Научная статья на тему 'Факторы адаптации детей к условиям детского сада'

Факторы адаптации детей к условиям детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2141
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЙ САД / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЖИМ ДНЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN / KINDERGARTEN / ADAPTATION FACTORS / PARENTAL GUARDIANSHIP / GAME ACTIVITY / DAY REGIMEN / EMOTIONAL CONDITION OF PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коган Евгения Александровна, Корчевная Анастасия Владимировна

В данной статье рассматривается, насколько легко и быстро дети адаптируются к условиям детского сада, а также выявляются факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации. Авторами представлены результаты исследования мнений родителей, проведенного в 2-х дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы. В ходе исследования было опрошено 150 родителей детей, прошедших процесс адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Исследование было проведено методом онлайн-анкетирования . На адаптацию детей в дошкольном образовательном учреждении оказывают влияние множество аспектов. Среди факторов, оказывающих положительное влияние на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду, отмечены систематическое посещение детского дошкольного учреждения, совпадение домашнего режима дня с распорядком дня в детском саду, склонность к предметной игровой деятельности, а также наличие старшего ребенка в семье. Слабое физическое здоровье, сложности временного расставания детей с родителями, а также чрезмерная родительская опека негативно воздействуют на привыкание детей к условиям детского сада, способствуют увеличению длительности этого процесса. Опрос показал, что девочки легче адаптируются к детскому саду, чем мальчики. Кроме того, этот процесс происходит легче у тех детей, чьи матери работают. Одним из важных факторов, влияющих на длительность процесса адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении, является эмоциональное состояние самих родителей, прежде всего, матерей. Многие из них были психологически не готовы расставаться с ребёнком, тяжело переживали даже кратковременную разлуку с ним, таким образом, передавая свое состояние самому ребёнку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коган Евгения Александровна, Корчевная Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of adaptation of children to conditions of kindergarten

In this article is considered, how easily and quickly children adapt to conditions of kindergarten and also the factors having an impact on adaptation process come to light. Results of the research of opinions of parents conducted in 2 preschool educational institutions of Moscow are presented. During the research 150 parents of the children who underwent process of adaptation in preschool educational institution were interviewed. The research was conducted by an online questioning method. Set of aspects have an impact on adaptation of children in preschool educational institution. Among the factors having a positive impact on psychological adaptation of the child to kindergarten systematic visit of preschool institution, coincidence of a house day regimen to a daily routine in kindergarten, tendency to subject game activity and also presence of the senior child in family are noted. Poor physical health, difficulties of temporary separation of children with parents and also excessive parental guardianship are negatively influenced to accustoming of children to conditions of kindergarten, promote increase in duration of this process. Poll is showed that girls adapt to kindergarten easier, than boys. Besides, this process happens easier at those children whose mothers work. One of the important factors influencing duration of process of adaptation of the child in preschool institution is the emotional condition of parents, first of all, of mothers. Many of them were psychologically not ready to leave the child, took even short-term separation from it hard, thus, giving the state to the child.

Текст научной работы на тему «Факторы адаптации детей к условиям детского сада»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 28.01.2019; опубликована 19.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Коган Е.А., Корчевная А.В. Факторы адаптации детей к условиям детского сада // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kogan E.A., Korchevnaya A.V. (2019). Factors of adaptation of children to conditions of kindergarten. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 316.6 ГРНТИ 15.41.25

Коган Евгения Александровна

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

Доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент»

Кандидат социологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=345848

Корчевная Анастасия Владимировна

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

Студентка кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент»

E-mail: [email protected]

Факторы адаптации детей к условиям детского сада

Аннотация. В данной статье рассматривается, насколько легко и быстро дети адаптируются к условиям детского сада, а также выявляются факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации. Авторами представлены результаты исследования мнений родителей, проведенного в 2-х дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы. В ходе исследования было опрошено 150 родителей детей, прошедших процесс адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Исследование было проведено методом онлайн-анкетирования.

На адаптацию детей в дошкольном образовательном учреждении оказывают влияние множество аспектов. Среди факторов, оказывающих положительное влияние на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду, отмечены систематическое посещение детского дошкольного учреждения, совпадение домашнего режима дня с распорядком дня в детском саду, склонность к предметной игровой деятельности, а также наличие старшего ребенка в семье. Слабое физическое здоровье, сложности временного расставания детей с родителями, а также чрезмерная родительская опека негативно воздействуют на привыкание детей к условиям детского сада, способствуют увеличению длительности этого процесса.

