УДК 37.025 Харсеева Наталия Вячеславовна
кандидат культурологии, доцент кафедры истории
Кубанского социально-экономического института [email protected]
Матвеева Елена Николаевна
Harseeva Natalia Vyacheslavovna
Candidate of Cultural Studies, associate professor of the chair of history, Kuban Social-and-Economical Institute [email protected]
Matveeva Elena Nikolaevna
заведующая детским садом № 130, г. Краснодар [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СИСТЕМУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
head of the kindergarten No. 130, Krasnodar [email protected]
TECHNOLOGY OF CHILD'S INTEGRATION OF WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN SYSTEM OF INTEGRATED EDUCATION AND TRAINING
Аннотация:
В статье описывается комплексная модель интегрированного воспитательно-образовательного процесса на базе дошкольного образовательного учреждения, в которой одним из актуальных направлений педагогического поиска выступает необходимость формирования идей интегрированного развития как средства социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, включенных в коллектив обычных детей.
Ключевые слова:
интеграция, дети с особыми образовательными потребностями, экспериментальная работа, полная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция.
The summary:
In the article the complex model of the integrated educational process on the basis of preschool educational institution in which as one of actual directions of pedagogical search necessity of formation of ideas of the integrated development as means of social adaptation of children with the special educational requirements, usual children included in collective acts is described.
Keywords:
integration, children with special educational needs, experimental work, full integration, partial integration, time integration.
Статистические данные системы здравоохранения, фиксирующие состояние здоровья детей, свидетельствуют о том, что здоровье большинства из них далеко не соответствует ни потребностям, ни возможностям современного общества. Не вызывает сомнения тот факт, что достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
МДОУ «ЦРР - д/с № 130» г. Краснодар, начиная с января 2009 г., четыре года работал в инновационном режиме по проблеме: «Разработка механизма адаптации детей с нарушением центральной нервной системы к условиям интегрированного воспитания и обучения». За время экспериментальной работы педагогическим коллективом создана комплексная модель интегрированного воспитательнообразовательного процесса на базе данного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в которой одним из актуальных направлений педагогического поиска выступает необходимость формирования идей интегрированного развития как средства социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, включенных в коллектив обычных детей.
В ходе эксперимента были выделены факторы, способствующие адаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой группы детского сада:
1. Единство педагогических требований к оценке воспитательно-образовательного процесса, результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в детском и педагогическом коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы воспитателей, специалистов узкой направленности, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Дети, поступая в дошкольное образовательное учреждение на основании заключения ПМПК, определяются в группу кратковременного пребывания, где получают квалифицированную помощь всех специалистов. Далее проводиться психолого-медико-педагогический консилиум, где по результатам проведенной диагностики выявляются проблемы и потенциальные возможности ребенка, с учетом уровня актуального развития. После всех проведенных процедур определяется следующая ступень психологопедагогического сопровождения ребенка и дальнейший маршрут его обучения, и та форма интеграции, которая будет полезна ребенку с особыми образовательными потребности в зависимости от его психофизического состояния.
Дети с сохранным интеллектом, средним уровнем общего развития, развернутой фразовой речью и внятно (понятно) говорящие, хорошо понимающие обращенную к ним речь взрослых и детей, определяются в массовые группы, где они воспитываются и обучаются по программе для нормально развивающихся детей, так как способны ее усвоить. В дальнейшем такие дети могут быть подготовлены к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Интегрированный ребенок получает необходимую ему коррекционную помощь в зависимости от категории нарушения, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога коррекционной группы,
которые также оказывают помощь воспитателям в организации обучения ребенка с нарушением в развитии в коллективе нормально развивающихся сверстников.
Такая форма интеграционного воспитания была названа полной. Именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования психофизических возможностей, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, устной речи ребенка с нарушениями в развитии: он постоянно находится в коллективе нормально развивающихся детей, воспитатель знает его особенности и учитывает их при проведении занятий, игр, в быту. Воспитанник с нарушением развития систематически получает адекватную помощь специалистов. Эта форма воспитания помогает детям, имеющим особые образовательные потребности, уже в дошкольном возрасте успешно адаптироваться в среде нормально развивающихся детей и взрослых.
Если же дошкольник с особыми образовательными потребностями, находящийся в условиях полной интеграции (воспитывающийся в массовой группе), несмотря на постоянную коррекционную поддержку учителя-дефектолога и индивидуальный подход воспитателя массовой группы, не справляется с программными требованиями, начинает значительно отставать от сверстников с нормальным уровнем развития, он переходит на фронтальные занятия в коррекционную группу, а все остальное время может проводить с нормально развивающимися детьми.
Детям с особыми образовательными потребностями, уже овладевшими социально-бытовыми навыками, фразовой речью на том уровне, когда возможно общение с нормально развивающимися детьми в быту, в играх, но с низким уровнем общего развития, необходима частичная интеграция.
Продолжая обучаться в консультативных и коррекционных группах, они на часть времени (как правило, вторую половину дня) вливаются в группу сверстников с нормальным уровнем психофизического развития. В массовых группах они участвуют в играх, изобразительной деятельности, режимных моментах, прогулке и т.п. Педагог-дефектолог, учитель-логопед помогают воспитателю наладить контакты с «особым» ребенком в среде нормально развивающихся сверстников, вместе с ним планируют работу по интеграции, способствуют ее адекватному проведению.
Не все воспитанники консультативных и коррекционных групп могут быть готовыми и к такой интеграции. Относительно низкий уровень психофизического развития части детей (а иногда и при наличии у них дополнительных отклонений в развитии) не позволяет им на равных ежедневно общаться с нормально развивающимися детьми. Вместе с тем и они остро нуждаются в контактах с нормально развивающимися сверстниками, в социальной адаптации. Для таких детей будет удобна иная форма интеграции -временная. Именно она наиболее сложна в реализации. Дети консультативных и коррекционных групп один-два раза в месяц совместно с детьми массовых групп могут участвовать в проведении совместных мероприятий: праздники, досуги, прогулки, игры, занятия (физкультурные, музыкальные, аэробика и т.п.). В них могут участвовать все дети консультативной и коррекционной группы и часть (обычно половина) или все воспитанники массовой группы.
Временная интеграция требует тщательного специального планирования. Важна подготовка детей с нарушениями в развитии к встрече и общению с дошкольниками с нормальным уровнем психофизического развития, важно отобрать интересные для детей виды совместной деятельности с учетом посильного участия в них «особых» детей, продумать методику их проведения, чтобы они были интересны и полезны всем воспитанникам. Необходимо заранее подготовить детей массовых и коррекционных групп к восприятию материала, с которым они столкнутся в ходе проведения совместных мероприятий: с содержанием инсценировок, которые дети увидят, с заданиями по изобразительной, конструктивной деятельности, с правилами подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр и т.п.
Такая модель позволяет принимать участие в процессе интеграции всему детскому коллективу. Различные формы интеграции дают возможность подобрать для каждого ребенка ту форму, которая сегодня ему доступна и полезна. По мере повышения уровня психофизического развития ребенок с особыми образовательными потребностями может постоянно подниматься по лестнице интеграции к более совершенным ее формам.