Научная статья на тему 'Особенности комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях МДОУ "Детский сад № 91" компенсирующего вида Г. О. Саранск'

Особенности комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях МДОУ "Детский сад № 91" компенсирующего вида Г. О. Саранск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / COMPLEX SUPPORT / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / CHILDREN WITH DISABILITIES / ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА / KINDERGARTEN COMPENSATED / ПРОЦЕСС / THE PROCESS HELP / ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна

В статье анализируются особенности процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида (МДОУ «Детский сад № 91» компенсирующего вида г. о. Саранск). Автором предложены различные трактовки термина «сопровождение», в том числе авторская. В статье представлен детальный анализ специфики деятельности МДОУ «Детский сад № 91» компенсирующего вида г. о. Саранск как субъекта сопровождения данной категории детей, подкрепленный результатами социологического исследования, проведенного с использованием метода анкетирования (опрос родителей детей с нарушением интеллекта, посещающих МДОУ «Детский сад № 91», n = 68) и качественного анализа документов. С целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа (на примере МДОУ «Детский сад № 91») автор предлагает целенаправленную модель комплексной коррекционно-развивающей работы. Она предназначена для всех участников комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта, и направлена на их более успешную интеграцию в общество и социализацию. В заключении сделан вывод о том, что проблема поиска путей оказания своевременной психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку с нарушением интеллекта, основанной на комплексном сопровождении, в ранние периоды жизни является одной из важных на современном этапе как для самого ребенка и его семьи, так и для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPLEX SUPPORT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAI DISABILITIES IN CONDITIONS OF MUNICIPAL CHILDREN’S EDUCATIONAL INSTITUTION "THE KINDERGARDEN № 91" OF COMPENSATING TYPE OF CITY OF SARANSK

The article analyzes the features of the process of supporting children with intellectual disabilities in conditions of specialized pre-school educational institutions of the compensated type (MDOU «The kindergarten № 91» Vida g. o. Saransk). The author suggests various interpretations of the term «maintenance», including the author. The paper presents a detailed analysis of the specific activities of MDOU «Тhe kindergarten № 91» compensated Vida G. O. Saransk as a subject of maintenance of this category of children is supported by results of sociological research conducted with the use of the method of the survey (the survey of parents of children with intellectual disabilities attending MDOU «Тhe kindergarten № 91», n = 68) and a qualitative analysis of documents. With the aim of developing practical recommendations for improving the process of supporting children with intellectual disabilities in conditions of preschool educational institutions of compensating type (for example, MDOU «Тhe kindergarten № 91») author, a dedicated model of complex correctional and developmental work. It is intended for all participants in the comprehensive care of children with intellectual disabilities, help optimize the process of maintenance of this category of children and are aimed at their more successful integration into society and socialization. The conclusion is that the problem of finding ways of providing timely psychological and pedagogical correction support to the child with intellectual disabilities, based on a complex support, in the early periods of life is one of the most important at the present stage both for the child and his family, and for society as a whole.

Текст научной работы на тему «Особенности комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях МДОУ "Детский сад № 91" компенсирующего вида Г. О. Саранск»

ISSN 2078-9823

УДК 3764 DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.115-121

Т. В. Соловьева

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», Саранск, Россия, e-mail: tanysha_v@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 91» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. о. САРАНСК

В статье анализируются особенности процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида (МДОУ «Детский сад № 91» компенсирующего вида г. о. Саранск). Автором предложены различные трактовки термина «сопровождение»), в том числе авторская. В статье представлен детальный анализ специфики деятельности МДОУ «Детский сад № 91»» компенсирующего вида г о. Саранск как субъекта сопровождения данной категории детей, подкрепленный результатами социологического исследования, проведенного с использованием метода анкетирования (опрос родителей детей с нарушением интеллекта, посещающих МДОУ «Детский сад № 91»», n = 68) и качественного анализа документов.

С целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа (на примере МДОУ «Детский сад № 91»») автор предлагает целенаправленную модель комплексной коррекционно-развивающей работы. Она предназначена для всех участников комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта, и направлена на их более успешную интеграцию в общество и социализацию.

В заключении сделан вывод о том, что проблема поиска путей оказания своевременной психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку с нарушением интеллекта, основанной на комплексном сопровождении, в ранние периоды жизни является одной из важных на современном этапе как для самого ребенка и его семьи, так и для общества в целом.

Ключевые слова: комплексное сопровождение, дети с нарушением интеллекта, детский сад компенсирующего вида, процесс, помощь.

