centers of electronic declaration in the process of electronic declaration of goods, notes the problematic issues of such functioning and proposes ways to solve them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339

к ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Болотов Сергей Борисович

Новоорловский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, заместитель начальника, майор таможенной службы, e-mail: bolotovsb@sztu. customs.gov.ru

Кулешов Александр Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, канд. техн. наук, доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности функционирования таможенных постов фактического контроля, показано информационное взаимодействие постов фактического контроля и центров электронного декларирования в процессе электронного декларирования товаров, отмечены проблемные вопросы такого функционирования и предложены пути их решения

Ключевые слова: таможенный пост фактического контроля; центр электронного декларирования; электронное декларирование; инструмент сверки; целевой профиль риска; автоматизация проверки сведений

ON THE ISSUE OF THE FUNCTIONING OF THE ACTUAL CONTROL POSTS

Bolotov Sergey B.

Novoorlovsky Customs Post of the St. Petersburg Customs, Deputy Head, Major of the Customs Service, e-mail: bolotovsb@sztu.customs.gov.ru

Kuleshov Alexander V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

The article discusses the features of the functioning of customs posts of actual control, shows the information interaction of posts of actual control and centers of electronic declaration in the process of electronic declaration of goods, notes the problematic issues of such functioning and proposes ways to solve them

Keywords: customs post of actual control; Electronic Declaration Centre; electronic declaration; reconciliation tool; target risk profile; Automate information validation

Для цитирования: Болотов С.Б., Кулешов А.В. К вопросу о функционировании постов фактического контроля // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 24-28.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее - ФТС России) постоянно проводит планомерную работу по внедрению современных таможенных технологий, направленных на совершенствование таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с Комплексной программой развития таможенных органов на период до 2020 года произошло повсеместное внедрение в практику таможенных органов электронного декларирования. Широкое применение электронного декларирования позволило в конечном итоге таможенный контроль разделить на документальный и фактический [1]. Разделение таможенного контроля на документальный и фактический также закреплено и в Стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 года [2].

В настоящее время документальный контроль осуществляется в центрах электронного декларирования (далее - ЦЭД) и электронных таможнях. Под документальным контролем принято понимать

проверку документов и сведений, представленных таможенному органу в электронном виде.

Фактический контроль в процессе подачи электронной декларации на товар может проводиться только на таможенном посту фактического контроля (далее - ТПФК). При этом фактический контроль в отношении декларируемых товаров с подачей электронной декларации на товар позволяет осуществить:

- идентификацию товара, находящегося на складе временного хранения (далее - СВХ) или в зоне таможенного контроля;

- проверку наличия маркировки товара и наличия контрольно-измерительных знаков, если товар является объектом прослеживаемости;

- проверку целостности упаковки товара;

- проверку фактического веса или фактического количества товара;

- проверку достоверности документов, подтверждающих преференции в отношении декларируемого товара;

- проверку достоверности лицензий, если товар

является объектом лицензирования.

Так как пост фактического контроля, как правило, располагается в зоне действия СВХ, поэтому должностными лицами этого поста осуществляется контроль целостности запорно-пломбировоч-ных устройств транспортного средства международной перевозки и целостности грузовых отсеков этих транспортных средств.

В силу того, что от деятельности должностных лиц таможенных органов постов фактического контроля в значительной степени зависит принятие решения о выпуске товара, в соответствии с заявленной таможенной процедурой данная тема является актуальной и предполагает провести анализ функционирования ТПФК во взаимодействии с ЦЭД.

Непосредственно полномочия таможенного поста, в том числе ТПФК и ЦЭД, их права законодательно закреплены в приказе ФТС России от 20.09.2021 № 799 [3].

На сегодняшний день отдельного положения о ТПФК законодательно не установлено.

Непосредственное взаимодействие ТПФК и ЦЭД регламентируется рядом нормативно-правовых актов, к которым следует отнести:

1. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

2. Приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

3. Приказ ФТС России от 09.10.2015 № 2020 «О внесении изменений в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденную приказом ФТС России от 1 ноября 2013 г. № 2081».

4. Письмо ФТС России от 07.10.2019 №0111/61649 «О порядке совершения таможенных операций».

В вышеперечисленных документах закреплены перечень и последовательность действий должностных лиц ТПФК и ЦЭД, а также установлены сроки совершения этими должностными лицами необходимых действий при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме.

