Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / ПУБЛИЧНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ / CIVIL SOCIETY / PUBLIC ASSOCIATIONS / PEOPLE'S SQUADS / PUBLIC ORDER / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / POLICE / PUBLIC PROSECUTION SERVICE / INVESTIGATIVE COMMITTEE / PUBLIC ADMINISTRATION / INTERACTION / ASSISTANCE TO LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленцов А. Б., Гацолати В. Э.

В статье исследуется комплекс норм российского административного права, регулирующих отношения в сфере административно-правового обеспечения взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны общественного порядка. Выявляются научные подходы к определению основных направлений данного взаимодействия, а также проблемы правоприменительной практики в указанной сфере. Дается теоретическая интерпретация основных направлений взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны и обеспечения общественного порядка, анализируются особенности их нормативно-правового обеспечения и определяются пути его совершенствования. Предпринимается попытка концептуализации такой формы взаимодействия, как содействие правоохранительным органам, раскрывается ее содержание и предлагается авторская классификация ее видов. Определены административно-правовые основы организации и деятельности общественных объединений как субъектов взаимодействия с правоохранительными органами. Проведен анализ деятельности различных организационных структур, обеспечивающих рассматриваемое в статье взаимодействие. Выявлены закономерности, определяющие специфику взаимосвязи между различными социальными, экономическими и юридическими факторами и эффективностью взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества. Выявлены факты и причины нарушения определенными органами государственной власти установленных административным законодательством процедур, необходимых для начала осуществления деятельности общественного объединения правоохранительной направленности. По итогам исследования сформулирован вывод о необходимости расширения круга обязанностей правоохранительных органов в области взаимодействия с организациями гражданского общества и правовой регламентации отдельных аспектов данного сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зеленцов А. Б., Гацолати В. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE INTERACTION BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY ORGANIZATIONS

A theoretical interpretation of the main areas of interaction between law enforcement agencies and civil society organizations is given and the features of their regulatory support are analyzed and ways to improve it are determined. We made an attempt to conceptualize such a form of interaction as assistance to law enforcement agencies, as well as to reveal its content and to propose the author's classification of its types. The administrative and legal foundations of the organization and activities of public associations as subjects of interaction with law enforcement agencies are determined. The analysis of the activities of various organizational structures that ensure the interaction considered in the article is made. The regularities that determine the features of the relationship between various social, economic, and legal factors and the effectiveness of the interaction of law enforcement agencies and civil society organizations are revealed. The facts and reasons for the violation by certain bodies of state power of the procedures established by administrative legislation necessary for the start of the activities of a public law enforcement association are identified. Based on the results of the study, a conclusion is drawn about the need to expand the range of responsibilities of law enforcement agencies in the field of interaction with civil society organizations and the legal regulation of certain aspects of this cooperation.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 351.74

DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-78-87

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

А. Б. ЗеленцовВ. Э. Гацолати

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ЕE-mail: [email protected]

В статье исследуется комплекс норм российского административного права, регулирующих отношения в сфере административно-правового обеспечения взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны общественного порядка. Выявляются научные подходы к определению основных направлений данного взаимодействия, а также проблемы правоприменительной практики в указанной сфере.

Дается теоретическая интерпретация основных направлений взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны и обеспечения общественного порядка, анализируются особенности их нормативно-правового обеспечения и определяются пути его совершенствования. Предпринимается попытка концептуализации такой формы взаимодействия, как содействие правоохранительным органам, раскрывается ее содержание и предлагается авторская классификация ее видов.

Определены административно-правовые основы организации и деятельности общественных объединений как субъектов взаимодействия с правоохранительными органами. Проведен анализ деятельности различных организационных структур, обеспечивающих рассматриваемое в статье взаимодействие. Выявлены закономерности, определяющие специфику взаимосвязи между различными социальными, экономическими и юридическими факторами и эффективностью взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества. Выявлены факты и причины нарушения определенными органами государственной власти установленных административным законодательством процедур, необходимых для начала осуществления деятельности общественного объединения правоохранительной направленности.

