SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://d0i.0rg/l 0.24412/2687-0185-2022-4-37-42 ШЮ№ 2007-0083-4/22-162 MOSURED: 77/27-005-2022-04-361
Взаимодействие полиции с иными правоохранительными органами
Наталья Николаевна Башлуева1, Александр Анатольевич Никоноров2, Лада Ярославовна Смирнова3
'А3 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
Старотеряево, Россия
Аннотация. Речь идет о взаимодействии полиции с иными правоохранительными органами. Важнейшим условием обеспечения правопорядка является налаженное взаимодействие между правоохранительными органами, иными органами публичной власти, общественностью. Эффективная деятельность правоохранительных органов возможна только при налаживании скоординированной работы между перечисленными субъектами, деятельность которыми осуществляется не только самостоятельно, но и в слаженном взаимодействии подразделений между собой. Однако проблемы взаимодействия между правоохранительными органами за последнее время не уменьшаются. Главной целью взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами является обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач. Основные формы взаимодействия правоохранительных органов — поддержка, сотрудничество, совместная деятельность, взаимопроникновение, координационные совещания, издание совместных нормативных и информационных документов, обобщение статистических показателей. На практике нередко смешиваются понятия «взаимодействие» и «координация». В настоящее время наблюдается взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности. Следует отметить, что в каждом регионе имеется разрозненный опыт взаимодействия сотрудников полиции и объединений правоохранительной направленности.
Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, сотрудничество, взаимодействие, нормативные документы, объединений правоохранительной направленности
Для цитирования: Башлуева Н. Н., Никоноров А. А., Смирнова Л. Я. Взаимодействие полиции с иными правоохранительными органами // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 37-42. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-37-42.
Natalia N. Bashlueva1, Alexander A. Nikonorov2, Lada Ya. Smirnova3
'A3 Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia ' [email protected]
Abstract. The article deals with the interaction of the police with other law enforcement agencies. The most important condition for ensuring law and order is the established interaction between law enforcement agencies, other public authorities, and the public. Effective activity of law enforcement agencies is possible only with the establishment of coordinated work between the listed entities, whose activities are carried out not only independently, but also in the coordinated interaction of departments among themselves. However, the problems of interaction between law enforcement agencies have not decreased recently. The main purpose of police interaction with other law enforcement agencies is to ensure unity of action, mutual assistance and joining efforts to successfully solve common tasks. The main forms of interaction between law enforcement agencies are support, cooperation, joint activities, interpenetration, coordination meetings, publication of joint regulatory and informational documents, generalization of statistical indicators. In practice, the concepts of «interaction» and «coordination» are often confused. Currently, there is interaction with public associations of law enforcement orientation. It should be noted that in each region there is a disparate experience of interaction between police officers and law enforcement associations.
Keywords: police, law enforcement agencies, cooperation, interaction, regulatory documents, law enforcement associations For citation: Bashlueva N. N., Nikonorov A. A., Smirnova L. Ya. Police interaction with other law enforcement agencies. Criminological Journal. 2022;(4):37-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-37-42.
© Башлуева Н. Н., Никоноров А. А., Смирнова Л. Я., 2022
Original article
Police interaction with other law enforcement agencies
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Основной задачей правоохранительных органов является обеспечение правопорядка, отличающееся качеством и эффективностью. Важным условием обеспечения правопорядка является налаженное взаимодействие между правоохранительными органами, иными органами публичной власти, общественностью.
Эффективная деятельность правоохранительных органов возможна только при налаживании скоординированной работы между перечисленными субъектами, деятельность которыми осуществляется не только самостоятельно, но и в слаженном взаимодействии подразделений между собой. Однако проблемы взаимодействия между правоохранительными органами за последнее время не только не уменьшаются, а наоборот, растут. Это негативно отражается на общем состоянии правопорядка. Для налаживания взаимодействия необходимы не только слаженные действия руководителей, но и ресурсы, в том числе материальные.
Представляется важным исследовать совокупность отношений, регламентированных уголовным, гражданским, административным и иным отраслевым законодательством, возникающих в связи с взаимодействием полиции с другими правоохранительными органами.
