Теория и методика дошкольного образования
213
Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема - это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн [4, с. 344]. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном фольклоре [1].
Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с.
2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГПУ 2014. - С. 76-89.
взаимодействие педагогов и родителей
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
© Кузьмина А.В.*
Детский сад комбинированного вида № 89, г. Мурманск
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду. Приводятся при-
Воспитатель.
214
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
меры ведения Карт адаптации и возможности использования анкетирования родителей как инструментов выявления факторов риска низкого уровня адаптации ребенка в детском саду.
Ключевые слова социализация, взаимодействие педагогов и родителей, карта адаптации, анкетирование родителей.
Современное развитие российской системы образования в условиях информатизации и глобализации общества ставит одной из своих задач модернизацию дошкольного образования как института социального развития, для решения которой предполагается распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей [4].
Социализация человека в целом является неотъемлемой частью его непрерывного развития, так как предполагает собой процесс усвоения существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения [1], которые в условиях трансформации социальной структуры, влекущей за собой изменения статуса определенных групп населения, могут превращаться в неэффективные [5]. Отмечается, что сущностью успешной социализации, является адаптация и обособление человека в условиях конкретного общества [1]. Одновременно социализированность личности определяется как усвоение имеющегося общественного социального опыта (социальное приспособление) и формирование собственного индивидуального социального опыта (личностное обособление) [2]. В условиях рассмотрения успешной социализации ребенка речь будет идти о его адаптации в условиях дошкольной образовательной организации, являющейся одним из первых агентов социализации.
Основные направления работы детских садов различных типов определены как:
- обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы;
- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений [3].
Наиболее ожидаемым результатом данных направлений работы является обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей [3], которое осуществляется непосредственным взаимодействием с работниками дошкольного образовательного учреждения.
В группах раннего развития такими представителями детского сада являются сами воспитатели, осуществляющие работу с детьми на группе, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель и заве-
Теория и методика дошкольного образования
215
дующий ДОУ Само взаимодействие педагогов с родителями может происходить в рамках:
- работы консультационного центра, специалисты которого помогают определить особенности развития ребенка для подготовки к поступлению в ДОУ или школу, а также помогают решить проблемы общения ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми;
- ежегодных родительских собраний и индивидуального консультирования, проводимое воспитателями по интересующим вопросам в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- разработки и размещения информационных материалов для «Родительского уголка», включая использование различных видов листовок и брошюр, с целью донесения до родителей актуальных вопросов воспитания и сохранения здоровья детей (например, листовка «Антропометрия группы», брошюра и листовка «Правила дорожного движения», брошюра и листовка «Приемы снятия стресса у ребенка в период адаптации», различные санбюллетени, папки-передвижки и т.п.), а также использование опроса родителей в виде анкетирования или непосредственно беседы с целью получения информации о ребенке, не противоречащей этическим и моральным нормам и действующему законодательству РФ;
- опосредованного диалога воспитателей с детьми в результате ежедневной работы и непосредственной образовательной деятельности, когда ребенок, имеющий достаточно хорошие навыки речи и обширный словарный запас, доносит до родителей полученные знания, умения и навыки.
Фамилия Имя ребенка Дата поступления
Карта наблюдения за ребенком в период адаптации
№ п/п Дата Параметры оценивания
1 Засыпание
2 Сон
3 Аппетит
4 Самостоятельность в игре
5 Контакт со взрослыми
6 Реакция на разлуку с матерью
Рис. 1. Карта адаптации
216
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
За время работы в первой ясельной группе МБДОУ г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 89 накоплен некоторый опыт взаимодействия воспитателей и родителей в условиях сохранения физического и психического здоровья детей, в том числе и в период адаптации.
При первом поступлении в группу на ребенка заводится карта адаптации (см. рис. 1), которая заполняется воспитателем и ведется в течении двух месяцев относительно стабильного пребывания ребенка в группе.
Критерии оценки показателей адаптации у ребенка определяются штатным психологом и имеют единый характер для всего детского сада (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки показателей адаптации у детей
Показатель Критерий Присеваемый балл
Засыпание спокойное 1 балл
неустойчивое 2 балла
неспокойное 3 балла
Сон спокойный 1 балл
неустойчивый 2 балла
неспокойный 3 балла
Аппетит хороший 1 балл
избирательный 2 балла
неустойчивый 3 балла
плохой 4 балла
Самостоятельность в игре умеет играть сам 1 балл
не всегда играет сам 2 балла
сам не играет 3 балла
Контакт со взрослыми идет на контакт легко 1 балл
избирательно 2 балла
трудно 3 балла
Реакция на разлуку с матерью расставание переносит легко 1 балл
успокаивается через некоторое время 2 балла
тяжело 3 балла
При достаточно длительном сохранении высоких баллов по всем или некоторым показателям (например, неспокойное засыпание и сон), проводятся беседы с родителями с целью выявления причин устойчиво плохих критериев поведения ребенка (например, в домашних условиях ребенок спал в абсолютной тишине и в новых условиях в саду посторонние внешние шумы его тревожат). При необходимости родителям оказываются консультационные услуги и даются рекомендации по вопросам преодоления сложившихся затруднений в поведении ребенка в период адаптации.
