УДК 343.2/.7 ББК 67.73
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10191
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СУБЪЕКТЕ
W W _ _
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
_ _ _ _____ W ___
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Сергей Александрович ПОПОВ, старший оперуполномоченный по особо важным делам 24-го отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В последние годы все большее значение в сфере борьбы с коррупцией приобретают различные институты гражданского общества, которые представлены, прежде всего, общественными организациями и объединениями.
Институты гражданского общества и правоохранительные органы могут осуществлять достаточно эффективное взаимодействие, которое осуществляется как в форме правовых притязаний, например, обращения в органы внутренних дел с просьбой обеспечить защиту соответствующего коллектива, так и в форме сотрудничества, когда происходит объединение усилий как института гражданского общества, так и соответствующего подразделения органов внутренних дел.
Ключевые слова: коррупция, теоретический анализ, противодействие коррупции, правоохранительные органы, система.
Annotation. In recent years, various institutions of civil society, which are represented primarily by public organizations and associations, have become increasingly important in the fight against corruption.
Civil society institutes and law enforcement agencies can carry out rather effective interaction, which is carried out both in the form of legal claims, for example, applying to the internal affairs bodies with a request to ensure the protection of the relevant team, and in the form of cooperation, where a joint effort takes place, as a civil society institution, and the corresponding unit of the internal affairs bodies.
Keywords: corruption, theoretical analysis, anti-corruption, law enforcement, system.
В последние годы все большее значение в сфере борьбы с коррупцией приобретают различные институты гражданского общества, которые представлены, прежде всего, общественными организациями и объединениями. Поэтому не случайно, что ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 возлагает на полицию обязанность по взаимодействию с ними; кроме того, ч. 3 предписывает обязанность оказывать им содействие в обеспечении прав и свобод граждан и поддерживать развитие гражданских инициа-
тив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка1.
И такое сотрудничество выступает в качестве одного из важнейших принципов противодействия коррупции; однако при этом следует отметить отсутствие конкретных вариантов такого сотрудничества.
В то же время следует отметить, что термин «взаимодействие» в действующем законодательстве не раскрыт. В науке же под взаимодействием понимают объединение усилий различных субъектов, в данном случае — органов внутрен-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
них дел как субъекта системы противодействия коррупции с общественными объединениями и организациями в решении задач по обеспечению прав и свобод граждан, противодействию коррупции, совершенствованию форм и методов деятельности в рассматриваемой сфере2.
На сегодняшний день можно отметить тенденцию к развитию такого сотрудничества.
В частности, сформирована соответствующая правовая база: приняты федеральные законы «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ3, «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ4, действует Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах», где указано, что такой Совет образуется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей (далее — общественные объединения и организации), и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции (далее — органы внутренних дел)5.
Основными задачами Совета являются:
а) привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактике правонарушений, обеспечению общественной безопасности, а также содействию реализации государственной политики в сфере противодействия преступности;
б) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;
в) участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел;
г) анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации
до руководителей соответствующих органов внутренних дел;
д) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел;
е) осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.
Институты гражданского общества и правоохранительные органы могут осуществлять достаточно эффективное взаимодействие как в форме правовых притязаний, например, обращения в органы внутренних дел с просьбой обеспечить защиту соответствующего коллектива, так и в форме сотрудничества, когда происходит объединение усилий как института гражданского общества, так и соответствующего подразделения органов внутренних дел.
Кроме того, сотрудничество может также найти свое выражение в консультировании по соответствующим вопросам различных управленческих структур органов внутренних дел, и представители гражданского общества могут принять участие в заседаниях совещательных органов, на которых происходит совместное обсуждение различных вопросов, выработка и принятие необходимых проектов правовых актов, ведение переговоров с представителями гражданского общества, а также путем принятия участия в совместных акциях и публичных мероприятиях.
Следует отметить, что опыт взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции представлен, прежде всего, различными соглашениями о сотрудничестве и взаимодействии6.
На сегодняшний день существует два основных направления этих соглашений. Первое нацелено на содействие в противодействии коррупции в самой системе УМВД субъекта РФ, что реализуются через существующие Общественные советы при УМВД субъектов РФ, а также путем заключения соглашений с различными общественными организациями. Другое направление сотрудничества предполагает оказание всевозможной помощи в выявлении фактов коррупции в различных государственных и муниципальных органах, участие в антикоррупционной профилактике и просвещении в субъекте РФ.
В качестве примера первого направления можно привести «Соглашение о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов между УМВД России по Новгородской области и региональным отделением Общероссийской общественной
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
организации «Ассоциация юристов России»», в котором предусмотрено совместное объединение усилий, направленных на предупреждение коррупции и снижение ее уровня, путем проведения соответствующих экспертиз, а также обеспечения гласности, публичности и открытости в деятельности органов внутренних дел области.
Основной задачей Общественного совета при УМВД России по Липецкой области является привлечение общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности.
