Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами'

Проблемы взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана общественного порядка / общественная безопасность / взаимодействие / муниципальная милиция / муниципальная охрана / protection of public order / public safety / interaction / municipal militia / municipal protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марковский Максим Сергеевич

В статье затронуты вопросы эффективности взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами. Рассматриваются мнения о необходимости наделения органов местного самоуправления муниципальных образований правом на создание самостоятельных подразделений, обеспечивающих функции охраны общественного порядка. Изучены имеющиеся законопроекты «О муниципальной милиции в Российской Федерации», внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Высказано собственное мнение относительно целесообразности создания данного муниципального органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марковский Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of police interaction with local authorities and citizens

The article deals with the effectiveness of police interaction with local authorities and citizens. The article considers the opinions on the need to give local governments of municipalities the right to create independent units that provide functions of protection of public order. The existing draft laws «On municipal police in the Russian Federation» submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation have been studied. Own opinion concerning expediency of creation of this municipal authority is expressed.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами»

УДК 342

Проблемы взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами

Марковский Максим Сергеевич, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: sakh_rider_88@mail.ru

В статье затронуты вопросы эффективности взаимодействия полиции с органами местного самоуправления и гражданами. Рассматриваются мнения о необходимости наделения органов местного самоуправления муниципальных образований правом на создание самостоятельных подразделений, обеспечивающих функции охраны общественного порядка. Изучены имеющиеся законопроекты «О муниципальной милиции в Российской Федерации», внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Высказано собственное мнение относительно целесообразности создания данного муниципального органа.

Ключевые слова: охрана общественного порядка; общественная безопасность; взаимодействие; муниципальная милиция; муниципальная охрана.

Problems of police interaction with local authorities and citizens

Markovsky Maksim Sergeevich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law

The article deals with the effectiveness of police interaction with local authorities and citizens. The article considers the opinions on the need to give local governments of municipalities the right to create independent units that provide functions of protection of public order. The existing draft laws «On municipal police in the Russian Federation» submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation have been studied. Own opinion concerning expediency of creation of this municipal authority is expressed.

Key words: protection of public order; public safety; interaction; municipal militia; municipal protection.

На современном этапе развития общества существует острая необходимость укрепления законности и правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов.

Несмотря на положительную динамику снижения преступности в общественных местах, ее уровень остается достаточно высоким. По информации, подготовленной Главным информационно-аналитическим центром МВД России, в 2019 г. в общественных местах было зарегистрировано 690 013 преступлений. На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 404 525 преступлений1.

В условиях оптимизации численности сотрудников органов внутренних дел для поддержания на

1 Состояние преступности за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: file:///C:/Users/Sostoyanie_ prestupnosti_yanvary-dekabry_2019.pdf.

должном уровне правопорядка на улицах и в иных общественных местах необходимо принятие мер по повышению эффективности деятельности сотрудников подразделений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также поиск новых подходов в решении стоящей задачи.

В качестве такой меры выступает реализация одного из основополагающих принципов деятельности полиции - «взаимодействие и сотрудничество»2.

Интересы граждан, как указывает Н. В. Щеголева, непосредственно переплетаются с органами правопорядка3. В связи с этим многие граждане проявляют активную позицию в данном направлении. О. Ю.

2 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3 Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Международ. науч. конф. Челябинск, 2012.

Мельникова считает, что значительное число россиян демонстрируют свою заинтересованность в деле обеспечения общественного порядка и готовы в случае необходимости придти на помощь органам внутренних дел1. Соглашаясь с ее мнением, приведем несколько подтверждающих примеров.

Ярким примером успешного взаимодействия между нарядами полиции и гражданами является событие, произошедшее в г. Михайловске Ставропольского края.

В Отдел МВД России по Шпаковскому району поступило сообщение об угоне автотранспортного средства. Заявитель попытался догнать нарушителя и на соседней улице обнаружил свой автомобиль со следами аварии. Угонщик не справился с управлением, допустил наезд на забор и скрылся. На место аварии незамедлительно был направлен наряд полиции. Сотрудниками была установлена личность угонщика, после чего на поиски преступника были ориентированы все наряды, а также опрошены свидетели и очевидцы. Благодаря содействию граждан, заключающемуся в предоставлении сотрудникам информации о произошедшем преступлении, а также профессиональным и слаженным действиям соседних нарядов полиции злоумышленник был задержан по «горячим следам»2.

В сфере охраны общественного порядка, как считает И. В. Иваньков, первоочередной проблемой, требующей изучения, является взаимодействие полиции с органами государственной власти3.

