Научная статья на тему 'Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области'

Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ети с ограниченными возможностями здоровья / регион / специальное образование / интеграция / содержательные характеристики / структурные характеристики / методические центры / children with the limited possibilities of health / region / the vocational education / integration / substantial characteristics / structural characteristics / the methodical centres

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Л. Баранова

В статье представлена целостная модель региональной системы специального образования, реализованная в условиях Ростовской области. Дана характеристика всех ступеней специального образования: начиная от системы ранней психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии – до системы непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано взаимодействие между компонентами региональной системы специального образования: образовательными учреждениями, учреждениями и службами, осуществляющими консультативные, диагностические и коррекционные услуги, государственными и негосударственными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Л. Баранова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational conditions of availability of formation in system of the vocational education of the Rostov area

In article the complete model of regional system of the vocational education, realised in the conditions of the Rostov area is presented. The characteristic of all steps of the vocational education, beginning from system of the early psihologopedagogical help is given children with deviations in development to system of continuous vocational training of persons with the limited possibilities of health. Interaction between components of regional system of the vocational education is shown: educational institutions, establishments and the services which are carrying out advisory, diagnostic and correctional services, state and private.

Текст научной работы на тему «Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377/378(470.61) ББК 74.56/74.58(2Рос-4Рос)

М. Л. Баранова

Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области

В статье представлена целостная модель региональной системы специального образования, реализованная в условиях Ростовской области. Дана характеристика всех ступеней специального образования: начиная от системы ранней психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии -до системы непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано взаимодействие между компонентами региональной системы специального образования: образовательными учреждениями, учреждениями и службами, осуществляющими консультативные, диагностические и коррекционные услуги, государственными и негосударственными учреждениями.

In article the complete model of regional system of the vocational education, realised in the conditions of the Rostov area is presented. The characteristic of all steps of the vocational education, beginning from system of the early psihologo-pedagogical help is given children with deviations in development - to system of continuous vocational training of persons with the limited possibilities of health. Interaction between components of regional system of the vocational education is shown: educational institutions, establishments and the services which are carrying out advisory, diagnostic and correctional services, state and private.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, регион, специальное образование, интеграция, содержательные характеристики, структурные характеристики, методические центры.

Key words: children with the limited possibilities of health, region, the vocational education, integration, substantial characteristics, structural characteristics, the methodical centres.

В настоящее время около 4,2 % от общего количества детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в особых условиях получения образования. Целенаправленная работа по созданию таких условий в региональной системе специального образования Ростовской области (далее РССО) позволила выделить и обосновать наиболее общие характеристики региональной системы специального образования, обеспечивающие доступность

образования для проживающих в регионе лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 2; 3; 4; 5].

Содержательные характеристики РССО Ростовской области

Последнее десятилетие в РССО Ростовской области (далее РССО Ро) как и во всём региональном образовании в целом, активизировались процессы восстановления культурно-исторических традиций донского края, культуры донского казачества. Эти процессы нашли отражение в содержании специального образования, прежде всего в его региональном компоненте. Практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в учебные планы включаются такие предметы, как история Донского края, литература Дона, экосистемы Дона. Организуется деятельность кружков, студий по изучению традиционного для Дона народно -го творчества. В процессе трудового профильного обучения во многих специальных школах дети осваивают навыки по одному из видов народных промыслов: художественной росписи, изготовлению народной игрушки, ручной вышивки, вязания, макраме, лозоплетения и др.

В смотрах, конкурсах, художественных выступлениях детских коллективов как специальных школ, так и ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, обязательно представляются достижения детей в освоении народного творчества.

Профориентационная работа и профессиональная подготовка в специальных школах области ориентированы также на требования социального запроса, обусловленные особенностями регионального рынка труда, наличием специальных групп в учреждениях начального и среднего специального образования, особенностями местного хозяйственно-бытового уклада (сельская местность, небольшой районный центр, мегаполис).

