Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации специального образования в дошкольных учреждениях'

Некоторые аспекты организации специального образования в дошкольных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА / УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА / SPECIAL EDUCATION / CORRECTIONAL TREATMENT / DEFECTOLOGY PERSONNEL / INSTITUTION OF COMPENSATIVE TYPE / INSTITUTION OF COMBINED TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева Лариса Анатольевна

Рассматриваются условия для обеспечения максимальной реализации реабилитационного потенциала детей с отклонениями в развитии, а для значительной части детей открывающие возможности включения их в общий образовательный поток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмелева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Special Education in Preschool Institutions

The conditions for maximal realization of rehabilitation potential of children with abnormalities, and possibility of engaging of considerable part of such children in the general educational group are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации специального образования в дошкольных учреждениях»

УДК 372 ББК 74.3

Л.А. Шмелева

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рассматриваются условия для обеспечения максимальной реализации реабилитационного потенциала детей с отклонениями в развитии, а для значительной части детей открывающие возможности включения их в общий образовательный поток.

Ключевые слова: специальное образование, коррекционная помощь, дефектологические кадры, учреждение компенсирующего вида, учреждение комбинированного вида.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания образовательного процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает к созданию моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, обучении, общении и в поведении [1]. В связи с этим повышается значимость раннего выявления, диагностики и комплексной коррекции недостатков в развитии у детей дошкольного возраста. Имеющийся отечественный опыт ранней помощи убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток [2].

В городе сложились благоприятные условия для образования детей с проблемами умственного и физического развития, нуждающихся в коррекционной помощи. За прошедшие годы администрация города, управление образования совместно с Федеральным государственным унитарным центром центральной медико-санитарной частью № 15 федерального медико-биологического агентства России, общественными организа-

циями проделали значительную работу по развитию системы специального образования в дошкольных учреждениях г. Снежинска. Была не только сохранена, но и развита сеть учреждений комбинированного и компенсирующего видов.

Потребность в специальной (коррек-ционной) помощи детям дошкольного возраста в г. Снежинске возникла еще в 60-е годы. Сегодня в г. Снежинске функционируют восемь МДОУ компенсирующего вида, шесть МДОУ комбинированного вида. С 1963 года по настоящее время в городе открыто 65 групп, в которых воспитывается 834 ребенка с различными отклонениями в психофизическом развитии:

• нарушение речи;

• нарушение интеллекта;

• нарушение зрения;

• задержка психического развития;

• детский церебральный паралич;

• туберкулезная интоксикация;

• аллергодерматозы;

• бронхолегочная патология;

• патология опорно-двигательного аппарата.

В настоящее время в системе дошкольного образования г. Снежинска специальное (коррекционное) образование представлено детскими садами, сетью муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.

С ее развитием возрастала потребность в дефектологических кадрах. Управле-

нием образования планово проводилась работа по подготовке и переподготовке кадров для работы с проблемными детьми. Повышение квалификации проходило на базе учебных заведений г. Москвы, Санкт-Петербурга, г. Екатеринбурга, г. Челябинска. Были организованы выездные курсы повышения квалификации с участием профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений РФ (Шаховская Светлана Николаевна, Веракса Николай Евгеньевич, Корнетов Григорий Борисович, Артемьева Татьяна Павловна, Рычкова Лидия Сергеевна, Салахова Валентина Яковлевна, Лаврова Галина Николаевна и др.).

Во всех МДОУ компенсирующего и комбинированного вида работают специалисты со средним и высшим специальным педагогическим образованием, коррекцию нарушений психофизического развития дошкольников осуществляют: 36 учителей-логопедов, 15 учителей-дефектологов, 17 педагогов-психологов; 64% педагогов - с высшей и первой квалификационной категорией, 28% - со второй квалификационной категорией; три педагога, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», 19 педагогов, награжденных знаком «Почетный работник общего образования» РФ, пять -знаком «Отличник народного просвещения», 26 педагогических и руководящих работников - «Почетной грамотой Министерства образования РФ».

