Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / АДМИНИСТРАЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / POLICE / PEOPLE'S SQUADS / ADMINISTRATION / EVENTS / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильченко В.А.

Рассматривается роль народных дружин при обеспечении общественного порядка в Российской Федерации, определяются основные направления их деятельности: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; показан порядок деятельности народных дружин в городе Нижнем Новгороде, и раскрыты основные формы их участия в охране общественного порядка. На сегодня координацию деятельности народных дружин осуществляют органы местного самоуправления. В администрации города Нижнего Новгорода общее руководство возложено на Управление по безопасности и мобилизационной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEOPLE'S SQUADS IN ENSURING PUBLIC ORDER

The article discusses the role of people's squads in ensuring public order in the Russian Federation. We define the main areas of their activities in ensuring public order and public safety. The activities of the people's squads in the city of Nizhny Novgorod are described and the main forms of their participation in the protection of public order are revealed. Today, the coordination of the activities of the people's squads is carried out by local authorities. The overall management of these activities is the responsibility of the Department of Security of Mobilization Training of the city administration of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

134

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2020, № 2, с. 134-138

УДК 342.5

РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА © 2020 г. В.А. Ильченко

Нижегородский институт управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Н. Новгород

ilchenko2007@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.12.2019

Рассматривается роль народных дружин при обеспечении общественного порядка в Российской Федерации, определяются основные направления их деятельности: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; показан порядок деятельности народных дружин в городе Нижнем Новгороде, и раскрыты основные формы их участия в охране общественного порядка. На сегодня координацию деятельности народных дружин осуществляют органы местного самоуправления. В администрации города Нижнего Новгорода общее руководство возложено на Управление по безопасности и мобилизационной подготовке.

Ключевые слова: полиция, народные дружины, администрация, мероприятия, общественный порядок, общественная безопасность.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30) и закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения -принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений [1].

Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом «О полиции» [2].

Ю.П. Соловей предлагает сформулировать общую норму о допустимости непринудительных полицейских акций для предупреждения конфликтов во взаимоотношениях полиции и граждан: «Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, а при отсутствии таковых - исключительно по их просьбе или с их согласия, если это не противоречит общественной морали» [3].

По мнению А.В. Мартынова, административные реформы «существенно изменили устройство органов государственной власти, принципы их деятельности и механизмы работы» [4]. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» создает правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.

Основными направлениями деятельности добровольной народной дружины являются: 1) содействие органам внутренних дел (поли-

ции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

На протяжении десятилетий народная дружина является общественным объединением, основанным на членстве, участвующим в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Народный дружинник -это гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации является информационным ресурсом, содержащим сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации [5].

Значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников полиции. Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений полиции. Внештатные сотрудники подбираются исключительно на добровольных началах и в ин-

дивидуальном порядке, обычно из числа народных дружинников, пенсионеров, чаще всего бывших работников органов внутренних дел, федеральных органов государственной безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих, которые проживают на территории, обслуживаемой соответствующим органом внутренних дел. Количество внештатных сотрудников определяется потребностями каждой службы полиции и оперативной обстановкой на обслуживаемой территории.

Внештатные сотрудники работают под руководством сотрудников полиции, исполняя их поручения. Непосредственную работу с внештатными сотрудниками в органах внутренних дел осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений обеспечения общественного порядка, уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, по экономическим преступлениям, Госавтоинспекции, охраны объектов по договорам, экспертно-криминалистических, а также старшие участковые уполномоченные полиции [6].

Охрана общественного порядка и законности, защита прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов от противоправных посягательств являются одной из основных обязанностей и задач нашего государства. Данное положение имеет основополагающее значение, что прямо следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защиты прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» [7].

Впервые в 1881 году в Москве накануне коронации императора Александра III была создана добровольная народная охрана, численность которой составляла двадцать тысяч человек. Во время коронации Николая II в 1894 году численность московской дружины доходила уже до восьмидесяти тысяч человек.

В ходе восстания в Москве в 1905 году добровольная народная охрана помогала полиции в наведении порядка, а в 1907 году к патрулированию привлекали казаков Кавказского отдела, а также крестьян Черниговской губернии [8].

В недавнем прошлом советское государство постоянно принимало меры по расширению участия общественности в охране общественного порядка, в осуществлении мер по организационному укреплению и совершенствованию деятельности народных дружин, углублению их взаимодействия с правоохранительными органами. За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной

власти, органов внутренних дел. Через средства массовой информации велась активная пропаганда важности и полезности этой работы [9].