По итогам исследования сформулирован вывод о необходимости расширения круга обязанностей правоохранительных органов в области взаимодействия с организациями гражданского общества и правовой регламентации отдельных аспектов данного сотрудничества.

Ключевые слова: гражданское общество, общественные объединения, народные дружины, общественный порядок, правоохранительные органы, полиция, прокуратура, следственный комитет, публичная администрация, взаимодействие, содействие правоохранительным органам.

Для цитирования: Зеленцов А. Б., Гацолати В. Э. Административно-правовые аспекты взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества //Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 3 (29). С. 78-87. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-78-87.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE INTERACTION BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY ORGANIZATIONS

A. B. ZelentsovB, V. E. Gatsolati

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia EE-mail: [email protected]

The article examines the set of norms of the Russian administrative law governing relations in the field of administrative and legal support for the interaction of law enforcement agencies and civil society organizations in order to protect public order, identifies scientific approaches to determining the main directions of this interaction, as well as the problems of law enforcement practice in this field.

A theoretical interpretation of the main areas of interaction between law enforcement agencies and civil society organizations is given and the features of their regulatory support are analyzed and ways to improve it are determined. We made an attempt to conceptualize such a form of interaction as assistance to law enforcement agencies, as well as to reveal its content and to propose the author's classification of its types.

The administrative and legal foundations of the organization and activities of public associations as subjects of interaction with law enforcement agencies are determined. The analysis of the activities of various organizational structures that ensure the interaction considered in the article is made. The regularities that determine the features of the relationship between various social, economic, and legal factors and the effectiveness of the interaction of law enforcement agencies and civil society organizations are revealed. The facts and reasons for the violation by certain bodies of state power of the procedures established by administrative legislation necessary for the start of the activities of a public law enforcement association are identified.

Based on the results of the study, a conclusion is drawn about the need to expand the range of responsibilities of law enforcement agencies in the field of interaction with civil society organizations and the legal regulation of certain aspects of this cooperation.

Keywords: civil society, public associations, people's squads, public order, law enforcement agencies, police, public prosecution service, investigative committee, public administration, interaction, assistance to law enforcement agencies.

For citation: Zelentsov A. B., Gatsolati V. E. Administrative and Legal Aspects of the Interaction between Law Enforcement Agencies and Civil Society Organizations // Surgut State University Journal. 2020. No. 3 (29). P. 78-87. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-78-87.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из современных тенденций развития механизмов публичного управления в условиях становления правового государства в России является привлечение организаций гражданского общества к содействию в осуществлении функций, возложенных на органы государственной власти. Эта форма взаимодействия способствует повышению эффективности деятельности органов государственной власти и служит одним из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие гражданского общества в нашей стране.

Дальнейшему развитию и полноценной реализации потенциала данной формы взаимодействия гражданского общества и государства препятствуют три основных фактора: человеческий, юридический и инструментальный. К человеческому фактору относятся низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти и нежелание многих государственных служащих сотрудничать с организациями гражданского общества. Юридический фактор заключается в установленном законодательством излишнем контроле текущей деятельности объединений гражданского общества органами публичной администрации и отсутствии правовой регламентации некоторых форм взаимодействия. Инструментальный фактор выражается в от-

сутствии необходимых механизмов для оценки продуктивности взаимодействия органов государственной власти и организаций гражданского общества.

Целью данного исследования является восполнение пробелов, существующих в области исследования административно-правового регулирования взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны общественного порядка и концептуализация такой формы взаимодействия данных субъектов административного права, как содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка. В число задач, решаемых с статье, входят выявление основных направлений взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества; уточнение роли, места и статуса общественных палат и общественных советов в механизме сотрудничества правоохранительных органов и организаций гражданского общества; анализ действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества с целю определения их влияния на данные отношения; определение основных путей совершенствования правового регулирования отношений в сфере взаимодействия

правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны общественного порядка.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Методологическую основу исследования образует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая диалектический, логический, формально-юридический, системный и статистический методы, а также анализ, описание, синтез и интерпретацию. В ходе исследования был изучен комплекс норм административного права, определяющих правовой статус различных видов организаций гражданского общества, регулирующих порядок их деятельности и взаимодействие с правоохранительными органами, а также проанализированы актуальные научные источники, рассматривающие проблемы данного взаимодействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Содействие как основная форма взаимодействия. Содействие в охране и обеспечении общественного порядка является наиболее перспективной формой и направлением сотрудничества в сфере взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества. Наряду с данной формой сотрудничества в современной литературе выделяется еще ряд основных направлений взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений в целях обеспечения правопорядка: оказание содействия полиции в процессе обеспечения правопорядка; участие в процессе разработки и рассмотрения методических материалов; общественный контроль деятельности полиции; информирование граждан о результатах совместной деятельности полиции и общественных объединений правоохранительной направленности [1, с. 166].

Довольно спорным представляется отнесение общественного контроля деятельности полиции и информирования граждан о результатах совместной деятельности к основным направлениям взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений в целях обеспечения правопорядка. Ведь осуществление общественного

контроля деятельности полиции напрямую не приводит к обеспечению правопорядка, его конечной целью является учет правоохранительными органами при реализации соответствующих властных полномочий прав и законных интересов субъектов гражданского общества. В то же время среди выявляемых в литературе форм такая форма, как информирование граждан о результатах совместной деятельности, в первую очередь, направлена на предоставление гражданам и их объединениям достоверных фактов о взаимодействии, повышение уровня доверия к правоохранительным органам и формирование положительного отношения к возможности сотрудничества с ними. Исходя из этого, не следует относить к основным направлениям взаимодействия в целях обеспечения правопорядка те формы сотрудничества, при реализации которых напрямую не обеспечивается общественный порядок.

По нашему мнению, наиболее перспективным направлением взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества является содействие последних в охране общественного порядка, которая служит целью деятельности многих зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений.

Общий правовой статус общественных объединений закреплен в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» [2] и в ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» [3].

Понятие общественного объединения является законодательно закрепленным, им в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» признается «добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» [3].

До недавнего времени этим понятием охватывались все виды общественных объединений вне зависимости от направления их деятельности. Ситуация изменилась после принятия Государственной Думой Российской Федерации в 2014 г. Федерального за-

кона от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» [4]. Законодатель закрепил понятие общественного объединения правоохранительной направленности, тем самым отграничив определенную часть общественных объединений по направлению их деятельности. Таким объединением, в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, признается «не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка».

Выделение именно общественных объединений правоохранительной направленности обусловлено их вкладом в осуществление правоохранительными органами своих функций, а также их количеством: на 2018 год было зарегистрировано более 45 тысяч подобных организаций. В настоящее время наиболее распространенными организационно-правовыми формами общественных объединений, осуществляющих взаимодействие с правоохранительными органами, являются добровольные казачьи и народные дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» основными направлениями деятельности общественных объединений подобного вида являются: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах [4].

Содействие организаций гражданского общества правоохранительным органам в охране общественного порядка осуществляется в различных формах: информирование правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участие в мероприятиях по охране общественного порядка; участие в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий; участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных

органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка.

Содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, оказываемое организациями гражданского общества, может быть квалифицированным и неквалифицированным. Для неквалифицированного содействия гражданин не должен обладать специальными знаниями и компетенцией, ему достаточно соответствовать общим требованиям, установленным для участника общественного объединения. В случае квалифицированного содействия участники должны пройти соответствующее обучение. Так, члены народных дружин должны в обязательном порядке пройти подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также подготовку по оказанию первой помощи [5]. Следовательно, можно выделить два вида общественных объединений правоохранительной направленности: оказывающих квалифицированное и неквалифицированное содействие правоохранительным органам.

2. Организации и структуры, обеспечивающие взаимодействие. Формированием политики взаимодействия с организациями гражданского общества в правоохранительных органах занимаются соответствующие структурные элементы. Например, в центральном аппарате МВД Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 24.10.2018) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6] этим вопросом занимается Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Данное Управление уполномочено осуществлять организацию встреч министра внутренних дел с представителями институтов гражданского общества, в том числе по вопросам оказания содействия подразделениям системы МВД России в охране общественного порядка [7].

