Научная статья на тему 'К вопросу о создании муниципальной милиции в Российской Федерации'

К вопросу о создании муниципальной милиции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ / MUNICIPAL POLICE / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ / MUNICIPAL POLICE POWERS / ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ / DUTIES AND RIGHTS OF THE MUNICIPAL POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Низаметдинов Ансар Мясумович, Потапенкова Ирина Викторовна

Рассматривается законопроект «О муниципальной милиции в Российской Федерации», который устанавливает основы правового регулирования организации и деятельности муниципальной милиции в Российской Федерации; делается вывод о возможности создания таких формирований правоохранительной направленности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the establishment of municipal police in the Russian Federation

The article discusses the draft law “On the municipal police in the Russian Federation”, which sets the framework for the legal regulation of the organization and activities of the municipal police in the Russian Federation and the conclusion about the possibility of the creation of such law enforcement focus groups in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании муниципальной милиции в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67.301

к вопросу о создании

муниципальной милиции в российской федерации

АНСАР МЯСУМОВИЧ НИЗАМЕТДИНОВ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат юридических наук, доцент E-mail: ansar_reno@mail.ru ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент E-mail: irina_aduzova@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается законопроект «О муниципальной милиции в Российской Федерации», который устанавливает основы правового регулирования организации и деятельности муниципальной милиции в Российской Федерации; делается вывод о возможности создания таких формирований правоохранительной направленности в Российской Федерации.

Ключевые слова: муниципальная милиция, общественный порядок, полномочия муниципальной милиции, обязанности и права муниципальной милиции.

Annotation. The article discusses the draft law "On the municipal police in the Russian Federation", which sets the framework for the legal regulation of the organization and activities of the municipal police in the Russian Federation and the conclusion about the possibility of the creation of such law enforcement focus groups in the Russian Federation.

Keywords: municipal police, public order, municipal police powers, duties and rights of the Municipal Police.

В октябре 2014 г. фракция «Справедливая Россия» провела в Государственной Думе Федерального Собрания Российской круглый стол «О муниципальной милиции в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения». Предметом обсуждения стал подготовленный и внесенный на рассмотрение Госдумы депутатами фракции "СР" проект федерального закона №621910-6 «О муниципальной милиции в Российской Федерации»1.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, «...разработка проекта федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» направлена на реализацию конституционных положений о реальном участии органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении правопорядка на своей территории.. Муниципальная милиция рассматривается как самостоятельный муниципальный орган, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования, но не входит в структуру местной администрации, что обеспечит ей должную независимость в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею. Учитыва-

ется и следующее обстоятельство, что начальник муниципальной милиции избирается всем населением муниципального образования.»2.

Законопроектом отмечается, что с учетом специфики правового положения городов федерального значения и закрытых административно-территориальных образований, а также на железнодорожном, воздушном и водном транспорте функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности остаются за полицией.

В целях обеспечения единой государственной политики в вопросах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, противодействия преступности на территории всей страны на уровне федерального закона определяются общие задачи и обязанности муниципальной милиции, основы ее организации и особенности прохождения службы служащими муниципальной милиции, минимальные стандарты социальной и правовой защищенности служащих муниципальной милиции, основные элементы муниципального и общественного контроля за деятельностью муниципальной милиции. Законопроект состоит из 11 глав, объединяющих 83 статьи. С учетом названного, законопроект

№ 4/2015

Вестник Московского университета МВД России

193

выделяет пять основных направления (функций) деятельности муниципальной милиции (ст.4): охрана общественного порядка; профилактика преступлений и административных правонарушений; предупреждение и пресечение преступлений; производство по делам об административных правонарушениях; оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.

Особого внимания заслуживают установленные полномочия муниципальной милиции, ее обязанности и права. На муниципальную милицию предлагается возложить обязанности:

• по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях на территории муниципального образования;

• по поддержанию общественного порядка в общественных местах, по охране общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий;

• по обеспечению общественного порядка в условиях административно-правовых режимов, вводимых на территории муниципального образования;

• по профилактике (предупреждению) правонарушений и антиобщественных действий;

• по производству по делам об административных правонарушениях и др.

Муниципальная милиции наделяется следующими правами: проверка документов, удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определенных законом; контроль (надзор) за общественными местами, за соблюдением порядка проведения публичных и массовых мероприятий, за поведением определенной категории граждан; доставление и задержание граждан в определенных законом случаях; производство по делам об административных правонарушениях; направление запросов в адрес муниципальных и государственных органов и иных организаций о предоставлении информации и документов, ведение профилактической деятельности, включая ведение профилактических учетов, и др.