Основным нормативным актом, содержащим понятие взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами, является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], а именно ч. 1 ст. 10 (далее — ФЗ о полиции).
В контексте обозначенной проблематики необходимо определить понятие взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами. Несмотря на большое количество работ, посвященных взаимодействию отдельных подразделений полиции с иными органами и структурами, практически отсутствуют комплексные научные исследования по рассматриваемому вопросу.
По мнению А. В. Никитина, под взаимодействием в русском языке понимается взаимная связь явлений, взаимная поддержка. По отношению к деятельности человека, взаимодействие следует рассматривать в качестве комплекса взаимосвязанных действий, которые осуществляются совместно двумя или более субъектами [5]. В том числе, по мнению автора, данное определение применимо по отношению к деятельности правоохранительных органов.
Интерпретируя данное понятие «взаимодействия», под взаимодействием субъектов обеспечения правопо-
рядка предлагается понимать — урегулированную преимущественно административно-правовыми нормами, согласованную по месту и времени деятельность полиции, правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, направленную на обеспечение правопорядка в общественных местах, осуществляемую путем наиболее рационального объединения сил, средств и полномочий, имеющихся в их распоряжении.
На наш взгляд, данное понятие взаимодействия также не отражает всей взаимосвязи между правоохранительными органами, которая существует на сегодняшний день.
Принципы взаимодействия с иными правоохранительными органами вытекают из ст. 10 ФЗ о полиции, которые заключаются в следующих позициях:
1) взаимодействие полиции при осуществлении своей деятельности осуществляется с иными правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
2) полиция при выполнении полномочий, возложенных на нее законом, может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном нормами действующего законодательства;
3) полиция в рамках своих законных полномочий осуществляет помощь вышеуказанным субъектам, оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;
4) государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
Принципы взаимодействия определяются нормами права, на которых базируется деятельность правоохранительных органов.
На наш взгляд, главной целью взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами является обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач.
Задачи взаимодействия определяются теми задачами, которые непосредственно стоят перед правоохранительными органами и полицией в частности и определяются ст. 2 ФЗ о полиции, а именно:
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
10) по решению Президента РФ — участие в деятельности по поддержания или восстановлению мира и безопасности.
Главной целью взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами является обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач.
Задачи взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами определяются теми задачами, которые непосредственно стоят перед правоохранительными органами и полицией в частности и определяются ст. 2 ФЗ о полиции. Основные формы взаимодействия правоохранительных органов — поддержка, сотрудничество, совместная деятельность, взаимопроникновение, координационные совещания, издание совместных нормативных и информационных документов, обобщение статистических показателей.
Полиция, осуществляя решение возложенных на нее задач, активно взаимодействует с целым рядом правоохранительных органов.
Взаимодействие полиции и прокуратуры осуществляется на основании ФЗ о полиции, а также Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ о прокуратуре). Так, ст. 12 ФЗ о полиции устанавливает необходимость предоставления статистических сведений в прокуратуру, но фактически не содержит иных положений о взаимодействии данных органов
между собой. Ст. 8 ФЗ о прокуратуре устанавливает полномочия Генерального прокурора РФ, который осуществляет координацию деятельности по борьбе с преступностью ОВД, ФСБ, органов таможенной службы и иных правоохранительных органов.
На практике многие показатели деятельности зависят от прокурора и его мнения, которое зачастую не только расходится с мнением руководителей ОВД, но и с законодательными положениями (особенно когда имеются пробелы в законодательстве). Не стоит забывать и о зависимом положении полиции от прокуратуры.
Взаимодействие полиции с судом осуществляется на основании различных нормативных актов, осуществляющих регламентирование порядка судопроизводства. Так, рассмотрение уголовных дел, расследование которых осуществляется дознавателями и следователями ОВД, осуществляется судами. Административные протоколы, составляемые на взрослых лиц в порядке, предусмотренном административным законодательством, рассматриваются федеральными судьями, а также мировыми судами.
