Научная статья на тему 'Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования'

Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL LEVEL / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козьмина Яна Яковлевна

В данной работе рассматривается проблема кооперации семьи и педагогов дошкольного образования при переходе ребенка из детского сада в начальную школу как фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности ребенка к школе. Для этого на материалах всероссийского опроса «Мониторинг экономики образования: дошкольное образование» проанализирована степень согласованности представлений родителей и педагогов дошкольного образования о задачах детского сада и о подготовке к переходу в школу. Показано, что в представлениях о том, что такое хороший детский сад, каковы цели воспитания и как готовить ребенка к школе, существуют различия как между педагогами и родителями, так и среди родителей в зависимости от таких факторов как, например, уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonizing Parents’ and Preschool Teachers’ Concepts

This paper considers the issue of cooperation between the family and pre-school teachers during a child’s transition from kindergarten to primary school as a factor contributing to the child’s greater psychological readiness for school. For this purpose, the materials of a nationwide survey called Monitoring the Economics of Education: Early Childhood Education were used to analyze the degree of harmonization of parents’ and preschool teachers’ ideas of kindergarten and issues related to preparations for the transition to school. It is showed that teachers and parents, as well as parents themselves have different perceptions of a good kindergarten, the objectives of education and ways of preparing their child for school, many of the differences stemming from their level of education among other things.

Текст научной работы на тему «Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования»

Я. Я. Козьмина

Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования

Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник, Центр исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

В данной работе рассматривается проблема кооперации семьи и педагогов дошкольного образования при переходе ребенка из детского сада в начальную школу как фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности ребенка к школе. Для этого на материалах всероссийского опроса «Мониторинг экономики образования: дошкольное образование» проанализирована степень согласованности представлений родителей и педагогов дошкольного образования о задачах детского сада и о подготовке к переходу в школу. Показано, что в представлениях о том, что такое хороший детский сад, каковы цели воспитания и как готовить ребенка к школе, существуют различия как между педагогами и родителями, так и среди родителей в зависимости от таких факторов как, например, уровня образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, уровень образования, дошкольная образовательная организация, цели воспитания, психологическая готовность ребенка к школе.

Harmonizing Parents' and Preschool Teachers' Concepts

Yana Ya. Kozmina, Junior Researcher at the Center for Modern Childhood Research, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia)

This paper considers the issue of cooperation between the family and pre-school teachers during a child's transition from kindergarten to primary school as a factor contributing to the child's greater psychological readiness for school. For this purpose, the materials of a nationwide survey called Monitoring the Economics of Education: Early Childhood Education were used to analyze the degree of harmonization of parents' and preschool teachers' ideas of kindergarten and issues related to preparations for the transition to school. It is showed that teachers and parents, as well as parents themselves have different perceptions of a good kindergarten, the objectives of education and ways of preparing their child for school, many of the differences stemming from their level of education among other things.

Keywords: pre-school education, educational level, psychological readiness for school.

Введение

Современное понимание психологической готовности к школе подразумевает умственную, социальную, мотивационную и эмоциональную зрелость, а также определенный уровень развития самосознания и произвольности (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова и др.). Ребенок считается готовым к школе в случае, если он демонстрирует адекватные и выраженные учебные мотивы, устойчивую самооценку, успешное учебное сотрудничество со сверстниками и определенный уровень умственного развития (Нисская, 2013). Также многими авторами подчеркивается особая роль социальной, коммуникативной готовности для успешной адаптации к школе (Prior, 2011).

А. Нисская в своем исследовании показала, что большинство детей в подготовительной группе детского сада обладают достаточно высоким уровнем умственного развития, зрелой (по возрасту) самооценкой, умеют сдерживать агрессивные проявления. Однако в первом классе школы большинство из обследованных детей все-таки сталкивалось с трудностями. Они зачастую испытывают значительную тревогу, как в отношении учителя, так и по поводу общения со сверстниками, а также дискомфорт во время пребывания в школе. У многих детей наблюдается несформированность адекватного учебного мотива (желания ходить в школу ради получения знаний от учителя и перехода на новую ступень социального развития): им тяжело сидеть на уроках, они легко отвлекаются. Большинству из них трудно устанавливать отношения сотрудничества: им сложно обратиться к педагогу, они боятся задавать вопросы, не могут аргументировать свою точку зрения при несогласии со сверстниками. У многих детей недостаточно развиты мелкая и крупная моторика и навыки самообслуживания. Также было обнаружено, что умственная «готовность» влияет на уровень мотивации к учебе в первом классе. Однако у дошкольников с неразвитыми социальными навыками была ниже самооценка, успеваемость и общительность в первом классе. (Нисская, 2013, 2012а, 2012б, 2012в). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень умственного развития большинства обследованных дошкольников, можно констатировать, что уровень их психологической готовности к школе не позволяет многим из них благополучно осуществить переход от дошкольной ступени образования к школьной.

