КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНО - МЕДИАТИВНАЯ РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Автор: ЗАХАРОВА В.И.
ЗАХАРОВА Вера Игоревна - директор по развитию и внешним коммуникациям Академии труда и социальных отношений, кандидат социологических наук, вице-президент Международной академии коммуникологии, член-корреспондент РАЕН.
Адрес: 119454, Россия, г Москва, ул. Лобачевского, д. 90 18(916) 413-86-68, E-mail: vizaharova@bk.ru
Аннотация: Особую опасность для Российской Федерации как демократического федеративного правового государства представляют законы и другие нормативные правовые акты, содержащие криминогенные нормы и ведущие к росту преступности, коррупции, криминализации и падению престижа власти, усилению социальной напряженности. Высокое качество правовых актов позволяет значительно снизить факторы проявления коррупции, создает предпосылки к росту правосознания и правомерного поведения. Институты гражданского общества, играют важную коммуикативно-медиативную роль в основных направлениях противодействия коррупции, в частности, в: обеспечении участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; внедрении в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов РФ, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг; расширении системы правового просвещения населения и т.д. Таким образом, государство сближает граждан и их объединения с властными структурами для совместной борьбы с негативными проявлениями, сопутствующими коррупции. Указанная коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества проявляется и в специальном антикоррупционном законодательстве.
Ключевые слова: коррупция, независимая антикоррупционная экспертиза, нормативные правовые акты, коммуникация, медиативная роль, власть, общество.
Антикоррупционная политика в Российской Федерации в настоящее время стала одной из главных составляющих социально-экономической и политической жизни. Однако целью противодействия коррупции яв-
ляется не только борьба с проявлениями коррупции, но и с ее причинами и условиями.
Коррупции, борьбе с ней посвящено множество доктринальных и прикладных исследований. И практически во всех исследованиях говорится о том, что одной из главных причин существования коррупции - это несовершенство законодательства.
Изначально возможность совершения коррупционных действий чиновниками заложена во многих нормативно-правовых актах. Российская Федерация является одной из участников ГРЕКО - Группы государств против коррупции, Конвенции ООН по противодействию коррупции, Рабочей группы по борьбе с международным подкупом Организации экономического сотрудничества и развития.
Как указывает И.В. Безрукова: «...Коррупция как социальное явление охватывает все основные сферы жизнедеятельности российского общества. В результате, национальным интересам России наносится огромный и невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты ослабляются. Усугубляется социальное, экономическое и политическое неравенство граждан, увеличивается бедность, растет социальная напряженность» [1].
Одной из мер по профилактике противодействия коррупции является совершенствование института антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. В связи с этим особую значимость приобретает изучение законодательства и фундаментальных исследований зарубежных стран и на международном уровне.
Пристальное внимание проблемам противодействия коррупции стало уделяться только в последнем десятилетии. На законодательном уровне были приняты первые нормативно-правовые акты, которые закрепили такие понятие, как «коррупция», «коррупциогенные факторы», «независимая антикоррупционная экспертиза» и другие. Помимо этого проводятся научные исследования, социальные опросы, различные мониторингу слушания, круглые столы и т.д.
С момента принятия первых нормативно-правовых актов прошло несколько лет, и уже можно констатировать, что законодательство в данной области еще далеко от совершенства и необходимо продолжать работу в данном направлении.
Обращает внимание на состояние коррупции в России и в своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин, так в частности, 26 января 2016 года на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции обсуждались дальнейшие шаги по совершенствованию государственной антикоррупционной политики. В своей речи Президент РФ отметил, что «сложившееся за последние годы антикоррупционное законодательство и практика его применения отвечают ми-
ровым стандартам. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости - изолировать от общества коррупционеров. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов......Ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи - и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить».. [2].
Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров «...Коррупционные проявления чаще всего связаны с правотворчеством и правоприменением..» [3]. Юридический статус, режимы и социально-правовые роли субъектов права определяются правовыми актами, издаваемыми государственными и муниципальными органами. Высокое качество правовых актов не создает условий для проявления коррупции, побуждает к высокому правосознанию и строго правомерным поступкам.
В соответствии с реализацией Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы», институты гражданского общества, играют важную коммуикативно-медиативная роль в основных направлениях противодействия коррупции, в частности, в:
- обеспечении участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
- внедрении в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов РФ, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
- расширении системы правового просвещения населения и т.д. [4].
Таким образом, государство сближает граждан и их объединения с
властными структурами для совместной борьбы с негативными проявлениями, сопутствующими коррупции [5].
Указанная коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества проявляется и в специальном антикоррупционном законодательстве. В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6] одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Анализируя указанный принцип, можно согласиться с И.А.Поповым в том, что суть этой гарантии проявляется в направленности на обеспечение открытости, гласности и учета мнения общества при принятии решений по наиболее важным, основополагающим законам и их проектам, затрагивающим конституционные права граждан [7]. Данная коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества неоднократно подчеркивалось высшими должностными лицами РФ. Так, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в своем ви-деоблоге 20 мая 2009 г. отметил: «Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может. Сошлюсь на одну из мыслей, которая была высказана недавно на заседании Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это мысль о том, что там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией - это, прежде всего, гражданский контроль» [8].
Несмотря на отмечаемую важность участия институтов гражданского общества в проведении антикоррупционной экспертизы, формы и порядок реализации этого не вполне очевидны: существует целый комплекс проблем правового и иного характера, значительно снижающий эффективность подобного общественного контроля.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Таким образом, вводится такая коммуникативно-медиативная форма участия гражданского общества и граждан в проведении антикорруци-онной экспертизы как независимая экспертиза.
Устанавливая правила и методику проведения экспертизы, государство обязало разработчиков проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации размещать эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет. При этом на сайте указывается дата начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. В связи с этим необходимо обратить внимание еще на одну проблему.
Она заключается в неопределенности вопроса о размещении проектов нормативных актов, т.к. часто отсутствует адрес официального сайта в сети Интернет, а также конкретное место их размещения (наименование страницы). Указание на конкретный адрес сайта, как правило, отсутствует и в правовых актах отдельных государственных органов РФ и субъектов РФ. Что касается муниципальных органов, то далеко не каждый муниципальный орган имеет свой сайт. Более того, анализ работы с данными сайтами показывает, что администраторами доменных имен сайтов органов федеральной власти являются различные ФГУПы, ООО и даже частные лица, что учитывая правила, закрепленные в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [9] означает, что такие сайты не являются официальными, соответственно, вся размещенная на них информация также утрачивает этот статус [10].
В этой связи представляется необходимым обязательное включение в правовые акты различного уровня, регулирующие независимую антикоррупционную экспертизу, указаний на адрес сайта в сети Интернет, на котором размещаются проекты документов, а также конкретизация раздела (страницы). Кроме того, в перспективе решение этой проблемы было бы эффективно путем создания отдельного общего ресурса, через который возможен был бы доступ ко всем проектам документов, рассматриваемых как государственными органами власти РФ и ее субъектов, так и муниципальными органами власти. Заключения экспертизы носят рекомендательный характер, т.е. они учитываются при принятии окончательного решения относительно нормативных правовых актов только при согласии с ними государственного органа [11].
Из действующего Закона об антикоррупционной экспертизы не понятна степень ответственности от реагирования законодательного органа, принявший нормативный правовой акт, или субъекта законодательной инициативы, внесшего в законодательный орган проект, содержащий коррупциогенные факторы и не ликвидировавший их. На наш взгляд, механизм реагирования, точнее устранение коррупциогенности в нормативном правовом акте или его проекте нуждается в большей определенности, а главное - антикоррупционной эффективности [12].