Вопросы, связанные с процедурой проведения этих встреч и их периодичностью, нормативно не урегулированы. Открытым остается и вопрос о том, могут ли организации гражданского общества инициировать встречу с министром внутренних дел. Воз-

можно, именно эти пробелы правового регулирования являются основными причинами того, что за последние 5 лет данное Управление не организовало ни одной встречи министра внутренних дел с представителями общественных объединений.

Большую роль в обеспечении взаимодействия общественных объединений и правоохранительных органов играют Общественная Палата РФ, а также общественные советы при правоохранительных органах, такие как Общественный совет при МВД РФ, Общественный совет при СК России, Общественный совет при Федеральной службе безопасности. На уровне субъектов РФ создаются общественные советы также и при других правоохранительных органах. Так, в Карачаево-Черкесской Республике создан Общественный Совет при прокуратуре по соблюдению прав предпринимательской деятельности [8].

Порядок организации и деятельности Общественной Палаты РФ регулируется Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-Ф3 (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации» [9]. По своему предназначению Общественная Палата РФ призвана обеспечивать не только само взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества, но и равный доступ организаций гражданского общества к данному взаимодействию, в особенности к такой его форме, как получение государственной поддержки.

Правовое положение общественных советов закреплено в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [10]. В соответствии с данным нормативным правовым актом общественные советы при правоохранительных органах выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля. Таким образом, законодатель закрепил три формы взаимодействия правоохранительных органов и общественных советов: консультирование, участие в совещаниях, осуществление общественного контроля.

Одной из главных задач общественных советов при правоохранительных органах явля-

ется активное содействие организациям гражданского общества в учете их прав и законных интересов со стороны правоохранительных органов. В число актуальных задач в деятельности этих советов входят обеспечение прямого взаимодействия организаций гражданского общества и правоохранительных органов, а также работа с населением, различными общественными объединениями по повышению уровня доверия к этим органам.

3. Проблемы административно-правового регулирования и правоприменительной практики. Существует прямая зависимость между уровнем доверия к сотрудникам правоохранительных органов и эффективностью их взаимодействия с различными организациями гражданского общества, в том числе общественными объединениями. В первую очередь правоохранительные органы должны работать над удовлетворением интересов гражданского общества и государства, а не интересов отдельных представителей власти и бизнеса.

Одним из способов решения данной проблемы, по нашему мнению, является формирование соответствующих юридических и фактических условий для более активного и эффективного привлечения общественных объединений к реализации правоохранительными органами функции обеспечения правопорядка. Именно привлечение граждан к участию в охране общественного порядка является одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности в соответствии с «Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации» [11].

Для использования всего потенциала взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества необходимо законодательно закрепить за соответствующими должностными лицами обязанности по привлечению общественных объединений. В этих целях следует вынести на публичное обсуждение вопрос о внесении поправок в Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка», касающихся установления обязанности привлечения в различных формах общественных

объединений к мероприятиям по охране и обеспечению общественного порядка, проводимых правоохранительными органами. По нашему мнению, общественные объединения правоохранительной направленности, зарегистрированные на территории, подведомственной соответствующему подразделению того или иного правоохранительного органа, должны быть не просто проинформированы о планах проведения мероприятий по охране общественного порядка, но и приглашены для оказания содействия. Способы информирования организаций гражданского общества, форма подаваемого запроса на оказание содействия, порядок и сроки его подачи могут быть универсальными для всех территориальных подразделений в целях предотвращения разногласий и нарушений прав и законных интересов отдельных объединений граждан. В качестве альтернативного варианта территориальным подразделениям может быть предоставлена свобода в решении данного вопроса, что позволит им быть более гибкими и быстрее реагировать на динамично изменяющиеся жизненные обстоятельства и правовое регулирование. Еще одним преимуществом второго подхода является возможность апробации большего комплекса различных способов информирования и форм запросов на оказание содействия в охране общественного порядка, что позволит на основе сравнительного анализа определять наиболее эффективные из них.