Автор отмечает, что основная сложность заключается в отсутствии эффективного механизма для реализации данной функции, объясняя это формальным подходом органов местного самоуправления к вопросам охраны общественного порядка и сведением взаимодействия к общественному контролю государственных органов над деятельностью органов внутренних дел, что не соответствует потребностям в условиях сокращения численности строевых подразделений полиции.

Проведенная реформа МВД не решила проблем в области охраны общественного порядка, а, напротив, усугубила ситуацию. В крупных городах стала остро ощущаться нехватка сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, а в небольших

1 Мельников О. Ю. Административно-правовое регулирование участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

2 Сотрудники полиции задержали по «горячим следам» подозреваемого в совершении двух угонов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. URL: https://26.xn--b1aew. xn--p1ai/news/item/1080980.

3 Иваньков И. В. Взаимодействие органов внутренних дел и

органов местного самоуправления в сфере охраны обще-

ственного порядка: состояние и перспективы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. Вып. 2 (24). С. 30.

населенных пунктах - участковых уполномоченных полиции, на обслуживании каждого из которых приходится по несколько отдаленных друг от друга населенных пунктов. В результате значительная часть населения осталась не охваченной сотрудниками полиции, что привело к снижению быстроты реагирования на совершаемые административные правонарушения и преступления. Граждане перестали ощущать защищенность, т. к. присутствие сотрудников полиции на улицах существенно сократилось. Кроме того, эффективность правоохранительной деятельности снижается ввиду того, что граждане определяют полицию только как орган принуждения4.

Недостаточный уровень общественного порядка, совершение резонансных преступлений также ухудшают отношение населения к ведомству, вызывают волну недовольства и недоверия, что в конечном счете может привести к несанкционированным митингам и, что еще хуже, массовым беспорядкам.

В качестве примера можно указать случай, произошедший в центре Сургута 19 августа 2017 года, когда преступник, вооруженный ножом и топором, имевший при себе муляж взрывного устройства, поджег торговый центр, после чего учинил ряд нападений, в результате которых пострадали 7 человек5.

Данный случай вновь актуализировал ранее поднимавшийся жителями города вопрос обеспечения безопасности граждан. Был проведен ряд митингов, а в социальных сетях активно обсуждались возникшие проблемы. Население требовало от муниципальных властей мер по укреплению уровня безопасности и общественного порядка, предлагая создать отряды общественной и национальной самообороны.

Членами общественных организаций ветеранов локальных военных конфликтов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, межрегиональной общественной организации инвалидов и ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Содружество» и Сургутского городского отделения Ханты-Мансийского окружного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», а также бывшими и действующими сотрудниками правоохранительных органов округа было отмечено, что местные власти бессильны в решении стоящих задач, т. к. согласно действующему законодательству, фактически лишены возможности влиять на состояние общественного порядка. Использование для охраны порядка различных «полицейских суррогатов» вроде добровольных народных дружин, по их мнению, мера абсолютно бесполезная, поскольку у данных формирований нет практически никаких правовых полно-

4 Егошин И. В. Формирование защитной компетенции у курсантов образовательного учреждения МВД России с помощью комплекса проблемно-тренинговых занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. С. 3.

5 Неизвестный напал с ножом на прохожих в центре Сургута [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. URL: https://tass.ru/proisshestviya/4492535.

мочий даже против мелких правонарушителей, а в ситуациях столкновения с агрессивными группами или вооруженными правонарушителями такие «дружинники» скорее сами станут жертвами, чем защитят окружающих. В сложившейся обстановке единственной эффективной мерой является наделение органов местного самоуправления муниципальных образований правом на создание муниципальной полиции, обладающей основными полицейскими правами в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в границах муниципальных образований. Основная идея заключается в том, что муниципальная полиция не призвана заменить собой правоохранительные органы, ее задача - дополнить и усилить возможности полиции в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на территории обслуживания. Муниципальная полиция при этом должна создаваться решением органов местного самоуправления муниципального образования, находиться в его оперативном подчинении и содержаться полностью за счет средств местного бюджета1.

В рамках работы над данной инициативой вышеуказанным авторским коллективом был разработан проект федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы ее деятельности.

Ранее схожую позицию по данному вопросу высказал И. В. Иваньков. Автор предлагает создание принципиально нового органа - «Муниципальной охраны», осуществляющего функции охраны общественного порядка, в том числе на договорной основе. И. В. Иваньков считает, данное нововведение повысит уровень правопорядка и позволит не только снизить затраты муниципального образования на услуги частных охранных компаний, но и создаст условия для поступления в бюджет дополнительных денежных средств2, с чем вряд ли можно согласиться.

Следует отметить, что подобные предложения дважды вносились в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в виде проектов Федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» от 14 октября 2014 г. № 621910-63 и от 5 октября 2016 г. № 385-74.