При этом важно, что именно опыт первых лет обучения в школе имеет длительный эффект и во многом определяет отношение ребенка к учебе и его будущие академические успехи (например, La Paro и др., 2000, Duncan и др., 2007, Li-Grining и др., 2010). Каковы условия благополучного перехода ребенка от детского сада к школе? Можно ли сделать этот опыт более позитивным и снизить негативные эффекты от школьных трудностей ребенка в первые годы?

Следуя за идеей о ведущей роли социального окружения в развитии ребенка (Выготский, 2005, Эльконин, 1989), мы можем предположить, что существуют три основных источника ресурсов, способствующих благополучному переходу из детского сада в школу - детский сад, начальная школа и семья.

Действительно, в современных исследованиях перехода от дошкольной ступени образования к школе было показано, что успешность вхождения ребенка в школьную жизнь определяется, прежде всего, психологической готовностью самого ребенка, готовностью школы и поддержкой семьи (Zaslow и др., 2000). Также было выявлено, что эти факторы взаимодополняют друг друга: степень согласованности представлений об обучении и развитии детей и сила связей между семьями и образовательными учреждениями, совместное планирование перехода из детского сада в школу определяют, насколько благополучно он будет осуществлен (Pianta, 2002).

Ожидается, что программы, по которым работают российские образовательные организации, определяются государственными образовательными стандартами. Однако современные родители находятся в ситуации, когда они могут выбирать из множества моделей родительского поведения и воспитания (Поливанова, 2015). В какой мере возможно в данной ситуации сотрудничество между детскими садами, школой и родителями в области создания условий для благополучного перехода, насколько осознается его важность? В рамках ответа на данный вопрос Центром исследования современного детства НИУ ВШЭ было предпринято несколько исследований, в частности - см. в данном номере (Нисская А.К. «Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным?») на материалах обследования московских дошкольников, а также их родителей и педагогов. В данной

работе на материалах всероссийского опроса «Мониторинг экономики образования: дошкольные образовательные организации» (далее - МЭО ДОО)1 мы попробуем: 1) описать, что ожидают родители от детского сада и 2) оценить степень согласованности представлений воспитателей детских садов и родителей о воспитании и образовании ребенка, критериях его готовности к школе в России в целом.

Выбор дошкольной образовательной организации

Одним из механизмов обеспечения согласованности разных сторон в процессе перехода является выбор на основании собственных предпочтений родителем подходящего ребенку детского сада. В какой мере у российских родителей вообще есть возможность выбирать детский сад? Согласно данным МЭО, большинство родителей имели возможность выбрать между двумя-тремя вариантами государственных детских садов (табл. 1), только 2% родителей отметили, что они выбрали данный детский сад, так как им не удалось поступить в другой детский сад. Среди тех, кто пошел в негосударственный детский сад, - 11% тех, кому не удалось поступить в другой детский сад (табл. 4). Таким образом, мы можем сделать вывод, что у большинства родителей была возможность выбирать.

1 «Мониторинг экономики образования» (тето.Ь^е. ги) - ежегодный опрос в области образования руководителей образовательных организаций, педагогов, учащихся или их родителей, работодателей. В данной работе будут использованы данные опроса в сфере дошкольного образования 2015 года. Выборка - квотная. В качестве квот выступают следующие параметры: регион, размер населенного пункта и форма собственности образовательной организации (государственная / частная). Выборка была распределена по квотам «регион» и «тип населенного пункта» пропорционально численности населения в соответствующих регионах и типах населенных пунктов. Опрос проходил в дошкольных образовательных организациях или структурных подразделениях образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). В опросе принимали участие штатные педагоги ДО (на полную ставку) и потребители услуг дошкольного образования. В качестве экспертов и лиц, принимающих решения по поводу потребления дошкольных образовательных услуг, выступали ближайшие родственники ребенка, посещающего детский сад. Всего было опрошено 11 56 воспитателей и 1653 ближайших родственников (как правило, матери).

