Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 1. - С. 362-370.
УДК: 342.95
Б01:10.37279/2413-1733-2021-7-1-362-370
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Заброда Д. Г., Тихий И. В.
В статье рассмотрены теоретические, правовые и прикладные аспекты взаимодействие полиции и других субъектов охраны правопорядка в общественных местах.
Под взаимодействием субъектов обеспечения правопорядка предлагается понимать - урегулированную преимущественно административно-правовыми нормами, согласованная по месту и времени деятельность полиции, правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, направленную на обеспечение правопорядка в общественных местах, осуществляемую путем наиболее рационального объединения сил, средств и полномочий, имеющихся в их распоряжении.
Раскрыта правовая основа совместной правоохранительной деятельности полиции и других субъектов охраны правопорядка в общественных местах в Республике Крым.
Охарактеризованы формы совместной деятельности полиции и других субъектов в этой области, приведены примеры нормативного закрепления их полномочий. В частности, с подразделениями Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации, органами местной власти и общественными формированиями правоохранительной напраленности.
Выявлен ряд проблем, которые снижают эффективность взаимодействие полиции и других субъектов охраны правопорядка в общественных местах и предложены пути их решения.
Ключевые слова: полиция, взаимодействие, общественные места, охрана правопорядка, субъекты охраны правопорядка, Республика Крым.
Охрана правопорядка в общественных местах является сложной социальной проблемой, в решении которой принимает участие значительное число субъектов. Так, в одном из определений правопорядка прямо указан такой его признак, как «... обеспечиваемость государственными органами и иными субъектами» [1].
Определяя круг субъектов обеспечения правопорядка в общественных местах, обратим внимание на то, что их состав зависит от задач, стоящих в конкретный период развития государства. Так, А.В. Виссаров считает, что функция обеспечения правопорядка в пределах компетенции реализуется всеми государственными органами, особое место среди которых занимают органы внутренних дел и другие правоохранительные органы [1, с. 8].
В то же время, наибольший объем задач и полномочий по обеспечению правопорядка в общественных местах возложен именно на органы внутренних дел Российской Федерации, которые и являются организатором взаимодействия в этой сфере.
Перечень участников мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка в целом и в общественных местах, в частности конкретизирован в отдельных законодательных и программных документах, в том числе субъектового и местного уровня. Например, участниками мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» определено 18 центральных органов исполнительной власти [2]. Координацию
деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры [3].
Непосредственно в регионах Российской Федерации являются соответствующие правоохранительные и государственные органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. В частности, в Республике Крым к ним относятся Аппарат Совета министров Республики Крым, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, Министерство спорта Республики Крым, Служба по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым; администрация муниципальных образований; общественные объединения правоохранительной направленности [3-8].
Следует обратить внимание, что теоретические вопросы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка в целом и в отдельных его областях неоднократно рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов. Как правило, в основу соответствующих определений содержится такие его основные признаки как: нормативная урегулированость, предмет взаимодействия, цель, основной способ обеспечения согласованности действий.
При этом взаимодействие рассматривают как принцип правоохранительной деятельности, направление, этап деятельности и способ достижения целей обеспечения правопорядка.
К признакам взаимодействия обносят: общность деятельности; наличие не менее двух участников; согласованность совместной деятельности по цели, месту, времени, способам; нормативно-правовая урегулированость; иерархичность и распределение полномочий.
Интерпретируя понятие «взаимодействие», предложенное Д.Г. Забродой [9, с. 6; 10, с.11; 11, с. 56-63], под взаимодействием субъектов обеспечения правопорядка предлагается понимать - урегулированную преимущественно административно-правовыми нормами, согласованная по месту и времени деятельность полиции, правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, направленную на обеспечение правопорядка в общественных местах, осуществляемую путем наиболее рационального объединения сил, средств и полномочий, имеющихся в их распоряжении.