В этой связи представляется необходимым:
1) установить запрет на принятие проекта нормативного акта до рассмотрения всех полученных по нему в надлежащее время и оформленных надлежащим образом экспертных заключений;
2) установить дисциплинарную ответственность должностных лиц, принимающих решение по результатам рассмотрения экспертных предложений, в случае, если в дальнейшем вступивший в законную силу правовой акт будет признан судом недействующим по основаниям указанным ранее в предоставленном экспертном заключении;
3) в паспорте законопроекта следует отмечать объединенные результаты проведенной независимой антикоррупционной экспертизы.
Однако проведением независимой антикоррупционной экспертизы коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере не ограничивается. Лица, представляющие институты гражданского общества, могут свободно высказаться по поводу коррупциогенных факторов в том или ином акте (его проекте), например в средствах массовой информации. «Конечно же, никто из коррупционеров не желает стать объектом пристального внимания прессы. Поэтому только какое-либо средство массовой информации зацепит хотя бы кончиком пера какой-то мафиозный клан, сразу почувствует обратную реакцию, нередко со стороны и при поддержке представителей власти, близких к этому клану» [13]. В этой ситуации нельзя будет признать, что прозвучавшее мнение стало экспертным заключением, но в ряде случаев приводит к принятию адекватных мер по устранению недостатков в проекте правовых актов. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное обсуждение: размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение; обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту; по истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его обсуждения» [14].
Тем не менее, говорить о том, что создан новый правовой рычаг влияния гражданского общества на государство не приходится, т.к. указанная форма не имеет надлежащего правового оформления: мониторинг мнений общественности, в том числе научной, о наличии корруп-
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
циогенных факторов в проектах нормативных правовых актов, не предусмотрен в качестве обязательного, не определены и характер сбора и учета такой информации [15].
Эффективная борьба с коррупцией возможна только при активной работе институтов гражданского общества, при конструктивном диалоге, тесном и консолидированном сотрудничестве с органами власти всех уровней, независимом четком общественном контроле и повышении правосознания и правовоспитания чиновников и граждан.
Список литературы:
1. Безрукова И.В. Коррупция в Российской Федерации: сущность, особенности и основные направления противодействия (политологический анализ) Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М.: -2011.- с.22
2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции 26 января 2016 года http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51207
3. Тихомиров Ю.А. Правовые акты: антикоррупционный анализ / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Научно-исследовательский центр ФСБ России; отв. ред.: Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, В.Н. Найденко. - М.: Волтерс Клувер: Контракт, 2010. -167 с.
4. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
5. ЕдлинВ.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2010.
6. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
7. ПоповИ.А. О некоторых проблемах нормативно-правового и организационно-методического обеспечения антикоррупционной экспертизы // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / Сост. Е.Р. Россинская. - М.: Проспект, 2010.
8. Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной// Видеоблог Дмитрия Медведева, http://blog.kremlin.ru/post/15/transcript.
9. Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
10. ЕфремовА.А. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы // Административное и муниципальное право. 2010. № 8.
11. Едлин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2010.
12. Захарова В.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. Монография. Смоленск, Издательство «Смоленская городская типография», 2012
13. Захарова В.И. СМИ как медиатор между властью и обществом. Комму-никология. Международный научный журнал. Том 8. Москва, 2014, http://www. communicology.us/.
14. Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» http:// www.consultant.ru/
15. ГончаровД.Ю. Взаимосвязь нормативных правовых актов как принцип антикоррупционной экспертизы // Российская юстиция. 2010. № 1.
■ ■ ■ COMMUNICATIVE AND MEDIATORY ROLE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN CONDUCTING ANTI-CORRUPTION EXPERTISE
Author: ZAKHAROVA V. I.