Таблица 1. Наличие выбора между несколькими детскими садами среди посещающих государственный детский сад

Доля от ответивших

Да, выбирали между 2-3 вариантами 50

Да, выбирали между 4 и более вариантами 1

Нет, так как он единственный в нашем населенном пункте 17

Нет, так как в этот детский сад обязаны были принять 14

Нет, по другой причине 16

Всего ответивших (чел.) 1278

Что ждут родители от детского сада? При ответе на вопросы о том, как они видят задачу детского сада, родители чаще всего (не считая очевидной задачи по присмотру и уходу), указывают на важность умственного развития ребенка и подготовки его к школе.

Таблица 2. Самые важные задачи детского сада, по мнению родителей детей, посещающих государственный детский сад

Осуществление присмотра и ухода 59%

Развитие умственных способностей 45%

Подготовка к школе 40%

Социализация, включение в общение с взрослыми и сверстниками 40%

Развитие творческих способностей 36%

Создание условий для интересного и приятного времяпрепровождения ребенка 28%

Охрана и укрепление здоровья 25%

Коррекция физического и психического развития 15%

Всего ответивших (чел.) 1124

При этом наиболее важным показателем качества работы детского сада для большинства родителей является удовольствие ребенка от пребывания в детском саду и общения там с другими детьми. Таким образом, если задачи дошкольного образования родители связывают с умственным развитием и подготовкой к школе, показатели качества работы сада для них преимущественно находятся в области поведения ребенка и его впечатлений от детского сада.

Таблица 3. Наиболее важные показатели качества работы детского сада среди посещающих государственный детский сад

Ребенок с удовольствием рассказывает об играх и общении со сверстниками 64%

Ребенок с удовольствием идет в детский сад каждый день 61%

Ребенок более самостоятельно одевается, ест, убирает игрушки 42%

Ребенок демонстрирует знания о природе, почерпнутые в детском саду 28%

Ребенок умеет придумать занятие для себя или вовлечь в свою игру сверстников 27%

Ребенок редко болеет, стал более выносливым и ловким 17%

Ребенок демонстрирует навыки чтения и счета 16%

Ребенок умеет договариваться, достигать компромисса 16%

Ребенок любит заниматься больше, чем играть 9%

Ребенок умеет постоять за себя, дать сдачи обидчику 3%

Всего ответивших (чел.) 1123

Следует отметить также, что такие показатели готовности к школе как, например, навыки самостоятельности, навыки счета и чтения, социальные навыки, являются показателями качества работы детского сада менее чем для половины родителей.

Декларируя ценности, связанные с умственным развитием и подготовкой к школе (табл. 2), внимательно следя за признаками психологического благополучия (табл. 3), при выборе детского сада родители действуют, как правило, на основании логистики перемещения и ресурсов времени семьи на ребенка и в большинстве случаев ориентируются на близость детского сада к дому. Также около половины родителей учитывают квалификацию педагогов и качество присмотра и ухода за детьми. Около трети родителей выбрали детский сад с учетом подготовки к поступлению в школу.

Даже для тех, кто воспользовался услугами негосударственного детского сада, на первом месте по популярности - качество присмотра и хорошие условия содержания детей, хотя здесь родители все же обращают больше внимания на качество подготовки к школе и набор дополнительных занятий, чем родители детей в государственных ДОО.

Таблица 4. Распространенность различных причин выбора детского сада (% от тех, кто выбирал между несколькими детскими

садами)

Государственное ДОО Негосударственное ДОО

Он расположен близко к дому 66% 39%

Квалифицированные воспитатели 49% 52%

Хороший уход за детьми, внимательное отношение 47% 61%

Хорошая репутация, престиж 37% 49%

Его посещали (посещают) дети родственников, знакомых или ваши старшие дети 32% 26%

Хорошая подготовка для поступления в школу 29% 36%

Понравились развивающие /образовательные методики, используемые в детском саду 21% 34%

Доступная оплата 20% 28%

Хорошая материальная база (помещения, бассейн, спортзал, площадка и т.д.) 15% 24%

Хороший набор дополнительных занятий для детей 15% 39%

Хорошие условия содержания детей (небольшие группы и т.д.) 14% 59%

Попали по направлению органа управления образованием 14% 1%

Хороший контингент детей 10% 26%

Детский сад прикреплен к школе, в которую мы бы хотели потом пойти 9% 2%

Сюда нетрудно поступить, были места 7% 23%

Работает кто-то из знакомых, родственников 6% 7%

Ребенок посещал в этом детском саду группу краткосрочного пребывания (ГПК) или центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) 5% 0%

