ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
PROBLEMATIC ISSUES OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC
ORDER
УДК 342.9:351.74
Аннотация: на общий уровень состояния общественного порядка и общественной безопасности внутри страны влияет не только общая эффективность работы правоохранительных органов, но и то, как граждане проявляют свою гражданскую активность по взаимодействию с правоохранительными органами. Отрадно, что взаимодействие осуществляется как на уроне отдельных граждан, так и на уровне общественных объединений правоохранительной направленности. Как показывает международная практика, на состояние общественного порядка оказывает воздействие не только эффективность функционирования правоохранительных органов, но и то, как они в своей работе взаимодействуют с гражданами.
В статье анализируются нормативные правовые акты, определяющие организационно-правовое участие внештатных сотрудников полиции в охране общественного порядка, а также вносятся предложения, направленные на урегулирование отдельных вопросов, связанных с участием внештатных сотрудников в деятельности полиции, и совершенствование действующего законодательства. Следует отметить, что оптимальная эффективность и своевременное совершенствование правового регулирования совместной деятельности российских граждан и органов внутренних дел позволят иметь стабильно положительные результаты и внести весомый вклад в выполнение задач, стоящих перед полицией, по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью.
Ключевые слова: внештатный сотрудник полиции, правовое регулирование деятельности, права внештатных сотрудников полиции.
Для цитирования: Николаенко Е.А., Калинин В.А. Проблемные вопросы организационно-правового участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 2. С. 59-63.
Abstract: the general level of the state of public order and safety inside the country depends not only on the general effectiveness of the work of law enforcement bodies, but also on the way citizens demonstrate their civic engagement in interacting and assisting law enforcement bodies. It is gratifying that interaction is carried out both at the level of individual citizens and at the level of collective public associations of law enforcement orientation. As international practice shows, the state of public order is affected not only by the effectiveness of law enforcement bodies, but also by the way in which they interact with citizens in their work.
The article analyzes regulatory legal acts that determine the organizational and legal participation of non-staff police officers in the protection of public order, as well as proposals aimed at resolving specific issues related to their participation in the areas of police activity and the improvement of existing legislation. It should be noted that optimal efficiency and timely improvement of the legal regulation of joint activities of Russian citizens and internal affairs bodies will allow to have stable positive results and to make a significant contribution to the tasks facing the police in order to protect public order and ensure public safety and fight against crime.
Е.А. НИКОЛАЕНКО,
ELENA A. NIKOLAENKO,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
В.А. КАЛИНИН
(Линейный отдел МВД России на станции Волховстрой, Россия, Волхов)
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
VASILY A. KALININ
(Linear Division of the MIA of Russia at station Volhovstroy, Volkhov, Russia)
2018'2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
Keywords: non-staff police officer, legal regulation of activities, rights of non-staff police officers. For citation: Nikolaenko E.A., Kalinin V.A. Problematic issues of organizational and legal participation of citizens in the protection of public order // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2. P. 59-63.
Содействие граждан следует рассматривать как осознанные действия граждан, ставящих перед собой цель оказания помощи органам внутренних дел. Основополагающим фактором такой инициативы граждан является активная гражданская позиция, чувство долга и патриотизма, желание улучшить состояние правопорядка в стране. Данные действия могут быть как единичными случаями проявления гражданской правовой ответственности, так и многократным сотрудничеством, но вместе с тем они должны быть осознанными и добровольными.
Содействие граждан полиции направлено на совместное с органами внутренних дел обеспечение правопорядка и способствует реализации государственной политики в области повышения правосознания и правовой культуры граждан в целом, а также постепенной ликвидации правового нигилизма. Бесспорно, одной из приоритетных целей государственной политики в области обеспечения правопорядка является развитие эффективной системы профилактики преступлений и правонарушений, что, в свою очередь, не возможно без ликвидации криминогенных факторов, влияющих на основные конституционные принципы. Обеспечение и поддержание правопорядка в стране возлагается в первую очередь на правоохранительные органы Российской Федерации, но также не стоит забывать о роли общественности в поддержании правопорядка.