1 Муниципальная полиция - общественная инициатива [Электронный ресурс]. URL: https://www.municipal-police.ru.

2 Иваньков И. В. Указ соч. С. 33.

3 Проект федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» № 621910-6 (по сост. на 14.10.2014) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

4 Проект aедерального закона № 385-7 «О муниципальной милиции в Российской Федерации» (по сост. на 05.10.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: http://asozd. duma.gov.ru.

Основная цель разработки данных законопроектов заключалась в демонополизации функций полиции в области обеспечения охраны общественного порядка путем создания автономных муниципальных органов и повышения уровня безопасности граждан.

Оба законопроекта были критически оценены и в конечном итоге отклонены Правительством РФ ввиду необоснованного расширения компетенций органов местного самоуправления, выходящих за пределы охраны общественного порядка. Также согласно финансово-экономическому обоснованию рассматриваемого проекта создание и функционирование муниципальной милиции требовало дополнительного финансирования из средств федерального бюджета, что противоречит установленным ст. 30 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ принципам разграничения полномочий между органами публично-правовой власти и самостоятельности региональных бюджетов.

Следует отметить, что существующие законопроекты, касающиеся создания муниципальной милиции и подобных органов, не адаптированы к складывающейся экономической ситуации, имеют, на наш взгляд, утопичный характер, и абсолютно не рациональны в современных условиях.

Таким образом, в рамках принимаемых Правительством РФ мер по оптимизации бюджетного финансирования и сокращению в связи с этим численности органов внутренних дел говорить о создании принципиально нового органа, требующего дополнительных затрат, абсурдно и нецелесообразно. Для выдвижения подобных инициатив необходимо в первую очередь оценивать не гипотетическую эффективность, а возможность их реализации на основе анализа социально-экономической ситуации, складывающейся в стране.

Представляется, что в настоящее время нужно осуществлять меры по повышению эффективности ныне действующих органов правопорядка путем оптимизации их организационно-штатного построения, а не тщетно принимать попытки в создании новых, дублирующих функции полиции и требующих значительных затрат.

Библиографический список

1. Егошин И. В. Формирование защитной компетенции у курсантов образовательного учреждения МВД России с помощью комплекса проблемно-тре-нинговых занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Егошин. - Казань, 2013.

2. Иваньков И. В. Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы / И. В. Иваньков // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - Вып. 2 (24). -С. 30-35.

3. Мельников О. Ю. Административно-правовое регулирование участия граждан Российской Федера-

ции в охране общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. Ю. Мельников. - М., 2009.

4. Муниципальная полиция - общественная инициатива [Электронный ресурс]. - URL: https://www. municipal-police.ru.

5. Неизвестный напал с ножом на прохожих в центре Сургута // Сайт информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ proisshestviya/4492535.

6. Сотрудники полиции задержали по «горячим следам» подозреваемого в совершении двух угонов. Официальный сайт Главного управления МВД России по Ставропольскому краю [Электронный ресурс]. -URL: https://26.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/1080980.

7. Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка / Н. В. Щеголева // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Международ. науч. конф. - Челябинск, 2012. - С. 21-24.

Bibliograficheskij spisok

1. Egoshin I. V. Formirovanie zashchitnoj kompetencii u kursantov obrazovatel'nogo uchrezhdeniya MVD Rossii s pomoshch'yu kompleksa problemno-treningovyh zanyatij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / I. V. Egoshin. -Kazan', 2013.

2. Ivan'kov I. V. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del i organov mestnogo samoupravleniya v sfere ohrany obshchestvennogo poryadka: sostoyanie i perspektivy / I. V. Ivan'kov // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. - 2013. - Vyp. 2 (24). - S. 30- 35.

3. Mel'nikov O. YU. Administrativno-pravovoe regulirovanie uchastiya grazhdan Rossijskoj Federacii v ohrane obshchestvennogo poryadka: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / O. YU. Mel'nikov. - M., 2009.

4. Municipal'naya policiya - obshchestvennaya iniciativa [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. municipal-police.ru.

5. Neizvestnyj napal s nozhom na prohozhih v centre Surguta // Sajt informacionnogo agentstva TASS [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tass.ru/ proisshestviya/4492535.

6. Sotrudniki policii zaderzhali po «goryachim sledam» podozrevaemogo v sovershenii dvuh ugonov. Oficial'nyj sajt Glavnogo upravleniya MVD Rossii po Stavropol'skomu krayu [Elektronnyj resurs]. - URL: https://26.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/1080980.

7. SHCHegoleva N. V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya processa uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka / N. V. SHCHegoleva // Aktual'nye voprosy yuridicheskih nauk: materialy Mezhdunarod. nauch. konf. - CHelyabinsk, 2012. -S. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.