Опрос показал, что девочки легче адаптируются к детскому саду, чем мальчики. Кроме того, этот процесс происходит легче у тех детей, чьи матери работают.

Одним из важных факторов, влияющих на длительность процесса адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении, является эмоциональное состояние самих родителей, прежде всего, матерей. Многие из них были психологически не готовы расставаться с

ребёнком, тяжело переживали даже кратковременную разлуку с ним, таким образом, передавая свое состояние самому ребёнку.

Ключевые слова: психологическая адаптация детей; детский сад; факторы адаптации; родительская опека; игровая деятельность; режим дня; эмоциональное состояние родителей

Введение

Поступление ребёнка в детский сад - это достаточно сложный и ответственный период. От того, как пройдет адаптация ребёнка к новой среде, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие в детском саду и в семье.

Родители стремятся выбрать дошкольное учреждение, в котором работают хорошие педагоги, которые любят детей и помогают ребенку освоить окружающий мир и найти свое место в нем [1, с. 184].

Исследователи отмечают, что характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность, а изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка [2].

На 2-3 день адаптации малыши начинали проявлять беспокойство, связанное с необходимостью посещать детское дошкольное образовательное учреждение и расставаться с мамой [2]. Для ребенка отвыкание от матери и необходимость длительного взаимодействия с чужими людьми на первом этапе является стрессом. Помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс: в условиях дискомфорта детям раннего возраста приходится без поддержки близкого взрослого вступать в общение с незнакомыми людьми и выстраивать новые формы поведения [3].

Для многих родителей поступление ребёнка в детский сад является также тяжелым психологическим испытанием. Матери, которая привыкла ежеминутно видеть ребенка рядом с собой, очень трудно оторвать его от себя.

Проблема адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях является предметом интереса педагогов, психологов, социологов и других ученых.

Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной - А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.

В большинстве работ психологов рассматривается процесс школьной адаптации. Изучением дошкольной адаптации занимались такие ученые, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров, Р.В. Ямпольская, В.С. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер и др.

Вопросы адаптации детей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) раскрываются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.

Особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду описываются в трудах Н.Д. Ватутина и Т.В. Костяк.

Исследованиями различных аспектов дошкольного воспитания занимаются такие российские социологи и психологи, как Антонов Ю.Е. [4], Гришаева Н.П. [5], Пронина Е.И. [6; 7], Савинская О.Б. [8] и другие.

С целью выявления трудностей адаптации детей в детском саду и их причин, авторами данной статьи было проведено исследование.

https://mir-nauki.com

Методология исследования

В исследовании приняли участие родители 2-х детских садов г. Москвы. Анкетный опрос проводился среди родителей, дети которых ходят в младшую и среднюю группы. Всего в ходе исследования было опрошено 150 родителей, преимущественно представительницы женского пола (90 %). Опрос проходил в форме онлайн-анкетирования. Также было проведено 3 неформализованных мини-интервью с педагогами дошкольных образовательных учреждений г. Москвы.

Проблема исследования состоит в том, что, несмотря на стремление родителей и сотрудников детских дошкольных учреждений создать благоприятные условия для адаптации детей, значительная часть из них сталкивается с трудностями в этом процессе.

Опрос показал, что адаптация к условиям детского сада проходила у детей по-разному. Более 40 % детей (42 %) адаптировались достаточно легко. Но для почти половины (48 %) этот процесс оказался достаточно сложным, возникли определенные трудности, с которыми со временем удалось справиться. Очень тяжело адаптация проходила лишь у 10 % детей.

Что касается адаптационного периода, то у большинства (72 %) он длился относительно недолго, 1-2 месяца. Менее чем за месяц адаптировались 36,3 % детей, более полугода - лишь один ребёнок.

В ходе исследования были выявлены факторы, положительно и отрицательно влияющие на адаптацию детей в ДОУ. Данные факторы можно условно разделить на объективные и ситуативные (поведенческие).