Разнопрофильная профессионально-трудовая подготовка учащихся (в каждой школе она ведётся по 3-4 профилям и более), включение специальных школ области в программу профильного обучения учащихся, развитие дополнительного образования обеспечивают вариативность специальных образовательных услуг. Опыт специальных школ Ростовской области в этом направлении был представлен на всероссийском семинаре «Новые подходы к профессиональному обучению детей в специальном коррекционном учреждении», проходившем в Ростове в 2004 году.

Развитие разноуровневого специального образования в Ростовской области выражается, в частности, в организации обучения детей с глубокими и множественными нарушениями. В 2002 г. был утвержден «Порядок приема детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида». В настоящее время данная категория детей обучается как в специально организованных классах для детей с

умеренной умственной отсталостью, так и в общих классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по индивидуальным программам. С 2006 г. организован класс, работающий по программе «Особый ребёнок» в условиях общеобразовательной школы (МОУ СОШ №1 г. Аксая).

По результатам деятельности ПМПК возрастает число детей с комплексными нарушениями в развитии. Специальное обучение детей со сложной структурой дефекта постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации их к условиям жизни в регионе. Вместе с тем на сегодня не достаточно определены организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Поэтому построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта является очередной задачей педагогических коллективов специальных образовательных учреждений.

Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.

Структурные характеристики РССО Ростовской области

Центральным структурным компонентом РССО является сеть специальных образовательных учреждений. В региональной сети представлены все восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также компенсирующие ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это позволяет говорить о самодостаточности РССО Ростовской области.

Дошкольное образование

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов получают специальное образование 9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи - 6 208 детей. Следующей по численности является категория детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 1697 человек. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, воспитываются 1 007 детей. Проходят обучение по программам для детей с на -рушениями интеллекта 359 дошкольников и для детей с нарушениями слуха - 208 детей.

Сеть учреждений специального дошкольного образования представлена ДОУ компенсирующего вида - всего 57 дошкольных образовательных учреждений; - ДОУ комбинированного вида, в состав которых входят специальные группы, реализующие программы специального дошкольного образования для различных категорий дошкольников с нарушениями развития - всего 339 групп; группы

кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии - всего 20; три специальных (коррекционных) детских дома.

Начиная с 2002 г., в регионе в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов активно развивается методическое направление деятельности. Развитие этого направления было связано с увеличением числа детей, имеющих различные нарушения развития, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Поэтому сами условия способствовали тому, чтобы ДОУ, имеющие необходимый опыт обучения той или иной категории детей, соответствующее программно-методическое обеспечение, квалифицированных специалистов-дефектологов, становились своеобразными методическими центрами района. Такие учреждения объединяли вокруг себя ряд учреждений, осуществляющих функции специального образования в отношении части своих воспитанников, но не имеющих необходимого кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методических функций в регионе с каждым годом становятся разнообразнее: помимо традиционных МО (профильных и интегрированных для специалистов разного профиля), получили развитие консультативно-методические пункты, стажёрские площадки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом, начала формироваться полицентрическая структура региональной системы специального образования в её дошкольном звене. Помимо методических функций, направленных на «подтягивание» отстающих образовательных учреждений до уровня, соответствующего современным требованиям к качеству специального дошкольного образования, активное развитие получила инновационная деятельность в регионе, что привело к усилению специализации отдельных учреждений. В одних ДОУ это проявилось в организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии (ДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 г. Таганрога), в других - в появлении групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ № 92, г. Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьих - в создании единого коррекционно-развивающего про -странства для детей с разным характером нарушений в условиях ДОУ с разнопрофильными компенсирующими группами (ДОУ № 316, г. Ростов-на-Дону), в четвёртых - в опыте интегрированного обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175, г. Ростов-на-Дону), в пятых - в индивидуализации коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной помощи детям на основе четырёхуровневого ПМП-сопровождения, включающего реализацию вариативных (шесть вариантов) оздоровительных программ (ДОУ № 57, г. Ростов-на-Дону) и т. д.