Административным препятствием, снижающим активность объединений правоохранительной направленности, является установленная в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) обязанность народных дружин согласовывать свою деятельности с соответствующими органами публичной администрации. Усугубляет ситуацию тот факт, что форма подобного согласования не установлена действующим законодательством, что доставляет дополнительные трудности членам общественных объединений. Мы считаем, что законодательно установленное требование получения народной дружиной санкции на проведение мероприятий по охране общественного порядка от органа публичной администрации,

является необоснованным и противоречит современной концепции взаимодействия органов государственной власти и организаций гражданского общества.

В настоящее время один из злободневных вопросов состоит в том, что отсутствует реальная возможность адекватной оценки вовлеченности общественных объединений в осуществление правоохранительными органами своих функций, в том числе функции обеспечения правопорядка, а также эффективности данного взаимодействия. Для решения этого вопроса наиболее целесообразным представляется формирование единой базы данных, содержащей в себе информацию о количестве зарегистрированных и активно осуществляющих деятельность общественных объединений; формирование реестра взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями; выработка критериев эффективности подобного взаимодействия.

В ходе анализа действующего законодательства, регулирующего некоторые аспекты взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений, также было выявлено, что на законодательном уровне регламентировано в основном взаимодействие полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности. Подобный подход законодателя, по нашему мнению, оказывает негативное влияние на взаимодействие иных правоохранительных органов и организаций гражданского общества, определенные стороны которого остаются вне поля правового регулирования.

Во-первых, общественные объединения правоохранительной направленности не являются единственными возможными субъектами взаимодействия с правоохранительными органами со стороны гражданского общества. Общественные объединения иной направленности, способные оказывать правоохранительным органам содействие различного характера, например в виде оказания воспитательного воздействия на граждан в целях недопущения совершения ими правонарушения, также являются активными субъектами взаимодействия с правоохранительными органами.

Во-вторых, полиция не является единственным правоохранительным органом, осуществляющим взаимодействие с организациями гражданского общества.

Таким образом, на данный момент мы вынуждены констатировать, что определенная часть общественных отношений в сфере взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений остается не урегулированной российским законодательством. Это негативным образом влияет на эффективность подобного взаимодействия, ведь во многом именно отсутствием нормативно установленных обязанностей должностных лиц правоохранительных органов обусловлено бездействие с их стороны. Поэтому наличие нормативно установленных обязанностей правоохранительных органов и их должностных лиц в области сотрудничества с гражданским обществом является необходимым условием для более продуктивного взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений.

Подтверждением этому являются положительные изменения, которые произошли после принятия в 2014 г. Приказа МВД России «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» [12], установившего обязанность соответствующих должностных лиц вести учет расположенных на подведомственной территории общественных объединений правоохранительной направленности. До принятия указанного нормативного правового акта существовала проблема игнорирования сотрудниками территориальных подразделений МВД данных общественных объединений, которые не осуществляли учет подобных организаций, зарегистрированных на их территории.

Одним из примеров является практика Главного управления МВД по Волгоградской области, которое уже с 2015 г. начало формировать и публиковать на своем официальном сайте сведения о народных дружинах и общественных объединениях, осуществляющих деятельность в регионе. В публикуемых сведениях содержится информация о наименовании организации, ее руководителе, а также об ответственном за взаимодействие сотруд-

нике полиции. В соответствии с актуальными на начало 2020 г. данными в реестре содержится информация о 165 организациях гражданского общества, участвующих в охране общественного порядка в Волгоградской области [13]. Об эффективности подобного подхода к организации взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества по обеспечению общественного порядка свидетельствуют данные об итогах взаимодействия указанных субъектов правоотношений в Волгоградской области за 2019 год: «В целом по итогам работы за 12 месяцев 2019 года в среднем каждый дружинник к мероприятиям по охране общественного порядка привлекался не менее 1,5 раз. С участием народных дружинников пресечено 2 359 административных правонарушений, за совершение преступлений задержано 224 лица. В течение 12 месяцев каждым казаком осуществлено не менее 8 выходов в месяц на дежурства. В ходе совместных мероприятий членами казачьих обществ принято участие в пресечении 8 317 административных правонарушений, в установлении и задержании 237 лиц, совершивших преступления» [13].