К объективным относятся пол ребенка, наличие старшего ребенка в семье, физическое состояние и т. д. Под ситуативными (поведенческими) характеристиками понимают регулярность посещения детского сада, совпадение домашнего режима дня с распорядком дня в детском саду, характер игровой деятельности, отношение ребенка к временной разлуке с матерью, степень родительской опеки и другие.

Опрос показал, что девочки в целом адаптировались несколько быстрее мальчиков. Это обусловлено тем, что первые, как правило, имеют более спокойный характер, склонны к нешумным играм, творчеству, развивающему мелкую моторику.

Следует отметить, что также была выявлена корреляция между наличием работы у матери и длительностью адаптации. Так, те дети, матери которых работают, в среднем адаптируются быстрее (1 месяц), чем дети домохозяек (2-2,5 месяца).

Положительным фактором является систематическое посещение детского сада ребёнком. Опрос показал, что 68 % детей посещают ДОУ в целом регулярно.

Еще одним фактором, влияющим на адаптацию, является скорость сборов ребёнка в детский сад. Слишком быстрый сбор в детский сад часто служит стрессом для ребёнка, вследствие которого адаптация может затрудняться, а слишком медленный также имеет негативные стороны.

В ходе исследования выяснилось, что на сборы ребёнка в детский сад большинство родителей (53,3 %) тратят от 15 до 30 минут, у 40 % этот процесс занимает от 30 до 45 минут, а у 6,7 % - 46-60 минут (см. таблицу 1).

Таким образом, большинство достаточно быстро собирают ребенка в детский сад, но укладываются в разумные временные рамки.

Результаты исследования и их обсуждение

Таблица 1

Время, затрачиваемое на сборы в детский сад

Кол-во %

15-30 минут 80 53,3

31-45 минут 60 40

46-60 минут 10 6,7

Итого 150 100

Составлено авторами

Как отмечают исследователи, с тех пор, как ребёнок начинает ходить в детский сад, у него происходит перестройка ранее сформированных динамических стереотипов, а несовпадение домашнего режима с режимом детского сада отрицательно влияют на его физиологическое состояние. Благодаря совпадению этих режимов адаптация детей облегчается.

Исходя из ответов родителей, распорядок дня детей дома и в детском саду преимущественно совпадал у 74 % детей, но лишь у 16 % - полностью. Доля тех, кому кардинально пришлось менять режим дня для детского дошкольного учреждения, составила 10 %.

Состояние здоровья ребёнка также воздействует на адаптацию. Физически развитый и здоровый ребёнок лучше адаптируется к новой для него среде, а ослабленные и болезненные дети - труднее, поскольку они быстро утомляются, могут быть вялыми или же капризными и раздражительными.

При поступлении в детский сад у детей значительно расширяются контакты с окружающими, возможность взаимодействия с заболевшими людьми увеличивается, а это в свою очередь приводит к дополнительной нагрузке на иммунную систему [9].

Исследование выявило, что большинство детей болеет примерно 1 раз в месяц (28 %) или 1 раз в несколько месяцев (42 %). Достаточно редко (2-3 раза в полгода) не посещают детский сад по болезни 12 % детей. Совсем редко болеют только 6 % (всего 9 человек из 150). Эти заболевания длятся примерно 7-10 дней (48 %). Так, дети болеют достаточно часто, но не продолжительно. Такая частота заболеваний, как правило, не усугубляет процесс адаптации в детском дошкольном учреждении.

На успешное прохождение детьми адаптации оказывает влияние характер их игровой деятельности [10].

Воспитатели детских дошкольных учреждений в ходе неформализованного интервью отмечали, что легче всего адаптация протекает у детей, умеющих длительно, сосредоточенно и разнообразно играть, решать предметные задачи, например, собрать пирамидку, конструктор и прочее.

В раннем возрасте у ребенка предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами, в ходе которого формируются особые связи с окружающими людьми. В дальнейшем это позволяет находить контакты с любым взрослым.

Положительным моментом является то, что подавляющее большинство детей (92 %) в исследуемых детских садах способны самостоятельно найти себе занятие. Этот фактор благоприятно воздействует на процесс адаптации.

Более половины детей хорошо взаимодействуют и со своими сверстниками. Большинство дошкольников (56 %) активно общаются со своими ровесниками, легко находят

с ними общий язык. Однако есть и значительная доля тех, кто испытывает затруднения в коммуникации (44 %).