Для цитирования: Соловьева Т. В. Особенности комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях МДОУ «Детский сад № 91» компенсирующего вида г. о. Саранск // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - Т. 17, № 4. - С. 115-121.

T. V. Soloveva

National Research OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: tanysha_v@bk.ru

features of complex support of children with intellectuai disabilities in conditions of municipal CHILDREN'S educational INSTITuTION «THE KINDERGARDEN № 91» OF COMPENSATING TYPE OF CITY OF SARANSK

The article analyzes the features of the process of supporting children with intellectual disabilities in conditions of specialized pre-school educational institutions of the compensated type (MDOU «The kindergarten № 91»» Vida g. o. Saransk). The author suggests various interpretations

© Соловьева Т. В., 2017

of the term «maintenance», including the author. The paper presents a detailed analysis of the specific activities of MDOU «The kindergarten № 91»» compensated Vida G. O. Saransk as a subject of maintenance of this category of children is supported by results of sociological research conducted with the use of the method of the survey (the survey of parents of children with intellectual disabilities attending MDOU «The kindergarten № 91»», n = 68) and a qualitative analysis of documents.

With the aim of developing practical recommendations for improving the process of supporting children with intellectual disabilities in conditions of preschool educational institutions of compensating type (for example, MDOU «The kindergarten № 91»») author, a dedicated model of complex correctional and developmental work It is intended for all participants in the comprehensive care of children with intellectual disabilities, help optimize the process of maintenance of this category of children and are aimed at their more successful integration into society and socialization.

The conclusion is that the problem of finding ways of providing timely psychological and pedagogical correction support to the child with intellectual disabilities, based on a complex support, in the early periods of life is one of the most important at the present stage both for the child and his family, and for society as a whole.

Keywords: complex support, children with disabilities, kindergarten compensated, the process help.

For citation: T. V. Soloveva. Features of Complex Support of Children with Intellectual Disabilities in Conditions of Municipal Children's Educational Institution «The Kindergarden N 91» of Compensating Type of City of Saransk. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanitarian : actual problems of the humanities and education. 2017. 17. No. 4. P. 115-121.

Введение

За последние годы в Российской Федерации увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе связанными с нарушением интеллектуальной деятельности. Сегодня 4,5 % детей (1,7 млн человек), проживающих на территории страны, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальном соци-ально-психолого-медицинско-педагогиче-ском сопровождении. Цель сопровождения таких детей - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Уникальный опыт осуществления сопровождения детей с нарушением интеллекта в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск (далее - МДОУ «Детский сад № 91»), требует обобщения и научного обоснования и отвечает запросам социально-педагогической и социально-психологической практики, что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Ребенок с ограниченными возможностями - это лицо, которое не может самостоя-

тельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей [4].

По мнению А. В. Мудрик, сопровождение - особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, которые необходимы для самореализации и саморазвития [3, с. 28].

В. И. Щеголь в своих исследованиях полагает, что сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, которые взаимодействуют с ребенком в образовательной среде. Ребенок, приходя в образовательное учреждение, решает для себя определенные задачи, реализует индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития [5, с. 90].

Таким образом, комплексное сопровождение в нашем исследовании - это особый вид социально-педагогического, социаль-

но-психологического и медико-социального взаимодействия специалистов различного профиля с детьми и членами их семей в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, направленный на создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность социализации в обществе.

Методы

Для изучения обозначенной проблемы были использованы следующие методы исследования: общенаучные - анализ научной литературы, системный анализ, вторичный анализ исследований; частнонаучные: а) методы сбора информации: анкетный опрос (опрос родителей детей с нарушением интеллекта, посещающих МДОУ «Детский сад № 91», п = 68), метод анализа документов (качественный); б) методы обработки результатов исследования - ранжирование, сравнение; математические и проектные методы, синтез и интерпретация полученных данных.

Генеральная совокупность - 68 семей детей, посещающих МДОУ «Детский сад № 91». Из них 42 ребенка воспитываются в полных семьях, 26 - в неполных (только матерью).

Объем выборочной совокупности с использованием сплошной выборки составил 68 человек (были опрошены хотя бы 1 из родителей каждого ребенка, посещающего МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. Саранска»).

Инструментарий исследования. Для проведения исследования разработан бланк анкеты «Особенности комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида (на примере МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск)». Бланк составлен преимущественно из полузакрытых и закрытых вопросов.

Результаты

На основе качественного анализа материалов делопроизводства МДОУ «Детский

сад № 91», учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты Республики Мордовия, а также методических разработок по сопровождению детей с нарушением интеллекта в условиях данного дошкольного образовательного учреждения были получены следующие результаты.

