Научная статья на тему 'К вопросу о значимости практического взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере обеспечения общественного порядка'

К вопросу о значимости практического взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере обеспечения общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОРГАНЫ ПРАВОПОРЯДКА / ПОЛИЦИЯ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов Олег Вячеславович, Семенов Сергей Александрович, Баранова Анна Васильевна

Статья посвященаанализу взаимодействия органов внутренних дел с представителями гражданского общества по вопросам обеспечения правопорядка. Проанализировав различные периоды развития нашего общества, авторы приходят к выводу о необходимости и важности такого сотрудничества. В подтверждение этого приводятся и некоторые статистические данные. О признании этого на федеральном уровне свидетельствует и принятие соответствующих нормативно-правовых актов. В частности, речь идет о Федеральном законе от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка, целью принятия которого явилось закрепление механизма привлечения граждан к охране общественного порядка на основе принципа добровольности. Более подробный анализ форм практического взаимодействия общественности и органов правопорядка проведен на примере конкретного субъекта Российской Федерации. Сделан вывод о том, что стабильность и безопасность современного общества невозможно обеспечить без тесного взаимодействия полиции и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпов Олег Вячеславович, Семенов Сергей Александрович, Баранова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о значимости практического взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере обеспечения общественного порядка»

УДК 342.5

Карпов Олег Вячеславович

старший преподаватель

кафедры публично-правовых дисциплин,

Владимирский юридический институт

Федеральной службы

исполнения наказаний

okarp67@mail.ru

Семенов Сергей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний kurlak09@rambler.ru

Баранова Анна Васильевна

студентка факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний anya kot99@mail.ru

Oleg V.Karpov

Senior Teacher

Departments of Public Disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments okarp67@mail.ru

Sergei A. Semenov

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor Public Disciplines,

Vladimir Legal Institute

Federal Service

Executions of Punishments

kurlak09@rambler.ru

Anna V. Baranova

Student of faculty Rights and Managements, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments anya kot99@mail.ru

К вопросу о значимости практического взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере обеспечения общественного порядка

On the importance

of practical cooperation between law enforcement agencies and civil society in the field of public order

Аннотация. Статья посвященаанализу взаимодействия органов внутренних дел с представителями гражданского общества по вопросам обеспечения правопорядка. Проанализировав различные периоды развития нашего общества, авторы приходят к выводу о необходимости и важности такого сотрудничества. В подтверждение этого приводятся и некоторые статистические данные. О признании этого на федеральном уровне свидетельствует и принятие соответствующих нормативно-правовых актов. В частности, речь идет о Федеральном законе от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка, целью принятия которого явилось закрепление механизма привлечения граждан к охране общественного порядка на основе принципа добровольности. Более подробный анализ форм практического взаимодействия общественности и органов правопорядка проведен на примере конкретного субъекта Российской Федерации. Сделан

Annotation. The article is devoted to the analysis of the interaction of the internal Affairs bodies with representatives of civil society on the issues of law enforcement. After analyzing the different periods of development of our society, the authors come to the conclusion about the need and importance of such cooperation. In support of this are presented and some statistical data. The adoption of the relevant legal acts also testifies to the recognition of this at the Federal level. In particular, we are talking about the Federal law of 02.04.2014. № 44-FZ «On the participation of citizens in the protection of public order, the purpose of which was to consolidate the mechanism of attracting citizens to the protection of public order on the basis of the principle of voluntariness. A more detailed analysis of the forms of practical interaction between the public and law enforcement agencies is carried out on the example of a specific subject of the Russian Federation. It is concluded that the stability and security of modern

вывод о том, что стабильность и безопасность современного общества невозможно обеспечить без тесного взаимодействия полиции и населения.

Ключевые слова: гражданское общест-во,органы правопорядка, полиция, охрана общественного порядка, взаимодействие, общественные организации, добровольные народные дружины, пресечение правонарушений, содействие полиции, профилактика правонарушений.

society cannot be ensured without close interaction between the police and the population.