ZAKHAROVA Vera Igorevna - Director of development and external communications of the Academy of labor and social relations, candidate of sociological Sciences, Vice-President of the International Academy of communicology, member-correspondent of the Russian Academy of natural Sciences. Address: 119454, Russia, Moscow, Lobachevsky street, 90 tel. 8(916) 413-86-68, E-mail: vizaharova@bk.ru
Annotation: a Special danger to the Russian Federation as a democratic Federative legal state are the laws and other normative legal acts containing norms and the crime leading to criminality, corruption, criminalisation and decline in the prestige of power, strengthening of social tension. The high quality of legal acts does not create conditions for corruption, encourages a high sense of justice and strictly lawful actions. In Russian legislation, civil society institutions, play an important communicative-mediation role in the main areas of combating corruption, in particular: ensuring the participation of civil society institutions in countering corruption; the introduction to the work of the Federal bodies of state power, other state bodies, bodies of state power of subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government of innovative technologies raising objectivity and providing a transparency at acceptance legislative (regulatory legal) acts of the Russian Federation, municipal legal acts and management decisions, and ensure interdepartmental electronic interaction of these bodies and their interaction with citizens and organizations in the provision of public services; the extension of the system of legal education of the population and Thus, the state brings citizens and their associations with the power structures for joint struggle against negative phenomena associated with corruption. Specified communicative and mediatory role of civil society institutions is manifested in a special anti-corruption legislation.
Keywords: corruption, an independent anti-corruption expertise of normative legal acts, communication, mediation role, power, society.
KOMMYHMKOflornq - communicology
References
1. Bezrukova I.V. Korruptsiya v Rossiyskoy Federatsii: suschnost, osobennosti i osnovnyie napravleniya protivodeystviya (politologicheskiy analiz) Avtoref. dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskih nauk\\ M.: - 2011.- s.22 [Bezrukova I. V. Corruption in the Russian Federation: the essence, peculiarities and main directions of counteraction (political analysis) author. the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of political Sciences\\ M: - 2011.- p. 22].
2. Vyistuplenie Prezidenta RF V.V. Putina na zasedanii Soveta pri Prezidente po protivodeystviyu korruptsii 26 yanvarya 2016 goda http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51207 [The President of the Russian Federation Vladimir Putin at a meeting of the presidential Council for combating corruption 26 January 2016 http://www.kremlin. ru/events/president/news/51207]
3. TihomirovY.A. Pravovyie aktyi: antikorruptsionnyiy analiz / Institut zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii, Nauchno-issledovatelskiy tsentr FSB Rossii; otv. red.:Yu.A. Tihomirov, T.Ya. Habrieva, V.N. Naydenko. -M.: Volters Kluver: Kontrakt, 2010. -167 s.[ Y a. Tikhomirov Legal acts: anticorruption analysis / Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, Scientific-research center of the FSB of Russia; resp. edited by: Y A. Tikhomirov, T. Y khabrieva, V. N. Naidenko. - M.: Walters Kluver: Contract, 2010. S. amounts to 167.]
4. Ukaz Prezidenta RF ot 13 aprelya 2010 g. # 460 «O Natsionalnoy strategii protivodeystviya korruptsii i Natsionalnom plane protivodeystviya korruptsii na 2010 - 2011 godyi» // SZ RF. 2010. # 16. St. 1875. [The decree of the President of the Russian Federation dated 13 April 2010 № 460 "About National strategy of counteraction of corruption and National plan of counteraction of corruption on 2010 - 2011" // Sz the Russian Federation. 2010. No. 16. PT. 1875.]
5. Edlin V.A. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 17 iyulya 2009 g. # 172-FZ «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnyih pravovyih aktov i proektov normativnyih pravovyih aktov» (postateynyiy) // SPS Konsultant Plyus. 2010. [Yedlin V. A. the Commentary to the Federal law from July 17, 2009 № 172-FZ "About anticorruption examination of regulatory legal acts and drafts of normative legal acts" (article by article) // ATP Consultant Plus. 2010.]
6. Federalnyiy zakon ot 17 iyulya 2009 g. # 172-FZ «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnyih pravovyih aktov i proektov normativnyih pravovyih aktov» // SZ RF. 2009. # 29. St. 3609.[ Federal law of 17 July 2009 No. 172-FZ "About anticorruption examination of regulatory legal acts and drafts of normative legal acts" // Sz the Russian Federation. 2009. No. 29. PT. 3609.]