МДОУ «Детский сад № 91» - это единственный детский сад в г. о. Саранск, на базе которого организована коррекцион-ная работа для кратковременного и долгосрочного пребывания детей с нарушением интеллекта. Здесь также осуществляется полноценная подготовка детей предшколь-ного возраста к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида, в классах коррекции общеобразовательных школ в Республике Мордовия. Учреждение оказывает услуги в реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с умственной отсталостью. В МДОУ «Детский сад № 91» функционируют группа кратковременного пребывания и бесплатный консультативный пункт «Сотрудничество» для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, где оказываются услуги такими специалистами, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психиатр по диагностике отклонений в речевом и психофизическом развитии ребенка; выработке индивидуального направления коррекционной работы с ребенком в условиях семьи; осуществляются консультативная помощь родителям (законным представителям) детей, имеющих психофизические нарушения по вопросам причинного характера нарушений и их отдельных последствий, консультативная помощь педагогам других образовательных учреждений; подбираются пути и методы коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии.

Наряду с посещением учреждения в режиме полного дня в учреждении организована группа кратковременного пребывания, которая функционирует по гибкому графику: от 2-3 часов до 5 часов в неделю в зависимости от степени и сложности структуры дефекта. Целью такой работы служит создание педагогических условий для развития потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью и их социальной адаптации, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям). Большинство детей имеют диагноз «Выраженные эмоционально-волевые нарушения (или аутизм)» наряду с имеющимся интеллектуальным недоразвитием. Основной организационной формой работы группы кратковременного пребывания на базе МДОУ «Детский сад № 91» являются индивидуальные занятия с детьми по расписанию специалистов сопровождения (учитель-де-фектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель). Дети участвуют во всех досуговых мероприятиях и праздниках, организуемых в группах и учреждении, вместе со сверстниками.

На базе дошкольного образовательного учреждения созданы смешанные группы. Смешанная дошкольная группа - это группа, в которой одновременно воспитываются и обучаются дети со слабовыраженным интеллектуальным недоразвитием, например задержкой психического развития (две трети) и дети с синдромом Дауна (не более одной трети). В подобных группах созданы условия для ранней интеграции, а также для специальной психолого-педагогической поддержки детей, не имеющих отклонений в развитии.

Комплексное сопровождение детей с нарушением интеллекта осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, воспитатель. Родители могут получить консультацию учителя-дефектоло-га и врача-психиатра по вопросам воспитания и обучения ребенка. Таким образом, в дошкольном учреждении оказывается ком-

плексная социально-психолого-педагогическая поддержка детям с нарушением интеллекта и воспитывающим их членам семей.

С целью изучения особенностей процесса комплексного сопровождения детей с нарушением интеллекта в МДОУ «Детский сад № 91» нами с помощью целевой выборки были опрошены 35 родителей, дети которых посещают данное образовательное учреждение (период проведения исследования январь-февраль 2017 г.).

Как показало анкетирование, сопровождение детей с нарушением в интеллектуальном и физическом развитии является для родителей актуальной (60 % респондентов) и чрезвычайно актуальной (40 %) проблемой, и никто (0 %) не считает ее незначительной.

По результатам опроса к социально-психологическим характеристикам, наиболее полно характеризующим семьи, имеющие детей с нарушением в развитии, относятся: материальные проблемы - 86 %, медицинские проблемы - 66, социальная незащищенность - 86, проблемы трудоустройства - 60, проблемы воспитания ребенка - 46, проблемы общения - 53 %. УБРАЛА РИС.

На вопрос: «Какие психологические проблемы существуют у Ваших детей, посещающих МДОУ «Детский сад № 91» г. Саранска? - 80 % родителей обратили внимание на замкнутость ребенка (т. е. его неразговорчивость) как основной фактор, 40 % - на боязнь общения, 30 % сошлись на том, что чрезмерная стеснительность (скованность) являются для них приоритетными, низкую самооценку (т. е. признание себя «неспособным», «никому не нужным») отметили 20 % респондентов, «неумение правильно выразить свои мысли» - 30 %, недоверчивость - 20 %.

Респондентам предлагалось оценить уровень оказания помощи в процессе сопровождения детей, посещающих МДОУ «Детский сад № 91». Так, уровень психологической и педагогической помощи в данном учреждении на 4 балла оценили 78 % опрошенных, остальные 22 % респонден-

тов оценивают данные виды деятельности на 5 баллов (юридическую помощь на 3 балла оценили 14 %, на 4 балла - 68, на 5 баллов - 18 % родителей; медицинскую помощь на 3 балла - 7 %, на 4 балла - 93 %; консультативную помощь на 3 балла - 7 %, на 4 балла - 78, на 5 баллов - 15 %).