Keywords: civil society, law enforcement bodies, police, public order protection, interaction, public organizations, voluntary national teams, suppression of offenses, assistance of police, prevention of offenses.

История развития нашей страны и накопленный годами практический опыт показывают, что в решении многих задач государству просто необходима тесная взаимосвязь с представителями гражданского общества, особенно, если речь идет о таких сферах как безопасность и правопорядок. Определенную роль в данном случае играют различные негосударственные формирования правоохранительной направленности, которые оказывают содействие государственным структурам в борьбе с возникающими противоправными явлениями.

Изучению проблем в данной области посвящены работы многих авторов, среди которых есть и ученые, и практические работники, например, Томин В.Т., Беляева О.В., Павловский В.В. и целый ряд других. «Взаимодействие» в их исследованиях рассматривается в широком смысле, включая все возможные формы: использование средств массовой информации, общественный контроль, публичность деятельности ОВД, оценка этой деятельности со стороны общества [1, с. 12], и др.

Суть исследования заключается в изучении практического опыта взаимодействия органов правопорядка и гражданского общества через создание и функционирование негосударственных образований правоохранительной направленности на примере конкретного региона.

Целью работы является подтверждение необходимости дальнейшего развития и укрепления практического сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел и общества.

Достигнуть указанной цели возможно при условии решения следующих задач:

1) определение нормативной основы взаимодействия полиции и негосударственных формирований;

2) изучение их основных задач, функций и форм деятельности;

3) исследование статистических данных и показателей практической деятельности.

Институт взаимодействия гражданского общества и правоохранительных органов существует уже не первый век. Вспоминая советские годы, в качестве примера такого взаимодействия можно

привести народные дружины. Данные объединения оказывали практическое содействие органам милиции по укреплению общественного порядка, стояли на страже норм социалистического общежития, а также боролись с антиобщественными проявлениями. Подобные дружины имели авторитет у населения, дружинников слушались даже самые заядлые нарушители.

Такие дружины состояли в большинстве своем из граждан с повышенным правосознанием и чувством справедливости. Благодаря этому, они являлись ярким примером того, какими именно качествами должен обладать активный участник общественной и государственной жизни страны.

В настоящее время поддержка гражданами органов полиции также является одним из направлений взаимодействия в области охраны правопорядка. Эта форма позволяет практически реа-лизовывать один многочисленных принципов деятельности правоохранительных органов: общественное доверие. Это значит, что полиция при реализации задач в области охраны общественного порядка активно взаимодействует с различными общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами [2, ст. 10], а те, в свою очередь, оказывают государственным структурам всемерную поддержку.

Необходимо отметить, что вопрос взаимодействия регулярно поднимается на заседаниях Общественного совета Министерства внутренних дел Российской Федерации [3]. Содействие граждан органам полиции в настоящее время является приоритетной задачей Министерства, поскольку участие населения в правоохранительной деятельности играет существенную роль в достижении поставленных перед органами задач. Именно совместные усилия есть залог успешности противостояния росту преступности.

Для подтверждения этого приведем некоторые цифры, рассмотрим, как способствуют общественные формирования органам полиции в осуществлении их задач и функций. Так, например, в 2014 году при содействии общественных формирований (народных дружин, казачьих объединений, правозащитных организаций) было раскрыто около 9000 преступлений, выявлено порядка 220000 административных правонарушений, задержано свыше 170000 человек [4]. Во многом это стало возможным с вступлением в

силу Федерального закона от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [5].

Что являлось основной целью принятия данного закона? Во-первых, он регулирует и совершенствует механизм привлечения населения к охране общественного порядка. Во-вторых, принцип добровольности привлечения граждан, лежащий в основе Закона, несомненно, должен оказать-положительной воздействие на состояние безопасности общества.