Правовой основой взаимодействия полиции в этой области являются законодательные и подзаконные акты, в том числе и органов местного самоуправления. Так, ст. 10 ФЗ «О полиции» указывает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Этот закон устанавливает такие формы взаимодействия: оказание помощи (ч. 2 ст.1, п. 34 ч. 1 ст. 13); содействие (ч. 3 ст.1, ч. 3 ст. 10, п. 6, 7, 9, 30, 31, 35, 36, 41, ч. 1 ст. 12); совместная деятельность (п. 6, п. 35, ч. 1 ст. 12, п. 18 ч. 1 ст. 13); уведомление (ч. 2 ст. 11, ч. 7 ст. 15, ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 22) [12].
В учебной литературе к основным формам взаимодействия относят: обмен информацией, совместное обсуждение её в целях принятия оптимальных управленческих решений; разработку и реализацию совместных планов и отдельных мероприя-
363
тий по обеспечению правопорядка; совместное изучение состояния преступности (мониторинг, прогноз, выявление тенденций, закономерностей и подготовку материалов и справочных баз), разработку компромиссных предложений для действующих сторон с последующим проведением общих или отдельных мероприятий с созданием специальных групп; координацию деятельности; оказание консультационной помощи; участие в совместных мероприятиях [13, с.131-132; 14, с.44-45; 15, с.56-59].
Еще одним важным источником, регламентирующим взаимодействие в сфере обеспечения правопорядка, является ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В нем, под участием граждан в охране общественного порядка понимается «...оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах» [16].
В соответствии с этим нормативным актом, граждане имеют право: участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов (п. 2. ч.1 ст.8); оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести (п. 1 ч. 3 ст. 9); в качестве внештатного сотрудника оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка (п. 4 ч. 5 ст. 10); участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности путем содействия ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка (п. 2 ч. 7 ст. 11) [16].
Формы взаимодействия с общественностью в ходе привлечения к выполнению задач полиции разнообразны. Например, Уставом патрульно-постовой службы полиции к ним отнесены: взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях; оказание методической и практической помощи в обучении формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений; информирование руководителей органов внутренних дел о выявленных нарушениях в деятельности представителей общественных формирований правоохранительной направленности; совместное участие в охране общественного порядка и проведение оперативно-профилактических мероприятий, охране места происшествия, преследовании и доставлении правонарушителей и
др[17].
Анализ научных публикаций и практики охраны правопорядка в общественных местах, позволяет сделать вывод о целесообразности рассмотрения взаимодействия полиции с Федеральной службой войск национальной гвардии (далее - ФСВНГ, Росгвардия, ВНГ России) и общественными объединениями правоохранительной направленности, как субъектами наиболее часто участвующими в соответствующих мероприятиях.
Взаимодействие полиции с Росгвардией регламентируется приказом МВД России и национальной гвардии Российской Федерации от 07.10.2016 № 292/633 «О некоторых вопросах организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его тер-
риториальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности». В ходе скоординированной работа полиции и Росгвардии в 2019 г. удалось повысить уровень безопасности граждан в общественных местах. Например, В 2019 г. на территории Республики Крым состоялось 6765 массовых мероприятий. На охрану общественного порядка было задействовано 27115 сотрудников ОВД, 7398 военнослужащих Россгвардии. Серьёзных нарушений общественного порядка не допущено [18].
Кроме того, военнослужащие Федеральной службы Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым (в/ч № 6917) активно взаимодействуют с полицией УМВД России по г. Симферополю. Так, в 2019 г. во II смену (16.00-24.00) для совместного несения службы с сотрудниками ОБ ППСП выделялось по - 12 военнослужащих ФСВНГ по Республике Крым (всего - 84 раза). При этом, совместными нарядами: задержаны - по 1 гражданину за хранение наркотиков и за совершение преступления против порядка управления; выявлено - 3 гражданина в оперативном розыске; выявлен - 1 мобильный телефон в розыске; составлено - 434 административных протоколов; проверено - 486 человек по интегрированным банкам данных МВД по РК; проверено у 10-ти граждан, телефонные карты операторов мобильной связи. С августа 2019 г. выделение военнослужащих ФСВНГ по РК, отсутствовало, так как они самостоятельно несли службу по охране общественного порядка, однако с 06.12.2019 продолжили нести совместную службу [19].