Общее образование

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ростовской области обучается 4 898 учащихся. Из них около

1 500 детей - дети-инвалиды. По программам учреждений 1^111 видов в специальных классах при массовых школах области обучается 3 387 человек. Проходят обучение по программе учреждения VIII вида в специальном (коррекционном) детском доме-школе 77 человек. В условиях надомного обучения - при специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах, а также в специальных школах надомного обучения - получают образование

2 500 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Наконец, 2 438 человек обучаются интегрированно по индивидуальным программам специальных коррекционных учреждений видов в общеобразовательных классах массовых школ.

Практически в каждой специальной (коррекционной) школе видов созданы классы для детей с множественными наруше -ниями. В трех специальных (коррекционных) школах VIII вида организованы классы для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. В остальных школах VIII вида дети названной категории обучаются в условиях интернальной интеграции.

Специальных (коррекционных) образовательных учреждений в области 30, специальных классов в массовых школах 215. Из них: I и II вида - 5 классов; VII вида - 194 класса; VIII вида - 16 классов.

В области открыты три школы надомного обучения (г. Таганрог - реализована модель общегородской школы надомного обучения; г. Сальск - реализована модель школы надомного обучения при образовательном учреждении начальная школа-детский сад; г. Шахты - реализована модель школы надомного обучения при специальной школе VIII вида).

Помимо названных организационных форм специального (кор-рекционного) образования в Ростовской области, следует назвать учреждения, не входящие напрямую в сеть учреждений специального коррекционного образования, но реализующие коррекционные функции в отношении своих учащихся. Это одна специальная общеобразовательная школа закрытого типа - в ней воспитывается 101 человек, и пять санаторных школ-интернатов.

Как видно из приведённых данных, количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, почти в два раза меньше, чем количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в условиях специальных классов при массовых школах, а также в условиях надомного или интегрированного обучения. Поэтому на ступени общего образования такая ситуация привела к развитию на базе отдельных образовательных учреждений методических цен-

тров по обучению детей определённой категории. Школы - методические центры - организовывают работу областных профильных методических объединений, выполняют функции первичной экспертизы научно-исследовательской деятельности педагогов и коллективов образовательных учреждений, участвуют в курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогов, работают с соответствующей категорией детей, а также обобщают инновационный опыт и занимаются его распространением и публикацией. В соответствии с приказом министра МО и ПО Ро за каждой специальной (коррекционной) школой закреплён ряд территорий по организации методической помощи общеобразовательным учреждениям, в которых интегрированно обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, и на ступени общего образования идёт становление полицентрической организации РССО Ростовской области. Это явилось одной из причин резкого увеличения в последние годы количества детей, обучающихся интегрированно в общеобразовательных классах по специальным (коррекционным) программам.

К сожалению, качество специального образования в условиях интегрированного обучения пока что не может конкурировать с качеством, обеспечиваемым в специальных образовательных учреждениях. Объясняется это недостаточной методической подготовкой учителей массовых школ в области специальной педагогики. Изменившееся отношение к интегрированному обучению в большинстве случаев не подкреплено соответствующими знаниями и профессиональными умениями педагогов.

Кроме того, недостаточно отработаны многие организационные вопросы интегрированного обучения, связанные, например, с организацией профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях массовой школы (особенно в сельской местности). Это требует дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения системы специального образования (в частности, подготовки педагогов интегрированного обучения), совершенствования взаимосвязей между учреждениями специального и общего образования, стимулирования инновационных процессов, исследовательской деятельности образовательных учреждений по поиску и отработке наиболее эффективных организационных решений в отношении интегрированного обучения детей.

Профессиональное образование

Сеть учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и профессиональное обучение детей с ограниченными воз -можностями здоровья в РССО Ро, представлена следующими организационными формами.

Классы профильного обучения в учреждениях I—VI видов существуют в семи специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Деятельность этих классов организована: 1) на основе лицензии на осуществление начального профессионального обучения; 2) на основе договора с ПТУ; 3) в соответствии с учебными планами 10-11 классов. В этих учреждениях реализуются программы строительного, обувного профилей обучения, фотодела, автодела, ряда сельскохозяйственных специальностей, вязально-трикотажного дела, художественной обработки изделий, кулинарии, цветоводства, обслуживающего труда.