Помогает социализации, а следовательно, облегчает и процесс адаптации наличие старшего ребёнка в семье. Так, в семьях опрошенных людей у 58 % ребёнок имеет старшего брата или сестру. По оценкам воспитателей ДОУ, эти дети более коммуникабельны и гораздо быстрее вливаются в коллектив, чем другие.

Весомым фактором, влияющим на длительность и тяжесть адаптации является то, как ребёнок переносит временную разлуку с родителями. Так, на вопрос о том, как родители расстаются со своими детьми, приводя их в детский сад, ответы распределились следующим образом. Большинство родителей (56 %) прощаются со своими детьми быстро, спокойно, без истерик со стороны ребенка. Эти дети достаточно легко переносят разлуку. Треть опрошенных родителей (34 %) отмечают, что расставание с ребенком в детском саду происходило очень долго, порой мучительно, особенно в первые месяцы посещения детского сада. 10 % родителей стараются уйти незаметно, когда ребенок на кого-то или что-то отвлекается.

Отдельным аспектом, требующим внимания, является родительская опека. Здесь есть как положительные, так и отрицательные аспекты. К позитивным сторонам родительской опеки можно отнести стремление получать полную информацию о ребенке, эффективно взаимодействовать с воспитателями дошкольного образовательного учреждения.

Негативные проявления родительской опеки включают в себя стремление выполнять все просьбы детей, не давать им самостоятельности и показывать детям свои переживания и волнения за них.

Опрос показал, что большинство родителей (66 %) хотят знать абсолютно всё, что делает их ребёнок в детском саду. А более трети (34 %) стараются получать информацию только о самом важном.

Подавляющее большинство родителей стремятся узнавать у воспитателя информацию о том, как прошёл день у их ребёнка каждый день или хотя бы несколько раз в неделю (88 %). Несколько раз в месяц интересуются жизнью детей в детском саду только 6 %, столько же процентов - не желают получать информацию о своём ребёнке вовсе (см. таблицу 2).

Таблица 2

Частота проявления интереса родителей к жизни детей в ДОУ

Кол-во %

Каждый день 50 33,3

Несколько раз в неделю 82 54,7

Несколько раз в месяц 9 6

Не получают информацию 9 6

Итого 150 100

Составлено авторами

Таким образом, большинство активно общаются с воспитателями, часто узнают информацию у воспитателей о своём ребёнке, лишь малая доля респондентов недостаточно взаимодействует с воспитателями. Тем не менее, воспитатели отмечают, что эти оценки являются завышенными. С их точки зрения, каждый день интересуются своими детьми только 25 % родителей.

По мнению опрошенных родителей, наиболее распространённым и удобным способом получения необходимой информации у воспитателей является личная беседа [11]. Этот вид коммуникации выбрали 64 % родителей. Второй по популярности способ получения информации - социальные сети и мессенджеры (14 %).

Многие родители признавались, что до детского сада они полностью обслуживали ребенка, давали ему мало самостоятельности, пытались все время держать в поле зрения. Большая часть родителей (88 %) старалась выполнять все пожелания и просьбы своих детей. По мнению педагогов детского дошкольного учреждения, именно этот фактор в наибольшей степени осложняет адаптацию детей в детских дошкольных учреждениях. Такие дети требуют очень много внимания от воспитателя, и не получая его, могут впадать в истерики.

Более половины родителей (56 %) вспоминают, что поступление ребенка в детский сад перенесли достаточно тяжело с эмоциональной точки зрения. Они характеризовали свое состояние в первый месяц пребывания ребенка в детском саду, как «тревожное», «нервозное», «озабоченное», «беспокойное», «неуверенное». Данные характеристики говорят о том, что психологическая адаптация к детскому саду самих родителей проходила на достаточно низком уровне.

Одна из родительниц в ходе опроса рассказала о первых днях пребывания ребенка в детском саду следующее:

«В первые дни, когда мой ребенок находился в детском саду, я на полном серьезе хотела пойти туда во время прогулки и посмотреть, как он там гуляет. Но подумала, как это будет выглядеть со стороны, и остановилась».