Взаимодействие полиции и Следственного комитета РФ осуществляется на основании положений УПК РФ. Так, сотрудниками полиции осуществляется первоначальный сбор материала по факту совершения преступлений, в том числе подследственных Следственному комитету РФ, которые в дальнейшем направляются в данный правоохранительный орган для возбуждения уголовного дела. Следователь является старшим следственно-оперативной группы на выезде.
Так, взаимодействие с судебными приставами осуществляется на основании совместного Приказа Минюста России № 216, МВД России № 689 от 18 октября 2018 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» [3]. Данный приказ устанавливает вопросы, по которым два правоохранительных ведомства взаимодействуют друг с другом.
1. Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП) информирует МВД РФ и его территориальные органы о фактах выявления правонарушений, отнесенных к компетенции МВД, принимают участие в розыске подозреваемых и обвиняемых, информируют о гражданах, в отношении которых установлено временное ограничения на выезд из РФ (например, за неуплату обязательства, наложенного
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
судом), направляют экспертам МВД материалы уголовных дел для производства судебных экспертиз, информируют о фактах возбуждения исполнительных производств, по которым должниками являются ОВД РФ, взаимодействуют по вопросам конвоирования, охраны лиц, содержащихся под стражей, оказывают содействие в поиске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
2. МВД России оказывают содействие ФССП в розыске подозреваемых (обвиняемых), предоставлении и получении справочной информации по вопросам своей компетенции, организации и проведении экспертиз, направлении в ФССП вторых экземпляров постановлений о наложении административных штрафов.
Таким образом, полиция, реализуя правоохранительную деятельность, взаимодействует с такими правоохранительными органами, как Следственный комитет РФ, прокуратура, суд, адвокатура, ФССП, Министерство юстиции РФ. Данное взаимодействие направлено на решение задач, возложенных на правоохранительные органы, и основывается на конкретных нормативно-правовых документах. Основной целью такого взаимодействия является противодействие преступности и ее предупреждение.
Общественные объединения правоохранительной направленности представляют собой специализированные объединения, созданные на добровольной основе по инициативе граждан РФ.
Деятельность указанных объединений регулирует приказ МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» [4], согласно которому все перечисленные объединения регистрируются, их учет ведется территориальными МВД в специализированном реестре. Помимо ДНД полиция также взаимодействует с казачеством.
На наш взгляд, в организации взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности на сегодняшний день можно выделить как плюсы, так и минусы.
Положительные моменты взаимодействия полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности можно проследить на примере школьных объединений. Во многих регионах действует практика приобщения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в полиции, в деятельность отрядов и объединений правоохрани-
тельной направленности, что способствует реализации основной цели деятельности полиции — профилактике преступлений и правонарушений.
Во многих колледжах действуют отряды правоохранительной направленности, деятельность которых аналогична вышеуказанным движениям, только для более взрослого круга лиц. Схожие организации создают и в вузах.
Несомненно, есть плюс в деятельности таких организаций, однако в качестве отрицательного момента создания таких объединений можно назвать полное отсутствие финансирования деятельности данных организаций. Фактически их деятельность осуществляется на основании добровольных взносов и за счет энтузиазма сотрудников правоохранительных органов.
В качестве связующего звена между полицией и институтами гражданского общества выступают общественные советы, которые создаются при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Основное назначение общественных советов заключается в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций.
Основным нормативным актом, содержащим понятие взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами, является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции». Несмотря на большое количество работ, посвященных взаимодействию отдельных подразделений полиции с иными органами и структурами, практически отсутствуют комплексные научные исследования по рассматриваемому вопросу.
До настоящего времени отсутствует общепризнанное определение «взаимодействия правоохранительных органов». Принципы взаимодействия определяются нормами права, на которых базируется деятельность правоохранительных органов. На наш взгляд, под взаимодействием правоохранительных органов следует понимать — урегулированную нормами права деятельность правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленную на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
обеспечение выполнения ими своих обязанностей за счет рационального объединения сил, средств и полномочий, имеющихся в их распоряжении.
Главной целью взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами является обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач.