В художественных фильмах также часто представляли деятельность народных дружинников по охране общественного порядка («Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Самая обаятельная и привлекательная» и др.).

2 марта 1959 года были созданы народные дружины, в газете «Арзамасская правда» за 1968 год их называли «Рыцарями не на час». Начальник отделения автоинспекции г. Арзамаса Горьковской области Михаил Алексеевич Илюхов говорил, «что добровольцы проделали большую работу, но в связи с увеличением количества автомашин, мотоциклов эту работу стоит усиливать. Особо беспощадно надо относиться к водителям, посмевшим сесть за руль после выпивки. Приближается лето, у людей сейчас два выходных дня, и усиление порядка на дорогах - одна из главнейших задач дружинников» [10].

Сегодня в региональный реестр народных дружин ГУ МВД России по Нижегородской области входит 10 народных дружин (404 человека), сформированных во всех районах города Нижнего Новгорода, а также 2 общественных объединения правоохранительной направленности (31 человек): в Автозаводском районе -ООПН «Щит» и в Приокском районе - ООПН Нижегородской государственной медицинской академии.

Общее руководство и контроль за деятельностью дружин осуществляют заместители глав администраций районов города - руководители районных штабов народных дружин. Штабы народных дружин сформированы из представителей органов местного самоуправления, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, командиров народных дружин и других заинтересованных лиц. Непосредственное руководство работой дружинников осуществляет командир народной дружины, который планирует работу, проводит инструктаж перед выходом на дежурство, осуществляет контроль и ведет учет индивидуальных результатов работы дружинников и дружины в целом [11].

Штаб ежемесячно подводит итоги работы дружин и ежеквартально представляет в администрацию города Нижнего Новгорода отчеты о результатах работы дружин по установленной форме. Они предварительно согласуются с районными отделами полиции Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду.

В 2019 году проведено 46 заседаний районных штабов народных дружин, на которых обсуждались организационные вопросы по созда-

нию в районе новых народных дружин и увеличению численности дружинников, вопросы, связанные с повседневной деятельностью дружин, проблемные вопросы по взаимодействию с районными отделами полиции Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду, по основным направлениям деятельности.

Управление по безопасности и мобилизационной подготовке администрации города не реже одного раза в квартал анализирует результаты работы народных дружин и районных штабов дружин, своевременно проводит корректировку муниципальных правовых актов по народным дружинам города, а также осуществляет постоянный контроль за исполнением всех принимаемых решений по данному направлению деятельности.

Ежеквартально администрация города организует прямую телефонную линию с населением города по вопросам, связанным с организацией деятельности народных дружин Нижнего Новгорода.

В целях популяризации деятельности народных дружин и привлечения большего числа граждан к участию в охране общественного порядка во всех районах города штабами народных дружин проводится информационно-разъяснительная и агитационная работа на предприятиях и в учебных учреждениях города по привлечению активных граждан в народные дружины, а также по созданию на их базе новых дружин.

В отчетном периоде 2019 года деятельность народных дружин 70 раз освещалась в 7 СМИ: на сайтах районных администраций, официальных сайтах администрации города и в средствах массовой информации: Нижнийновгород.рф, «Время Н», «НИА-НН», «НТА-Приволжье», «НьюсНН», «НьюсРум24», «Красный Сормович».

На сайте администрации города в разделе «О городе», «Направления работы», «Безопасность населения» в подразделе «Общественные формирования правоохранительной направленности» размещена информация о деятельности народных дружин: нормативно-правовая база, выписка из реестра ГУ МВД России по Нижегородской области, сведения о результатах работы дружин за отчетный период по районам города и сведения по исполнению мероприятий «дорожной карты», а также итоги проведенных городского и областного конкурсов на звание «Лучшая народная дружина» и «Лучший народный дружинник».