4. Проблемы, связанные с нарушением порядка включения в региональный реестр общественных объединений правоохранительной направленности. В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов является неправомерное включение в региональный реестр народных дружин некоторых организаций.

В соответствии с действующим административным законодательством [4] группе лиц, желающей оказывать содействие правоохранительным органам в охране и обеспечении общественного порядка, необходимо пройти ряд процедур:

1. Регистрацию в форме общественной организации в Министерстве юстиций.

2. Уведомление территориального органа МВД РФ и органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или органа государственной власти субъекта в городах федерального значения.

3. Внесение данных об общественной организации правоохранительной направленности в региональный реестр.

Таким образом, организация гражданского общества вправе приступить к охране и обеспечению общественного порядка только после ее регистрации в качестве общественной организации в Министерстве юстиции и внесении информации об этом в региональный реестр.

В то же время в Москве действует Закон «О Московской городской народной дружине» [14], в соответствии с которым Московская городская народная дружина является государственно-общественным объединением, созданным в целях оказания содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка. Естественно, данное объединение не зарегистрировано в Министерстве юстиции, а в региональном реестре народных дружин города Москвы зарегистрирована другая организация -«Московский городской штаб народной дружины», - созданная Правительством Москвы [15]. В соответствии со ст. 6 Закона «О Московской городской народной дружине» данная организация является структурным элементом Московской городской народной дружины, осуществляющим координацию ее деятельности.

«Московский городской штаб народной дружины» зарегистрирован в форме государственного казенного учреждения, а не в форме общественной организации, как того требует ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка». Следовательно, внесение данного учреждения, не зарегистрированного в Министерстве юстиции в форме общественной организации, в реестр народных дружин является нарушением административного законодательства.

Таким образом, в настоящее время «Московский городской штаб народной дружины», а вместе с ним все двадцать его территориальных и специализированных подразделений осуществляют свое взаимодействие с правоохранительными органами, не пройдя государственную регистрацию как общественные объединения и нарушая тем самым нормы административного законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что в юридической науке отсутствует единый подход к определению основных направлений (форм) взаимодействия (сотрудничества) правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны общественного порядка. Вместе с тем включение в их число такой формы сотрудничества, как содействие общественных объединений правоохранительным органам в целях охраны и обеспечения общественного порядка, является общепризнанным. В свою очередь структурный анализ содействия общественных объединений правоохранительным органам как самостоятельного направления сотрудничества позволяет выделить две его формы в зависимости от уровня подготовки членов общественных объединений. Эти формы могут быть обозначены как квалифицированное и неквалифицированное содействие.

В настоящее время далеко не все важные аспекты взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества в целях охраны и обеспечения общественного порядка получили необходимое регулирование в действующем законодательстве: отсутствует правовая регламентация механизма организации и проведения встреч вышестоящих должностных лиц правоохранительных органов с представителями общественных объединений; не регламентирован порядок согласования органами публичной администрации планируемых данными организациями мероприятий по охране общественного порядка; большая часть действующих норм направлена исключительно на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности, из-за чего остаются неурегулированными отношения между иными правоохранительными органами и организациями гражданского общества.

Кроме того, правоохранительными органами не используется весь потенциал организаций гражданского общества как субъектов содействия в охране общественного порядка. Средством изменения сложившейся ситуации может стать законодательное расширение круга обязанностей правоохранительных органов и их должностных лиц в области взаи-

модействия с организациями гражданского

общества, в особенности по вопросам, каса-

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко Г. Н., Ковалева К. Н. Роль взаимодействия общественных объединений с органами внутренних дел по вопросам обеспечения правопорядка на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. ст. по материалам ежегод. всерос. науч.-практич. конф. (Сорокинские чтения), посвященной 70-летию д-ра юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ, заслуж. юриста РФ Аврутина Ю. Е. : в 3-х ч. ; под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. СПб. : Санкт-Петербург. ун-т МВД РФ, 2017. С. 164-168.