В этот детский сад ребенка обязаны были принять 2% 0%

По медицинским показаниям 1% 0%

Не удалось поступить в другой детский сад 2% 11%

Другое 1% 3%

Всего ответивших (чел.) 578 137

Таким образом, если такие задачи, как присмотр, уход и общение с другими детьми совпадают с тем, что готов предоставить государственный детский сад, то в отношении развития умственных способностей и подготовки к школе представления родителей могут не только расходиться с тем, что предлагают и как это понимают детские сады, но и варьироваться между собой. Важно отметить высокую ориентированность современных родителей на ценность знаний, сформирован-ность предметных компетенций и умственное развитие. Таким образом, можно говорить

0 том, что для родителей при выборе ДОО важны базовые условия пребывания в детском саду (близость к дому, хороший присмотр и уход), но в целом от детского сада они ждут широкого спектра функций - от подготовки к школе до проживания этого периода детства с удовольствием.

При этом такие значимые факторы, как социальная компетентность, желание ребенка идти в школу, зачастую недооценены родителями. Фокусирование родителей на когнитивных аспектах дошкольного образования становится еще более заметным у родителей с высшим образованием (табл. 5).

Таблица 5. Предпочтения матерей относительно критериев готовности к школе в городах с населением более 1 млн (средний балл по шкале, где 5 - наиболее предпочтительный,

1 - наименее предпочтительный, N= 1020)

Высшее образование у матери

Нет Есть

Систематическое желание ребенка получать новые знания, учиться 2,8 3,0

Уровень его умственного развития 2,6 2,9

Сформированность навыков чтения, счета, письма 2,5 2,5

Возраст ребенка 2,5 2,2

Желание ребенка пойти в школу 2,2 2,0

Сформированность умения общаться, дружить 2,2 2,0

Дети родителей с высшим образованием чаще посещают дополнительные занятия в детском саду и вне него, направленные на предметные знания и компетенции (например, по иностранному языку, подготовке к школе) (табл. 6).

Таблица 6. Посещение дополнительных развивающих/образовательных занятий дошкольниками (в своем детском саду помимо основной программы, в других детских учреждениях или частным образом), по типу занятий, в зависимости от образования родителей

Высшее образование и у матери, и у отца Высшее образование только у матери Высшее образование только у отца И у матери, и у отца нет высшего обра-зова-ния

Общераз-вивающие занятия (мелкая моторика, память и т.д.) 15% 12% 6% 15%

Занятия иностранными языками 16% 9% 10% 6%

Творческие занятия (музыкальные, рисование, лепка, театральные, танцевальные и т.д.) 46% 41% 36% 35%

Занятия математикой, логикой 7% 7% 4% 4%

Занятия по подготовке к школе 17% 17% 12% 12%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего ответивших (чел.) 655 344 153 575

Сравнение представлений о воспитании родителей и воспитателей детских садов

При ответе на вопрос о том, какие качества важно воспитать в ребенке, для родителей наиболее популярным ответом является «ответственность» (график 1). Для родителей детей из негосударственных детских садов также важна «уверенность в своих силах», они чаще остальных ориентируются на воспитание таких качеств, как «независимость», «решительность». Среди педагогов государственных ДОО лидирует «трудолюбие». Они чаще, чем родители, отмечают «воображение» и «толерантность». Таким образом, мы видим, что у родителей имеются расхождения во взглядах с воспитателями, и этот «зазор» остается даже когда родители выбирают негосударственный детский сад.

4 'l'qjf ЕГ1> ■ Г«Дх- 1/н IF-" lufMM ¿ J .

■ lliTtCyJW^TMMbfc ДМ

ИvAiítí™

V:fÍ4JFF -ШН'СЫ 't I

'»LTp^CTk

I- : JII ri-к TI TipMHCT^H .ii-п-м h,|p п:н mjii

ИСТ» lIltrnmflMbllWI ■ .l+rjj.ü- I

тип |

I

F iiuiTÉkKi Гк HÍÍ ГФ/Ми: tb I

Ifjn

I. I

График 1. Какие качества наиболее важно воспитать в ребенке (сравнение педагогов и родителей в государственных и негосударственных ДОО )

Заключение

Сотрудничество школы, родителей и детского сада может стать ресурсом для осуществления благополучного перехода ребенка и его адаптации к школе (например, Adelman, 1996; Moles, 1993). Однако имеющиеся данные российского опроса родителей дошкольников и воспитателей ДО говорят, скорее, о том, что представления о готовности к школе и задачах детского сада у родителей и педагогов различаются и характеризуются внутренней рассогласованностью.

