УДК 372 ББК 74.3
Л.А. Шмелева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рассматриваются условия для обеспечения максимальной реализации реабилитационного потенциала детей с отклонениями в развитии, а для значительной части детей открывающие возможности включения их в общий образовательный поток.
Ключевые слова: специальное образование, коррекционная помощь, дефектологические кадры, учреждение компенсирующего вида, учреждение комбинированного вида.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания образовательного процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает к созданию моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, обучении, общении и в поведении [1]. В связи с этим повышается значимость раннего выявления, диагностики и комплексной коррекции недостатков в развитии у детей дошкольного возраста. Имеющийся отечественный опыт ранней помощи убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток [2].
В городе сложились благоприятные условия для образования детей с проблемами умственного и физического развития, нуждающихся в коррекционной помощи. За прошедшие годы администрация города, управление образования совместно с Федеральным государственным унитарным центром центральной медико-санитарной частью № 15 федерального медико-биологического агентства России, общественными организа-
циями проделали значительную работу по развитию системы специального образования в дошкольных учреждениях г. Снежинска. Была не только сохранена, но и развита сеть учреждений комбинированного и компенсирующего видов.
Потребность в специальной (коррек-ционной) помощи детям дошкольного возраста в г. Снежинске возникла еще в 60-е годы. Сегодня в г. Снежинске функционируют восемь МДОУ компенсирующего вида, шесть МДОУ комбинированного вида. С 1963 года по настоящее время в городе открыто 65 групп, в которых воспитывается 834 ребенка с различными отклонениями в психофизическом развитии:
• нарушение речи;
• нарушение интеллекта;
• нарушение зрения;
• задержка психического развития;
• детский церебральный паралич;
• туберкулезная интоксикация;
• аллергодерматозы;
• бронхолегочная патология;
• патология опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время в системе дошкольного образования г. Снежинска специальное (коррекционное) образование представлено детскими садами, сетью муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.
С ее развитием возрастала потребность в дефектологических кадрах. Управле-
нием образования планово проводилась работа по подготовке и переподготовке кадров для работы с проблемными детьми. Повышение квалификации проходило на базе учебных заведений г. Москвы, Санкт-Петербурга, г. Екатеринбурга, г. Челябинска. Были организованы выездные курсы повышения квалификации с участием профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений РФ (Шаховская Светлана Николаевна, Веракса Николай Евгеньевич, Корнетов Григорий Борисович, Артемьева Татьяна Павловна, Рычкова Лидия Сергеевна, Салахова Валентина Яковлевна, Лаврова Галина Николаевна и др.).
Во всех МДОУ компенсирующего и комбинированного вида работают специалисты со средним и высшим специальным педагогическим образованием, коррекцию нарушений психофизического развития дошкольников осуществляют: 36 учителей-логопедов, 15 учителей-дефектологов, 17 педагогов-психологов; 64% педагогов - с высшей и первой квалификационной категорией, 28% - со второй квалификационной категорией; три педагога, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», 19 педагогов, награжденных знаком «Почетный работник общего образования» РФ, пять -знаком «Отличник народного просвещения», 26 педагогических и руководящих работников - «Почетной грамотой Министерства образования РФ».
Управление образования в тесной связи с Федеральным государственным унитарным центром центральной медико-санитарной частью № 15 федерального медико-биологического агентства России большое внимание уделяет раннему выявлению, диагностике, профилактике и комплексной коррекции недостатков в развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и рече-
вого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим, за последние годы организованы: смешанная группа по интегрированному обучению детей с двух до трех лет с отклонениями в развитии, диагностическая группа с двух до трех лет, три диагностических группы с двух до четырех лет. В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ЗПР, умственной отсталостью, детей-инвалидов, актуальна проблема поиска новых, эффективных форм оказания кор-рекционной, психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. В целях удовлетворения социального запроса населения в группах для детей с особыми образовательными потребностями, создания наиболее благоприятных условий для их социализации и коррекции путем включения их в среду нормально развивающихся детей организованы две интегрированные разновозрастные группы с кратковременным пребыванием «Особый ребенок» (МДОУ № 14).
Лучший опыт муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида по организации работы с самыми маленькими воспитанниками, имеющими те или иные отклонения в развитии, был представлен в нашем городе в 1999 г. на региональном семинаре «Организация раннего выявления, диагностики и комплексной коррекции недостатков в развитии у детей дошкольного возраста», проведенном в г. Снежинске под руководством Министерства образования и науки Челябинской области.
В г. Снежинске 99,7% детей раннего и дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения. Анализ коррекционной работы МДОУ показал, что большая роль в выявлении детей с нарушениями в развитии отводится профилактической работе. Ежегодно по
приказу начальника Управления образования в дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида направляются учителя - дефектологи для выявления детей с проблемами в развитии. Специалисты совместно с руководителями детского сада направляют детей на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для определения про -граммы дошкольного образования: для МДОУ компенсирующего вида; МДОУ развивающего вида. В дошкольных образовательных учреждениях организована работа психолого-медико-педагогических консилиумов (в 23 детских садах -100%), логопедических пунктов (15 садов - 65%).
В штатах детских садов имеются ставки учителей-логопедов, педагогов-психологов. Осуществляется мониторинг уровня и динамики психофизического развития детей, на основании которого специалистами планируются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, разрабатываются рекомендации, проводятся консультации для воспитателей, родителей по оказанию ребенку помощи в домашних условиях.
В МДОУ организована работа по психологическому сопровождению образовательного процесса. Педагоги-психологи осуществляют коррекцию нарушений психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств воспитанников, большое внимание уделяют работе с родителям, так как конструктивный настрой в семье, эмоциональное принятие и любовь родителей к своему ребенку является необходимым условием проведения эффективной кор-рекционно-реабилитационной работы с малышом. Педагоги-психологи проводят консультации, тренинги, беседы. Создана эффективная система взаимодействия педагогического и медицинского персонала учреждений с семьями детей. Таким образом, родители не остаются наедине с проблемами своего ребенка, своевременно разрешают их.
Созданная система комплексной, специальной (коррекционной) помощи детям дает положительные результаты. По стандартизированным показателям за 2009 год эффективность коррекцион-ной работы следует предпставить таким образом:
• из 195 выпускников коррекционных групп со значительным улучшением выпущены - 88% детей, с частичным улучшением - 12%;
• из числа детей с нарушением речи с чистой речью - 77%;
• из числа детей с задержкой психического развития, направленных в массовую школу - 60%,
• из числа детей с нарушением зрения с полным выздоровлением - 33%;
• за последние три учебных года в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» до 95% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида и с углубленным изучением предметов, до 5% - в речевые классы МОУ;
• в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» - до 98% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида и с углубленным изучением предметов;
• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» - до 100% - в МОУ общеобразовательного вида.
• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26» - до 73% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида, до 10% выпускников -в МОУ V вида, до 12% - в МОУ № 122 (VII вида), в МОУ № 128 (VIII вида) - до 5%,
• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 5» - до 60% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида, в МОУ № 122 (VII вида) - до 24%, в МОУ № 128 (VIII вида) - 11%, на индивидуальное обучение - 5%. Таким образом, следует отметить социальную адаптированность и подготовленность выпускников детских садов к школьному обучению.
Библиографический список
1. Аманова Л.М., Антонов В.Н. Психофизиологические основы формирования отклоняющегося поведения у трудных детей // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 1. С. 42-45.
2. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями // Материалы всерос. конф. М.: ООО Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. С. 75-98.