2. О некоммерческих организациях : федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 № 7-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об общественных объединениях : федер. закон Рос. Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об участии граждан в охране общественного порядка : федер. закон Рос. Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи : приказ МВД России от 18.08.2014 № 696. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 16.06.2011 № 683. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Положение об Общественном Совете при прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики по соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности. URL: http://prokkchr.ru/ (дата обращения: 30.03.2020).

9. Об Общественной палате Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 04.04.2005 № 32-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 21.07.2014 № 212-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

12. О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности : приказ МВД России от 21.07.2014 № 599. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ющимся привлечения последних к содействию в охране общественного порядка.

REFERENCES

1. Vasilenko G. N., Kovaleva K. N. Rol vzaimodeistvi-ia obshchestvennykh obieedinenii s organami vnu-trennikh del po voprosam obespecheniia pravopori-adka na territorii Rossiiskoi Federatsii // Aktualnye problemy administrativnogo i administrativno-protsessualnogo prava : Collection of articles. Articles based on the materials of the annual all-Russian scientific and practical conference (Sorokinsky readings), dedicated to the 70th anniversary of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation Avrutin Yuri Efremovich: in 3 parts. Eds. Yu. E. Avrutina, A. I. Kaplunova. Sankt Peterburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. P. 164-168. (In Russian).

2. O nekommercheskikh organizatsiiakh : Federal Law of the Russian Federation of January 12, 1996 No. 7-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

3. Ob obshchestvennykh obieedineniiakh : Federal Law of the Russian Federation of May 19, 1995 No. 82-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

4. Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poriadka : Federal Law of the Russian Federation dated 02.04.2014 No. 44-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

5. Voprosy podgotovki narodnykh druzhinnikov k deistviiam v usloviiakh, sviazannykh s primeneniem fizicheskoi sily, i po okazaniiu pervoi pomoshchi : order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 18.08.2014 No. 696. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

6. Voprosy Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii : Decree of the President of the Russian Federation dated 01.03.2011 No. 248. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

7. Ob utverzhdenii Polozheniia ob Upravlenii po vzai-modeistviiu s institutami grazhdanskogo obshchest-va i sredstvami massovoi informatsii Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii : Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 16, 2011 No. 683. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Polozhenie ob Obshchestvennom Sovete pri proku-rature Karachaevo-Cherkesskoi Respublike po sobliudeniiu prav subieektov predprinimatelskoi deiatelnosti. URL: http://prokkchr.ru/ (accessed: 30.03.2020). (In Russian).

9. Ob Obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii : Federal Law of the Russian Federation of 04.04.2005 No. 32-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

13. Информация «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Волгоградской области по итогам работы за 12 месяцев 2019 года». URL: https://34.xn--b1aew.xn--p1ai/document/ 19305355 (дата обращения: 30.03.2020).

14. О Московкой городской народной дружине : закон г. Москвы от 26.06.2002 № 36. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Региональный реестр народных дружин города Москвы. URL: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 30.03.2020).

10. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolia v Rossiis-koi Federatsii : Federal Law of the Russian Federation of July 21, 2014 No. 212-FZ. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

11. Kontseptsiia obshchestvennoi bezopasnosti v Rossi-iskoi Federatsii (approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

12. O Poriadke formirovaniia i vedeniia regionalnogo reestra narodnykh druzhin i obshchestvennykh obi-eedinenii pravookhranitelnoi napravlennosti : order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 21, 2014 No. 599. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

13. Informatsiia "Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poriadka na territorii Volgogradskoi oblasti po itogam raboty za 12 mesiatsev 2019 goda". URL: https://34.xn--b1aew.xn--p1ai/document/ 19305355 (accessed: 30.03.2020). (In Russian).

14. O Moskovkoi gorodskoi narodnoi druzhine : Law of the City of Moscow dated 26.06.2002 No. 36. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

15. Regionalnyi reestr narodnykh druzhin goroda Mos-kvy. URL: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/ (accessed: 30.03.2020). (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зеленцов Александр Борисович - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Aleksandr B. Zelentsov - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences (Law), Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Гацолати Виктор Эдуардович - аспирант кафедры административного и финансового права, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Viktor E. Gatsolati - Postgraduate, Department of Administrative and Financial Law, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.