При этом наиболее востребованными направлениями деятельности по сопровождению детей с нарушением интеллекта в МДОУ «Детский сад № 91» являются: формирование способов усвоения общественного опыта - 86 %; лечебно-оздоровительная работа и охранительно-педагогический режим - 56; физическое воспитание - 32; познавательное развитие - 78; эмоциональное и социально-личностное развитие - 80; эстетическое воспитание - 30 %.

Из видов работы, которая ведется с родителями, имеющими детей с нарушением в интеллектуальном и физическом развитии, респонденты отметили: организацию дней открытых дверей - 73 %; беседу с родственниками и родителями, имеющими детей с нарушением в интеллектуальном развитии, - 60; оформление стендов, методических материалов, буклетов для родителей - 20; консультации по социальным, юридическим, медицинским, педагогическим и психологическим вопросам - 20 % и др.

Как показал опрос, помощь, которую оказывают специалисты по сопровождению детей с нарушением интеллекта в МДОУ «Детский сад № 91» семьям, имеющим детей: 80 % - психологическая, 93 - педагогическая, 13 - консультирование, 6 % - посредничество. При этом специалисты (педагоги, психологи и т. д.) в практической деятельности используют разнообразные методы работы: обучение навыкам самообслуживания -78 %, глинотерапия - 15, цветотерапия - 21, музыкотерапия - 56, арттерапия - 56, психокоррекция - 86, обучение хозяйственно-бытовому труду - 64, обучение социально-бытовой ориентировке - 54 % и др.

Трудностями, которые испытывают специалисты по комплексному сопровождению в

МДОУ «Детский сад № 91» при работе с детьми, имеющими нарушение в интеллектуальном развитии, являются: проблемы общения и установления контактов - 46 %, обучение элементарным навыкам гигиены, самообслуживания - 80, преодоление психологического барьера в обучении с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, - 73; а трудностями при работе с семьей: родители не следуют предписаниям специалистов - 66 %, родители не регулярно водят детей на занятия - 6, родители не согласны с методами и технологиями работы - 26, родители недовольны результатами работы специалистов - 6 %.

Материально-финансовыми, кадровыми трудностями, которые испытывает МДОУ «Детский сад № 91», затрудняющие работу с семьями, имеющими детей с нарушением в развитии, по мнению респондентов, являются: отсутствие квалифицированных специалистов - 14 %, низкая заработная плата у сотрудников учреждения - 93, подготовка и переподготовка кадров - 26, неподготовленная методическая база - 26, небольшой объем финансирования на покупку технического материала - 62 %.

Организации и службы, с которыми наиболее часто сотрудничают при выявлении и решении проблем семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии, респонденты отмечают: социальные службы - 46 %, учреждения образования - 86, поликлиники и больницы - 40, общественные и благотворительные организации - 14 %.

В целом, оценивая эффективность работы по комплексному сопровождению детей и их семей в МДОУ «Детский сад № 91», мы получили следующие результаты:

а) в полной мере эффективная, качество выполняемой работы с детьми в учреждении находится на высоком уровне - 28 %;

б) в целом эффективная, но имеются недоработки вследствие недостаточного финансирования - 58 %;

в) малоэффективная деятельность, достигается лишь треть запланированного по совокупности различных причин - 7 %;

г) неэффективная деятельность - 7 %.

По мнению респондентов, эффективность данной деятельности сдерживается следующими факторами:

- слабая правовая база системы сопровождения в целом - 30 %;

- ограниченность финансовых ресурсов - 60 %;

- неадекватная заработная плата специалистов, участвующих в сопровождении, - 40 %;

- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей негосударственных, общественных, благотворительных учреждений и организаций - 40 %.