Задачи взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами определяются теми задачами, которые непосредственно стоят перед правоохранительными органами и полицией в частности и определяются ст. 2 ФЗ о полиции. Основные формы взаимодействия правоохранительных органов — поддержка, сотрудничество, совместная деятельность, взаимопроникновение, координационные совещания, издание совместных нормативных и информационных документов, обобщение статистических показателей. На практике нередко смешиваются понятия «взаимодействие» и «координация». Координация правоохранительной деятельности исходя из своей сущности представляет целесообразное соотношение между действиями правоохранительных органов, а взаимодействие представляет собой согласованную деятельность правоохранительных органов, направленную на осуществление совместных действий.
Также в настоящее время наблюдается взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности. Следует отметить, что в каждом регионе имеется разрозненный опыт взаимодействия сотрудников полиции и объединений правоохранительной направленности. Данная деятельность, за исключением деятельности добровольной народной дружины, никак не финансируется, хотя и положительно влияет на общий уровень правопорядка.
Список источников
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 1 июля 2021 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2021 г.) // Российская газета. 1995. 25 нояб.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21 декабря 2021 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Приказ Минюста России № 216, МВД России № 689 от 18 октября 2018 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел
Российской Федерации, их территориальных органов» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» (зарегистрировано в Минюсте России 11 августа 2014 г. № 33507) // Российская газета. 2014. 29 авг.
5. Никитин А. В. Взаимодействие сотрудников оперативных и следственных подразделений: теоретико-правовой анализ понятия и признаков // Евразийский юридический журнал. 2018. № 11 (126). С. 271-274.
References
1. Federal Law No. 2202-1 of January 17, 1992 (as amended on July 1, 2021) «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from September 1, 2021) // Ros-siyskaya Gazeta. 1995. November 25.
2. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 (as amended on December 21, 2021) «On the Police» // SZ RF. 2011. No. 7. St. 900.
3. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 216, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 689 dated October 18, 2018 «On approval of the Regulations on the interaction of the Federal Bailiff Service and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, their territorial bodies» // SPS «ConsultantPlus».
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 599 dated July 21, 2014 «On the Procedure for the formation and maintenance of the Regional Register of People's Squads and Public associations of law enforcement orientation» (registered with the Ministry of Justice of Russia on August 11, 2014 No. 33507) // Rossiyskaya Gazeta. 2014. 29 Aug.
5. Nikitin A. V. Interaction of employees of operational and investigative units: theoretical and legal analysis of the concept and features // Eurasian Legal Journal. 2018. No. 11 (126). Р. 271-274.
Библиографический список
1. Закон Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗС0 «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // СПС «Гарант».
2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэконом-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
развития РФ и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» // СПС «Гарант».
3. Приказ Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19 мая 2014 г. «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2014 г. № 32640) // СПС «КонсультантПлюс».
Bibliographic list
1. Law of the Saratov Region of July 29, 2009 No. 104-ZS0 «On administrative offenses on the territory of the Saratov region» // SPS «Garant».
2. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, the Ministry of Justice of the Russian Federation, the FSB of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Federal Drug Control Service from December 29, 2005 No. 39/1070/1021/253/780/353/399 «On unified accounting of crimes» // SPS «Garant».
3. Order of the Ministry of Justice of Russia No. 100, the Ministry of Foreign Affairs of Russia No. 7509, the FMS of Russia No. 375, the FSB of Russia No. 271 dated May 19, 2014 «On Approval of the Procedure for Organizing the Interaction of the Federal Bailiff Service, the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, the Federal Migration Service and the Federal Security Service of the Russian Federation on Administrative expulsion from the Russian Federation foreign citizens and stateless persons in the form of forced and controlled movement across the State Border of the Russian Federation» (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on June 10, 2014 No. 32640) // SPS «ConsultantPlus».
Информация об авторах
Н. Н. Башлуева — доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;
А. А. Никоноров — преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и применения информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Л. Я. Смирнова—заместитель начальника кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени ВЯ. Кикотя, кандидат экономических наук.
Information about the authors
N. N. Bashlueva — Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
A. A. Nikonorov — Lecturer of the Department of Operational Investigative Activities of Internal Affairs Bodies and the Use of Information Technologie of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
L. Ya. Smirnova — Deputy Head of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.11.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 18.11.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 05.12.2022. 42 Криминологический журнал № 4 / 2022