Порядок взаимодействия должностных лиц ТПФК и ЦЭД подробно прописан в приказе ФТС России от 22.04.2011 № 845. Схематично такое информационное взаимодействие можно представить в виде, изображенном на рис. 1.

На основании представленной на рис.1 схемы можно сделать вывод, что в основном информационное взаимодействие заключается в том, что полученная информация из ЦЭД сличается с информацией ТПФК по декларируемому товару, который размещен в зоне таможенного контроля в регионе деятельности ТПФК. Иными словами происходит сверка информации, получаемой из ЦЭД.

На сегодняшний день инструмент сверки является единственным утвержденным и повсеместно применяемым каналом взаимодействия в связке ТПФК-ЦЭД. Фактически вся аналитическая работа таможни фактического контроля, связанная с выявлением признаков правонарушений при таможенном декларировании находит или должна находить отражение в сверках, отправляемых в ЦЭД. Именно инструмент сверки и если угодно «предварительной сверки» это основной инструмент для общего вклада в обнаружение правонарушений в арсенале таможни фактического контроля.

Изначально при разделении таможенных органов на ЦЭД и ТПФК, последними особый акцент уделялся проведению таможенного контроля на технологических операциях, предшествующих таможенному декларированию, т.е. завершение таможенной процедуры таможенного транзита и временному хранению товаров. Этому способствовал ряд причин, таких как отсутствие налаженного опыта во взаимодействии с ЦЭД, неясности в критериях оценки работы ТПФК. Зачастую это приводило к проведению двойного контроля как на этапах до декларирования, так и после регистрации декларации на товары.

На сегодняшний день обращает на себя внимание тенденция снижения количества применений ТПФК профилей рисков (проведения таможенных досмотров) на таможенных операциях завершения таможенной процедуры таможенного транзита и временного хранения при одновременном значительном увеличении предложений о разработке целевых профилей риска (далее -ЦПР) на таможенной операции декларирование.

С учетом того, что взаимодействие с ЦЭД приобретает все более устоявшуюся и надежную структуру, а фактов игнорирования предложений ТПФК со стороны ЦЭД становится все меньше, имеется возможность повышения эффективности таможенного контроля посредством возврата акцента разработки ЦПР на технологическую операцию декларирования товаров.

Безусловно, с точки зрения эффективности именно целевые профили риска на этапе технологической операции декларирования, представляются значительно более перспективными, нежели на операциях завершения таможенной процедуры таможенного транзита и временного хранения, поскольку зачастую по ним удается выявлять нарушения по статьям 16.2.1 и 16.1.3 КОАП одновременно.

Деклар ант

ЦЭД

(ТМСТО)

Запрос о наличии товаранаСВХ (ЗТК)

Информация о наличии товара

на СВХ (ЗТК)

Направление сформированных сведений из ЭДТ и описи документов

Направление решения о проведении таможенной

Направление акта отборапроб и образцов

Направление информации о внесенных изменениях и дополнениях в ЭДТ

Направление информации о р езультатах дополнительной проверки ЭДТ

Направление сообщения о выпуске товара

Пр и ем ин ф о р мации

Информационное взаимодействие ЦЭД и ТПФК в процессе электронного декларирования

Подтверждение получения сведений из ЭДТ и описи документов

Запрос на сверку Направление отчета

документов о сверке документов

При срабатывании СУР: направление поручения на досмотр Напр авление АТД с приложениями фото, видео материалов

Запрос Отправка

о предоставлении сканированных

сканированных документов

документов (при с комментариями

необходимости)

Направление сообщения об отказе в выпуске товара Пр и ем ин ф о р мац ии

Тем не менее, имеются единичные случаи, когда ТПФК необходимо применять систему управления рисков на технологической операции - проведение таможенного контроля после выпуска товаров в целях однозначной отработки выявленных признаков правонарушений при бездействии ЦЭД. Бездействие может возникать в силу человеческого фактора, так и по причине автоматизации выпуска товаров (автовыпуск ДТ до получения информации ЦЭД от ТПФК о возможном нарушении).

Анализ информационного взаимодействия

ЦЭД и ТПФК позволяет сделать вывод о том, что в целом механизм такого взаимодействия позволяет ТПФК оперативно отвечать на получаемые запросы ЦЭД. При этом можно отметить присущие проблемы такого взаимодействия.

Одной из проблем можно отметить дублирование таможенного контроля, проводимого должностными лицами ТПФК при осуществлении сверки сведений, направляемых по технологии удалённого выпуска товаров в соответствии с приказом ФТС от 01.11.2013 № 2081 [4].