Приведем пример реализации второго направления. Управление МВД России по г. Новосибирск заключает с Краснодарской региональной общественной организацией «Комитет по противодействию коррупции» Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам противодействия коррупции на территории муниципального образования «Город-герой Новороссийск», в котором предусмотрены следующие формы взаимодействия:
а) обмен информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина РФ;
б) общественный контроль за эффективностью реализации мероприятий программы путем участия в заседаниях Совета по противодействию коррупции в муниципальном образовании «Город-герой Новороссийск», в заседаниях иных совещательных органов при рассмотрении вопросов коррупциогенной направленности;
в) проведение или участие в проведении мониторинга восприятия уровня коррупции в органах местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования «Город-герой Новороссийск»;
г) проведение в инициативном порядке независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих правовых актов муниципального образования «Город-герой Новороссийск»;
д) сотрудничество в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений и преступлений, направленных против прав и свобод человека и гражданина РФ; использование своих возможностей для освещения в средствах массовой информации деятельности сторон Соглашения при проведении взаимосогласованных мероприятий;
е) совместно действовать для достижения общих целей в соответствии с уставными зада-
чами и интересами каждой из сторон, участвующих в Соглашении;
ж) приглашать представителей Краснодарской региональной общественной организацией «Комитет по противодействию коррупции» на заседание Совета по противодействию коррупции в муниципальном образовании «Город-герой Новороссийск», в заседания иных совещательных органов при рассмотрении вопросов коррупциогенной направленности.
В Соглашении предусмотрены права сторон.
Так, Управление МВД России по г. Новосибирск вправе запрашивать в установленном порядке дополнительные сведения относительно выполнения Краснодарской региональной общественной организацией «Комитет по противодействию коррупции» общественного контроля, осуществляемого в соответствии с Соглашением, а также участвовать в проводимых Краснодарской региональной общественной организацией «Комитет по противодействию коррупции» совещаниях, «круглых столах» и иных мероприятиях, касающихся обеспечения общественного контроля за реализацией антикоррупционной политики.
В свою очередь, Краснодарская региональная общественная организация «Комитет по противодействию коррупции» вправе:
а) привлекать Управление к участию в проводимых совещаниях, «круглых столах» и иных мероприятиях, касающихся обеспечения общественного контроля за реализацией антикоррупционной политики;
б) участвовать в проводимых Управлением мероприятиях, касающихся реализации антикоррупционной политики, осуществляемых в соответствии с Соглашением7.
Таким образом, следует отметить постепенную реализацию взаимодействия органов внутренних дел с различными институтами гражданского общества по этим двум направлениям, однако эффективность такого взаимодействия находится на достаточно низком уровне, да и само взаимодействие часто носит формальный характер.
Как считает Е.В. Киричёк, это обусловлено следующими причинами:
1) данная область юридических знаний новая и малоизученная;
2) этатизм общественного сознание и подрыв доверия к различным формам самоорганизации;
з) существующая догматика права, а также уровень правовой культуры препятствуют взаимодействию органов внутренних дел с различными институтами гражданского общества;
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
4) проблемы внутри полиции и бюрократизация крупных структур гражданского общества8.
А.Г. Залужный и С.М. Тохтарбаев в качестве наиболее важных причин, препятствующих качественному сотрудничеству органов внутренних дел и представителей гражданского общества в сфере противодействия коррупции, называют следующие:
1) неразвитость правового и антикоррупционного сознания;
2) отсутствие механизма взаимодействия и системы надежных каналов обратной связи институтов гражданского общества с органами власти на всех ее уровнях;
3) низкую эффективность правоохранительных органов в борьбе с коррупцией9.
Помимо этого, следует указать, что одной из существенных причин, которые препятствуют развитию взаимодействия, является достаточно низкий уровень доверия к органам внутренних дел со стороны общества. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 2017 г., уровень доверия сотрудникам полиции сегодня составляет 57%, недоверие к полицейским испытывают 35% опрошенных10.
Таким образом, дальнейшие позитивные изменения во взаимодействии органов внутренних дел и представителей гражданского общества возможны только при наличии комплексного подхода к формированию доверительных отношений между ними. Кроме того, необходимо учитывать специфику деятельности представителей гражданского общества и уровень его партнерства в зависимости от области противодействия коррупции — внутри системы МВД или вне ее.
1 О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 02.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Сергеева Ю.В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 56.
3 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон РФ от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 (в ред. от 24.07.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6 Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2017. № 1. С. 95—106.
7 Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам противодействия коррупции на территории города-героя Новороссийска // URL: http://www.kpk-rf.ru/ (Дата обращения: 11.02.2020)
8 Киричёк Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 30.
9 Залужный А.Г., Тохтарбаев С.М. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией // Совр. право. 2015. № 4. С. 123.
10 Работа полиции: оценки россиян // URL: http:// www.wciom.ru (Дата обращения: 11.02.2020)
Библиографический список
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 (в ред. от 02.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.07.2014 г. № 212-Ф3 (в ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон РФ от 02.04.2014 г. № 44-Ф3 (в ред. от 31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 (в ред. от 24.07. 2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Залужный А.Г., Тохтарбаев С.М. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией // Совр. право. 2015. № 4.
6. Киричёк Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 7.
7. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2017. № 1. С. 95—106.
8. Работа полиции: оценки россиян // URL: http://www.wciom.ru (Дата обращения: 11.02.2020)
9. Сергеева Ю.В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. 2016. № 9.
10. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам противодействия коррупции на территории города-героя Новороссийска // URL: http://www.kpk-rf.ru/ (Дата обращения: 11.02.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020