Среди проблем, которые возникают в ход совместной деятельности полиции и ФСВНГ в РК и г. Севастополе, руководители территориальных органов внутренних дел на районном уровне отмечают: некачественное документирование правонарушений сотрудниками и военнослужащими Россгвардии, в связи с запретом ношения ими во время службы мобильных телефонов; отвлечение нарядов полиции для реагирования на срабатывание средств технической охраны при наличии в местах патрулирования нарядов внедомственной охраны ВНГ России (далее - ВО, ВО), осуществляющих охрану общественного порядка в общественных местах; потребность в транспортировании служебными автомобилями полиции в подразделения ОВД лиц, доставляемых нарядами Росгвардиии, при наличии у них собственного транспорта; недостаточное участие нарядов Росгвардиии в охране общественного порядка в сельских и отдалённых населенных пунктах, где требуется соответствующее усиление присутствия правоохранительных органов; отсутствие в дежурных частях ОВД информации о расстановке нарядов ОВО ВНГ в отдельных населенных пунктах [19, с. 16; 20].
Решение этих вопросов предусматривает повышение уровня организации совместных мероприятий, в том числе и с использованием имеющихся в распоряжении этих органов средств; налаживание постоянного обмена информацией о размещении нарядов ФСВНГ и полиции для современной координации их совместной деятельности; проведение совместных занятий по документированию преступлений и административных правонарушений; оснащение нарядов Росгвардии служебными видеорегистраторами или средствами фото- видеофиксации; детализировать особенности взаимодействия между нарядами полиции и Росгвардии в совместных планах обеспечения правопорядка в конкретных населенных пунктах.
365
Полиция активно привлекает к охране общественного порядка представителей общественности. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными организациями правоохранительной направленности оказывает положительную динамику в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности граждан.
Так, в общественные формирования, оказывающие содействие с сотрудникам территориальных органов МВД России в поддержании общественного порядка и предупреждении фактов совершения преступлений и административных правонарушений, входят 12,7 тыс. общественных организаций общей численностью 348,9 тыс. человек, из которых 10,5 тыс. - народных (184 тыс. человек) и 1,4 тыс. - казачьих (146,8 тыс. человек) дружин, а также 18,1 тыс. внештатных сотрудников полиции.
В 2019 г. с участием народных дружинников, представителей общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников полиции за совершение преступлений задержано 6,5 тыс. человек, пресечено свыше 348,1 тыс. административных правонарушений [21].
УОООП МВД по РК постоянно проводится работа по реализации требований ФЗ от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части привлечения граждан к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности как индивидуально, так и коллективно, в составе соответствующего объединения. На сегодня в региональный реестр народных дружин, из числа членов казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направленности внесено 48 народных дружин, численностью 942 человека. Так, в 2019 г. на территории Республики Крым в совместных патрулях с сотрудниками полиции задействовалось 8961 дружинник и 2305 реестровых казака. При несении службы по охране общественного порядка нарядами комплексных сил совместно с дружинниками задержано за совершение преступлений 72 лица, за совершение административных правонарушений 1435 лиц. Членами казачьих обществ выявлено 431 административных правонарушений, 218 лиц задержано по подозрению в совершении преступлений [22].
В 2019 г. нарядами отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г. Симферополю совместно с представителями Народной дружины «Народное ополчение - Народная дружина Республики Крым»: задержано - по 3 гражданина за совершение кражи и хранение наркотиков, 4 гражданина, находящихся в розыске, 1 гражданин за совершение преступление (прочее); составлено -517 административных протокола; проверено - 772 человека по интегрированным банкам данных МВД по РК; проверено у 14-ти граждан, телефонные карты операторов мобильной связи [19, С.16].