Должностными лицами ТПФК, при совершении таможенных операций по завершению таможенной процедуры таможенного транзита, осуществляется проверка сведений, указанных в п.п. 1-3 п. 7 приказа ФТС от 01.11.2013 № 2081, с целью принятия решения о возможности завершения таможенной процедуры таможенного транзита. При наличии нарушений, либо несоответствия сведений заявленных в транзитной декларации со сведениями, содержащимися в транспортных и коммерческих документах, применяются формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение. Информация о результатах применения форм таможенного контроля и мер вносится в программные средства: ПЗ «Рабочее место СТО»; КПС «Совершение операций», КПС «Учёт и контроль товаров на ВХ».

Таким образом, при доработке механизма взаимодействия программных средств, используемых должностными ЦЭД с программными средствами, используемыми должностными лицами ТПФК, возможно осуществить автоматизацию проверки сведений указанных в пп. 1-3 п. 7 приказа ФТС от 01.11.2013 № 2081. В случае выявления несоответствий, при автоматической проверке указанных сведений (количество грузовых мест, вес брутто, наименование товаров и их количество), направлять авторизированное сообщение во внешний таможенный орган (ТПФК) для проведения проверки должностным лицом и выявления возможных признаков правонарушений.

В качестве проблемного вопроса следует отметить отсутствие возможности оперативного применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение при реализации технологии удалённого выпуска товаров.

В настоящее время механизм применения системы управления рисками при использовании технологии удалённого выпуска реализован следующим образом.

В случае выявления должностными лицами ТП-ФК при проведении сверки сведений несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары со сведениями, содержащимися в транспортных коммерческих документах, а также в программных средствах, используемых на ТПФК, должностным лицом ТПФК подготавливаются предложения о необходимости применения мер по минимизации рисков. ТПФК направляется докладная записка о выявленных несоответствиях и возможности формирования проекта целевого профиля риска в отдел применения системы управления рисками (далее - ОПСУР) таможни фактического контроля. Далее ОПСУР таможни фактического контроля взаимодействует с ОПСУР электронной таможни (ЦЭД) с целью разработки профиля риска и его применения в отношении декларируемой товарной партии. Результатом описанного взаимодействия является формирование целевого профиля риска и направление внутренним таможенным органом

(ЦЭД) во внешний таможенный орган (ТПФК) информационного сообщения о необходимости проведения таможенного осмотра/досмотра.

Для ускорения взаимодействия ЦЭД и ТПФК целесообразно разработать и реализовать механизм (в рамках СУР - формирование профиля риска) самостоятельного применения формы таможенного контроля - таможенный осмотр, либо меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, - таможенное наблюдение должностным лицом ЦЭДа по результатам анализа проведенной сверки сведений на ТПФК. При наличии несоответствия сведений, указывающих на возможное наличие правонарушений, должностное лицо ЦЭД применяет профиль риска, в котором изначальными мерами по минимизации являются таможенный осмотр или таможенное наблюдение. После получения информационного сообщения о необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного наблюдения, должностные лица ТПФК проводят таможенный осмотр или таможенное наблюдение. По результатам проведенного контроля, в случае необходимости, возможно делегировать право применения дальнейшей меры минимизации профиля риска - таможенный досмотр непосредственно ТПФК, с информированием ЦЭД о принятии решения о проведении таможенного досмотра в рамках уже примененного профиля риска. Таким образом, будет значительно сокращено время, затрачиваемое на согласование и разработку целевых профилей рисков при каждом выявлении несоответствия в сведениях при проведении сверки.

В заключении необходимо отметить, что основным фактором, несмотря на автоматизацию процессов совершения таможенных операций, продолжает оставаться человеческий фактор -уровень знаний и компетенции должностных лиц таможенных органов. Должностные лица должны постоянно повышать профессиональный уровень знаний и умений. Также необходимо отметить, что именно качество таможенных операций и таможенного контроля, проводимого должностными лицами и неформальный, творческий подход к совершению данных операций дает дополнительный задел для повышения эффективности таможенного контроля.

Библиографический список:

1. Приказ ФТС России от 22 апреля 2011года № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // «Консультант Плюс».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 года № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // «Консультант Плюс».

3. Приказ ФТС России от 20 сентября 2021 года № 799

«Об утверждении Общего положения о таможенном посте» // «Консультант Плюс».

4. Приказ ФТС России от 1 ноября 2013 года № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при

совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.