По мнению респондентов, в современном обществе являются актуальными следующие перспективы работы по сопровождению детей с нарушением интеллекта, посещающих МДОУ «Детский сад № 91»:

1) усовершенствование правовой базы в области сопровождения семей, имеющих детей с нарушением в развитии - 56 %;

2) повышение качества предоставляемых услуг, способствующих интеграции детей с нарушением в интеллектуальном развитии и их семей - 78 %;

3) открытие специализированных центров (или кабинетов) по сопровождению для детей, имеющих интеллектуальные и физические нарушения, и их родителей, в которых оказывается помощь непосредственно данной категории и их семьям, например консультации по социальным, юридическим, медицинским, педагогическим и психологическим вопросам, проведение тренингов с родителями, направленных на формирование навыков адекватного обще-ния с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, психологическая помощь, педагогическая помощь, медицинская помощь - 36 %;

4) более тесный обмен опытом специалистов, работающих с детьми, имеющих нарушения в интеллектуальном и физическом развитии, разных регионов России, по возможности использование в работе зарубежного опыта (проведение

тематических семинаров, круглых столов, конференций среди педагогов, психологов, социальных работников по проблемам жизнедеятельности семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии, оформление печатных изданий, книг, статей, журналов по данной проблематике, выезд специалистов один раз в год на практику заграницу) - 28 %;

5) распространение методической литературы для родителей, обучающей воспитанию ребенка с проблемами развития (практические рекомендации, направленные на: а) формирование конструктивных отношений в системе «родители - ребенок с интеллектуальными нарушением», позитивно изменяющие характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе; б) семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; в) практическую психологию в работе с детьми с задержкой психического развития; памятка с информацией о воспитании и развитии детей, имеющих интеллектуальные нарушения) - 36 %;

6) повышение роли педагогической культуры в семьях, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии, путем создания благоприятного психологического климата в семье, педагогической этики, педагогического и правового просвещения родителей - 48 %.

Обсуждение

С целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа (на примере МДОУ «Детский сад № 91») нами предлагается целенаправленная модель комплексной коррекционно-раз-вивающей работы, направленной на повышение успешности процесса социализации данных детей, основанной на процессе комплексного сопровождения. Эффективность коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей с нарушением интеллекта должна осуществляться путем согла-

сованного взаимодействия всех участников образовательного процесса - специалистов процесса сопровождения (дефектолога, воспитателя, логопеда, психолога) и родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта (на примере МДОУ «Детский сад № 91»). Данная модель включает в себя следующие блоки.

Целеполагающий блок предполагает координацию взаимодействия специалистов сопровождения с целью формирования основных составляющих успешной социализации дошкольников с нарушением интеллекта. Содержательный блок раскрывает сущность взаимодействия специалистов, обеспечивающих сопровождение дошкольников в условиях коррекционного детского образовательного учреждения. Данное взаимодействие должно осуществляться по следующим направлениям: диагностическое; проектировочное; совместное проектирование индивидуального образовательного маршрута, коррекционно-развивающей программы сопровождения дошкольника; прогнозирование результатов процесса сопровождения ребенка с ОВЗ; анализ результатов сопровождения; коррекционно-раз-вивающее; рефлексивное. Процессуальный блок модели раскрывает сущность этапов процесса взаимодействия специалистов сопровождения - стимулирующего, организационного, деятельностного, рефлексивного. Оценочно-результативный блок раскрывает результат взаимодействия специалистов в ходе сопровождения ребенка [2, с. 210].

Также следует отметить, что с первого дня пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида ребенка с нарушением интеллекта и его семью должны курировать педагоги службы сопровождения. Специалисты должны приглашать родителей на заседания психолого-медико-педагогической комиссии, предоставлять каждому родителю информацию о созданных психолого-педагогических условиях. Врач-психиатр и педагоги групп должны систематически проводить индивидуальные консультации с

родителями (рассказывать о возможных поведенческих реакциях ребенка и давать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи в таких ситуациях). От эффективно организованной первоначальной работы зависит, сложатся ли партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями, станут ли последние равноправными участниками комплексного сопровождения, которое должно выстраиваться с учетом родительских пожеланий и их личного участия в успешной интеграции и социализации детей, имеющих интеллектуальные отклонения в развитии [1, с. 78].

Заключение

Комплексное сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида обеспечивает оптимизацию процессов социальной адаптации и социализации. В дошкольных образовательных учреждениях организуется систематизированная работа специалистов различного профиля по сопровождению воспитательно-образовательного процесса ребенка с нарушением интеллекта, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия. При этом проблемы, с которыми семьи, имеющие детей с нарушением в развитии, сталкиваются в процессе воспитания ребенка, имеет немаловажное значение. Поэтому, как показало исследование, нужно уделять большое внимание работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно акцентироваться на обучении родителей нормализации взаимоотношений между аномальным ребенком и его окружением, сохранении и поддержке гармонии в семье. Таким образом, проблема поиска путей оказания своевременной психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку с нарушением интеллекта, основанной на комплексном сопровождении, в ранние периоды жизни является одной из важных на современном этапе как для самого ребенка и его семьи, так и для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.