Изучение научных публикаций и правоохранительной практики показывает, что к основным вопросам, связанным с участием граждан в охране общественного порядка могут быть отнесены, необходимость: расширения видов участия граждан в охране общественного порядка; внедрение дополнительных средств стимулирования позитивных результатов участия граждан в охране общественного порядка (например, введение региональных льгот по оплате коммунальных услуг, бесплатного проезда в транспорте, снижения ставки налогообложения; учет такого участия при приеме на службу в правоохранительные органы, применение дополнительного оплачиваемого отпуска); усиления правовой и социальной защиты граждан, участ-
вующих в охране общественного порядка, в том числе и лиц, индивидуально пресекающих административные правонарушения (например, мелкое хулиганство (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ), побои (ст. 6.1.1 КоАП) и др.) [23]; исключения фактов нарушения дисциплины членами народных дружин, в том числе и разработки механизма привлечения их корпоративной дисциплинарной ответственности; целесообразности функционирования народных дружин, фактически не участвующих в охране общественного порядка; повышения уровня информированности населения о роли общественности в охране общественного порядка и о позитивных результатах функционирования общественных объединений правоохранительной направленности [24]; совершенствования подготовки членов народных дружин, внештатных сотрудников полиции к действиям по охране общественного порядка, выполнения поручений сотрудников полиции и др. [25-28].
Основными путями решения очерченных вопросов предлагается признать: активизацию информационно-разъяснительной работы с целью пропаганды участия общественности в охране общественного порядка, оказания помощи полиции; рассмотрение органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления возможности дополнительного стимулирования граждан, участвующих в охране общественного порядка; разработка предложений о внесении в КоАП РФ норм, касающихся институтов крайней необходимости и задержания правонарушителей; конкретизация в уставах общественных объединений правоохранительной направленности положений о нарушении обязанностей их членов, порядка привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности; увеличение числа молодёжных организаций, оказывающих помощь полиции в обеспечения правопорядка в местах обучения и проживания студентов и слушателей; разработка комплекса методических материалов, в том числе и использованием Интренет-ресурсов, для обучения граждан основам правоохранительной деятельности, а также повышение качества инструктажей перед заступления нарядов общественности на охрану правопорядка; регулярно изучать результаты деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и в случае уклонения их от выполнения уставных обязанностей инициировать приостановление (прекращение) их деятельности и др.
Список литературы
1. Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 24 с.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» //[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Закон Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Закон Республики Крым от 01.09.2014 №60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/09/kiim-zakon60-reg-dok.html;
6. Закон Республики Крым от 26.10.2016 № 288-ЗРК/2016 «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Крым» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» на 2017-2019годы : Постановление Совета Министров Республики Крым
367
от 8.11.2016 № 533 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://business.rk.gov.ru/files/stralEgy/gosprog/16.pdf;.
8. Об утверждении муниципальной Программы «Правопорядок во внутригородском муниципальном образовании города Севастополя - Верхнесадовский муниципальный округ на 2016-2020 годы»: Решение совета Верх-несадовского муниципального округа города Севастополя от 10.05.2016 г. № 22/147 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sev.gov.ru/fiIes/iblock/b08/10_22_147-polozhenie-o-pravofЮIyadke-novoe.pdl^
9. Заброда Д.Г. Взаимодействие субъектов борьбы с коррупцией (административно-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. - К., 2005. - 20 с.
10. Организация взаимодействия милиции общественной безопасности с местными органами власти и общественностью: учебн. пособие / под ред. канд. юрид. наук Д.Г. Заброды. - Днепропетровск, ДГУВД, 2009. - 146 с.
11. Заброда Д.Г., Сироштан Ю.В. Правовые и организационные основы деятельности Патрульной службы МВД Украины : учебн. пособие. - Днепропетровск, ДГУВД, 2008. - 112 с.
12. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
13. Административная деятельность полиции: курс лекций. Часть 1. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. - 246 с.
14. Швецов Б.Ф. Организация деятельности патрульно-постовой службы полиции по обеспчению общественного порядка и общественной безоапсности на улицах и в других общественных местах: учебное пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2016. - 96 с.
15. Охрана общественного порядка: учебное пособие / А.А. Беженцев. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. — 256 с.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» //Российская газета. - 4 апреля 2014 г.
17. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
18. Информационно-аналитическая записка к отчету Министра внутренних дел по Республике Крым генерал-майора полиции П.Л. Каранда перед Государственным Советом Республики Крым о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://82.мвд.рф/Dejatelnost/Otcheti/Otchet_Ministra_vnutrennih_del_po_RK.
19. О результатах работы подразделений охраны общественного порядка за 12 месяцев 2019 года: аналитическая справка. - ООООП УМВД России по г Симферополю, г. Симферополь, 2020. - 30 с.
20. Докладная записка «О результатах охраны общественного порядка на территории Балаклавского р-на г. Севастополя за 10 месяцев 2019 г. - ОМВД России по Балаклавскому р-ну. - 3 с.
21. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://media.mvd.I'u/flles/embed/1789925.
22. Народные дружины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost.
23. Данелян Р. Н. Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности членов общественных объединений по охране общественного порядка в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4566-4570[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Йф:^-koncept.ru/2015/85914.htm.
24. Об итогах взаимодействия с гражданами по привлечению их к участию в охране общественного порядка в 2018 году. - УМВД России по Амурской области, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://28.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15553380.
25. Шапошников В.Л. О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка // ППД. 2016. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.I'u/article/n/o-nekotoIyh-problemah-uchastiya-grazhdan-v-ohrane-obschestvennogo-poIyadka
26. Крупин В.А. Актуальность участия граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aIley-science.ru/domains_data/files/EJanuary.pdf;
27. Майоров В.И. Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области) // МЗ: Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 4. - С. 9-14.
28. Проблемы привлечения негосударственных формирований к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий: Аналитический обзор ВНИИ МВД России, М., 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iam.duma.gov.rU/node/8/4593/16097.
Zabroda D.G., Tihij IV. Interaction of the police and other entities of law enforcement in public places (on the materials of the Republic of Crimea) // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2021. - T. 7 (73). № 1. - P. 362-370.
The article considers theoretical, legal and applied aspects of interaction between the police and other law enforcement entities in public places.
The interaction of law enforcement entities is intended to mean the activities of the police, law enforcement and other State bodies, local self-government bodies and the public, regulated mainly by administrative and legal norms, aimed at ensuring law enforcement in public places, carried out through the most rational combination of forces, means and powers at their disposal.
The legal basis for joint law enforcement activities of the police and other law enforcement entities in public places in the Republic of Crimea has been revealed.
The forms of joint activities of the police and other actors in this area are described, examples of the normative consolidation of their powers are given. In particular, with the units of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation, local authorities and public groups of law enforcement.
A number of problems have been identified that reduce the effectiveness of interaction between the police and other law enforcement actors in public places and proposed ways to solve them.
Keywords: police, interaction, public places, protection of law and order, subjects of protection of law and order, Republic of Crimea.
Spisok literatury
1. Vissarov A.V. Pravoporyadok i sub"ekty ego obespecheniya (teoretiko-pravovoj aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. - 24 s.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 345 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» //[Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
3. Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
4. Zakon Respubliki Krym ot 29.05.2014 № 5-ZRK «O sisteme ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Respubliki Krym» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
5. Zakon Respubliki Krym ot 01.09.2014 №60-ZRK «O profilaktike pravonarushenij v Respublike Krym [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/09/09/krim-zakon60-reg-dok.html.
6. Zakon Respubliki Krym ot 26.10.2016 № 288-ZRK/2016 «Ob otdel'nyh voprosah uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka v Respublike Krym» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
7. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym «Profilaktika prestupnosti i pravonarushenij v Respublike Krym» na 2017-2019gody : Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 8.11.2016 № 533 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://business.rk. gov.ru/files/strategy/gosprog/16 .pdf.
8. Ob utverzhdenii municipal'noj Programmy «Pravoporyadok vo vnutrigorodskom municipal'nom obra-zovanii goroda Sevastopolya - Verhnesadovskij municipal'nyj okrug na 2016-2020 gody»: Reshenie soveta Verhnesadovskogo municipal'nogo okruga goroda Sevastopolya ot 10.05.2016 g. № 22/147 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://sev.gov.ru/files/iblock/b08/10_22_147-polozhenie-o-pravoporyadke-novoe.pdf.