Применение служащими муниципальной милиции физической силы, специальных средств и оружия предлагается осуществлять на условиях и в порядке, которые установлены для сотрудников милиции.

Структура органа муниципальной милиции и положение о нем утверждаются представительным органом муниципального образования.

В тоже время в законопроекте (ст.18) закреплено, что в состав органа муниципальной милиции должны

входить подразделения патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных муниципальной милиции, участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, дежурные части и другие подразделения в соответствии с примерной моделью структуры муниципальной милиции разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, что обеспечит необходимое единообразие подходов в организации муниципальной милиции.

Анализируя проект федерального закона №2 6219106 «О муниципальной милиции в Российской Федерации», мы пришли к выводу, что нормы законопроекта призваны корреспондировать положения Конституции Российской Федерации, однако в главе 3, определяются полномочия муниципальной милиции, содержание которых необоснованно расширяют компетенцию органов местного самоуправления и выходят за пределы охраны общественного порядка (профилактика преступлений и административных правонарушений; предупреждение и пресечение преступлений; производство по делам об административных правонарушениях; участие муниципальной милиции в наблюдении за соблюдением установленных судом ограничений и обязанностей лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (п. 23 ч.1 ст. 14 законопроекта), в осуществлении контроля за оборотом оружия и боеприпасов к нему (п. 24 ч. 1 ст. 14 законопроекта), за сохранностью наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. 25 ч.1 ст. 14 законопроекта).

Также полномочия по участию муниципальной милиции в деятельности полиции по всем направлениям ее деятельности, в том числе обеспечении правового режима контртеррористической операции, режимов военного и чрезвычайного положений вызывают определенное недоумение, и фактически означает, наделение муниципальной милиции полным объемом полицейских полномочий и их дублирование.

Служащие муниципальной милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях, условиях и в порядке, установленных для сотрудников полиции статьями 18-24 Федерального закона «О полиции» (ч.2. ст. 15 законопроекта). Необходимо отметить, что объем предоставляемых муниципальной милиции прав по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не соответствует ее назначению, выполняемым задачам и может привести к грубым нарушениям конституционных прав граждан.

Таким образом, предпринятая в законопроекте попытка расширения сферы деятельности муниципальной

194

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2015

милиции и предоставление ей государственно-властных полномочий в том объеме, которым в настоящее время обладает только полиция, фактически означает создание параллельной правоохранительной структуры, практически дублирующей часть функций полиции.

По нашему мнению, правовой статус муниципальной милиции в законопроекте четко не определен, а ее деятельность, в основном, раскрывается через участие в выполнении основных задач полиции.

В целом законопроект объединил положения законодательства Российской Федерации о прохождении муниципальной службы и законодательства Российской Федерации о прохождении государственной службы в правоохранительных органах и иной службы при определении правового статуса муниципального служащего муниципальной милиции и порядка прохождения им муниципальной службы.

При этом не учитывается, что нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие прохождение государственной службы в правоохранительных органах и иной службы в федеральных органах исполнительной власти, имеют существенные отличия от законодательства о муниципальной службе, в том числе в части наличия контрактной системы, определения категорий должностей, условий прохождения службы, оснований увольнения и пенсионного обеспечения.

Таким образом, можно констатировать, что на ряду с существенными замечаниями юридико-техническо-го характера на представленный законопроект, авторы проекта не учли аспекты организационного, экономи-

ческого характера, а также отрицательные результаты деятельности муниципальной милиции, которая создавалась в качестве эксперимента в 12 регионах Российской с подчинением только главам муниципалитетов в 1999 году, что по мнению авторов, в настоящее время создание таких формирований нецелесообразно. К таким аспектам можно отнести:

муниципальные бюджеты в большей части не способны финансировать такие формирования правоохранительной направленности.

• избирательные процедуры при назначении начальника муниципальной милиции и участкового уполномоченного полиции не приемлем в Российской Федерации, так как будет нарушена общая система управления подобного рода организацией и взаимодействия с другими правоохранительными органами.

• опыт работы ранее созданной муниципальной милиции показал слабую эффективность такой милиции в сфере обеспечения правопорядка в спальных районах, а также в большей части возникали конфликты интересов между муниципальной милицией и территориальными органами внутренних дел.

1 См. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. // http://asozd2.duma.gov. ra/mam.nsl7(Spravka)?OpenAgent&RN=621910-6., дата обращения: 16.11.2014

2 См. там же.

Н.П. Майлис

Введение в судебную экспертизу

2-е издание

Английский для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Горше-нева [и др.]; под ред. И.А. Горшеневой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.

Введение в судебную экспертизу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.П. Майлис. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в расследовании и раскрытии преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам.

№ 4 / 2015 -Вестник Московского университета МВД России- 195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.