Управление образования в тесной связи с Федеральным государственным унитарным центром центральной медико-санитарной частью № 15 федерального медико-биологического агентства России большое внимание уделяет раннему выявлению, диагностике, профилактике и комплексной коррекции недостатков в развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и рече-

вого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим, за последние годы организованы: смешанная группа по интегрированному обучению детей с двух до трех лет с отклонениями в развитии, диагностическая группа с двух до трех лет, три диагностических группы с двух до четырех лет. В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ЗПР, умственной отсталостью, детей-инвалидов, актуальна проблема поиска новых, эффективных форм оказания кор-рекционной, психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. В целях удовлетворения социального запроса населения в группах для детей с особыми образовательными потребностями, создания наиболее благоприятных условий для их социализации и коррекции путем включения их в среду нормально развивающихся детей организованы две интегрированные разновозрастные группы с кратковременным пребыванием «Особый ребенок» (МДОУ № 14).

Лучший опыт муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида по организации работы с самыми маленькими воспитанниками, имеющими те или иные отклонения в развитии, был представлен в нашем городе в 1999 г. на региональном семинаре «Организация раннего выявления, диагностики и комплексной коррекции недостатков в развитии у детей дошкольного возраста», проведенном в г. Снежинске под руководством Министерства образования и науки Челябинской области.

В г. Снежинске 99,7% детей раннего и дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения. Анализ коррекционной работы МДОУ показал, что большая роль в выявлении детей с нарушениями в развитии отводится профилактической работе. Ежегодно по

приказу начальника Управления образования в дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида направляются учителя - дефектологи для выявления детей с проблемами в развитии. Специалисты совместно с руководителями детского сада направляют детей на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для определения про -граммы дошкольного образования: для МДОУ компенсирующего вида; МДОУ развивающего вида. В дошкольных образовательных учреждениях организована работа психолого-медико-педагогических консилиумов (в 23 детских садах -100%), логопедических пунктов (15 садов - 65%).

В штатах детских садов имеются ставки учителей-логопедов, педагогов-психологов. Осуществляется мониторинг уровня и динамики психофизического развития детей, на основании которого специалистами планируются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, разрабатываются рекомендации, проводятся консультации для воспитателей, родителей по оказанию ребенку помощи в домашних условиях.

В МДОУ организована работа по психологическому сопровождению образовательного процесса. Педагоги-психологи осуществляют коррекцию нарушений психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств воспитанников, большое внимание уделяют работе с родителям, так как конструктивный настрой в семье, эмоциональное принятие и любовь родителей к своему ребенку является необходимым условием проведения эффективной кор-рекционно-реабилитационной работы с малышом. Педагоги-психологи проводят консультации, тренинги, беседы. Создана эффективная система взаимодействия педагогического и медицинского персонала учреждений с семьями детей. Таким образом, родители не остаются наедине с проблемами своего ребенка, своевременно разрешают их.

Созданная система комплексной, специальной (коррекционной) помощи детям дает положительные результаты. По стандартизированным показателям за 2009 год эффективность коррекцион-ной работы следует предпставить таким образом:

• из 195 выпускников коррекционных групп со значительным улучшением выпущены - 88% детей, с частичным улучшением - 12%;

• из числа детей с нарушением речи с чистой речью - 77%;

• из числа детей с задержкой психического развития, направленных в массовую школу - 60%,

• из числа детей с нарушением зрения с полным выздоровлением - 33%;

• за последние три учебных года в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» до 95% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида и с углубленным изучением предметов, до 5% - в речевые классы МОУ;

• в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» - до 98% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида и с углубленным изучением предметов;

• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» - до 100% - в МОУ общеобразовательного вида.

• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26» - до 73% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида, до 10% выпускников -в МОУ V вида, до 12% - в МОУ № 122 (VII вида), в МОУ № 128 (VIII вида) - до 5%,

• в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 5» - до 60% выпускников поступают в МОУ общеобразовательного вида, в МОУ № 122 (VII вида) - до 24%, в МОУ № 128 (VIII вида) - 11%, на индивидуальное обучение - 5%. Таким образом, следует отметить социальную адаптированность и подготовленность выпускников детских садов к школьному обучению.

Библиографический список

1. Аманова Л.М., Антонов В.Н. Психофизиологические основы формирования отклоняющегося поведения у трудных детей // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 1. С. 42-45.

2. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями // Материалы всерос. конф. М.: ООО Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. С. 75-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.