Инициативность граждан в оказании содействия полиции в поддержании правопорядка, поимке преступников, пресечении правонарушений и преступлений позволяют эффективнее бороться с преступностью. Так, граждане участвуют в пресечении и предотвращении преступлений и правонарушений еще на стадии, когда преступник и правонарушитель высказывает намерения их совершить [6, с. 384]. Для граждан, участвующих в подобной деятельности, в приоритете должны быть задачи по охране собственности, семьи, детей, общества, именно это и влияет на состояние защищенности не только отдельного человека, но и всей страны в целом.

Взаимодействие органов полиции с обществом в области предотвращения и раскрытия преступлений и правонарушенийосуществляется посредством различных форм. Одной из наиболее распространенных является формирование различных организации правоохранительной направленности, к которым, например, относятся казачьи формирования. Последнее время отмечается позитивными тенденциями в области тесного сотрудничества между органами внутренних дел и подобными организациями [7].

Еще одно важное направление данного взаимодействия - это непосредственная работа с населением, то есть профилактические работа, целью которой является предупреждение совершения правонарушений. Кроме того, создавая на своем примере позитивные образцы проявления активной гражданской позиции, добровольные формирования ведут работы по привлечению граждан к участию к охране общественного порядка, вовлекая в свои ряды новых членов.

Рассмотрим, как практически осуществляется взаимодействие общественности с правоохранительными органами на примере одного из регионов Российской Федерации. УМВД России по Владимирской области вопросам взаимодействия с общественными объединениями уделяет особое внимание, а все потому, что данные объединении за время своего существовании доказали свою эффективность в сфере охраны общественного порядка, раскрытии преступлений, предотвращения и пресечения правонарушений.

Спектр действий такого рода формирований очень широк - от патрулирования улиц до участия в профилактических рейдах и оказания помощи в обеспечении безопасности во время мероприятий с массовым участием граждан [8, с. 70].

П редставители добровольных народных отрядов помогают полиции выполнять свои обязанности, в том числе, в области охраны общественного порядка, информируют органы внутренних дел об угрозах общественному порядку, оказывают помощь в розыске пропавших без вести. Совместная деятельность народных бригад добровольцев и полиции в области обеспечения правопорядка и предупреждения преступности способствует повышению доверия граждан к правоохранительным органам и снижению криминальной напряженности на улицах и в общественных местах.

Для наглядности приведем статистику деятельности гражданских объединений в рассматриваемом направлении: по итогам первого полугодия 2018 года члены народных дружин привлекались к участию в мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка на территории региона 1088 раз, при этом было задействовано более 2500 человек, при участии которых выявлено и пресечено 5739 административных правонарушения (в том числе, с использованием средств автоматической фото-видео фиксации «Арена»). По информации, предоставленной дружинниками, было раскрыто и направлено в суд 11 уголовных дел. Таким образом, статистика свидетельствует об ощутимости пользы, которую приносят общественные объединения правоохранительной направленности, что наглядно характеризуется соответствующими цифровыми показателями [9].

Управлением МВД России по Владимирской области продолжается реализация мероприятий по повышению эффективности и престижа участия граждан в охране общественного порядка на территории области.

На территории Владимирской области в целях оказания помощи полиции функционируют следующие общественные организации:»Новый Рубеж» (город Гусь-Хрустальный), народная дружина «Октябрьского района города Владимира», народная дружина «Ленинского района города Владимира», дружина «Ильинского сельского поселения Меленковского района», дружина «Муниципального образования Паустовское Вязниковского района», «Первый КТОС» (город Кольчугино), «ДНД ГИБДД Киржачского района», «Народная дружина по содействию обеспечению безопасности дорожного движения города Владимира», «Мотор» (Ковровский район), дружина «Казачий патруль Вязниковского района» [9].

Все указанные дружины внесены в региональный реестр народных дружин, а все ее члены прошли серьезную проверку прежде, чем вступить в ряды дружинников. Каждый член ДНД имеет удостоверение и нагрудный знак, которые выдаются на время обеспечения охраны общественного порядка.