9. Zabroda D.G. Vzaimodejstvie sub"ektov bor'by s korrupciej (administrativno-pravovoj aspekt): avtoref. dis. kand. yurid. nauk. - K., 2005. - 20 s.
10. Organizaciya vzaimodejstviya milicii obshchestvennoj bezopasnosti s mestnymi organami vlasti i ob-shchestvennost'yu: uchebn. posobie / pod red. kand. yurid. nauk D.G. Zabrody. - Dnepropetrovsk, DGUVD, 2009. - 146 s.
11. Zabroda D.G., Siroshtan YU.V. Pravovye i organizacionnye osnovy deyatel'nosti Patrul'noj sluzhby MVD Ukrainy : uchebn. posobie. - Dnepropetrovsk, DGUVD, 2008. - 112 s.
12. Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3-FZ. [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
13. Administrativnaya deyatel'nost' policii: kurs lekcij. CHast' 1. - Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2015. - 246 s.
369
14. SHvecov B.F. Organizaciya deyatel'nosti patrul'no-postovoj sluzhby policii po obespcheniyu ob-shchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezoapsnosti na ulicah i v drugih obshchestvennyh mestah: uchebnoe posobie. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016. - 96 s.
15. Ohrana obshchestvennogo poryadka: uchebnoe posobie / A.A. Bezhencev. — M.: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2015. — 256 s.
16. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 02.04.2014 № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka» //Rossijskaya gazeta. - 4 aprelya 2014 g.
17. Prikaz MVD Rossii ot 29.01.2008 № 80 «Voprosy organizacii deyatel'nosti stroevyh podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».
18. Informacionno-analiticheskaya zapiska k otchetu Ministra vnutrennih del po Respublike Krym general-majora policii P.L. Karanda pered Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym o deyatel'nosti policii pod-chinennyh organov vnutrennih del za 2019 god [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://82.mvd.rf/Dejatelnost/Otcheti/Otchet_Ministra_vnutrennih_del_po_RK.
19. O rezul'tatah raboty podrazdelenij ohrany obshchestvennogo poryadka za 12 mesyacev 2019 goda: analiticheskaya spravka. - OOOOP UMVD Rossii po g Simferopolyu, g. Simferopol', 2020. - 30 s.
20. Dokladnaya zapiska «O rezul'tatah ohrany obshchestvennogo poryadka na territorii Balaklavskogo r-na g. Sevastopolya za 10 mesyacev 2019 g. - OMVD Rossii po Balaklavskomu r-nu. - 3 s.
21. Godovoj otchet o hode realizacii i ocenke effektivnosti gosudarstvennoj programmy «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» za 2019 god [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://media.mvd.ru/files/embed/1789925.
22. Narodnye druzhiny [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost.
23. Danelyan R. N. Problemnye voprosy zakonodatel'nogo regulirovaniya deyatel'nosti chlenov obshchestvennyh ob"edinenij po ohrane obshchestvennogo poryadka v Rossijskoj Federacii // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - T. 13. - S. 4566-4570[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2015/85914 .htm.
24. Ob itogah vzaimodejstviya s grazhdanami po privlecheniyu ih k uchastiyu v ohrane obshchestvennogo poryadka v 2018 godu. - UMVD Rossii po Amurskoj oblasti, 2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://28.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15553380.
25. SHaposhnikov V.L. O nekotoryh problemah uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka // PPD. 2016. №3. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7o-nekotoryh-problemah-uchastiya-grazhdan-v-ohrane-obschestvennogo-poryadka.
26. Krupin V.A. Aktual'nost' uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/EJanuary.pdf.
27. Majorov V.I. Problemy organizacii dobrovol'nyh narodnyh druzhin kak formy uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka (na primere CHelyabinskoj oblasti) // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2016. - № 4. - S.9-14.
28. Problemy privlecheniya negosudarstvennyh formirovanij k ohrane obshchestvennogo poryadka pri provedenii massovyh meropriyatij: Analiticheskij obzor VNII MVD Rossii, M., 2007 [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4593/16097.