Классы начальной профессиональной подготовки созданы и работают во всех образовательных учреждениях VIII вида. Программы профессиональной подготовки в этих классах включают программы строительного, обувного и швейного профилей, ряда сельскохозяйственных специальностей, цветоводства, обслуживающего труда. В этих учреждениях созданы соответствующие материально-технические условия для реализации программ начального профессионального обучения соответствующего профиля.

Учреждения начального профессионального образования - это профессионально-технические училища (ПТУ), которые на основе договоров осуществляют профессиональное обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях специальных групп либо интегрированно. Таких ПТУ в области пять: № 41 г. Батайска, № 48 г. Донецка, № 11 г. Ростова-на-Дону, № 30 г. Таганрога, № 58 г. Новошахтинска. В некоторых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях созданы филиалы ПТУ, осуществляющие профессиональное обучение выпускников, которые проживают весь этот период в школе-интернате. Начальное профессиональное образование дети с ограниченными возможностями здоровья получают также в условиях учебных групп в территориальных центрах занятости населения.

Учреждения среднего профессионального образования. В области имеется полностью специализированное учреждение средне -го профессионального образования, обучающее инвалидов -Новочеркасский специализированный техникум-интернат для детей-инвалидов, реализующий программы, связанные с моделированием и технологией изготовления швейных изделий, информационными технологиями; учреждение, обучающее инвалидов в условиях специальной группы - Донской педагогический колледж, в котором с 2001/02 учебного года по программе среднего профессионального образования, специальность 050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проходят обучение выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов; а также техникумы и колледжи, в которых выпускники специальных коррекционных учреждений обучаются в «общем потоке».

Учреждения высшего профессионального образования осуществляют профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в «общем потоке», а также в условиях специальных групп интегрированного обучения. Такая группа создана в Институте педагогики и психологии ПИ ЮФУ для студентов с нарушением слуха, выпускников специальной группы Донского педагогического колледжа. Студенты с нарушением слуха обучаются по программе высшего профессионального образования по специальности 540601 Управление дошкольным образованием. Практические занятия проводятся отдельно в специальной группе, в которой они учатся, а лекционные занятия - в «общем потоке» с помощью сурдопереводчика.

Сеть сопутствующих учреждений и служб

Этот компонент системы специального образования Ростовской области представлен сетью государственных учреждений и служб разной ведомственной принадлежности, осуществляющих консультативно-диагностическую и коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Помимо государственных учреждений и служб, сеть сопутствующих учреждений и служб включает негосударственные структуры.

В системе образования этот компонент представлен психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), психолого-педагогическими и медико-социальными центрами, психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, логопедическими пунктами при общеобразовательных учреждениях и при дошкольных образовательных учреждениях, психологической службой образовательных учреждений, консультативно-диагностическими пунктами при ДОУ компенсирующего и комбинированного видов и при специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, службами (Центрами) ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи детям.

В последнее время в регионе значительно расширилась сеть психолого-медико-педагогических комиссий. За период с 2000 по 2009 г. отмечается рост их количества (в 2000 г. - 24, 2009 г. - 33). Вместе с ростом сети происходит изменение статуса комиссий. Из временных, кустовых они преобразуются в штатные, постоянно действующие, что обеспечивает высокий уровень не только диагностической работы, но и позволяет определять и в дальнейшем отслеживать образовательный маршрут ребенка.

Широкое распространение в области получили образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). В области их 16. Деятельность указанных образовательных учреждений направлена на оказание помощи детям, испытывающим труд-

ности в освоении образовательных программ, на осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям, предотвращение школьной и социальной дезадаптации у обучающихся воспитанников. Организующим и методическим звеном в системе центров является областной центр диагностики и консультирования.

