УДК 373.25
Психолого - педагогические науки
Соловьева Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
e- mail: tanysha [email protected]
Соловьева Ольга Михайловна, магистрантка кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРОВАННОГО ВИДА (НА ПРИМЕРЕ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 91 Г. О. САРАНСК)
Аннотация: В статье рассматривается специфика процесса сопровождения детей с нарушением интеллекта в МДОУ «Детский сад № 91 г. о. Саранск». Представлены основные направления данной деятельности в условиях дошкольного учреждения компенсированного вида г. Саранска.
Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, сопровождение, деятельность, образовательное учреждение.
Abstract: The article discusses the specifics of the process of supporting children with intellectual disabilities in kindergarten «Kindergarten № 91 g. o. Saransk». The main directions of this activity in the conditions of preschool institutions compensated view of the city of Saransk.
Key words: children with intellectual disabilities, support, activities, educational institution.
Ребенок с ограниченными возможностями - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или
нет, его или ее физических или умственных способностей [2]. В рамках изучения данной темы остановимся более подробно на характеристике детей с нарушением интеллекта. Термином «умственная отсталость» в специальной литературе обозначается нарушение личностного развития ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). По степени умственная отсталость делится на три группы: дебильность; имбецильность; идиотия.
Сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида - это особый вид социально-педагогического, социально-психологического и медико-социального взаимодействия специалистов различного профиля с детьми и членами их семей в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида, направленный на создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность социализации в обществе.
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91компенсирующего вида» городского округа Саранск - это единственный детский сад в городе, на базе которого организована коррекционная работа для кратковременного и долгосрочного пребывания детей с нарушением интеллекта, который также осуществляет полноценную подготовку детей предшкольного возраста к обучению в специальной (коррекционной) школе УШ вида, в классах коррекции общеобразовательных школ в Республике Мордовия. Учреждение оказывает услуги в реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с умственной отсталостью. В МДОУ «Детский сад № 91» функционирует группа кратковременного пребывания, бесплатный
консультативный пункт «Сотрудничество» для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
На базе дошкольного образовательного учреждения созданы смешанные группы. Смешанная дошкольная группа - это группа, в которой одновременно воспитываются и обучаются дети со слабовыраженным интеллектуальным недоразвитием, например задержкой психического развития, (две трети) и дети с синдромом Дауна (не более одной трети). В подобных группах специально созданы условия для ранней интеграции, а также для специальной психолого-педагогической поддержки детей, не имеющих отклонений в развитии.
Сопровождение детей с нарушением интеллекта осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель. Родители могут получить консультацию у учителя-дефектолога и врача-психиатра по вопросам воспитания своего ребенка. Таким образом, в дошкольном учреждении оказывается комплексная социально-психолого-педагогическая поддержка детям и членам их семей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
На основе качественного анализа материалов делопроизводства МДОУ «Детский сад № 91» и методических разработок по сопровождению детей с нарушением интеллекта в условиях данного дошкольного образовательного учреждения были получены следующие результаты.
Основные направления деятельности по сопровождению детей с нарушением интеллекта в МДОУ «Детский сад № 91»представлены следующим образом:
- воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3-х лет до прекращения образовательных отношений;
- проектирование и реализация индивидуальной траектории развития ребенка;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка квалифицированными специалистами в коррекционном воспитательно-образовательном процессе;
- диагностическая работа, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
В дошкольном учреждении создана уникальная коррекционно-развивающая среда, включающая в себя все необходимые компоненты для развития ребенка с нарушением интеллекта каждой возрастной группы: мультисенсорное оборудование, музыкальный и спортивный залы, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога в каждой возрастной группе, кабинет врача-психиатра, педагога - психолога.
Для родителей детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, один раз в месяц организуется работа бесплатного консультативного пункта «Сотрудничество», где оказываются услуги такими специалистами как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психиатр по диагностике отклонений в речевом и психофизическом развитии ребенка; выработке индивидуального направления коррекционной работы с ребенком в условиях семьи; осуществляется консультативная помощь родителям (законным представителям) детей, имеющих психофизические нарушения по вопросам причинного характера нарушений и их отдельных последствий, консультативная помощь педагогам других образовательных учреждений; осуществляется выбор путей и методов коррекции имеющихся отклонений в развитии. Основной задачей консультативного пункта является оказание бесплатной методической, диагностической, консультативной помощи родителям, воспитывающим детей в условиях семьи.
Наряду с посещением учреждения в режиме полного дня в учреждении организована группа кратковременного пребывания, которая функционирует по гибкому графику: от 2-3 часов до 5 часов в неделю в зависимости от степени и
сложности структуры дефекта. Целью такой работы служит создание педагогических условий для развития потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью и их социальной адаптации, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям). Большинство детей имеют диагноз «Выраженные эмоционально - волевые нарушения (или аутизм)» наряду с имеющимся интеллектуальным недоразвитием. Дети интегрируются в среду сверстников внутри системы специального образования (интернальная интеграция). Основной организационной формой работы группы кратковременного пребывания на базе МДОУ «Детский сад № 91» являются индивидуальные занятия с детьми по расписанию специалистов сопровождения (учитель - дефектолог, учитель -логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог - психолог, воспитатель). Дети участвуют во всех досуговых мероприятиях и праздниках, организуемых в группах и учреждении, вместе со своими сверстниками.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении специалистам необходимо знать следующие положения сопроводительной деятельности:
- включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности; педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции,
положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе;
- диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов;
- разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями; при разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии [1, 45];
- соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
а) создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
б) осуществлять коммуникативную направленность сопровождения;
в) строго индивидуализировать процесс сопровождения;
г) всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
д) создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей [3, 86].
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях компенсированного вида, в том числе и в МДОУ «Детский сад № 91» г. о. Саранск, организуется систематизированная работа специалистов по сопровождению воспитательно-образовательного процесса ребенка с нарушением интеллекта, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля с применением разнообразных форм данной деятельности.
Библиографический список:
1. Психолого - педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями : учебно - методическое пособие / авт.- сост. Е. М. Беленькая. - Омск : ИРООО, 2007. - 97 с.
2. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации : учебно-методическое пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон. текстовые дан. — Саранск : Издатель Афанасьев В. С., 2016. — ISBN 978-5905093-93-7. — Режим доступа : http://13rusprint.ru/books/2016/ChildWelfare/. — Загл. с экрана.
3. Технологии психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно -ориентированной образовательной среды : учеб. пособ. / И. В. Абрамова, О. В. Бобкова, Л. Ю. Беленкова [и др.] ; под общ. ред. О. В. Бобковой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 202 с.