Что касается вопроса о том, показывают ли родители свои переживания и беспокойство своим детям за них, ответы распределились следующим образом. 16,7 % опрошенных родителей отметили, что стараются скрывать от ребенка свои переживания, и ребенок не замечает их, но у большей части родителей (36,7 %) волнение все-таки бывает заметным (см. таблицу 3).

Таблица 3

Восприятие ребёнком волнений родителей

Кол-во %

Ребёнок не замечал моих переживаний, старательно скрывал (-а) 25 16,7

Ребёнок ощущал мои волнения, скрыть не мог (-ла) 55 36,7

Не было волнений, переживаний 70 43,3

Затрудняюсь ответить 5 3,3

Итого 150 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено авторами

Дети являются очень чувствительными, поэтому родительские переживания часто вызывают беспокойство и у них.

Педагоги ДОУ отмечали, что у детей, родители которых слишком эмоционально переживали их поступление в детский сад, адаптация проходила в среднем дольше, чем у более спокойных родителей.

Заключение

Родители играют огромную роль в адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях, но их влияние неоднозначно. Позитивным аспектом является то, что они стремятся получать полную информацию о том, что происходит с ребенком в детском дошкольном учреждении. Но в тоже время многие родители вредят своим детям, выполняя все их просьбы и требования без исключения, не давая никакой самостоятельности, свойственной данному возрастному периоду, чем сильно осложняют первые месяцы пребывания ребенка в детском саду. Чрезмерная родительская опека, а также сильные эмоциональные переживания

являются одними из главных факторов, затрудняющих адаптацию детей к условиям детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мансуров В.А., Юрченко О.В., Иванова Е.Ю., Колесникова Е.М., Пронина Е.И. и др. Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. - М.: ИС РАН; РОС, 2014. - 404 с.

2. Шашко Л.В., Корзунин В.А. Роль эмоционального состояния ребенка раннего возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения // Universum: Психология и образование: электрон. научный журнал. 2014. № 7(7).

3. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - М.: Скрипторий 2003, 2006.

4. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография / научн. ред. М.В. Рыбакова. - М.: Издательство «Перо», 2017. - 243 с.

5. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. - М.: Вентана-Граф, 2016. (Тропинки).

6. Пронина Е.И. Критерии выбора дошкольного учреждения и профессия педагога-дошкольника глазами родителей // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. 2017. С. 1706-1718.

7. Голубева А.С., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Коган Е.А., Колесникова Е.М. и др. Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе [монография]. Отв. ред. В.А. Мансуров. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2018.

8. Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.

9. Волобуева Н.А., Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (9). С. 14-17.

10. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. Отв. редактор Головей Л.А. - М.: Юрайт, 2016. - 414 с.

11. Митюкова Е.А. Проблемы взаимодействия воспитателей и родителей в детском дошкольном учреждении // Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Екатеринбург, 2016. С. 9862-9867.

Kogan Evgeniia Aleksandrovna

Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Korchevnaya Anastasia Vladimirovna

Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Factors of adaptation of children to conditions of kindergarten

Abstract. In this article is considered, how easily and quickly children adapt to conditions of kindergarten and also the factors having an impact on adaptation process come to light. Results of the research of opinions of parents conducted in 2 preschool educational institutions of Moscow are presented. During the research 150 parents of the children who underwent process of adaptation in preschool educational institution were interviewed. The research was conducted by an online questioning method.

Set of aspects have an impact on adaptation of children in preschool educational institution. Among the factors having a positive impact on psychological adaptation of the child to kindergarten systematic visit of preschool institution, coincidence of a house day regimen to a daily routine in kindergarten, tendency to subject game activity and also presence of the senior child in family are noted. Poor physical health, difficulties of temporary separation of children with parents and also excessive parental guardianship are negatively influenced to accustoming of children to conditions of kindergarten, promote increase in duration of this process.

Poll is showed that girls adapt to kindergarten easier, than boys. Besides, this process happens easier at those children whose mothers work.

One of the important factors influencing duration of process of adaptation of the child in preschool institution is the emotional condition of parents, first of all, of mothers. Many of them were psychologically not ready to leave the child, took even short-term separation from it hard, thus, giving the state to the child.

Keywords: psychological adaptation of children; kindergarten; adaptation factors; parental guardianship; game activity; day regimen; emotional condition of parents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.