Целесообразность исследования проблематики, связанной с организационно-правовыми основами участия граждан в охране общественного порядка, обосновывается тем, что общее положение по борьбе с преступностью в Российской Федерации находится на довольно неопределенном уровне. Так, например, согласно данным 2017 года, приведённым ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на территории г. Санкт-Петербурга зарегистрировано 48 народных дружин, причём в 2017 году было зарегистрировано 2 народные дружины, на территории Ленинградской области зарегистрировано 65 народных дружин, из них 8 зарегистрировано в 2017 году [1].
Благодаря активизации работы народных дружин и внештатных сотрудников полиции на территории Российской Федерации складывается положительная динамика по уменьшению количества преступлений. Так согласно данным, приведённым Генеральной прокуратурой Рос-
сийской Федерации за 2016 год, в январе-декабре 2016 г. на территории России зарегистрировано 2 160 063 преступления, что на 228 413 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-9,6%). Сокращение количества зарегистрированных преступлений наблюдается на территории всех федеральных округов Российской Федерации, в том числе Северо-Западного (-12,8%), Уральского (-10,5%), Приволжского (-10,2%), Сибирского (-9,6%), Центрального (-9,2%), Дальневосточного (-8,8%), Южного (-8,1%), Северо-Кавказского (-2,7%) федеральных округов. Вместе с тем тенденция к росту числа зарегистрированных преступлений характерна для Республики Тыва (+29,3%), Сахалинской области (+8,7%), республик Северная Осетия-Алания (+4,6%), Дагестан (+4,5%), Саха (Якутия) (+4,5%), Ингушетия (+3,6%). Рост регистрируемых преступлений отмечен в 8 регионах страны, снижение - в 77. Число преступлений снизилось в г. Севастополе (-31,1%), Орловской области (-20,8%), Республике Коми (-20,4%), Калининградской области (-19,9%). Стоит отметить, что на 5,5% (с 530 407 до 501 090) уменьшилось число зарегистрированных преступлений, которые совершены на улицах, площадях, в парках, скверах. Их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составляет 23,2% (АППГ - 22,2%) [2].
В Российской Федерации в последние время проводится политика, направленная на вовлечение граждан в участие в охране общественного порядка и безопасности. В области обеспечения охраны общественного порядка и поддержания общественной безопасности в Российской Федерации созданы и функционируют различные виды правоохранительных органов, среди которых особое место отводится полиции.
Согласно действующему законодательству в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности1 наряду с внештатными сотрудниками полиции2 участвуют также народные дружинники и иные общественные объединения.
Положения ст. 10 главы 2 Федерального закона «О полиции» позволяют полиции устанавливать взаимодействие с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами
1 Далее - ОП и ОБ.
2 Далее - ВСП
для решения задач, поставленных перед полицией3 . А также полиция обязана оказывать поддержку развитию инициативы граждан. Участие граждан в охране ОП и ОБ может происходить в различных формах содействия или сотрудничества с полицией [3].
Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность внештатных сотрудников полиции, являются Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка»4, а также приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»5.
Анализируя нормативные правовые акты, определяющие правовое положение внештатных сотрудников, следует говорить об особенностях предоставленных им прав и обязанностей. Законодатель наделяет внештатного сотрудника полиции правом требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных деяний, а также оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Но при этом в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка»6 законодатель не раскрывает, где ВСП будет проходить правовую подготовку, касающуюся выработки тактики действий общения с гражданами и прекращения ими противоправных деяний, а также приобретения необходимых навыков для оказания первой помощи гражданам.
Согласно приказу МВД России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» ответственность за правовую подготовку ВСП возлагается на сотрудника полиции, за которым закреплен ВСП. Вместе с тем данным нормативным правовым актом не определены объем программы и время, за которое он должен быть изучен, а также что будет являться итогом подготовки данного внештатного сотрудника к участию в охране общественного порядка и какую ответственность будет нести сотрудник полиции, подготовивший ВСП, в случае совершения ВСП
3 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
4 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. 2014. 4 апреля.
5 Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 2012. 20 апреля.
6 Далее - ФЗ № 44-ФЗ.