За 9 месяцев 2019 года с участием дружинников в тесном взаимодействии с отделами полиции УМВД России по г. Нижнему Новгороду достигнуты следующие результаты:

1) пресечено 2546 административных правонарушений;

2) оказано содействие полиции в выявлении и раскрытии 107 преступлений;

3) дружинники более 4 тысяч раз (4119) выходили на дежурства, в ходе которых при их участии проведено 604 предупредительные и профилактические беседы с лицами, склонными к совершению правонарушений и состоящими на профилактических учетах в ОВД;

4) за истекший период члены дружин 171 раз участвовали в рейдах социального патруля и других мероприятиях совместно с КДН, в том числе по контрольным закупкам в торговых точках на предмет продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, по выявлению и пресечению фактов реализации алкогольной продукции в ночное время после 22 часов;

5) более 3 тысяч раз (3035) принимали участие в проведении различных рейдов по соблюдению общественного порядка и в патрулировании главных улиц, площадей, скверов и парков районов города совместно с сотрудниками полиции;

6) участвовали в обеспечении правопорядка во время проведения 367 культурно -массовых и спортивных мероприятий на территории районов города;

7) к мероприятиям по охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций дружины не привлекались;

8) при содействии дружинников найдено 2 человека, находящихся в розыске как без вести пропавшие;

9) дружинники оказывали содействие районным отделам военного комиссариата Нижегородской области по г. Н. Новгороду в оповещении 111 призывников в период весеннего призыва 2019 года. По результатам проведенной работы разыскано 7 призывников, уклоняющихся от призыва;

10) 223 дружинника принимало участие в проведении 108 мероприятий по нарушению миграционного законодательства, в ходе которых было выявлено 44 административных правонарушения;

11 ) совместно с сотрудниками полиции 309 дружинников участвовали в проведении 100 мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в ходе которых было изъято 68.7 г наркотических веществ;

12) членами народных дружин осуществлено 325 мероприятий по распространению правовых знаний, разъяснению норм поведения в общественных местах, профилактических акций по борьбе с нарушениями парковки автотранспорта и курением в общественных местах города Нижнего Новгорода [12].

В основном все народные дружины обеспечены удостоверениями «Народный дружинник»

(339 человек), форменной одеждой (жилетами) или отличительной символикой (319 единиц), имеются закрепленные помещения, которые оснащены необходимой мебелью, оргтехникой и средствами связи, за исключением народной дружины Приокского района (дружинники располагаются в опорных пунктах полиции), а выделенное помещение для народной дружины Канавинского района требует ремонта.

Ежегодно администрация города Нижнего Новгорода организует проведение городского конкурса на звание «Лучшая народная дружина города Нижнего Новгорода» и «Лучший народный дружинник города Нижнего Новгорода».

Однако общее количество народных дружинников - 435 человек - для такого города, как Нижний Новгород, явно недостаточно.

К примеру, в аналогичных городах-«мил-лионниках», численность дружинников намного больше: в Самаре - 2200 дружинников, в Уфе, Башкирия, - 1800 человек, а всего по Нижегородской области - около 3500 дружинников.

В соответствии с поручением главы города Нижнего Новгорода В.А. Панова, для поддержания гражданских инициатив по участию в обеспечении общественного порядка в составе народных дружин, материального стимулирования дружинников за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, а также формирования новых дружин на базе крупных предприятий и организаций города Нижнего Новгорода подготовлен проект плана мероприятий по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка на территории города Нижнего Новгорода в составе народных дружин на 2020 год.

Реализация запланированных мероприятий плана будет способствовать привлечению новых активных граждан в народные дружины, повышению показателей их работы по основным направлениям деятельности и содействию полиции в обеспечении правопорядка на территории города Нижнего Новгорода.

Таким образом, деятельность народных дружин способствует предотвращению правонарушений и раскрытию преступлений. Дружинники оказывают помощь сотрудникам полиции, обеспечивая общественный порядок и безопасность населения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от

30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст.4398.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ.14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3. Соловей Ю.П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании // Вестник Университета им. О.Е Кутафина (МГЮА). 2014. № 2. С. 57-63.

4. Мартынов А.В. Общественное доверие к органам государственной власти как необходимое условие эффективного государственного управления // Общественное доверие к органам государственной власти: выявление проблем и предложения по их решению: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Мартынова. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. 210 с.

5. Федеральный закон от 07.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2014. № 14. Ст. 1536.

6. Административная деятельность полиции: Курс лекций. СПб.: Издательство СПбУ МВД России, 2014. 768 с.

7. Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации: Государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития: Монография / МВД России; Санкт-Петербургский университет. СПб., 1998. 197 с.

8. Ильченко В.А. Сотрудничество Общественного совета и полиции с общественными организациями в Нижегородской области // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). С. 262-265.

9. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.12.2019).

10. Илюхов М.А. «Рыцари не на час» //Арзамасская правда. 1968. 2 марта. С. 4.