Необходимым для эффективного взаимодействия между педагогами и законными представителями ребенка также является анкетирование, посредством которого родителями самостоятельно оценивается адаптация ре-
Теория и методика дошкольного образования
217
бенка к детскому саду. Например, ответы на вопросы «Сколько времени Ваш ребенок посещает данную группу?», «Комфортно ли чувствует себя ребенок в данной группе?», «С каким настроением, в целом, Ваш ребенок идет в детский сад?» позволяют оценить, привык ли ребенок за отведенный период времени к условиям детского сада и насколько комфортно при этом он себя чувствует. Также анкетирование позволяет выявить изменения, произошедшие с ребенком за время посещения детского сада (например, привык к режиму, стал более спокойным, стал лучше говорить и увеличил словарный запас, стал более самостоятельным и т.д.).
Введение в анкету вопроса об индивидуальных особенностях ребенка позволяет выявить такие существенные характеристики воспитанника, как: обидчивость, медлительность (неторопливость), активность (гиперреактивность), молчаливость, наличие аллергии и т.п., - которые впоследствии учитываются в процессе пребывания ребенка в детском саду. Например, при относительно хороших показателях адаптации от девочки в возрасте 3 лет не было слышно ни одного слова. Общение ребенка с воспитателями происходило путем кивания головы и указывания пальцем правильного ответа. Однако, родителями при анкетировании такая характеристика дочки, как молчаливость, не была отмечена.
Использование при анкетировании вопросов, пересекающихся с показателями адаптации ребенка, используемых в Карте наблюдения за ребенком в период адаптации, позволяет оценить данные показатели в домашних, более привычных для малыша условиях. При существенных расхождениях в оценке данных показателей со стороны воспитателей и родителей проводится беседа с законными представителями на предмет выявления причин данного расхождения. Например, может оказаться, что в домашних условиях ребенок привык завтракать супом не раньше 11-12 часов дня в то время, как в условиях детского сада завтрак проходит в 8 утра и преимущественно состоит из крупяных блюд. В результате выявленных фактов, существует возможность скорректировать условия пребывания ребенка в детском саду (например, постепенно настаивать на обязательном съедании завтрака) и выработать требования к поведению малыша в условиях дома (например, рекомендовать родителям вводить и соблюдать режим дня, принятый в данной группе).
Только согласованное взаимодействие педагогов и родителей в условиях непрерывного как непосредственного взаимодействия (консультирования или беседы), так опосредованного (через анкетирование) позволит процессу адаптации пройти наиболее оптимальным путем и скорректировать поведение ребенка так, чтобы оно стало приемлемым в условиях пребывания большого количества детей в группе раннего развития.
Список литературы:
1. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.А. Ерофеева. - Режим доступа: http://book.e-reading-
218
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
lib.org/bookreader.php/98165/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki_kons-
pekt_lekciii.html.
2. Муханбетжанова А.В., Иргалиев А.С. Педагогические условия успешной социализации воспитанников детской деревни семейного типа / А.В. Муханбетжанова, А.С. Иргалиев // Фундаментальные исследования -2012. - № 3-2. - С. 305-309.
3. Об утверждении федеральной программы развития образования: фе-дер. закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 26 июня 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. -№ 16. - Ст. 1639.
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 61: в ред. от 28 января 2015 г. // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1377.
5. Смирнова В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника: дис. ... к. пед. наук / В.Н. Смирнова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. - 185 с.
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
© Негина Т.А.*
Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Медвежонок», Ульяновская область, р.п. Карсун
В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ознакомления с родной культурой, приобщения к ней. Анализируется воспитательный потенциал фольклора и народной игрушки.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников, народная культура, регионализм, краеведческий подход в воспитании дошкольников.
Дошкольное детство - важнейший этап развития человека. В этом возрасте ребенок начинает открывать для себя город или поселок, в котором живет и который становиться для него необходимой средой существования. Сегодня система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, уважающих права и свободы личности, обладающих высшей нравственностью и проявляющих национальную и духовную терпимость [1].
Воспитатель.