Что же входит в функции общественных дружин? Прежде всего, это:

- осуществление совместного с полицейскими несения патрульно-постовой службы на улицах и в общественных местах;

- проведение профилактических мероприятий с участковыми уполномоченными и сотрудниками ПДН;

- участие в охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и иных общественных мероприятий;

- выявление и пресечение преступлений в сфере природоохранной деятельности.

На основании выше изложенного , мы видим , что современное гражданское общество не представляется без взаимодействия полиции и населения. Стоит отметить, что данное взаимодействие способствует поддержанию стабильности правоотношений в области правопорядка и безопасности. Как население рассчитывает на помощь полиции, представляющей собой государственный институт, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, так и полиция, в свою очередь, рассчитывает на помощь населения в обеспечении безопасности граждан.

Подводя итог рассмотрению вопроса о необходимости практического взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере охраны правопорядка, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, создание и деятельность добровольных народных дружин является одной из самых действенных форм такого практического взаимодействия, вносящей реальный вклад в решение государственных задач в области охраны общественного порядка и формирования обстановки защищенности личности.

Во-вторых, и деятельность государственных структур и общественных формирований в данной области должна осуществляться строго в соответствии с действующим законодательством.

В-третьих, в процессе такого взаимодействия не должно иметь место подмены полномочий государственных органов негосударственными формированиями, пусть даже и в благих целях.

Литература:

1. Беляева О.В. Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества в современной России // Вестник Московского Университета МВД России. 2015. № 4. С. 10-14.

2. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 года № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел РФ: указ Президента РФ от 28.07.2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 31. Ст. 4712.

4. Официальный сайт МВД России. URL : https // mvd.ru/news/item/2571439 (дата обращения 28.03.2019).

5. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апр. 2014 года № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14. Ст. 1536.

6. Щербаков О.Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 382-396.

7. Об участии граждан в охране общественного порядка. URL : https// psj.ru>saver_magazins/ detail. php?ID=78532 (дата обращения 28.03. 2019).

8. Ильин П.О. Особенности деятельности народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых органами внутренних дел МВД России к охране общественного порядка // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 4-2. С. 68-75.

Literature:

1. Belyaeva O.V. Interaction and cooperation of the internal Affairs bodies and society in modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015. № 4. P. 10-14.

2. About police: Feder. the law of 7 February. 2011 № 3-FZ // Sobr. legislation Grew. Confederations. 2011. № 7. Article 900.

3. About the statement of Regulations on Public Council at the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of 28.07.2011 // SOBR. legislation Grew. Confederations. 2011. № 31. Art. 4712.

4. The official website of the Ministry of internal Affairs of Russia. URL : https // mvd.ru/news/item/ 2571439 (accessed 28.03.2019).

5. On the participation of citizens in the protection of public order: Feder. law of 2 apr. 2014 № 44-FZ // SOBR. legislation Grew. Confederations. 2014. № 14. Article 1536.

6. Shcherbakov O.N. Some aspects of citizens ' participation in the protection of public order // Administrative and municipal law. 2016. № 5. P. 382-396.

7. On the participation of citizens in the protection of public order. URL : https // psj.ru»saver_ magazins/detail.php?ID=78532 (accessed 28.03. 2009).

8. Ilyin P.O. Features of activity of national teams from among the register Cossack societies involved by law-enforcement bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in protection of a public order / News of the Tula state university. Economic and jurisprudence. 2014. № 4-2. P. 68-75.

9. Мониторинг взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества. URL : https //МВД.РФ>мониторинг-взаимодействия-с-институтами (дата обращения 28.03.2019).

9. Monitoring interaction of the MIA of Russia with the institutions of civil society. URL : https // MVD.RF «monitoring-interaction-with-institutions (accessed 28.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.