11. Закон Нижегородской области от 03.11.2014 № 139-3 «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Нижегородской области». Принят Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.09.2014 № 1496-V.

12. По материалам Управления по безопасности и мобилизационной подготовке администрации города Нижнего Новгорода о деятельности народных дружин за 9 месяцев 2019 года // Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода: «Жителям города», «Направления деятельности», «Безопасность населения», «Общественные формирования правоохранительной направленности города Нижнего Новгорода» [Электронный ресурс]. URL: https://admgor.nnov.ru/Gorod/Napravleniya-raboty/Be zopasnost-naseleniya (дата обращения: 19.12.2019).

THE ROLE OF PEOPLE'S SQUADS IN ENSURING PUBLIC ORDER

V.A. Ilchenko

The article discusses the role of people's squads in ensuring public order in the Russian Federation. We define the main areas of their activities in ensuring public order and public safety. The activities of the people's squads in the city of Nizhny Novgorod are described and the main forms of their participation in the protection of public order are revealed. Today, the coordination of the activities of the people's squads is carried out by local authorities. The overall management of these activities is the responsibility of the Department of Security of Mobilization Training of the city administration of Nizhny Novgorod.

Keywords: police, people's squads, administration, events, public order, public safety.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobrame zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. № 31. St.4398.

2. Federally zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 02.12.2019) «O policii» // Sobranie zakonodatel'stva RF.14.02.2011. № 7. St. 900.

3. Solovej Yu.P. Rossijskoe zakonodatel'stvo ob admin-istrativnoj otvetstvennosti nuzhdaetsya v sovershenstvovanii // Vestnik Universiteta im. O.E Kutafina (MGYuA). 2014. № 2. S. 57-63.

4. Martynov A.V. Obshchestvennoe doverie k orga-nam gosudarstvennoj vlasti kak neobhodimoe uslovie effektivnogo gosudarstvennogo upravleniya // Ob-shchestvennoe doverie k organam gosudarstvennoj vlas-ti: vyyavlenie problem i predlozheniya po ih resheniyu: Nauchno-prakticheskoe posobie / Pod red. A.V. Martynova. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2013. 210 s.

5. Federal'nyj zakon ot 07.04.2014 № 44-FZ (red. ot 31.12.2017) «Ob uchastii grazhdan v ohrane ob-shchestvennogo poryadka» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.04.2014. № 14. St. 1536.

6. Administrativnaya deyatel'nost' policii: Kurs lekcij. SPb.: Izdatel'stvo SPbU MVD Rossii, 2014. 768 s.

7. Avrutin Yu.E., Zubov I.N. Organy vnutrennih del v gosudarstvennom mekhanizme Rossijskoj Federacii: Gosudarstvenno-pravovye i social'nye voprosy funkcion-irovaniya i perspektiv razvitiya: Monografiya / MVD Rossii; Sankt-Peterburgskij universitet. SPb., 1998. 197 s.

8. Il'chenko V.A. Sotrudnichestvo Obshchestvenno-go soveta i policii s obshchestvennymi organizaciyami v Nizhegorodskoj oblasti // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1 (29). S. 262-265.

9. Beketov O.I., Shuhman N.V. Kommentarij k Fed-eral'nomu zakonu ot 2 aprelya 2014 g. № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshchestvennogo po-ryadka» (postatejnyj) [Elektronnyj resurs] // SPS «Kon-sul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 19.12.2019).

10. Ilyuhov M.A. «Rycari ne na chas» //Arzamasskaya pravda. 1968. 2 marta. S. 4.

11. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 03.11.2014 № 139-Z «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka na territorii Nizhegorodskoj oblasti». Prinyat Postanovleniem Zakonodatel'nogo Sobraniya Nizhegorodskoj oblasti ot 25.09.2014 № 1496-V.

12. Po materialam Upravleniya po bezopasnosti i mobi-lizacionnoj podgotovke administracii goroda Nizhnego Novgoroda o deyatel'nosti narodnyh druzhin za 9 mesyacev 2019 goda // Oficial'nyj sajt administracii goroda Nizhnego Novgoroda: «Zhitelyam goroda», «Napravleniya deyatel'nosti», «Bezopasnost' naseleniya», «Obshchestven-nye formirovaniya pravoohranitel'noj napravlennosti goroda Nizhnego Novgoroda» [Elektronnyj resurs]. URL: https://admgor.nnov.ru/Gorod/Napravleniya-raboty/Be zopasnost-naseleniya (data obrashcheniya: 19.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.