противоправных действий. На должную подготовку сотрудником полиции внештатника к выполнению своих обязанностей будут оказывать влияние следующие обстоятельства: субъективный фактор подготовки, незнание самим сотрудником полиции правовых норм, незнание сотрудником полиции объема программы подготовки, который будет необходим для подготовки внештатника.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым МВД России:
- создать специализированные курсы по подготовке внештатных сотрудников полиции и контролировать их деятельность;
- разработать типовую инструкцию специальных прав и обязанностей внештатника;
- разработать методические рекомендации по правовой подготовке и обучению внештатника;
- разработать методические рекомендации по обучению внештатника, оказанию первой помощи и приобретению им необходимых навыков.
Предлагаем в ФЗ № 44-ФЗ дополнить ст. 10 ч. 11 следующего содержания: «Внештатные сотрудники полиции проходят подготовку по основным направлениям деятельности внештатных сотрудников полиции, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
Внедрение данного положения в структуру подготовки внештатных сотрудников полиции позволит: во-первых, обеспечить правовое сознание у граждан, во-вторых, благодаря комплексному подходу в вопросах подготовки ВСП добиться высокого уровня правовой грамотности и культуры в целом. Развивая и поддерживая у ВСП правовую грамотность, можно с уверенностью утверждать, что данные граждане в своей деятельности будут стремиться к соблюдению законности, а также уважению чести и достоинства других граждан не только при осуществлении охраны ОП и ОБ, но и в повседневной жизни. Создав правовую основу и развивая её, можно говорить, что Российская Федерация пойдет по пути становления правого государства и развития гражданского общества.
При дальнейшем анализе действующего законодательства, регламентирующего права и обязанности ВСП, можно обратить внимание на то, что согласно ФЗ № 44-ФЗ ВСП обладает правом оказывать содействие полиции во исполнение возложенных на полицию обязанностей в сфере охраны общественного порядка. Очевидно, что данное право, предоставленное внештатным сотрудникам, сформулировано в общем виде и не конкретизировано, какое именно содействие должен оказывать ВСП. Поэтому считаем необ-
ходимым дополнить Федеральный закон п. 4.1. ч. 5 ст. 10, а именно следующими положениями:
«а) в осуществлении проверки у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении;
б) участвовать в доставлении граждан, совершивших преступления или административные правонарушения, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в служебные помещения территориальных органов или подразделения полиции, в помещения муниципального органа;
в) участвовать в процедуре изъятия вещей, являющихся орудиями или предметами совершения правонарушений или преступлений, или иных вещей, запрещенных или ограниченно запрещенных к ношению, осуществляемой в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством».
При дальнейшем анализе ФЗ № 44-ФЗ можно обратить внимание на то, что административно-правовой статус народных дружинников предусматривает право применения физической силы в отличие от административно-правового статуса ВСП, что, в свою очередь, способствует ухудшению обеспечения правопорядка внештатным сотрудником полиции, а также существенно ограничивает право ВСП на защиту себя или сотрудника полиции от преступных посягательств. Также отсутствие данного права не позволяет ВСП оказывать содействие сотруднику полиции во время преодоления противодействия, оказываемого последнему.
ФЗ № 44-ФЗ не оговорено право ВСП при охране общественного порядка носить форменное обмундирование, а также иметь другие отличительные знаки. Поэтому считаем, с целью идентификации ВСП гражданами и осознания того, что перед ними находится ВСП, возможным при осуществлении охраны общественного правопорядка ВСП носить форменную одежду или иные отличительные знаки. В связи с чем предлагаем дополнить ФЗ № 44-ФЗ: «Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику внештатного сотрудника полиции. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики внештатного сотрудника полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
Поводя итог рассмотренным вопросам, связанным с деятельностью внештатных сотрудников полиции, хочется подчернить, что усовершенствование законодательной основы, регулирующей деятельность ВСП, позволит урегулировать механизмы привлечения граждан к охране ОП и ОБ, снизить общее количество преступлений и правонарушений, совершаемых в общественных местах, благодаря чему будет создан крепкий фундамент взаимодействия полиции и ВСП по вопросам обеспечения охраны общественного порядка, а также ВСП сможет всецело и правильно использовать свой потенциал по вопросам обеспечения правопорядка.