7. Popov I.A. O nekotoryih problemah normativno-pravovogo i organizatsionno-metodicheskogo obespecheniya antikorruptsionnoy ekspertizyi // Antikorruptsionnaya ekspertiza normativno-pravovyih aktov i ih proektov / Sost. E.R. Rossinskaya. - M.: Prospekt, 2010. [Popov I. A. About some problems of normative-legal and organizational-methodical support of anticorruption examination // anti-Corruption expertise of normative legal acts and their drafts / Comp. E. R. Rossinskaya. - M.: Prospect, 2010.]
8. Korruptsiya dolzhna byit ne prosto nezakonnoy. Ona dolzhna stat neprilichnoy// Videoblog Dmitriya Medvedeva, http://blog.kremlin.ru/post/15/transcript.[ Corruption should be not simply illegal. It must be obscene// Dmitry Medvedev's Videoblog, http:// blog.kremlin.ru/post/15/transcript.]
9. Federalnyiy zakon ot 09 fevralya 2009 g. # 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti gosudarstvennyih organov i organov mestnogo samoupravleniya» // SZ RF. 2009. # 7. St. 776. [The Federal law from 09 February 2009 № 8-FZ "On ensuring
access to information about the activities of state bodies and bodies of local self-government" // Sz the Russian Federation. 2009. No. 7. PT. 776.]
10. Efremov A.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie informatsionnogo obespecheniya nezavisimoy antikorruptsionnoy ekspertizyi // Administrativnoe i munitsipalnoe pravo. 2010. # 8. [Efremov A. A. Administrative-law regulation of information support of independent anticorruption examination // Administrative and municipal law. 2010. No. 8.]
11. Edlin V.A. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 17 iyulya 2009 g. # 172-FZ «Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnyih pravovyih aktov i proektov normativnyih pravovyih aktov» (postateynyiy) // SPS Konsultant Plyus. 2010.[ Yedlin V. A. the Commentary to the Federal law from July 17, 2009 № 172-FZ "About anticorruption examination of regulatory legal acts and drafts of normative legal acts" (article by article) // ATP Consultant Plus. 2010.]
12. Zaharova V.I. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnyih pravovyih aktov i proektov normativnyih pravovyih aktov v Rossiyskoy Federatsii i zarubezhnyih stranah: sravnitelno-pravovoy analiz. Monografiya. Smolensk, Izdatelstvo «Smolenskaya gorodskaya tipografiya», 2012 [Zakharov V. I. anti-Corruption expertise of normative legal acts and drafts of normative legal acts in the Russian Federation and foreign countries: comparative legal analysis. Monograph. Smolensk Publishing house "Smolensk city printing house", 2012]
13. Zaharova V.I. SMI kak mediator mezhdu vlastyu i obschestvom. Kommunikologiya, Mezhdunarodnyiy nauchnyiy zhurnal, Tom 8 Moskva, 2014, http://www.communicology. us/. [Zakharov V. I. mass media as a mediator between government and society. The third, international scientific journal, Volume 8, Moscow, 2014, http://www.communicology.us/.]
14. Ukaz Prezidenta RF ot 09.02.2011 # 167 «Ob obschestvennom obsuzhdenii proektov federalnyih konstitutsionnyih zakonov i federalnyih zakonov» http://www. consultant.ru/ [The decree of the President of the Russian Federation dated 09.02.2011 № 167 "About public discussion of projects of Federal constitutional laws and Federal laws" http://www.consultant.ru/]
15. Goncharov D.Yu. Vzaimosvyaz normativnyih pravovyih aktov kak printsip antikorruptsionnoy ekspertizyi // Rossiyskaya yustitsiya. 2010. № 1. [Goncharov D. Y the Relationship of normative legal acts as the principle anti-corruption expertise // Russian justice. 2010. No. 1.]