Родителей чаще беспокоят такие показатели готовности к школе, как умственное развитие и желание учиться, в то время как крайне важным также являются социальные навыки, учебный мотив, навыки самообслуживания. При этом, чем выше образование у родителя и чем больше он тратит на дошкольное образование ребенка, тем больший упор он будет делать на его умственное развитие и меньше уделять внимания тому, умеет ли ребенок дружить и хочет ли он учиться.

Различаются также и приоритеты в области воспитания ребенка: большинство родителей хотели бы видеть в качестве результата воспитания ответственность, в то время как воспитатели государственных детских садов, как правило, чаще всего отмечают трудолюбие.

Проблема состоит также и в том, что родители при выборе детского сада больше ориентируются на его местоположение, чем на представления о качественном дошколь-

ном образовании. Таким образом, наше исследование демонстрирует существенные рассогласования:

• В ценностях, которые родители провозглашают, говоря о задачах ДО (табл. 2), и основаниях реальных действий - выбора ДО (табл. 4)

• В признании важности подготовки к школе (табл. 2) и внимании к настроению ребенка (табл. 3)

• В представлениях о качествах, которые следует воспитывать у ребенка, родителей и воспитателей (график 1).

Последнее вообще требует содержательного дальнейшего исследования, поскольку мнения воспитателей представляются, по меньшей мере, странными и не согласуются с целями современного образования.

Расходятся и запросы родителей с высшим образованием и без такового. Фактически родители с ВО относятся к дошкольному детству своих детей более функционально, ориентируясь на умственное развитие. ■

Литература

1. Венгер ЛА. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., Смысл, 2005.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М. 2003.

4. Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как фактор психологической адаптации ребенка к школе // Вестник Тверского государственного университета. - 2012. -№15. - С. 273-278.

5. Нисская А.К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия «Психологические науки». - 2012. -№3. - С. 55-62.

6. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №9.

7. Нисская А.К. Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе // Психологические исследования. - 2012. Т.5. - №23.

8. Нисская А.К. Сравнительная оценка развивающего потенциала различных дошкольных образовательных сред. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологи-

ческих наук. - М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013.

9. Поливанова К.Н. Современное ро-дительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. - 2015. Т.7. - №3. - С. 1-11.

10. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2003.

11. Цукерман ГА., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителей. - М.: Вита-Пресс, 2012.

12. Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: тезисы Всесоюзной научной конференции. - Минск, 1971. Т. 29. - С. 6-7.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

14. Adelman H.S. Restructuring education support services and integrating community resources: Beyond the full service school model // School Psychology Review, 25 (4) (1996), P. 431-445/

15. Duncan, G.J., Dowsett, C.J., Claessens, A., Magnuson, K., Huston, A.C., Klebanov, P., Pagani, L.S., Feinstein, L., Engel, M., Brooks-Gunn, J. Sexton, H., School readiness and later achievement. // Developmental psychology. - 2007. V.43. - №6. P. 1428.

16. La Paro K.M., Pianta R.C. Predicting chil-

dren's competence in the early school years: A meta-analytic review //Review of educational research. - 2000. - V.70. - №. 4. - P. 443-484.

17. Li-Grining, C.P., Votruba-Drzal, E., Maldonado-Carrera, C. and Haas, K. Children's early approaches to learning and academic trajectories through fifth grade // Developmental Psychology. - 2010. V.46. - №5. - P. 1062.

18. Moles O.C. Collaboration between schools and disadvantaged parents: Obstacles and openings // Families And schools in a pluralistic society, State University of New York Press, Albany, NY (1993), P. 21-52

19. Pianta, R.C., Cox, M. Early Childhood Research and Policy Beliefs; Transition to kindergarten. University of North Carolina at Chapel Hill: National Center for Early Development and Learning. 2002.

20. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five to six-year-old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. - 2011. Т.31. - №1. - P. 3-16.

21. Zaslow, M., Calkins, J., Halle, T., Zaff, J., Margie, N. G. Background for Community-Level Work on School Readiness: A Review of Definitions, Assessments, and Investment Strategies. Final Report to the Knight Foundation. DC: Child Trends. 2000. [http://eric.ed.gov/?id = ED454953]

Статья поступила в редакцию 17.09.2016 г.

С \ Смотрите канал журнала «СДО» \i на YouTube: Х^УЛХУСЛ http://www.youtube. com/user/journal Preschool Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool Страница журнала «СДО» в Facebook: https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.