Литература
1. Добровольные народные дружины [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. URL: https://78.мвд.рф/contact/dnd (дата обращения 25.01.2018).
2. Генеральная прокуратура РФ: за прошлый год количество преступлений уменьшилось на 10% [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ. РУ». URL: http://www.garant.ru/news/1094198/ (дата обращения 25.01.2018).
3. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др.] - Москва, 2012. 552 с.
4. Гугунский А.Н., Ильин О.П. К вопросу о правовых основах участия граждан в охране общественного порядка // Труды Академии МВД России. 2016. № 2 (38). С. 21-24.
5. Толдиев А.Б. К вопросу об участии населения в охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 6 (67). С. 103-106.
6. Потапенкова И.В. О проблемных вопросах реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 280-283.
7. Майорова С.А. Формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4 (34). С. 115-121.
8. Горбунов В.Ю. Дефекты механизма реализации гражданами полицейских полномочий в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4 (34). С. 140-147.
9. Зайцев И.А., Репьев А.Г. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка // Российский следователь. 2014. № 21. С. 47-49.
10. Куянов А.В., Тимко В.П. Общественное мнение о деятельности ОВД (региональный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (9). С. 63-67.
11. ДанелянР.Н. Проблемные вопросы законодательного регулирования деятельности членов общественных объединений в охране общественного порядка в Российской Федерации // Концепт. 2015. Т. 13. С. 4566-4570.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
2018 ' 2
References
1. Dobrovolnye narodnye druzhiny [Elektronnyj resurs] // Oficialnyj sajt GU MVD Rossii po g. Sankt-Peterburgu i Leningradskoj oblasti. URL: https://78.mvd.rf/contact/dnd (data obrasheniya 25.01.2018).
2. Generalnaya prokuratura RF: za proshlyj god kolichestvo prestuplenij umenshilos na 10% [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «GARANT. RU». URL: http://www.garant.ru/news/1094198/ (data obrasheniya 25.01.2018).
3. Kommentarij k Federalnomu zakonu «O policii» (postatejnyj) / Yu.E. Avrutin [i dr.] - Moskva, 2012. 552 s.
4. Gugunskij A.N., Ilin O.P. K voprosu o pravovyh osnovah uchastiya grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka // Trudy Akademii MVD Rossii. 2016. № 2 (38). S. 21-24.
5. ToldievA.B. K voprosu ob uchastii naseleniya v ohrane obshestvennogo poryadka // Yurist-Pravoved. 2014. № 6 (67). S. 103-106.
6. Potapenkova I.V. O problemnyh voprosah realizacii Federalnogo zakona ot 2 aprelya 2014 g. № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka» // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 10. S. 280-283.
7. Majorova S.A. Formy uchastiya grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka i obespechenii obshestvennoj bezopasnosti // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitelnaya praktika. 2015. № 4 (34). S. 115-121.
8. Gorbunov V.Yu. Defekty mehanizma realizacii grazhdanami policejskih polnomochij v oblasti ohrany obshestvennogo poryadka i obespecheniya obshestvennoj bezopasnosti // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitelnaya praktika. 2015. № 4 (34). S. 140-147.
9. Zajcev I.A., Repev A.G. O nekotoryh problemah sovershenstvovaniya zakonodatelstva v sfere uchastiya grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka // Rossijskij sledovatel. 2014. № 21. S. 47-49.
10. KuyanovA.V., Timko V.P. Obshestvennoe mnenie o deyatelnosti OVD (regionalnyj aspekt) // Psihopedagogika v pravoohranitelnyh organah. 2015. № 1 (9). S. 63-67.
11. Danelyan R.N. Problemnye voprosy zakonodatelnogo regulirovaniya deyatelnosti chlenov obshestvennyh obedinenij v ohrane obshestvennogo poryadka v Rossijskoj Federacii // Koncept. 2015. T. 13. S. 4566-4570.
(статья сдана в редакцию 24.04.2018)