В системе здравоохранения консультативно-диагностическая и коррекционно-развивающая помощь оказывается на 65 логопедических пунктах детских поликлиник в 13 городах и пяти сельских районах области; в сурдологопедических кабинетах при центральной городской больнице г. Ростова-на-Дону и при областной клинической больнице; в реабилитационном центре для детей с патологией ЦНС, умственной отсталостью, нарушением слуха и речи и отделении дневного пребывания для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха на базе Областной детской больницы; логопедической службой в условиях Областной клинической больницы и Онкологического института отделений клинических больниц; в городском диагностическом центре и в двух негосударственных лечебно-диагностических центрах (г. Ростов-на-Дону); в шести домах ребёнка, где содержатся дети с патологией развития от рождения до двух лет; в условиях стационара Областной детской психиатрической больницы, а также помощь в экспертизе характера и степени нарушений здоровья и развития для установления инвалидности и дальнейшей разработки индивидуальной программы реабилитации, включающей рекомендации по профессиональной подготовке и образованию, которая проводится Государственной службой медико-социальной экспертизы.

В системе социальной защиты населения помощь детям с огра -ниченными возможностями здоровья оказывается в условиях специальных психоневрологических интернатов.

В системе МВД в условиях центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) необходимую помощь оказывают педагоги, психологи и логопеды. Методическую помощь специалистам ЦВИНПа оказывают специалисты областного Центра диагностики и консультирования.

Негосударственный сектор сети сопутствующих учреждений и служб включает: один реабилитационный центр «Свеча» (частный), оказывающий психолого-педагогическую помощь детям с глубокими и множественными нарушениями, с нарушением общения (РДА); два частных лечебно-диагностических центра в Ростове-на-Дону, Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов - общественные организации ВОС и ВОГ; общественное объединение родителей, имеющих детей инвалидов. Общественные организации тесно сотрудничают со специ -

альными образовательными учреждениями при решении проблем, связанных с организацией специальных спортивных и культурно-массовых мероприятий: специальной олимпиады для детей с нарушениями в развитии, игры «Веселые старты», первенств области по различным видам спорта, областных фестивалей художественного творчества детей-инвалидов и других мероприятий.

Учреждения, входящие в сеть основных и сопутствующих учреждений Ростовской РССО для расширения возможностей в реализации функций специального образования, объединяются, образуя комплексы. В системе специального образования Ростовской области сложились следующие образовательные комплексы:

• городское сетевое объединение общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с научно-образовательным центром ЮФУ «Диагностика. Развитие. Коррекция» (ДОУ № 181, 175, 66, МОУ СОШ № 67);

• объединение дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с сопутствующими учреж -дениями и службами: ДОУ и службы ранней психолого-педагогической помощи (ДОУ № 293, г. Ростов-на-Дону, № 66, г. Таганрог); ДОУ и ПМПК (например, ДОУ № 181 и № 189, г. Ростов-на-Дону);

• объединение дошкольных образовательных учреждений ком -пенсирующего и комбинированного видов со специальными обще -образовательными учреждениями: образовательные комплексы начальная школа-детский сад компенсирующего вида (например, ОУ № 2, г. Ростов-на-Дону, г. Сальск); объединения специальной школы с дошкольными учреждениями компенсирующего и комбинированного видов в рамках школьного округа (например, Приморский коррекционно-развивающий школьный округ Азовского района), дошкольные группы в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений (например, в специальной школе-интернате II вида № 48, г. Ростов-на-Дону);

• объединение специальных (коррекционных) школ с сопутст-вующими учреждениями (учреждениями дополнительного образования, ППМС центрами, ПМПК, ДЮСШ), которые существуют практически в каждой специальной школе Ростовской области;

• объединение специальных (коррекционных) школ с учреждениями профессионального образования (например, объединение ДПК и ПИ ЮФУ с областным Центром обучения неслышащих или специальной коррекционной школы-интерната VIII вида г. Новошех-тинска и ПТУ № 45);

• объединение школ надомного обучения с общеобразовательными и специальными школами (модель школы надомного обучения, г. Таганрог и общеобразовательной школы № 18, г. Ростов-на-Дону);

• объединение специальных школ с общеобразовательными учреждениями, осуществляющими интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (например, специальная коррекционная школа VII вида г. Азова и Кагальницкой СОШ Азовского р-на, в структуре которой функционируют классы выравнивания).

Последняя модель объединения начала развиваться в региональной системе специального образования в последнее время. Это связано с тем, что все большее количество родителей, имеющих детей с нарушениями в психическом и физическом развитии, в соответствии с предоставленным им Федеральным законом «Об образовании» правом самостоятельно определять форму обучения ребёнка и образовательное учреждение изъявляют желание быть рядом с ребенком, помогать ему в учебе, социализации и становлении личности. Поэтому наряду с традиционным обучением в специальных школах-интернатах открываются в массовых школах специальные (коррекционные) классы (группы) для детей с нарушениями в развитии. Общеобразовательные школы, получая лицензию на данный вид деятельности, создают условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Значительная роль в качественном развитии этой сети принадлежит специальным (коррекционным) образовательным учреждениям. На основе договора с общеобразовательными учреждениями они оказывают методическую помощь по вопросу содержания и организации специальных образовательных услуг детям с нарушениями в развитии, помощь в программно-методическом обеспечении. Большое внимание уделяют этому вопросу практически все коллективы специальных школ. В настоящее время разработана схема взаимодействия структур специального и массового образования.

Таким образом, в региональной системе специального образо -вания Ростовской области существуют объединения учреждений, входящих в основной, сопутствующий и управленческий уровни её организации.

Взаимодействие РССО Ростовской области с негосударственными и общественными организациями, а также с учреждениями системы общего образования области свидетельствует об открытости региональной системы специального образования.

Список литературы

1. Баранова М.Л. Региональная система специального образования: проектирования и организация: моногр. - Ростов н/Д: РГУ, 2006. - 228 с.

2. Кобрина Л.М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе: моногр. / Л.М. Кобрина, И.М. Медведева. - СПб.: Наука-Питер, 2007. - 256 с.

3. Кобрина Л.М., Денисова О.А. и др. Система регионального специального образования: моногр. / Л.М. Кобрина, - Вологда, 2008. - 224 с.

4. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». - М.: Права человека, 2001. - С. 30-47.

5. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». - М.: Права человека, 2001. - С. 56-61.

УДК 376.1-058.264 ББК 74.37

М. А. Муратова

Способность к обнаружению противоречий у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Известно, что речевое, интеллектуальное и психическое развитие тесно связаны между собой [3; 8]. Как видно из исследований [3; 7; 8], человеческие формы поведения, психические функции и способности не даны ребенку от рождения, они формируются под влиянием целенаправленного обучения и воспитания, условий жизни в обществе. Соответственно, «субстратом человеческих психических свойств являются не только врожденные нервные механизмы, но и прижизненно формирующиеся функциональные системы» [4].

А. Куссмауль, П. Мари, М.В. Богданов-Березовский [5], а также -Р.А. Белова-Давид, Е.А. Кириченко [2] доказывают, что существует влияние первичного речевого нарушения на интеллектуальное раз -витие ребенка, так называемая «общеорганическая дефектность». Авторы считали, что недоразвитие речевых и других психических процессов у неговорящих и плохо говорящих детей приводит к глубоким первичным нарушениям в их интеллектуальной сфере.

Для детей с общим недоразвитием речи ОНР постановка и решение задачи является сложным процессом мыслительной деятельности.

Можно сказать, что дети с ОНР нуждаются в коррекционной работе, цель которой - не только компенсация речевых недостатков, но и развитие мыслительных операций. В ходе коррекционного процесса детям постоянно требуется дифференцировать и решать поставленные перед ними проблемные ситуации. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями оказаться на более высокой ступени восприятия окружающего мира. Познание и дифференциация окружающего мира осуществляется с помощью мыслительных операций, благодаря которым у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.